Точка зрения: государственная закупка товаров (работ, услуг) за пределами Республики Беларусь

При необходимости закупки товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов она осуществляется по правилам законодательства о государственных закупках, в частности Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон), Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее — Указ N 590) и иных нормативных правовых актов.

Сфера действия Закона — это отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок на территории Республики Беларусь, включая процесс выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним договора на государственную закупку (ст. 2).

Тем самым Закон, равно как и иные нормативные правовые акты, действует на территории государства, не имеет экстерриториального характера.

В свою очередь, территория Республики Беларусь юридически может иметь место на территории иностранного государства, к примеру при нахождении за пределами Республики Беларусь дипломатических представительств (посольств, постоянных представительств при международных организациях, миссий) и консульских учреждений. Указанные субъекты являются органами внешних сношений Республики Беларусь, которые представляют Республику Беларусь в государствах пребывания (международных организациях) и выполняют функции в интересах ее внешней политики. Такие субъекты при их нахождении за пределами республики, тем не менее, являются резидентами Республики Беларусь, в том числе для целей бюджетного финансирования их деятельности (подп. 1.49 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 N 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь»).

Дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь и государства пребывания, в том числе Положением о дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 09.07.1996 N 247.

Если речь идет о дипломатическом представительстве, то правовой статус данного субъекта регулируется также нормами Венской конвенции о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961), на основании которой гарантирована неприкосновенность помещений представительства, помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий (ст. 22).

Специфичность отношений, связанных с деятельностью дипломатических представительств и консульских учреждений, тем не менее, не исключает необходимость соблюдения ими законодательства Республики Беларусь, включая Закон, для целей приобретения товаров (работ, услуг) по содержанию дипломатических представительств и консульских учреждений. Очевидно, приобретение товаров (работ, услуг) целесообразно на территории страны пребывания, но руководствоваться при этом должностные лица указанных учреждений, уполномоченные на приобретение товаров (работ, услуг), должны нормами Закона, Указа N 590 и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь о государственных закупках. Абсурдность ситуации состоит в том, что, к примеру, если должен быть проведен электронный аукцион (конкурентная процедура) на электронной торговой площадке в Республике Беларусь <1> для закупки товаров и их поставки на территорию государства, скажем, в Южной Америке или в Австралии, то вероятность признания его несостоявшимся стремится к 100%.

<1> http://www.icetrade.by; http://zakupki.butb.by.

Каких-либо изъятий в действующем национальном законодательстве относительно проведения в данном случае неконкурентной процедуры (закупки из одного источника) не установлено.

Тем самым в описанной ситуации дипломатические представительства и консульские учреждения вынуждены проводить процедуры, предусмотренные ст. 17 Закона, а при наличии оснований, предусмотренных в приложении к Закону, приложении к Указу N 590 — закупку из одного источника.

В то же время Договором о Евразийском экономическом союзе (заключен в г. Астане 29.05.2014) вопрос о приобретении товаров (работ, услуг) дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями (именуются также загранучреждениями) разрешен. Так, приобретение товаров, работ и услуг загранучреждениями государств-членов, обособленными подразделениями заказчиков, действующих от их имени, для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, а также для целей миротворческих операций — это один из случаев, предусмотренных приложением 3 к Протоколу о порядке регулирования закупок (далее — Протокол о закупках) к Договору о Евразийском экономическом союзе (п. 44).

При этом с позиции содержания Протокола о закупках из одного источника либо у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закупка может осуществляться при наличии расчета и обоснования цены договора (контракта) о закупке (п. 10 приложения 1 к Протоколу о закупках). И при этом предусмотрено, что государство-член вправе сократить в своем законодательстве о закупках перечень товаров, работ и услуг, предусмотренный приложением 3 к Протоколу о закупках.

От государства-участника требуется закрепление случаев закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в национальном законодательстве, что исключает прямое применение п. 44 приложения 3 к Протоколу о закупках.

Таким образом, полагаем, что при внесении изменений и дополнений в Закон вопрос с приобретением дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями (загранучреждениями) необходимо решать окончательно в пользу проведения закупки из одного источника при приобретении указанными субъектами товаров (работ, услуг) за пределами Республики Беларусь для их содержания. Однако на сегодня в условиях отсутствия специального основания для проведения закупки из одного источника для загранучреждений последние должны руководствоваться нормами Закона и Указа N 590 в части выбора вида процедуры государственных закупок.