Социально-правовая природа преступлений, предусмотренных ст. 317 — 318 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), в значительной степени обусловлена их предметом, в роли которого выступает транспортное средство. Именно путем определенного взаимодействия с транспортным средством лицо посягает на безопасность движения или эксплуатации автодорожного транспорта.
В правоприменительной деятельности неправильное определение предмета преступления может влечь как незаконное привлечение к уголовной ответственности невиновных, так и освобождение от ответственности виновных. Целям исключения подобных ошибок должно служить ясное обозначение в УК транспортных средств, относящихся к предмету преступления. Но, кроме того, законодателю следует включать в названный предмет только те транспортные средства, посредством которых причиняется вред объекту этих преступлений. Необоснованное сужение либо расширение круга таких транспортных средств недопустимо, поскольку в первом случае важные для общества отношения по обеспечению безопасности движения или эксплуатации автодорожного транспорта остаются без уголовно-правовой охраны, в последнем — применение мер уголовной репрессии является избыточным.
Ученые, исследовавшие обозначенные составы преступлений (Б.А.Куринов [1], В.К.Глистин [2], В.И.Ткаченко [3], А.В.Галахова [4], И.М.Тяжкова [5], А.И.Коробеев [6], Д.В.Смирнов [7] и др.), как правило, проводили юридический анализ их предмета. Многие научные работы содержали лишь комментирование уголовного закона, но некоторые авторы высказывали предложения по его совершенствованию в части описания предмета преступления либо отнесения к последнему тех или иных транспортных средств.
Однако большинство публикаций, посвященных данной проблематике, были написаны несколько десятилетий назад и не отражают современных технических достижений и тенденций в этой сфере. Законом Республики Беларусь от 17.07.2006 N 147-З «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь и кодексы Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон N 147-З) [8] примечание к ст. 317 УК, определяющее понятие транспортного средства, было принципиально изменено. Примечание к ст. 317 УК также изменялось Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности» [9]. Изложенное диктует необходимость по-новому посмотреть на предмет преступлений, предусмотренных ст. 317 — 318 УК.
Согласно действующей редакции примечания к ст. 317 УК под транспортным средством, указанным в ст. 214, 317 — 318 УК, понимаются механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также шасси транспортного средства и самоходная машина. Таким образом, предмет преступления включает в себя три вида транспортных средств:
- механические транспортные средства;
- шасси транспортного средства;
- самоходные машины.
В действующем законодательстве механическими транспортными средствами признаются транспортные средства, приводимые в движение двигателем (подп. 2.26 п. 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее — ПДД) [10]). Механическими транспортными средствами в п. 2 ПДД названы: автомобиль, автобус (как вид автомобиля), трамвай, троллейбус, колесный трактор, мотоцикл, мопед.
Шасси транспортного средства — составная часть грузового автомобиля, прицепа к нему, грузопассажирского автомобиля, тягача, предназначенная для последующего изготовления транспортного средства, не имеющая составляющих частей для перевозки пассажиров и (или) грузов и установленного оборудования. Участие в дорожном движении шасси транспортных средств должно осуществляться в соответствии с требованиями ПДД, предъявляемыми к транспортным средствам, если ПДД не установлено иное в отношении шасси транспортных средств (подп. 2.77-1 п. 2 ПДД).
Самоходная машина — это гусеничный трактор, сельскохозяйственная, дорожная, строительная, иная машина, не предназначенная для участия в дорожном движении (подп. 2.60 п. 2 ПДД). Для правильного решения вопроса об отнесении транспортных средств к самоходным машинам следует обратиться к ч. 1 п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 01.10.2008 N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст.ст. 317 — 318, 321 УК)», согласно которому для правильного применения терминов «механическое транспортное средство», «самоходная машина» следует руководствоваться их определениями, содержащимися в ПДД [11].
Представляется спорным мнение о якобы неоправданном выделении в предмете рассматриваемых преступлений самоходных машин, обоснованное тем, что «механическое транспортное средство, оборудованное двигателем, и самоходная машина есть одно и то же», т.к. «самоходность предполагает наличие двигателя» [12, с. 12]. Несмотря на то что самоходные машины, как и иные механические транспортные средства, приводятся в движение собственным двигателем, их обособление и в Уголовном кодексе Республики Беларусь от 29.12.1960 (далее — УК 1960 года), и в действующем УК вызвано особым назначением таких машин. В отличие от иных механических транспортных средств самоходные машины предназначены для выполнения сельскохозяйственных, мелиоративных, дорожно-строительных и других работ, участвуя в дорожном движении постольку, поскольку это необходимо для выполнения этих работ.
Транспортное средство должно признаваться предметом преступления независимо от формы собственности на него, а также ведомственной принадлежности. Однако ответственность за нарушение правил вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин наступает по ст. 464 УК. Состав данного преступления характеризуется специальным субъектом, признаки которого указаны в ч. 1 примечаний к гл. 37 УК, поэтому такое деяние, совершенное лицом, не обладающим соответствующими признаками, при наличии указанных в уголовном законе оснований, по нашему мнению, должно влечь ответственность по ст. 317 — 318 УК.
Не относятся к анализируемому предмету транспортные средства, не являющиеся ни механическими, ни самоходными машинами (например, велосипеды, веломобили, гужевые повозки и др.). Д.В.Смирнов, критикуя позицию, занимаемую законодателем в этом вопросе, предлагает относить к предмету преступного нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств все виды транспортных средств, осуществляющих дорожное движение. «Нарушение порядка эксплуатации транспортных средств, предназначенных для дорожного движения, является особым видом преступлений, так как данные транспортные средства имеют специфические особенности своего использования. И автомобиль, и трамвай, и велосипедист, и гужевая повозка являются участниками дорожного движения. На них распространяется обязанность соблюдать предписанные государством правила осуществления дорожного движения», — аргументирует свое предложение ученый [7, с. 15].
Но указанное предложение не учитывает, что угроза безопасности движения или эксплуатации автодорожного транспорта, исходящая от вышеназванных транспортных средств, абсолютно различна. Например, даже неподвижный автомобиль таит в себе эту угрозу, в то время как велосипед, гужевая повозка и другие транспортные средства, приводимые в движение мускульной силой человека или животного либо внешними силами природы, такой опасности, как правило, не представляют. Также важно принимать во внимание, что к управлению механическими транспортными средствами соответствующих категорий допускаются только лица, прошедшие специальную подготовку и сдавшие квалификационные экзамены, а для управления велосипедами, гужевыми повозками и пр. этого не требуется. Поэтому в контексте преступлений, предусмотренных ст. 317 — 318 УК, речь должна идти не о транспортных средствах как таковых, а только о тех из них, неправильное использование которых всегда ставит под угрозу безопасность движения или эксплуатации автодорожного транспорта и для управления которыми лицо должно пройти соответствующую подготовку. Ответственность же велосипедистов, водителей гужевого транспорта и иных лиц, виновных в посягательстве на безопасность движения или эксплуатации автодорожного транспорта, в зависимости от конкретных обстоятельств произошедшего наступает по ст. 321 УК или по статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья.
Как отмечалось выше, подход законодателя к определению предмета анализируемых преступлений существенно изменился со вступлением в силу Закона N 147-З.
Во-первых, изменилось само название предмета преступления: название «автодорожное транспортное средство», являвшееся новеллой, закрепленное в примечании к статье 317 УК (в редакции от 29.06.2006), было заменено на характерное для УК 1960 года название «транспортное средство».
Отметим, что признак «автодорожное» отражал специфику предмета рассматриваемых преступлений — связь с автомобильными дорогами как комплексам инженерных сооружений, предназначенным для движения транспортных средств. В то же время термин «транспортное средство» может быть использован для обозначения средств транспорта любого вида (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного).
Во-вторых, был изменен способ описания предмета преступления. Законодатель отказался от перечисления в самом уголовном законе конкретных транспортных средств: всех видов автомобилей, тракторов и иных самоходных машин, трамваев, троллейбусов, мотоциклов. Вместо этого примечание к ст. 317 УК (в редакции от 17.07.2006) стало содержать отсылку к терминам «механическое транспортное средство» и «самоходная машина», для уяснения которых необходимо обращаться к специальному законодательству, а в ряде случаев — к судебной практике.
Очевидно, что указание в самом УК конкретных транспортных средств облегчало деятельность практических работников по правовой оценке содеянного: в подавляющем большинстве случаев предмет преступления был прямо указан в уголовном законе, поэтому отсутствовала необходимость обращаться к специальному законодательству. Это также служило определенным ориентиром по верному отнесению к предмету преступления тех или иных транспортных средств. Так, формулировка «тракторы и иные самоходные машины» нацеливала практических работников на содержание такого оценочного признака, как «иные самоходные машины».
В-третьих, был исключен признак механических транспортных средств — рабочий объем двигателя.
Данное решение законодателя учитывает появление и постепенное распространение в современном мире транспортных средств, к которым указанный признак не может быть применим (автомобили, оборудованные электродвигателями, двигателями с водородным топливным элементом и т.д.). Такие транспортные средства также относятся к источнику повышенной опасности, а связанные с их использованием нарушения представляют угрозу безопасности движения или эксплуатации автодорожного транспорта, поэтому они должны включаться в предмет преступлений, предусмотренных ст. 317 — 318 УК. По этой причине неперспективной, на наш взгляд, следует признать точку зрения о необходимости наделения транспортных средств, являющихся предметом преступления, признаком «приводимые в движение двигателем с рабочим объемом более 50 куб.см и имеющие конструктивную скорость свыше 50 км/ч» [13, с. 11, 17].
Однако за счет исключения рассматриваемого признака предметом преступления стали являться все механические транспортные средства независимо от объема двигателя, что расширило сферу действия уголовно-правового запрета. В частности, ст. 317 — 318 УК стали распространяться на механические транспортные средства, приравненные к мотоциклам, а также на мопеды и приравненные к ним транспортные средства.
Согласно законодательству к мотоциклам приравнены трехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 килограммов, а также механические транспортные средства, оборудованные двигателем с рабочим объемом до 50 куб.см, имеющие максимальную конструктивную скорость движения не более 50 км/ч (подп. 2.28 п. 2 ПДД). Мопедами признаются механические транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб.см и имеющие максимальную конструктивную скорость движения не более 50 км/ч. Кроме того, к мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками (подп. 2.27 п. 2 ПДД).
В теории уголовного права предлагалось восполнить исключение из примечания к ст. 317 УК признака, ограничивающего объем двигателя механических транспортных средств пятьюдесятью кубическими сантиметрами, признаком государственной регистрации транспортных средств [14, с. 175 — 177]. Предмет рассматриваемых преступлений охватывался бы транспортными средствами, подлежащими государственной регистрации. Перечень таких транспортных средств был бы определен в специальном нормативном правовом акте путем включения в него тех транспортных средств, использование которых может представлять угрозу безопасности функционирования автодорожного транспорта. Данный перечень мог бы оперативно изменяться или дополняться при появлении транспортных средств с какими-либо новыми признаками, что отслеживалось бы уполномоченными государственными органами. Реализация этого предложения позволила бы не только обеспечить стабильность нормы примечания к ст. 317 УК, но и не прибегать к оценочным категориям для описания предмета преступления.
В настоящее время единый в Республике Беларусь порядок государственной регистрации и государственного учета транспортных средств установлен Положением о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 N 1849 (далее — Положение) [15]. Согласно п. 8 указанного Положения государственной регистрации подлежат все транспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб.см и более и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к ним, кроме боковых прицепов к мотоциклам.
Получается, что некоторые из механических транспортных средств, включенных Законом N 147-З в предмет рассматриваемых преступлений, даже не подлежат государственной регистрации. Полагаем, что такое несоответствие требует устранения.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
- Предмет рассматриваемых преступлений должен включать транспортные средства, неправильное использование которых всегда ставит под угрозу безопасность движения или эксплуатации автодорожного транспорта и к управлению которыми допускаются только лица, прошедшие специальную подготовку.
- В названии указанного предмета целесообразно отразить его связь с автодорожным транспортом.
- При описании предмета преступления следует ориентироваться на указание конкретных транспортных средств непосредственно в уголовном законе, имея в виду, что наличие в норме оценочных признаков создает риск возникновения ошибок при квалификации преступлений, связанный с разным пониманием некоторыми практическими работниками смысла уголовного закона и его отдельных положений.
- В примечании к ст. 317 УК необходимо называть лишь те признаки транспортных средств, относительно которых можно прогнозировать их неизменность в течение длительного периода времени.
С учетом вышеизложенного предлагаем сформулировать примечание к ст. 317 УК в следующей редакции: «Под автодорожным транспортным средством, указанным в статьях 214, 317 — 318 настоящего Кодекса, понимаются все виды автомобилей, колесные тракторы, самоходные машины, трамваи, троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства, подлежащие в установленном законодательством порядке государственной регистрации».
Такой вид сформулированной нормы позволит избежать необходимости внесения в нее законодательных корректив в течение срока действия УК, одновременно способствуя правильному применению уголовного закона на практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Куринов, Б.А. Автотранспортные преступления. Квалификация и ответственность / Б.А.Куринов. — М.: Юрид. лит., 1976. — 208 с.
2. Курс советского уголовного права: в 5 т. / Ленингр. гос. ун-т. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — Т. 5 / В.К.Глистин [и др.]; отв. ред. Н.А.Беляев. — 654 с.
3. Ткаченко, В.И. Преступления против общественной безопасности: учеб. пособие / В.И.Ткаченко. — М.: ВЮЗИ, 1984. — 81 с.
4. Галахова, А.В. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений: учеб. пособие / А.В.Галахова. — М.: МССШМ МВД СССР, 1990. — 56 с.
5. Тяжкова, И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности / И.М.Тяжкова. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. — 275 с.
6. Коробеев, А.И. Транспортные преступления / А.И.Коробеев. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. — 404 с.
7. Смирнов, Д.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Д.В.Смирнов; Ин-т междунар. права и экономики. — М., 2004. — 27 с.
8. О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь и кодексы Республики Беларусь об административных правонарушениях: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2006 г., N 147-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — N 111. — 2/1242.
9. О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности: Закон Респ. Беларусь, 28 дек. 2009 г., N 98-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2010. — N 16. — 2/1651.
10. Правила дорожного движения: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 28 нояб. 2005 г., N 551 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2005. — N 189. — 1/6961.
11. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст.ст. 317 — 318, 321 УК): постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 01 окт. 2008 г., N 7 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — N 249. — 6/710.
12. Мартынюк, А.И. Предмет угона транспортных средств / А.И.Мартынюк // Вести Института современных знаний. — 2006. — N 3. — С. 12 — 15.
13. Федорченко, М.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / М.В.Федорченко; Нижегородский гос. ун-т. — Н. Новгород, 2004. — 31 с.
14. Сахарчук, А.И. Перспективы законодательного определения предмета угона автодорожного транспортного средства в УК Республики Беларусь / А.И.Сахарчук // Актуальные проблемы развития правовой системы современного общества: материалы междунар. науч. конф., Минск, 29 — 30 окт. 2002 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: Г.А.Шумак [и др.]. — Минск, 2003. — С. 175 — 177.
15. Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 дек. 2002 г., N 1849.