Согласно ч. 1 ст. 22 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее — Закон N 148-З) учреждением финансовой поддержки предпринимателей (УФПП) является некоммерческая организация, создаваемая по решению областного (Минского городского) исполнительного комитета или иного юридического лица в целях обеспечения содействия проведению государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий.
Положение об учреждениях финансовой поддержки предпринимателей, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2010 N 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее — Положение об УФПП), определяет порядок их создания и деятельности. Поскольку деятельность данной некоммерческой организации осуществляется в организационно-правовой форме учреждения, то при регулировании ее деятельности применяются нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), в частности ст. 120 ГК.
Основными направлениями деятельности УФПП являются: содействие в реализации инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, внедрение в производство новых видов продукции и др. (п. 7 Положения об УФПП).
Средства УФПП согласно п. 11 Положения об УФПП формируются за счет денежных средств соответствующего местного бюджета, выделяемых в установленном порядке, собственных средств юридических лиц, кредитов, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, доходов, полученных от размещения временно свободных средств на текущих (расчетных) банковских счетах и (или) во вклады (депозиты), а также за счет поступлений от уставной деятельности и других источников, не запрещенных законодательством.
УФПП может предоставлять субъектам малого предпринимательства:
- финансовые средства на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
- имущество на условиях финансовой аренды (лизинга);
- субсидии для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;
- субсидии для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;
- субсидии для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;
- гарантии по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь за счет денежных средств соответствующих местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков (п. 8 Положения об УФПП).
В части второй пункта 2 Положения об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 N 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», также установлено, что по решению облисполкомов, Минского горисполкома государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, может оказываться городскими, районными исполнительными комитетами и (или) местными администрациями, а также через учреждения финансовой поддержки предпринимателей, созданные в областях (г. Минске). Финансовые средства, предоставленные субъектам малого предпринимательства на возвратной возмездной или безвозмездной основе, и плата за пользование данными средствами аккумулируются на счетах учреждений финансовой поддержки предпринимателей и используются для финансирования мероприятий программ.
Обязательным условием предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства является создание ими новых рабочих мест.
УФПП может выделять субсидии субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (центрам поддержки предпринимательства, инкубаторам малого предпринимательства) в соответствии с решением облисполкома (Минского горисполкома) и за счет денежных средств, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
УФПП не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему.
Если в соответствии с учредительными документами УФПП предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Указанные доходы и приобретенное за счет их имущество могут использоваться на популяризацию и стимулирование развития предпринимательской деятельности (проведение конкурсов, издание методических пособий и другие мероприятия).
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых из местных бюджетов, осуществляется облисполкомами (Минским горисполкомом).
Руководство УФПП осуществляет директор, назначаемый собственником учреждения в порядке, установленном законодательством, уставом. Директор несет персональную ответственность за эффективность работы УФПП, рациональное использование имущества учреждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь (п. 13 — 16 Положения об УФПП).
Следует заметить, что в ранее действующем законодательстве, а именно в Законе Республики Беларусь от 16.10.1996 N 685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», не содержалась норма относительно возможности создания УФПП. Только в 2010 году с принятием Закона N 148-З к иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, законодатель отнес УФПП. Впоследствии (также в 2010 году) было принято Положение об УФПП. Хотя, например, деятельность Брестского областного государственного учреждения финансовой поддержки предпринимателей (БОГУФПП) началась в 2003 году.
В Республике Беларусь наиболее активно осуществляют свою деятельность не только Брестское областное государственное учреждение финансовой поддержки предпринимателей (ранее было зарегистрировано в Министерстве экономики Республики Беларусь в качестве инкубатора малого предпринимательства), но и Гродненское областное учреждение финансовой поддержки предпринимателей (ГОГУФПП) (в настоящее время имеет также статус базового центра поддержки предпринимательства).
Брестское областное государственное учреждение финансовой поддержки предпринимателей образовалось 24 июля 2003 г. в результате реорганизации Брестского областного государственного фонда финансовой поддержки предпринимателей. В период с 2003 по 2007 год БОГУФПП была оказана финансовая поддержка 63 субъектам малого предпринимательства. В 2008 году БОГУФПП был организован инкубатор малого предпринимательства. В структуре инкубатора развиваются услуги лизинга, но администрация в равной степени заинтересована в продвижении услуг микрофинансирования. Как одно из перспективных направлений рассматривается возможность создания фонда гарантий и поручительств под банковские кредиты, привлекаемые субъектами малого предпринимательства. Наряду с финансовыми, БОГУФПП предоставляет сопряженные услуги: организационное содействие, предоставление информации, консультации, обучение.
Гродненское областное учреждение финансовой поддержки предпринимательства, созданное в 1997 году, предоставляет финансирование под 7% годовых на проекты производственного характера, инновации, развитие придорожного сервиса и энергосберегающие программы.
Максимальный объем финансирования по одному объекту — 130 млн.руб., средний размер займа — 40 — 50 млн.руб. <1>.
<1> Концепция развития микрофинансирования в Республике Беларусь на 2010 — 2015 годы (The concept of microfinance development in the Republic of Belarus for 2010 — 2015): разработана в рамках реализации совместного проекта Национального банка Республики Беларусь и ПРООН «Содействие развитию микрофинансирования в Республике Беларусь» / М.Р.Овчиян, Ю.В.Малафей. — Минск, 2010. — 86 с.
Имея возможность выступать учредителем других юридических лиц, ГОГУФПП согласно решению Гродненского областного исполнительного комитета от января 2011 г. N 4 «О создании открытого акционерного общества «Гродненское областное инвестиционное агентство» является учредителем открытого акционерного общества «Гродненское областное инвестиционное агентство». ГОГУФПП внесло в качестве вклада в уставный фонд данного общества денежные средства в размере 1 млн.руб.
Следует заметить, что еще в 2004 году согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2004 N 519 «О некоторых вопросах деятельности некоммерческих организаций по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства» (далее — постановление N 519) была предусмотрена возможность финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства некоммерческими организациями, созданными (создаваемыми) областными и Минским городским исполнительными комитетами, иными юридическими и физическими лицами, в том числе посредством предоставления поручительств по кредитам и займам, выдаваемым этим субъектам.
Постановлением N 519 утверждено Положение о порядке предоставления некоммерческими организациями поручительств по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства.
В частности, установлено, что поручительство, предоставленное по одному кредиту или займу, не может обеспечивать более 70 процентов от размера кредита или займа. Общий размер суммы, на которую могут быть предоставлены поручительства одному субъекту малого предпринимательства, не должен превышать 30 процентов от суммы всех средств, предназначенных на осуществление некоммерческой организацией деятельности по предоставлению поручительств.
За предоставление поручительства с субъекта малого предпринимательства взимается плата в размере, устанавливаемом некоммерческой организацией самостоятельно в процентах от суммы, на которую предоставлено поручительство.
Для обеспечения исполнения договора поручительства некоммерческие организации размещают денежные средства во вклады (депозиты) в банке-кредиторе либо в банке, обслуживающем организацию, предоставившую заем субъекту малого предпринимательства, на срок действия кредитного договора либо договора займа.
Для получения поручительства субъект малого предпринимательства представляет в некоммерческую организацию соответствующее заявление, к которому прилагаются следующие документы: копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации; письмо банка либо предоставляющей заем организации о намерении предоставить кредит или заем с приложением проекта кредитного договора либо проекта договора займа; бизнес-план реализации проекта, для получения кредита или займа под который испрашивается поручительство, одобренный банком либо иной финансирующей организацией. В случае необходимости по требованию некоммерческих организаций могут представляться иные документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства, обратившегося за получением поручительства.
Для рассмотрения документов, представленных субъектом малого предпринимательства, могут привлекаться независимые специалисты и представители кредитора, предоставляющего банковский кредит или заем.
По итогам рассмотрения документов принимается решение о предоставлении поручительства либо об отказе в его предоставлении. В случае принятия решения о предоставлении поручительства заключается договор поручительства между некоммерческой организацией и банком либо организацией, предоставляющей заем.
В случае исполнения некоммерческой организацией своих обязательств по договору поручительства к ней переходят права кредитора в объеме исполненных обязательств.
При анализе проблемных аспектов деятельности УФПП во многих источниках указывается на то, что нестабильная ситуация деятельности подобной организации связана прежде всего с ее зависимостью от государственного финансирования. Реальные поступления из государственной программы поддержки предпринимательства в десятки раз ниже запланированных. Кроме того, государственная форма собственности делает УФПП непривлекательным для международных организаций и доноров <2>.
<2> Малафей, Ю., Елецких, Т. Проблемы и перспективы микрофинансирования в Беларуси // Банковский вестник. — 2005. — N 34. — С. 6.