Уголовная ответственность за оборот и использование поддельных акцизных марок

О введении в республике уголовной ответственности за оборот и использование поддельных акцизных марок

Статья 261-1, получившая название «изготовление, сбыт либо использование поддельных акцизных марок Республики Беларусь», была включена в Уголовный Кодекс Республики Беларусь (далее — УК) Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь» <1>.

<1> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 83. 2/974.

С учетом положений части 3 статьи 9 УК действия, предусмотренные статьей 261-1 УК, как ранее не являвшиеся преступными, влекут уголовную ответственность только в случаях, когда они совершены после вступления в силу указанного Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года, т.е. с 5 августа 2003 года. Статистика Министерства юстиции Республики Беларусь свидетельствует, что за полгода действия в республике статьи 261-1 УК за совершение анализируемого преступления был осужден 1 человек.

Столкнувшись с фактами использования в хозяйственном обороте страны поддельных акцизных марок Республики Беларусь, белорусское государство пошло на введение уголовной ответственности за их оборот и использование. Понятно, что как и в других случаях установления уголовной ответственности за деяния, ранее не признававшиеся преступными, Беларусь в известной мере учла законодательный опыт ряда иностранных государств в сфере противодействия этим явлениям уголовно-правовыми средствами.

При этом такой опыт служил, скорее, ориентиром, нежели предметом для безусловного копирования или подражания. Так, схожие нормы, устанавливающие уголовную ответственность за оборот и использование поддельных акцизных марок (марок акцизного сбора, контрольных или специальных марок либо знаков соответствия или официальных ценных знаков), выглядят в иностранном уголовном законодательстве следующим образом.

Например, в статье 208 УК Казахстана 1997 года предусмотрена уголовная ответственность за нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров марками акцизного сбора, повлекшее причинение значительного ущерба, а равно за изготовление или приобретение с целью сбыта либо использование или сбыт заведомо подложных марок акцизного сбора <2>.

<2> Уголовный кодекс Республики Казахстан / Предисловие И.И. Рогова. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 235.

Статьи 313, 314 УК Польши 1997 года признают преступлением подделку или переделку с целью использования или выпуска в обращение официальных ценных знаков либо удаление с таких знаков обозначения об их аннулировании, а равно их выпуск в оборот, приобретение или использование либо хранение с целью выпуска в оборот <3>.

<3> Уголовный кодекс Республики Польша / Вступительная статья А.И. Лукашова, Э.А. Саркисовой. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 205.

Введенная Федеральным законом России от 9 июля 1999 года «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и дополнений и изменения в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» статья 327.1 УК Российской Федерации установила уголовную ответственность за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок, а равно за их использование <4>.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 28. Ст. 3491.

Статья 216 Уголовного кодекса Украины 2001 года выделяет среди преступлений в сфере хозяйственной деятельности такое преступление как незаконное использование, подделку, использование или сбыт незаконно изготовленных, полученных либо поддельных марок акцизного сбора или контрольных марок для маркировки упаковок экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм либо голографических защитных материалов <5>.

<5> Уголовный кодекс Украины / Предисловие В.Я. Тация и В.В. Сташиса. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 193.

Об объекте и предмете преступления, предусмотренного статьей 261-1 УК

Преступление, предусмотренное статьей 261-1 УК, имеет своим основным непосредственным объектом установленный порядок оборота и использования акцизных марок Республики Беларусь (далее — акцизных марок), который обеспечивает защиту интересов финансовой системы республики, пополняемой за счет уплаты соответствующих обязательных платежей в бюджет.

Вред финансовой системе причиняется в виде упущенной выгоды ввиду непоступления в бюджет средств от продажи как самих акцизных марок, так и от нелегальной продажи товаров, которые должны маркироваться с использованием подлинных акцизных марок.

Факультативным дополнительным объектом являются права и законные интересы лиц, приобретающих фальшивые акцизные марки, а также потребителей табачных изделий или алкогольных напитков, маркированных фальшивыми акцизными марками.

Предмет преступления — поддельные акцизные марки.

В соответствии с пунктом 14 Положения о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 года N 28, и пунктом 16 Положения о государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2002 года N 30, акцизная марка используется для маркировки:

1) табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, в том числе с территории государств — участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, за исключением:

  • 1.1. ввезенных организаторами и участниками международных выставок, ярмарок в качестве образцов и экспонатов, а также производителями и импортерами этих изделий в качестве образцов для сертификационных испытаний в количестве, установленном нормативными документами, или для проведения тендеров в количестве до 1000 сигарет или до 1000 граммов табака или иных табачных изделий одного наименования;
  • 1.2. предназначенных для собственного потребления должностными лицами иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, приравненными к ним по объему привилегий сотрудниками органов и миссий международных организаций, а также членами их семей;
  • 1.3. предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли, на воздушных, морских и речных судах, выполняющих рейсы в иностранные государства;
  • 1.4. перевозимых через территорию Республики Беларусь транзитом при предоставлении соответствующих гарантий уплаты таможенных платежей в порядке, определенном законодательством;
  • 1.5. ввозимых гражданами в пределах норм, установленных законодательством;

2) табачных изделий, произведенных в Республике Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории;

3) алкогольных напитков, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, в том числе с территории государств — участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года;

4) коньяков, бренди, коньячных напитков, водки, ликеро-водочных изделий, вина и винных напитков, произведенных в Республике Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории.

В силу примечания 4 к преамбуле Декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 года N 28 под табачными изделиями понимаются папиросы, сигареты, сигары из табака или его заменителей, сигариллы (тонкие сигары, содержащие табак), а также табак трубочный и курительный, махорка-крупка курительная, расфасованные в потребительскую тару (упаковку) для розничной торговли.

В абзаце первом статьи 1 Закона от 20 июля 1998 года «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции» к числу алкогольных напитков отнесены водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, шампанское и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента.

Из абзаца четвертого примечаний к преамбуле Декрета от 18 декабря 2002 года N 30 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2004 года N 1) следует, что алкогольными напитками признаются водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и иные алкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 7 процентов, за исключением пива и кваса.

Очевидно, что между указанными законодательными актами (Законом от 20 июля 1998 года и Декретом от 18 декабря 2002 года N 30) имеется несовпадение в части того, какие напитки следует относить к алкогольным напиткам. В соответствии с частью 3 статьи 137 Конституции Республики Беларусь верховенство имеет Декрет Главы государства, поэтому именно он подлежит применению при определении перечня напитков, относимых к алкогольным.

Акцизная марка подтверждает легальность ввоза в Республику Беларусь или производства на ее территории табачных изделий или алкогольных напитков и уплату по ним обязательных платежей в бюджет. Ее стоимость устанавливается Министерством финансов, относится на себестоимость табачных изделий и алкогольных напитков. Для табачных изделий она не может превышать половины максимальной ставки акциза, исчисленного согласно законодательству для одной единицы соответствующего табачного изделия.

Акцизная марка является бланком строгой отчетности. Она имеет соответствующие размеры, форму, качество бумаги, цвет и иные строго определенные нормами права параметры, в том числе элементы защиты ее от подделки. Образцы акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, порядок их изготовления, выдачи, использования, учета, хранения, реализации, уничтожения, а также контроля за их использованием утверждаются Министерством финансов Республики Беларусь по согласованию с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, а акцизных марок для маркировки табачных изделий — Советом Министров Республики Беларусь.

Так, например, в соответствии с Инструкцией по контролю подлинности акцизных марок (форматы 16 x 90 мм, 20 x 160 мм) с нумерацией для маркировки водок, ликеро-водочных изделий, производимых в Республике Беларусь и предназначенных для реализации на ее территории, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28 февраля 2002 года N 28, защищенность акцизной марки от фальсификации обеспечивается двумя группами средств (элементов) защиты:

  1. защита в специальных материалах (композиционный состав и оптические свойства бумаги, водяной знак, специальные защитные волокна, специальные защитные краски) и
  2. защита в полиграфическом исполнении (художественно-графический рисунок, печать скрытых элементов изображения, печать микротекста, графические ловушки, печать офсетная и высокая).

Функции заказчика по изготовлению акцизных марок возлагаются на производителей и импортеров алкогольной продукции, а функции по организации изготовления и выдачи этих марок юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям — на Министерство финансов Республики Беларусь совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Функции заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки табачных изделий возлагаются на Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а функции по организации изготовления указанных марок и реализации их юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — на Министерство финансов Республики Беларусь. Акцизные марки, предназначенные, например, для маркировки импортируемых алкогольных напитков и табачных изделий, реализуются таможенными органами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим внешнеторговые договоры на их импорт и имеющим необходимые для этого специальные разрешения (лицензии).

Приобретенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями акцизные марки не подлежат отчуждению или передаче в других формах иным лицам, за исключением случаев передачи их в установленном порядке для нанесения на алкогольные напитки или табачные изделия, а также возврата неиспользованных акцизных марок.

Не относится к предмету преступления специальная марка, предназначенная для маркировки алкогольных напитков, задержанных или изъятых таможенными, налоговыми и другими контролирующими органами, а также конфискованных либо обращенных в доход государства, которая согласно подпункту 2.10 пункта 2 Декрета от 18 декабря 2002 года N 30 применяется не вместо, а наряду с акцизной маркой и только для маркировки указанных алкогольных напитков.

Действия, предусмотренные статьей 261-1 УК, предметом которых может стать такая специальная марка, не влекут уголовной ответственности по этой статье УК.

О содержании и отличительных свойствах признаков, характеризующих с объективной стороны преступление, предусмотренное статьей 261-1 УК

Состав преступления, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 261-1 УК, является единым составом преступления, выражающегося в совершении альтернативных действий <6>. Учитывая различную величину общественной опасности соответствующих действий в сфере оборота и использования акцизных марок, законодатель дифференцировал уголовную ответственность за их совершение путем указания о них в различных частях статьи 261-1 УК, которые имеют несовпадающие санкции. Так, часть 1 этой статьи предусматривает ответственность за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок, а часть 2 — за использование таких заведомо поддельных акцизных марок. Действия, описанные в части 2 статьи 261-1 УК, не отягчают изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок, о которых говорится в части 1 этой статьи. С учетом сказанного будет ошибкой именовать состав преступления, предусмотренного частью 2 статьи 261-1 УК, квалифицированным составом преступления.

<6> Подробнее об отличительных признаках единых составов преступлений с альтернативными признаками см.: Лукашов А.И. Уголовное право Республики Беларусь: Состояние и перспективы развития: Пособие. — Мн.: БГУ, 2002. С. 37 и след.

Следствием указанной дифференциации явилось установление за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок наказания не более строгого, чем лишение свободы на срок до двух лет (в силу части 2 статьи 12 УК эти действия относится к числу преступлений, не представляющих большой общественной опасности).

Более строгое наказание предусмотрено за использование заведомо поддельных акцизных марок: лишение свободы может быть назначено на срок до трех лет (в силу части 3 статьи 12 УК это действие признается менее тяжким преступлением).

Изготовлением являются любые действия по получению акцизных марок в готовом для использования виде. Количество изготовленных экземпляров акцизных марок не имеет значения для уголовно-правовой оценки действий виновного. Например, изготовлением признается печатание фальшивых акцизных марок типографским способом либо с использованием различной копировальной техники или с применением средств компьютерной графики.

Полагаю, следует оценивать как изготовление поддельных акцизных марок восстановление недостающих фрагментов поврежденных подлинных акцизных марок. Такие действия могут производиться виновными ввиду того, что поврежденные акцизные марки не могут использоваться по их прямому назначению для маркировки. Владелец поврежденных подлинных акцизных марок не может компенсировать затраты на их приобретение, поскольку в соответствии с законодательством их стоимость не подлежит возмещению (см., например, пункт 19 Положения о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 года N 28).

В приведенной ситуации лицо должно приобрести новые марки, а не восстанавливать таким преступным способом поврежденные. Думается, что указанные обстоятельства, не устраняя уголовной ответственности и не оказывая влияния на квалификацию его действий как изготовления поддельных акцизных марок, могут быть учтены судом при определении меры ответственности как смягчающие (см. часть 2 статьи 63 УК).

Сбыт поддельной акцизной марки выражается в любой форме возмездного или безвозмездного отчуждения, реализации (например, продажа, мена, дарение, передача в счет оплаты долга). Для ответственности за сбыт не имеет значения, известил ли сбытчик приобретателя о недоброкачественности «товара», сознавало ли лицо, приобретающее акцизные марки, что они являются поддельными.

Производя возмездный сбыт поддельных акцизных марок и не ставя при этом приобретателя в известность об их недоброкачественности, лицо объективно наносит вред также и имущественным интересам собственника, поскольку обманным путем завладевает его имуществом, являющимся эквивалентом стоимости акцизных марок. В подобном случае в действиях лица по возмездному, совершенному посредством обмана сбыту поддельных акцизных марок, имеется идеальная совокупность преступлений: сбыта поддельных акцизных марок, предусмотренного статьей 261-1 УК, и мошенничества, предусмотренного статьей 209 УК.

Вопрос об ответственности за хранение поддельных акцизных марок решается следующим образом. Хранение поддельных акцизных марок с целью их сбыта не выделено в диспозиции статьи 261-1 УК в качестве самостоятельного деяния, влекущего уголовную ответственность по этой статье. Однако при наличии указанной цели эти действия являются ничем иным как приготовительными действиями к сбыту поддельных акцизных марок.

Если хранение поддельных акцизных марок не было связано с их изготовлением, оно подпадает под действие части 1 статьи 13 и части 1 статьи 261-1 УК. Тем не менее, ввиду прямого указания, содержащегося в части 2 статьи 13 УК, эти действия не влекут уголовной ответственности как являющиеся приготовлением к преступлению, не представляющему большой общественной опасности.

Очевидно, что хранение поддельных акцизных марок без цели их сбыта не является преступлением. Вместе с тем, выявление поддельных акцизных марок, хранимых как с целью, так и без цели сбыта, служит основанием для проведения расследования, направленного на установление лиц, изготовивших и (или) сбывших их.

Если лицо вначале изготовило поддельные акцизные марки с целью сбыта, затем хранило их с той же целью, после чего предприняло неудачную попытку их сбыта и было задержано, то все содеянное надлежит квалифицировать по части 1 статьи 261-1 УК.

Приготовительные действия к сбыту, выражающиеся в хранении, и покушение на сбыт поддельных акцизных марок не требуют при их квалификации ссылки на статью 14 УК. В подобных случаях при формулировании обвинения указывается на совершение лицом всех указанных действий (изготовления с целью сбыта, хранения с той же целью и покушения на сбыт), квалифицируемых только по части 1 статьи 261-1 УК.

Использование поддельных акцизных марок, влекущее ответственность по части 2 статьи 261-1 УК, — это маркировка ими табачных изделий или алкогольных напитков, состоящая в нанесении поддельных акцизных марок на указанные предметы путем наклеивания. В этих случаях виновные для сокрытия фальсификации применяют правила маркировки акцизными марками, действующие в республике.

Так, например, в соответствии с этими правилами акцизная марка на водки и ликеро-водочные изделия наклеивается поверх укупорочного колпачка (пробки, крышки) на бутылке (сосуде) буквой «Г» или «П» таким образом, чтобы вся марка плотно прилегала к горловине (боковой поверхности) бутылки (сосуда). Акцизная марка на табачные изделия отечественного производства наклеивается под целлофановую упаковку на открывающуюся часть упаковки (пачки) с охватом боковой и задней либо передней, боковой и задней сторон упаковки (пачки), если она в твердой упаковке, а если в мягкой упаковке (пачке), то на открывающуюся часть упаковки (пачки) с охватом трех ее сторон (см., например, Порядок маркировки акцизными марками и специальными знаками водок, ликеро-водочных и табачных изделий, производимых в Республике Беларусь и предназначенных для реализации на ее территории, утвержденный постановлением Совета Министров от 30 августа 1999 года N 1341 (в редакции постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта и 27 апреля 2000 года соответственно N 399 и 586), Положение о порядке изготовления, оборота, учета, хранения, реализации, уничтожения акцизных марок, предназначенных для маркировки табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь и контроля за их использованием, утвержденное постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь от 17 марта 2003 года N 19/11/19).

Использование поддельных акцизных марок на табачных изделиях и алкогольных напитках, в соответствии с законодательством не подлежащих маркировке, не образует состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 261-1 УК. Например, как отмечено выше, в соответствие с пунктом 18 Положения о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 года N 28, к не подлежащим маркировке акцизными марками относятся табачные изделия, предназначенные для реализации в магазинах беспошлинной торговли, на воздушных, морских и речных судах, выполняющих рейсы в иностранные государства.

В соответствии с пунктом 5 Порядка маркировки акцизными марками и специальными знаками водок, ликеро-водочных и табачных изделий, производимых в Республике Беларусь и предназначенных для реализации на ее территории, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 1999 года N 1341 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2000 года N 586), и Перечнем тары потребительской для розлива алкогольных напитков, не подлежащих маркировке специальным знаком, подтверждающим легальность их производства на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 1999 года N 351, не производится маркировка акцизными марками водок, ликеро-водочных изделий, выпускаемых в таре потребительской сувенирной. Потребительской сувенирной тарой признаются бутылки и графины сувенирные из материалов, разрешенных к применению Министерством здравоохранения, по соответствующей нормативной документации, вместимостью до 100 куб.см, а также вместимостью от 1750 куб.см и выше, а изготовленные из керамики и хрусталя — от 100 куб.см и выше.

Если лицо ошибочно полагало, что акцизными марками следует маркировать табачные изделия или алкогольные напитки, которые в действительности не подлежат такой маркировке, и, зная о подложности акцизных марок, использовало их для маркировки указанного товара, такие действия виновного должны квалифицироваться как покушение на использование заведомо поддельных акцизных марок по части 1 статьи 14 и части 2 статьи 261-1 УК.

Не являются использованием заведомо поддельных акцизных марок действия лица, наклеившего на табачные изделия или алкогольные напитки разорванные экземпляры подлинных акцизных марок. Соответственно названные действия не влекут уголовной ответственности по статье 261-1 УК. Ответственность за совершение таких действий, связанных с последующим хранением или иным оборотом подакцизных товаров, наступает в соответствие с нормами Декретов Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 года N 28 и 18 декабря 2002 года N 30.

Действия лица, изготовившего поддельные акцизные марки для продажи, а затем передумавшего и использовавшего их для маркировки, например, алкогольных напитков, следует квалифицировать по совокупности преступлений как изготовление поддельных акцизных марок в целях сбыта по части 1 статьи 261-1 УК и использование заведомо поддельных акцизных марок по части 2 этой статьи.

Преступление достигает стадии оконченного с момента изготовления в целях сбыта, сбыта или использования хотя бы одного экземпляра поддельной акцизной марки.

О характеристике субъективных признаков изготовления, сбыта либо использования поддельных акцизных марок

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Это означает, что лицо сознает, что изготавливает поддельные акцизные марки, сбывает или использует заведомо для него поддельные акцизные марки, и желает совершить любое из указанных действий.

Изготовление поддельных акцизных марок является преступлением только при условии, что оно было продиктовано целью их сбыта. О направленности умысла лица на достижение этой цели могут свидетельствовать, в частности, большое количество изготовленных поддельных акцизных марок, наличие у лица соответствующего оборудования и сырья для их изготовления, большого количества не маркированных табачных изделий или алкогольных напитков, заключение договора на поставку поддельных акцизных марок лицу, занимающемуся нелегальной торговлей табачных изделий или алкогольных напитков.

Приведенные и иные обстоятельства, указывающие на цель сбыта, требуют оценки в их совокупности. Сам по себе факт, например, обнаружения большого количества не маркированных алкогольных напитков при наличии соответствующих объяснений со стороны их владельца (предназначены для свадебного стола и тому подобные объяснения, указывающие на то, что они не предполагались вводиться в гражданский оборот) не может быть положен в основу обвинения лица в совершении анализируемого преступления.

Если лицо не сознавало того обстоятельства, что оно использует для маркировки поддельные, а не подлинные акцизные марки (добросовестно заблуждалось), ответственность по части 2 статьи 261-1 УК устраняется.

В случаях, когда умыслом лица охватывалось изготовление с целью сбыта или сбыт либо использование единичного экземпляра поддельной акцизной марки, его действия в силу части 4 статьи 11 УК, с учетом конкретных обстоятельств дела и направленности умысла могут быть признаны малозначительным деянием, не являющимся преступлением и не влекущим уголовной ответственности.

Субъект преступления — любое вменяемое лицо, достигшее ко дню совершения преступления 16-летнего возраста.

Если анализируемое преступление совершает должностное лицо с использованием своих служебных полномочий, то в соответствии с частью 1 примечаний к главе 35 УК оно несет ответственность по совокупности преступлений, т.е. за преступление, предусмотренное статьей 261-1 УК, и соответствующее преступление против интересов службы (статья 424 и другие статьи главы 35 УК). При этом участие должностного лица в изготовлении, сбыте либо использовании поддельных акцизных марок признается существенным вредом, предусмотренном статьями главы 35 УК.

Обстоятельства, отягчающие ответственность за изготовление, сбыт либо использование поддельных акцизных марок

Действия, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 261-1 УК, совершенные повторно либо организованной группой, отягчают ответственность виновного и подлежат квалификации по части 3 этой статьи.

Повторность выступает в качестве квалифицирующего признака состава рассматриваемого преступления. Она имеет место лишь в тех случаях, когда различные эпизоды изготовления или сбыта поддельных акцизных марок либо их использования не были объединены единым умыслом лица, а представляли самостоятельные действия, предметом которых являлись различные экземпляры или партии поддельных акцизных марок. Совершение каждого из названных действий должно охватываться самостоятельным умыслом лица.

Если какие-либо из этих действий были объединены единым умыслом лица и направлены на достижение единой цели, они являются продолжаемым преступлением (единичным преступлением), а не множественностью преступлений и подлежат квалификации по части 1 статьи 261-1 УК как одно преступление. К примеру, изготовление для продажи 150 экземпляров поддельных акцизных марок и последующий их сбыт в пять приемов в течение месяца не образуют повторности, поскольку все эти действия охватывались единым умыслом лица.

Особенность квалификации повторных действий, предусмотренных статьей 261-1 УК, заключается в том, что эти действия предусмотрены не одной, а двумя частями данной статьи (частями 1 и 2), а признак повторности указан в части 3 этой статьи, в силу чего необходимо учитывать правила квалификации повторных преступлений, не образующих совокупности, предусмотренные частью 1 статьи 71 УК <7>.

<7> См., например: Грунтов И. О. Комментарий к статье 42 // Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. А.В. Баркова. — Мн.: Тесей, 2003. С. 127 — 128;

Лукашов А.И. Правила квалификации, регистрации и учета отдельных видов единичных преступлений и множественности преступлений // Вопросы квалификации, регистрации и учета преступлений / Под общ. ред. А.И. Лукашова. — Мн.: МВД Республики Беларусь, 2003. С. 31 — 40.

Так, например, повторность будет в действиях лица, купившего 50 поддельных акцизных марок и использовавшего их для маркировки алкогольных напитков, а затем задумавшего купить новую партию поддельных акцизных марок, использовать их для маркировки другой партии алкогольных напитков и осуществившего свой замысел. Его действия по использованию 50 поддельных акцизных марок в соответствии с правилами квалификации, предусмотренными частью 1 статьи 71 УК, подлежат уголовно-правовой оценке по части 2 статьи 261-1 УК, а повторно совершенные с новой партией поддельных акцизных марок — по части 3 этой статьи по признаку повторности.

Также повторными будут действия лица, изготовившего с целью сбыта 20 экземпляров поддельных акцизных марок, а затем решившего, что этого количества будет недостаточно, и изготовившее еще 30 таких марок. В силу предписаний части 1 статьи 71 УК первый эпизод этих действий квалифицируется по части 1 статьи 261-1 УК, а второй по признаку повторности — по части 3 этой статьи.

Повышенную ответственность по части 3 статьи 261-1 УК влечет совершение преступления организованной группой, то есть группой, состоящей, как минимум, из двух человек и характеризующейся предварительной объединенностью, управляемостью, устойчивостью и направленностью ее на совместное совершение преступной деятельности.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь разъяснил в постановлении от 25 сентября 2003 года N 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с созданием и деятельностью организованных групп, банд и преступных организаций», что предварительная объединенность организованной группы означает совершение целенаправленных действий по ее созданию, формированию структуры, определению места и роли (распределению функций) каждого участника. О предварительной объединенности преступной группы могут свидетельствовать, в частности, планирование преступной деятельности, согласованность действий соучастников (см. пункт 2 названного постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь <8>).

<8> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 112. 6/373.

Согласно пункту 3 этого постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь для признания преступной группы управляемой необходимо, как правило, наличие в ее составе руководителя (нескольких руководителей), выполняющего действия по координации преступной деятельности данной группы, руководству ею, поддержанию внутригрупповой дисциплины, основанной на подчиненности участников группы ее руководителю, подкрепленной его авторитетом, принудительной силой и т.п. Об устойчивости группы могут свидетельствовать стабильность состава участников либо основного ядра группы, а также продолжительность преступной деятельности, тесная взаимосвязь между ее членами, способность группы продолжать свою деятельность в случае выбытия отдельных участников.

В соответствии с частью 2 статьи 18 УК организаторы (руководители) организованной группы несут ответственность за все совершенные группой преступления, если эти преступления охватывались их умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность только за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.

О некоторых вопросах квалификации изготовления, сбыта либо использования поддельных акцизных марок

Действия, предусмотренные статьей 261-1 УК, сопряженные с незаконным производством табачных изделий или алкогольных напитков (без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)) или незаконным использованием деловой репутации конкурента (использование товарного знака конкурента, копирование его промышленного образца и др.), подлежат квалификации соответственно по совокупности со статьей 233 УК либо статьей 248 УК или статьей 155-19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) 1984 года (схожая административно-правовая норма имеется и в статье 12.15 КоАП 2003 года, который в настоящее время не введен в действие <9>).

<9> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 63. 2/946.

В статье 261-1 УК не установлена ответственность за приобретение поддельных акцизных марок. Если лицо, сознавая поддельность акцизных марок, приобрело их с целью использования для маркировки табачных изделий или алкогольных напитков, то его действия следует квалифицировать как приготовление к использованию заведомо поддельных акцизных марок по части 1 статьи 13 и части 2 статьи 261-1 УК.

Если в нарушение установленного порядка акцизные марки приобретались у лиц, не имеющих права на их продажу, хотя и обладающих ими легально, в расчете на то, что покупателю будут переданы подлинные акцизные марки, а в действительности были проданы поддельные акцизные марки, то ответственность приобретателя таких поддельных акцизных марок по статье 261-1 УК исключается. Непривлечение к уголовной ответственности по анализируемой статье УК за приобретение и использование таких поддельных марок объясняется незнанием лица о том, что они фальшивые. Лицо, сбывшее поддельные акцизные марки, подлежит ответственности по статье 261-1 УК.

В случае продажи подакцизных товаров с наклеенными на них поддельными акцизными марками лицо действует незаконно, в нарушение установленного порядка оборота табачных изделий и алкогольных напитков. Между тем оно не может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 243 УК за уклонение от уплаты налогов в форме сокрытия или занижения объекта налогообложения. Равным образом в данной ситуации для правовой оценки анализируемых действий не может быть применена статья 154-1 КоАП 1984 года <10>.

<10> Об утрате статьей 154-1 КоАП 1984 года юридической силы в полном объеме со 2 февраля 2004 года, а в части, касающейся административной ответственности за уклонение от уплаты налогов путем уклонения от подачи декларации о доходах и имуществе, не повлекшего причинения ущерба в крупном размере, — с 3 августа 2001 года см. подробнее: Лукашов А.И. Предусмотрена ли уголовная ответственность за непредставление декларации о доходах и имуществе? // Право Беларуси. 2004. N 8.

Отсутствуют основания и для привлечения лица к административной ответственности по подпункту 1.7 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 года N 36 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенную путем занижения, сокрытия налоговой базы (см. аналогичную норму части 2 статьи 13.6 КоАП 2003 года).

Невозможность привлечения лица к уголовной и административной ответственности в указанных выше случаях объясняется тем, что налоговое законодательство республики не предусматривает налогообложения незаконно полученного дохода. Например, согласно пункту 1 статьи 6 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. В соответствии же с законодательством Республики Беларусь (см., например, часть 6 статьи 61 УК, статью 98 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь) незаконно полученный доход не переходит в собственность виновного, а подлежит обращению в бюджет.