Уголовная ответственность за посягательства на культурные ценности во время вооруженного конфликта

Ответственность за совершение преступных посягательств на культурные ценности во время вооруженного конфликта предусмотрена п. 8 и 8-1 ст. 136 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). Согласно ч. 3 ст. 6 УК уголовный закон применяется в отношении лиц, совершивших данные преступления, независимо от уголовного права места совершения деяния. Кроме того, в соответствии со ст. 85 УК такие лица не могут быть освобождены от уголовной ответственности или наказания в связи с истечением сроков давности.

Пунктом 8 ст. 136 УК установлена ответственность за превращение в объект нападения или уничтожение культурных ценностей, находящихся под защитой, при отсутствии военной необходимости, а равно хищение таких ценностей в крупных масштабах или совершение в отношении их актов вандализма. Содержание нормы раскрывается в Конвенции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» (заключена в г. Гааге 14.05.1954) (далее — Конвенция) и Втором протоколе к Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года (подписан в г. Гааге 26.03.1999) (далее — Второй протокол). Предметом преступления являются культурные ценности, которыми согласно ст. 1 Конвенции считаются таковые независимо от происхождения и владельца:

  • а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции, важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций указанных выше ценностей;
  • б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а», такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а»;
  • в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах «а» и «б».

Объективная сторона преступления может выражаться в следующих альтернативных деяниях:

  1. превращение в объект нападения культурных ценностей, находящихся под защитой (т.е. военно-целевое, в качестве боевой задачи, их уничтожение);
  2. уничтожение культурных ценностей, находящихся под защитой;
  3. хищение в крупных масштабах культурных ценностей, находящихся под защитой;
  4. совершение в отношении этих ценностей актов вандализма.

Обязательными признаками указанного преступления являются его совершение во время вооруженного конфликта и отсутствие военной необходимости уничтожения ценностей либо превращения их в объект нападения в целях поражения военного противника. Содержание последнего раскрывается в подпункте а) ст. 6 Второго протокола. Согласно указанной норме «нарушение обязательства воздерживаться от совершения враждебного акта против культурных ценностей со ссылкой на крайнюю военную необходимость может допускаться только тогда, когда:

  • эти культурные ценности по своему назначению превращены в военный объект;
  • нет никакой практически возможной альтернативы для получения равноценного военного преимущества помимо той, которую можно получить в результате совершения враждебного акта против этого объекта».

Решение о ссылке на крайнюю военную необходимость должно приниматься воинским начальником, командующим силами, равными по размеру батальону или большей численности, или меньшими по размеру силами, если обстоятельства не позволяют действовать иначе.

Превращение в объект нападения культурных ценностей, находящихся под защитой, состоит в осуществлении боевых операций, направленных на непосредственное воздействие на предметы культурного достояния с целью поражения противника. Такое деяние включает фактическое уничтожение объекта либо незначительные его повреждения.

Уничтожение культурных ценностей — это физическое воздействие, в результате которого объекты полностью прекращают свое существование или приводятся в полную негодность, теряют способность функционировать по своему назначению и не подлежат восстановлению <1>. Уничтожение культурных ценностей отличается от превращения их в объект нападения тем, что при уничтожении умысел лица изначально направлен на разрушение объекта. При превращении в объект нападения лицо посягает на культурную ценность ввиду внешних факторов (например, размещение в здании пункта командования).

<1> Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф.Ахраменка [и др.]; под общ. ред. А.В.Баркова. — Минск: Тесей, 2003. — С. 263.

Под хищением культурных ценностей понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение ими, а равно приобретение права на них с корыстной целью способом, указанным в ч. 1 примечаний к главе 24 УК.

Обязательным признаком хищения культурных ценностей является крупный масштаб, содержание которого международные нормы не разъясняют. В юридической литературе отмечается, что такой признак следует применять исходя из охвата преступным посягательством культурных ценностей и размера причиненного ущерба. Вместе с тем такой подход не устраняет оценочный характер названного термина.

В частности, неясно, включает ли в себя категория «крупный» количественный или стоимостный критерии оценки размера похищенного, поскольку оценивать вред, причиненный объекту культурного достояния, следует не только из его стоимости. С другой стороны, возникает вопрос: похищение какого количества предметов образует крупный масштаб?

Содержание признака «крупный масштаб» с определенной условностью может быть применимо к оценке ущерба при уничтожении культурных ценностей (например, разрушение нескольких зданий, относящихся к памятникам архитектуры). Однако он не может служить критерием оценки размера похищенного имущества без конкретизации порядка его определения.

На наш взгляд, в диспозиции анализируемой нормы следует отказаться от закрепления размера похищенного, поскольку характер ущерба культурному достоянию, причиняемого преступлением, оценивается с точки зрения значимости предмета, а не его количественных или стоимостных особенностей.

Состав анализируемого преступления может быть как материальным, так и формальным. Оно считается оконченным с начала нападения на культурные ценности, или с момента, когда их уничтожение или хищение достигают крупных масштабов, либо с момента причинения ущерба этим культурным ценностям действиями, составляющими акт вандализма.

Под нападением применительно к рассматриваемому деянию следует понимать проведение боевых операций разрушительного или угрожающе-разрушительного характера. Для признания оконченным состава преступления достаточно лишь начала действий, составляющих нападение, независимо от повреждений объекта, их характера и масштаба.

Анализируемое преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Лицо сознает, что превращает в объект нападения либо уничтожает или похищает в крупных масштабах культурные ценности, находящиеся под защитой, а равно совершает в отношении этих ценностей акт вандализма при отсутствии военной необходимости, и желает этого.

Мотивами преступления являются месть, корысть, стремление достичь военного превосходства, нанести материальный вред и т.п. <2>.

<2> Калугин, В.Ю. Преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления: уголовно-правовой анализ. — Минск: Тесей, 2002. — С. 103.

Субъект преступления общий — физическое лицо, достигшее 16 лет на момент совершения преступления. Как отмечается в правовой доктрине, субъектом данного деяния, как правило, являются представители командования армии противоборствующих сторон, представители оккупационных властей. При этом соучастниками преступления могут быть и иные лица <3>.

<3> Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф.Ахраменка [и др.]; под общ. ред. А.В.Баркова, В.М.Хомича / Гос. ин-т упр. и соц. технологий, Белорус. гос. ун-т. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. — С. 312.

Очевидно, что субъектом преступного деяния в большинстве случаев будут должностные лица вооруженных сил, отдавшие приказ на уничтожение объекта либо завладение культурными ценностями. Однако полагаем, что ответственности по анализируемой статье могут подлежать также лица, разрушающие либо похищающие ценности по собственной инициативе (в большей степени это имеет отношение именно к хищению).

Пункт 8-1 ст. 136 УК предусматривает ответственность за использование культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой, либо непосредственно прилегающих к ним мест для поддержания военных действий, а равно превращение этих ценностей либо непосредственно прилегающих к ним мест в объект нападения.

Согласно ст. 10 Второго протокола культурные ценности могут быть взяты под усиленную защиту, если они отвечают следующим условиям:

  • являются культурным наследием, имеющим огромное значение для человечества;
  • охраняются благодаря принятию на национальном уровне надлежащих правовых и административных мер, признающих их исключительную культурную и историческую ценность и обеспечивающих защиту на самом высоком уровне;
  • не используются для военных целей или прикрытия военных объектов, и государство — участник Второго протокола, осуществляющее контроль над культурными ценностями, сделало заявление в подтверждение того, что они не будут использоваться подобным образом.

Законодательство к таким объектам относит историко-культурные ценности категории «0», т.е. ценности, включенные или предложенные для включения в Список мирового культурного и природного наследия или в Международный список мирового наследия, которое находится под угрозой.

Местами, непосредственно прилегающими к культурным ценностям и находящимися под усиленной защитой, являются сооружения, участки местности, воздействие военных действий на которые может причинить ущерб физической целостности этим ценностям.

Преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Его мотивами являются стремление достичь военного превосходства, ложно понятые интересы военного характера и т.п. <4>.

<4> Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф.Ахраменка [и др.]; под общ. ред. А.В.Баркова. — Минск: Тесей, 2003. — С. 367.

Таким образом, в ст. 136 УК установлена ответственность за причинение вреда культурному достоянию во время вооруженного конфликта. Рассмотренные нормы применяются в исключительной ситуации — в случае гуманитарной катастрофы. Вместе с тем в целях создания дополнительных гарантий защиты культурных ценностей следует законодательно исключить возможность наступления ответственности за хищение в зависимости от их размера (масштаба). Уголовная ответственность за такие деяния должна наступать независимо от стоимости или количества предмета хищения.