Президент Республики Беларусь 19 января 2016 г. подписал Указ N 14 “О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов” (далее – Указ N 14). Его инициатором и разработчиком стал Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
Данный нормативный правовой акт, направленный на совершенствование защиты интересов общества и государства от вреда, причиняемого в результате незаконной минимизации сумм налоговых обязательств, должен стать существенным инструментом в борьбе с лжепредпринимательством.
На протяжении последних нескольких лет такое явление, как лжепредпринимательство, заметно вытеснялось из экономики страны, в том числе в результате регулярных действий органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – ОФР): пресекалась деятельность лжепредпринимательских структур, приостанавливались операции по их счетам в банках, изымались крупные суммы денежных средств.
Созданная в стране система правовых мер позволяет правоохранительным и контролирующим органам выявлять и пресекать не только деятельность лжепредпринимательских структур, но и факты использования их услуг субъектами хозяйствования реального сектора экономики для минимизации налоговых обязательств.
Вместе с тем существующие механизмы, призванные бороться с последствиями деятельности лжепредпринимательских структур, не позволяют оперативно раскрывать схемы ухода от налогообложения субъектами хозяйствования, которые пользуются их услугами. Основная причина – стабильный спрос на такие услуги со стороны клиентов.
Внимание к проблеме лжепредпринимательства не случайно, поскольку участие данных структур в экономике рассматривается в качестве высокодоходного вида криминального бизнеса. Факты неуплаты налогов с помощью лжепредпринимательских структур имеют высокую латентность, но, несмотря на это, практика ОФР свидетельствует о масштабности явления.
В частности, за последние три года только органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь установили более 9000 субъектов хозяйствования, имевших взаимоотношения с лжепредпринимательскими структурами. Обороты при этом исчисляются триллионами бел.руб.
Опыт борьбы ОФР с лжепредпринимательством показывает, что в большинстве своем субъекты хозяйствования прибегают к услугам лжепредпринимательских структур, чтобы минимизировать налоговые обязательства, прекрасно осознавая последствия таких действий.
Пример
Субъект хозяйствования Республики Беларусь приобретал в Российской Федерации за наличный расчет электротехническую продукцию, которую затем продавал отечественным предприятиям по цене на 200% дороже.
Для легализации покупки товара он обращался к услугам белорусской лжепредпринимательской структуры. От ее имени составлялись фиктивные накладные о поставке в адрес данного субъекта хозяйствования продукции по цене, завышенной на 190% от цены приобретения. Перечисленные на счет лжепредпринимательской структуры деньги, в том числе суммы неуплаченных налоговых платежей, обналичивались.
Указанные действия позволили субъекту хозяйствования осуществлять импорт без уплаты ввозного НДС. С Br 1 млрд выручки уплачивалось только Br 11 млн налогов вместо 256 млн. Результаты проведенной ОФР проверки показали, что общая сумма налоговых потерь составила Br 5,2 млрд.
Указ N 14 позволит изменить ситуацию в противодействии лжепредпринимательству, поскольку закрепляет механизм самостоятельного налогообложения субъектами – контрагентами лжепредпринимательской структуры хозяйственных операций с ней по предписанию ОФР. Указ N 14 внес соответствующие дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. N 488 “О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств” (далее – Указ N 488).
Основанием для вынесения предписания станет заключение Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – ДФР), составленное в отношении лжепредпринимательской структуры и признающее отсутствие у оформленных с ее участием документов юридической силы.
Лжепредпринимательской структурой будет признаваться субъект предпринимательской деятельности (далее – субъект), включенный в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр) и фактически не участвовавший в совершении хозяйственных операций.
ОФР будут осуществлять сбор доказательств не по каждой хозяйственной операции в отдельности, а по деятельности лжепредпринимательской структуры в целом.
Нормы, которыми дополняется Указ N 488, предусматривают требования к содержанию заключения ДФР, а также регламентируют порядок его составления. В частности, такое заключение должно содержать:
- наименование субъекта, признаваемого лжепредпринимательской структурой (название юридического лица либо фамилия, собственное имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
- учетный номер плательщика;
- дату включения субъекта в реестр;
- ссылку на информацию и документы, подтверждающие совершение субъектом правонарушения в экономической сфере и участие в его совершении;
- указание, что для целей налогообложения первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции по взаимоотношениям с субъектом – лжепредпринимательской структурой за определенный период, не имеют юридической силы.
Справочно
Для целей Указа N 488 под правонарушениями в экономической сфере понимаются административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, а также преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
В свою очередь, под использованием лжепредпринимательской структуры в совершении правонарушения в экономической сфере понимается заключение (оформление) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сделок (операций) с такой структурой для совершения вышеуказанных правонарушений.
Период, в течение которого оформленные первичные учетные документы признаются не имеющими юридической силы, ДФР определяет на основании имеющихся у него сведений и документов, которые позволяют установить промежуток использования реквизитов, бланков, печати лжепредпринимательской структуры для оформления первичных учетных документов.
Заключение ДФР вручается под подпись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) субъекту или его представителю, например руководителю юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуальному предпринимателю, работнику проверяемого субъекта или иному лицу, уполномоченному в установленном законодательством порядке представлять интересы субъекта.
Если субъект, а также его представители отсутствуют по месту нахождения (жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему месту нахождения (месту жительства), известному ДФР, заключение направляется по последнему известному ДФР месту. В этом случае заключение считается полученным, а субъект – надлежащим образом ознакомленным с ним по истечении трех рабочих дней со дня направления.
Отметим, что данный порядок вручения (направления) заключения ДФР аналогичен порядку направления предписания на проведение проверки, предусмотренному Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь”.
В целях защиты законных прав и интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заключение ДФР разрешается обжаловать (в том числе в суд). Это можно сделать в течение 10 рабочих дней. Жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом в течение 15 рабочих дней со дня получения, подавшему ее лицу в течение 3 рабочих дней направляется копия решения.
Если субъект не согласен с решением по жалобе, он может обжаловать заключение ДФР в экономический суд области (города Минска) в течение 10 рабочих дней со дня получения решения либо истечения сроков направления, при условии что субъект не получил его в установленные сроки.
Пропуск указанных сроков без уважительных причин станет основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Кроме прочего, Указ N 14 определил порядок вынесения ОФР предписания субъекту хозяйствования, совершавшему сделки (операции) с лжепредпринимательской структурой.
Такое предписание выносится по истечении 10 рабочих дней со дня получения субъектом или его представителем заключения ДФР, а в случае обжалования заключения – со дня вручения (направления) решения по жалобе, оставляющего в силе заключение ДФР.
Предписание должно содержать:
- указание на заключение ДФР;
- указание на первичные учетные документы, которые отражают хозяйственные операции с лжепредпринимательской структурой, совершенные в период, указанный в заключении ДФР;
- требование к субъекту хозяйствования:
- исчислить в порядке, определенном подп. 1.11 п. 1 Указа N 488, и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины) по перечисленным хозяйственным операциям с лжепредпринимательской структурой;
- представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
- в течение 20 рабочих дней со дня получения информировать ОФР о принятых мерах по выполнению предписания с приложением подтверждающих документов.
Предписание вручается под подпись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) субъекту хозяйствования либо его представителю.
В качестве меры стимулирующего характера субъекты хозяйствования, исполнившие предписание и добровольно уплатившие налоговые платежи, освобождаются от административной ответственности за неуплату (неполную уплату) суммы налога (сбора, пошлины).
В случае несогласия с предписанием субъект хозяйствования в течение 20 рабочих дней со дня получения вправе подать в ОФР возражения. При этом предписание автоматически утрачивает силу, а субъект не будет нести административную ответственность за его неисполнение.
В случае неисполнения субъектом хозяйствования предписания в установленный срок (20 рабочих дней) или подачи возражений на предписание ОФР вправе назначить и провести проверку данного субъекта хозяйствования либо направить заверенную гербовой печатью ДФР копию заключения с приложением сведений о субъекте хозяйствования, совершившем сделки (операции) с лжепредпринимательской структурой, в налоговый орган по месту постановки на учет для проведения проверки.
При этом в целях реализации данного механизма, а также для обеспечения комплексности правового регулирования Указ N 14 внес дополнения и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь”. Коррективы касаются порядка и оснований назначения внеплановых проверок субъектов, включенных в реестр, либо их контрагентов.
При этом включение субъекта в реестр или наличие сведений о фактах совершения сделок с ним будет основанием для отнесения проверяемого субъекта к высокой группе риска при плановых проверках.
С учетом изложенного полагаем, что внедряемый Указом N 14 механизм возмещения в бюджет неуплаченных налоговых платежей по взаимоотношениям с лжепредпринимательскими структурами позволит в значительной степени декриминализировать бизнес, а также уменьшить количество внеплановых проверок.
Кроме того, реализация вышеуказанных мер создаст условия, при которых исполнение налоговых обязательств при осуществлении взаимоотношений с лжепредпринимательскими структурами станет неотвратимым. Это сделает экономически невыгодным использование их услуг, а значит, приведет к отсутствию спроса на подобные услуги и впоследствии к значительному сокращению количества случаев лжепредпринимательства и его использования.