Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей предусмотрена статьей 231 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). Объектом рассматриваемого преступления является установленный порядок уплаты таможенных платежей в бюджет. Таможенные платежи выступают в качестве предмета данного преступления.
В соответствии со статьей 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) к таможенным платежам относятся:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
- акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
- таможенные сборы.
Статьей 242 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТмК) помимо указанных видов таможенных платежей предусмотрены еще особые пошлины (специальные, антидемпинговые и компенсационные).
Статьей 70 ТмК ТС предусмотрено, что такие особые пошлины (специальные, антидемпинговые и компенсационные) могут устанавливаться законодательством государств — членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТмК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. В Республике Беларусь такие особые пошлины установлены на:
- преформы, происходящие из Украины (Указ Президента Республики Беларусь от 29.10.2007 N 543 «О введении специальной пошлины на преформы, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь»);
- стеклосетки (Указ Президента Республики Беларусь от 12.10.2009 N 498 «О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)»);
- карамель, происходящую из Украины (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.08.2008 N 1178 «О введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь»).
Однако особые пошлины (специальные, антидемпинговые и компенсационные) не относятся к таможенным платежам и не являются предметом преступления, предусмотренного статьей 231 УК.
Согласно статье 72 ТмК ТС таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТмК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза. В Республике Беларусь виды таможенных сборов, порядок их уплаты и ставки таможенных сборов установлены Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 N 443 «О таможенных сборах» (далее — Указ N 443). К таможенным сборам относятся сборы за:
- таможенное оформление;
- таможенное сопровождение товаров;
- осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;
- выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;
- принятие таможенными органами предварительного решения;
- включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.
Плательщики таможенных сборов определяются законодательством государств — членов Таможенного союза. В соответствии со статьей 245 ТмК плательщиками таможенных сборов являются:
- за таможенное оформление товаров — декларант;
- за таможенное сопровождение товаров — перевозчик;
- за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности — правообладатель или иные лица, представляющие его интересы;
- за совершение иных действий — лицо, в отношении которого таможенные органы совершают юридически значимые действия, включая предоставление заинтересованному лицу определенных прав, выдачу квалификационного аттестата, предварительные решения таможенных органов.
Сроки уплаты таможенных сборов в Республике Беларусь установлены статьей 245 ТмК.
В соответствии со статьей 2-1 Закона Республики Беларусь от 03.02.1993 N 2151-XII «О Таможенном тарифе» ввозной таможенной пошлиной облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, а вывозной таможенной пошлиной облагаются товары, вывозимые за пределы такой территории.
Налогом на добавленную стоимость облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, что предусмотрено статьей 93 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).
Согласно статье 113 НК акцизами облагаются подакцизные товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь. Перечень подакцизных товаров установлен статьей 111 НК.
Статьей 3 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (заключено в г. Москве 25.01.2008) и статьями 95 и 115 НК предусмотрено, что налог на добавленную стоимость и акцизы при ввозе товаров в Республику Беларусь из Казахстана или России взимаются налоговыми органами Республики Беларусь, за исключением акцизов в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками. К подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, относятся алкогольные напитки, разлитые в потребительскую тару, и табачные изделия, как это предусмотрено Законом Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» и Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий».
ТмК ТС предусмотрено, что:
- уплата ввозной таможенной пошлины является условием помещения ввозимых товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и временного ввоза (допуска);
- уплата вывозной таможенной пошлины является условием помещения вывозимых товаров под таможенную процедуру экспорта;
- уплата налога на добавленную стоимость является условием помещения ввозимого товара под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и временного ввоза (допуска);
- уплата акцизов является условием помещения ввозимых товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и временного ввоза (допуска).
В соответствии со статьей 79 ТмК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТмК ТС, международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством этих государств возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Статьей 367 ТмК ТС определено, что государства — члены Таможенного союза обязуются предусмотреть (в течение одного года со дня вступления в силу ТмК ТС) в своем законодательстве, в соответствии с которыми у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов.
Под декларантом согласно статье 4 ТмК ТС понимается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Под таможенным представителем согласно статье 12 ТмК ТС понимается юридическое лицо, отвечающее установленным статьей 13 ТмК ТС условиям и признаваемое таковым после включения его в реестр таможенных представителей. Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции.
Ставки таможенных платежей установлены:
- ввозных таможенных пошлин — Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее — Решение N 18);
- вывозных таможенных пошлин — Указом Президента Республики Беларусь от 26.10.2009 N 525 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения» и Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2010 N 272 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса»;
- налога на добавленную стоимость — статьей 102 НК;
- акцизов — приложением 1 к НК;
- таможенных сборов — Указом N 443.
Исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов осуществляются в зависимости от вида таможенных процедур и имеют свои особенности. Виды таможенных процедур определены статьей 202 ТмК ТС.
В соответствии со статьей 80 ТмК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в следующих случаях, предусмотренных ТмК ТС:
- при незаконном перемещении товаров через таможенную границу (статья 81);
- при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза (статья 161);
- при убытии иностранных товаров с таможенной территории Таможенного союза (статья 166);
- при временном хранении товаров (статья 172);
- при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (статья 197);
- в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (статья 211);
- в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта (статья 214);
- в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита (статья 227);
- в отношении товаров Таможенного союза, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита (статья 228);
- в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного склада (статья 237);
- в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (статья 250);
- в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (статья 261);
- в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления (статья 274);
- в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (статья 283);
- в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного вывоза (статья 290);
- в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру реэкспорта (статья 300);
- в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру беспошлинной торговли (статья 306);
- в отношении товаров для личного пользования (статья 360).
Указанными статьями ТмК ТС установлены плательщики таможенных пошлин, налогов, а также сроки их уплаты — до выпуска товаров, периодически или в зависимости от наступления определенных событий либо совершения определенных действий.
ТмК ТС предусмотрена возможность изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов (в форме отсрочки или рассрочки). Отсрочка или рассрочка по уплате таможенных пошлин предоставляется в соответствии с Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин (заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010), а отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь — статьей 257 ТмК, Декретом Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 N 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему», Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 N 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь».
Статьей 74 ТмК ТС предусмотрены следующие виды льгот по уплате таможенных платежей:
- тарифные преференции — предоставляются в соответствии с Перечнем товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденным Решением N 18;
- тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин) — предоставляются в соответствии с Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании (заключено в г. Москве 25.01.2008), а также на основании решений Комиссии таможенного союза (например, Решение Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»);
- льготы по уплате налогов — предоставляются в соответствии со статьями 96 и 116 НК;
- льготы по уплате таможенных сборов — предоставляются в соответствии с Указом N 443.
В соответствии со статьей 179 ТмК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТмК ТС. Таможенное декларирование представляет собой заявление декларанта таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Под таким заявлением понимается таможенная декларация — документ, составленный по установленной форме и содержащий указанные сведения.
Статья 180 ТмК ТС определяет следующие виды таможенной декларации: декларация на товары (неотъемлемой частью декларации на товары является декларация таможенной стоимости); транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство. Декларация на товары представляется при помещении товаров под таможенные процедуры (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита).
Согласно статье 188 ТмК ТС декларант обязан при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, произвести таможенное декларирование товаров и уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТмК ТС.
С момента регистрации таможенным органом таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТмК ТС.
Статья 231 УК предусматривает ответственность за уклонение от уплаты в установленном порядке рассмотренных выше таможенных платежей (таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов).
Объективную сторону данного преступления образует деяние, выражающееся в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере. Уклонение означает уголовно наказуемое бездействие при реальной возможности действовать и состоит в умышленной неуплате таможенных платежей по истечении установленных на это сроков. Бездействие (как неисполнение обязанности уплатить таможенные платежи) может быть как простым, так и сложным (сопряженным с активными действиями, направленными на уклонение от их уплаты). Уклонение от уплаты таможенных платежей путем совершения активных действий имеет место в том случае, когда создаются мнимые правовые основания для освобождения от их уплаты или уменьшения их размера (например, сообщение неверных сведений о таможенной процедуре, стоимости товара, стране происхождения и т.п.).
Уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в совершении различных действий:
- в недекларировании или недостоверном декларировании товаров;
- в указании в таможенной декларации и иных документах, необходимых для осуществления таможенного контроля, недостоверных сведений о таможенной процедуре, таможенной стоимости, стране происхождения и т.п.;
- в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера;
- в недоставлении товаров в таможенный орган назначения или в выдаче товаров без разрешения таможенного органа либо без уплаты за них таможенных платежей;
- в предоставлении в таможенный орган подложных документов о якобы уплаченных таможенных платежах;
- в умышленном игнорировании обязанности уплатить таможенные платежи и др.
Формы уклонения от уплаты таможенных платежей не влияют на квалификацию. Уклонение может быть выражено в действии или бездействии в виде полного или частичного сокрытия объекта таможенного платежа или неуплаты таможенных платежей при полной информации об объекте.
Уклонение от уплаты таможенных платежей может иметь место при перемещении товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, перемещением с обманным использованием документов или средств идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием. Цель уклонения от уплаты таможенных платежей может также преследоваться при транспортировке, хранении, приобретении, пользовании и распоряжении товарами, ввезенными на таможенную территорию с нарушением установленных таможенных правил, в т.ч. дающих право на освобождение от уплаты таможенных платежей либо право на льготы при их уплате.
Уклонение от уплаты таможенных платежей считается оконченным преступлением с момента истечения сроков уплаты таких платежей. Если в последний день уплаты соответствующая сумма не была уплачена плательщиком, значит, обязанность по уплате таможенных платежей не выполнена.
Уклонение от уплаты таможенных платежей является преступлением, если сумма неуплаченных таможенных платежей достигает крупного размера, т.е. в две тысячи раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Уклонение от уплаты таможенных платежей в размере меньше крупного влечет административную ответственность.
Уплата таможенных платежей может осуществляться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте в установленных законодательством случаях. Размер таможенных платежей, подлежащих уплате в иностранной валюте, определяется путем пересчета такой валюты в белорусские рубли по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день совершения преступления.
При наличии единого умысла на уклонение от уплаты таможенных платежей различного вида или на уклонение от уплаты таможенного платежа какого-либо одного вида при перемещении товара несколькими партиями определение размера таможенных платежей осуществляется путем суммирования всех платежей, от уплаты которых виновный уклонился.
Не признается уклонением неуплата таможенных платежей, если их уплата обеспечена предусмотренными законодательством способами обеспечения. В соответствии со статьей 86 ТмК ТС уплата таможенных пошлин, налогов может быть обеспечена следующими способами: денежными средствами (деньгами); банковской гарантией; поручительством; залогом имущества.
Вместе с тем, если какой-либо из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов был использован обманным путем с целью уклонения от их уплаты (например, представлены фальшивая гарантия поручителя или фальшивая банковская гарантия, залогодатель дал в залог обремененное обязательствами имущество и т.п.), виновный подлежит ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей.
Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей не наступает в том случае, если лицо было признано виновным в совершении контрабанды и к нему применены меры уголовной ответственности по статье 228 УК либо административной ответственности (при этом все незаконно перемещаемое имущество конфискуется в доход государства). Однако если лицо часть предметов перемещает контрабандно, а часть перемещает законным путем, но обманом уменьшает размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов либо освобождается от их уплаты, то виновный подлежит ответственности за контрабанду и за уклонение от уплаты таможенных платежей.
Уклонение от уплаты таможенных платежей следует отличать от уклонения от уплаты сумм налогов, сборов, ответственность за которое наступает в соответствии со статьей 243 УК. Такое отличие основано на видах обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин), подлежащих уплате в бюджет.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату плательщику либо зачету в счет предстоящих платежей. Согласно статье 90 ТмК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. В Республике Беларусь вопросы возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей регулируются статьей 272 ТмК и статьями 60 и 61 НК.
Уклонение от уплаты таможенных платежей будет иметь место в том случае, если якобы излишне уплаченные или взысканные таможенные платежи будут зачтены в счет уплаты предстоящих (причитающихся) таможенных платежей.
Если имел место фактический возврат плательщику сумм под видом якобы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, ответственность по статье 231 УК в этом случае не наступает. Совершение указанных деяний физическим лицом квалифицируется как мошенничество по статье 209 УК. Совершение указанных деяний должностным лицом влечет ответственность за злоупотребление властью или служебными полномочиями по статье 424 УК, а при наличии у должностного лица цели похитить указанные денежные средства — за хищение путем злоупотребления служебными полномочиями по статье 210 УК. Если при этом имела место подделка должностным лицом документов при совершении предусмотренных статьями 210 или 424 УК преступлений, дополнительной квалификации по статье 427 УК не требуется.
Часть вторая статьи 231 УК предусматривает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору.
Уклонение от уплаты таможенных платежей будет считаться совершенным повторно независимо от наличия или отсутствия судимости за ранее совершенное преступление. При этом необходимо, чтобы в каждом из деяний, образующих повторность, присутствовали признаки уклонения от уплаты таможенных платежей именно в крупном размере и отсутствовал единый умысел на уклонение от уплаты таможенных платежей двумя или более деяниями.
В соответствии со статьей 17 УК преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если исполнители заранее договорились о совместном совершении данного преступления.
Субъектом преступления, предусмотренного статьей 231 УК, является лицо, ответственное за уплату таможенных платежей. Плательщиками таможенных платежей являются лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по исполнению обязательства по уплате таможенных платежей.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант (лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары) или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Плательщиками таможенных сборов являются декларант, перевозчик (за таможенное сопровождение товаров), иные лица, в отношении которых таможенные органы совершают юридически значимые действия.
При незаконном перемещении лицом товаров через таможенную границу такое лицо несет такую же ответственность за уплату таможенных платежей, как если бы оно выступало в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.
Если уклонение от уплаты таможенных платежей совершается должностным лицом организации с использованием им своих служебных полномочий, то такое лицо дополнительно подлежит ответственности за преступления против интересов службы.
Уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное при содействии должностных лиц таможенных органов, влечет для них ответственность за соучастие в уклонении от уплаты таможенных платежей и за преступления против интересов службы.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 231 УК, характеризуется виной в форме прямого умысла, когда виновный сознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей, и желает действовать таким образом. Умысел виновного должен быть направлен именно на уклонение от уплаты таможенных платежей, т.е. на причинение ущерба в виде неуплаченных таможенных платежей, а не на просрочку в их уплате (несмотря на то что она также причиняет ущерб, который взыскивается в форме пени и который находится за рамками состава данного преступления). То обстоятельство, что преступление окончено в момент неуплаты таможенных платежей в установленный срок, вовсе не освобождает от доказывания умысла, направленного на уклонение от их уплаты. Ответственность установлена не за сам факт непоступления таможенных платежей в бюджет, а за уклонение от их уплаты.
Мотивы и цели уклонения от уплаты таможенных платежей не влияют на квалификацию содеянного.