В Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции внесены изменения

25 апреля 2015 г. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь было зарегистрировано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2015 N 326 «О внесении дополнений и изменений в Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции» (далее — Постановление N 326). Данное постановление внесло существенные изменения в Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 N 1732 (далее — Положение N 1732). Рассмотрим более подробно данные изменения.

1. Изменен перечень субъектов, в которых должны создаваться комиссии по противодействию коррупции

В действующей редакции Положения N 1732 в перечень субъектов, в которых должны создаваться комиссии по противодействию коррупции (далее — комиссии), входят республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные, Минский городской, городские, районные исполкомы, местные администрации районов в городах. Постановление N 326 расширяет данный перечень путем добавления в него государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов, являющихся управляющими компаниями холдингов.

2. Изменены требования к составу комиссии

В действующей редакции Положения N 1732 требования к составу комиссии минимальны: не менее пяти членов под председательством одного из заместителей руководителя государственного органа (организации). Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются на заседании комиссии из числа ее членов. Постановление N 326 корректирует данную норму и закрепляет новые требования к составу комиссии. В соответствии с новой редакцией Положения N 1732 состав комиссии формируется из числа руководителей структурных подразделений государственного органа (организации), курирующих вопросы осуществления финансово-хозяйственной, экономической, производственной деятельности, бухгалтерского учета, распоряжения бюджетными денежными средствами, сохранности собственности и эффективного использования имущества, ведомственного контроля, кадровой и юридической работы. В связи с этим в организациях, где создана комиссия, после вступления в силу Постановления N 326 необходимо внести изменения в состав комиссии, включив в нее главного бухгалтера, начальника планово-экономического отдела, начальника производственно-технического отдела и ряд других начальников структурных подразделений в зависимости от организационной структуры и специфики предприятия. Начальник юридической и кадровой службы входит в состав комиссии в силу занимаемой должности.

3. Перечень функций и задач комиссии

Постановление N 326 внесло изменения в задачи комиссии. К задачам комиссии теперь относятся рассмотрение вопросов соблюдения правил этики государственного служащего (корпоративной этики), аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками государственного органа (организации), а также подчиненных (входящих в систему, состав) организаций, в том числе негосударственной формы собственности (далее — подчиненные организации), обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками государственного органа (организации), подчиненных организаций, своевременное определение коррупционных рисков и мер по их нейтрализации. Кроме того, предыдущие задачи и функции были изложены в новой редакции.

4. Обязанности председателя комиссии

Постановление N 326 внесло изменение в перечень функций председателя комиссии. С момента вступления в силу Постановления N 326 председатель комиссии помимо обязанностей, изложенных в действующей редакции Положения N 1732, незамедлительно принимает меры по предотвращению конфликта интересов или его урегулированию при получении информации от члена комиссии о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения в связи с исполнением обязанностей члена комиссии.

5. Обязанности членов комиссии

В соответствии с новой редакцией Положения N 1732 член комиссии обязан принимать участие в формировании повестки дня заседания комиссии. Ранее председатель комиссии утверждал повестку дня заседаний комиссии и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях, а секретарь комиссии извещал членов комиссии и приглашенных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания комиссии. Новой редакцией Положения N 1732 установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на члена комиссии обязанностей. Кроме этого, член комиссии обязан незамедлительно в письменной форме уведомить председателя комиссии о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения в связи с исполнением обязанностей члена комиссии.

6. Перечень вопросов, рассматриваемых на заседании комиссии

Новая редакция Положения N 1732 содержит открытый перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании комиссии. К обязательным относятся вопросы, связанные:

  • с установленными нарушениями работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций антикоррупционного законодательства;
  • с соблюдением в государственном органе (организации) порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг), подрядных торгов в строительстве;
  • с состоянием дебиторской задолженности, обоснованностью расходования бюджетных средств в государственном органе (организации), подчиненных организациях;
  • с правомерностью использования имущества, выделения работникам государственного органа (организации) заемных средств;
  • с обоснованностью заключения договоров на условиях отсрочки платежа;
  • с урегулированием либо предотвращением конфликта интересов;
  • с эффективностью осуществления ведомственного контроля.

Кроме этого, на заседании комиссии могут быть рассмотрены другие вопросы, входящие в компетенцию комиссии. Это означает, что организация, разрабатывая свое положение о комиссии по противодействию коррупции, с учетом своей специфики может включить иные вопросы.

7. Обеспечение выполнения решения комиссии

Положение N 1732 не регламентировало реализацию решения, принятого комиссией. В соответствии с п. 15 Положения N 1732 решения комиссии оформляются протоколом. В свою очередь, новая редакция Положения N 1732 указывает на то, что решение комиссии, принятое по вопросам повестки дня ее заседания, является обязательным для выполнения структурными подразделениями государственного органа (организации), подчиненными организациями. Невыполнение (ненадлежащее выполнение) решения комиссии влечет ответственность в соответствии с законодательными актами. На наш взгляд, данное изменение гарантирует надлежащее исполнение решения комиссии всем трудовым коллективом организации.

Таким образом, внесенные изменения и дополнения в Положение N 1732 надлежащим образом определили статус комиссии, ее компетенцию и гарантии реализации принимаемых ею решений.