Все виды административных взысканий

Административное законодательство, расположенное на стыке гражданского и уголовного регулирования, сохранило самый богатый набор разнообразных взысканий. В чем нетрудно убедиться, ознакомившись с:

  • Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года с последующими изменениями и дополнениями (далее — КоАП);
  • Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года (далее — ПИКоАП).

В соответствии с указанными актами наказуемы более тысячи проступков, возможных в наши дни. Причем количество налагаемых взысканий и других неблагоприятных последствий тоже не малое. Их, как минимум, полтора десятка.

Как же подобрать «подходящее наказание» за конкретный проступок? На первый взгляд все просто: найди по названию статью и узнай, что тебе грозит за ту или иную оплошность. Однако реальность далека от подобного упрощения. Чтобы разобраться в каждой отдельно взятой норме КоАП, надо предварительно изучить целый сонм правил наложения взысканий.

Ознакомлению с этими правилами посвящена данная публикация, призванная предохранить одних читателей от чрезмерной суровости правосудия, а других — от дисциплинарной ответственности за неправильное наложение административных взысканий.

За что?

Статья 2.1 КоАП гласит: «Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность».

Оконченное правонарушение (фактическое наступление негативных последствий) наказуемо всегда, а вот покушение (умышленное правонарушение, не оконченное по независящим от злоумышленника обстоятельствам) — только в случаях, прямо предусмотренных КоАП.

Кроме простых (неквалифицированных) нарушений в КоАП встречаются:

  • повторные, то есть цепочки из двух или более деяний, пресекаемых одной и той же статьей КоАП. При этом не засчитываются деяния, по которым имело место освобождение от ответственности или истек год после совершения;
  • длящиеся, то есть длительные невыполнения возложенных обязанностей;
  • наказуемые по требованию потерпевшего (его законного представителя). Среди подобных деяний есть бухгалтерские: отказ в предоставлении информации гражданину, присвоение найденного имущества, причинение имущественного ущерба, уничтожение (повреждение) посевов или урожая, умышленные уничтожение (повреждение) имущества и разглашение коммерческой или иной тайны.

Здесь же необходимо отметить, что у юридических лиц свой — более узкий (весьма ограниченный) — круг наказуемых правонарушений. Организации подвергаются административным взысканиям только тогда, когда об этом упоминается в соответствующей статье КоАП. Безымянная административная ответственность распространяется исключительно на физических лиц.

Кого?

На поставленный в заголовке вопрос можно ответить просто: «Виновного!» В КоАП записано: «Лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина».

Во-первых, виновник должен быть физическим или юридическим лицом (резидентом или нерезидентом). А вот государства, группировки и коллективы, не зарегистрированные в качестве юридических лиц, а равно неодушевленные предметы или животные административной ответственности не несут при любой степени своей причастности (виновности). За них отвечают соответствующие граждане и организации.

Вопрос об ответственности иностранцев, на которых белорусская юрисдикция не распространяется, разрешается дипломатическим путем. Однако кто же даст согласие на «покарание» собственных диппредставителей?!

Во-вторых, придется разобраться, что такое «вина».

Вина для физических лиц — это «психическое отношение к совершенному», а именно прямой или косвенный умысел либо неосторожность (легкомыслие, небрежность).

Для признания умысла прямым требуется, чтобы правонарушитель сознавал, что именно он делает (не делает), предвидел вредные последствия этого и желал их наступления. При косвенном умысле все то же самое, только виновный не желает неизбежного вреда, а проявляет в этом отношении попустительство или безразличие. В КоАП различение видов умысла — вещь сугубо теоретическая, поскольку для наложения взыскания оба умысла равно наказуемы.

Для признания неосторожного поступка легкомыслием нужно доказать, что предвидевший причинение вреда рассчитывал на его предотвращение, не имея на то достаточных оснований. Небрежность же бывает только тогда, когда человек не предвидел возможности нанесения вреда своими действиями, но при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был предвидеть.

В тех случаях когда, говорить о вредоносности запрещенного деяния трудно, КоАП приравнивает к «вредным последствия» факт нарушения законодательного запрета.

Вина юридического лица столь же условна, как и само это лицо. Процитируем КоАП: «Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что этим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению». По нашему мнению, явная невозможность предпринять все меры делает организации ответственными за любое правонарушение независимо от умысла или неосторожности соответствующих работников.

В-третьих, для ответственности физического лица важны его:

  • вменяемость (частичная и полная невменяемость означает частичную или полную невиновность). Невменяемость (неосознание фактического характера и противоправности своих деяний) — это хроническое и временное психическое расстройство, слабоумие или иное психическое заболевание, а также отставание в умственном развитии;
  • возраст: к малолетним (то есть детям от 14 до 16 лет) применимы лишь немногие статьи КоАП, а к остальным несовершеннолетним некоторые нормы КоАП не применяются. Однако данную оговорку не следует воспринимать как рекомендацию по привлечению детей к незаконному бухучету во избежание ответственности. За проступки таких детей будет отвечать тот, кто вовлечет несовершеннолетнего в совершение правонарушения.

В-четвертых, за реорганизованное юридическое лицо отвечает его правопреемник, какового при разделении и выделении (то есть при множестве правопреемников) определяют по тому, кто «принял на себя» соответствующие сделки или имущество.

В-пятых, за одно и то же правонарушение отвечают и организация, и ее должностные лица независимо друг от друга (точнее одновременно).

В-шестых, административные взыскания налагаются на преступников, которым уголовную ответственность заменили административной.

Чтобы не упустить ни одного участника правонарушения, КоАП позаимствовал из уголовного права своеобразный кадастр «преступных ролей». Общее название всех причастных к правонарушению (то есть умышленно взаимодействовавших злоумышленников) — соучастник. Их делят на исполнителей, организаторов и пособников. Причем к исполнителям приравнивают и лиц, которые использовали для совершения злодеяния лиц, не несущих ответственности, к организаторам — руководителей незаконных деяний, к пособникам — тех, которые давали крамольные советы или указания, предоставляли информацию, орудия или средства правонарушения, устраняли препятствия, оказывали иную помощь и заранее обещали скрыть нарушителя, орудия, средства, следы или добычу, а также приобрести или сбыть последнюю.

Каждый отвечает в пределах собственного умысла, приватные умыслы отдельных соучастников на прочих не распространяются. Пособники же наказуемы только по 15-ти статьям КоАП, из которых 8 допускают пособничество бухгалтера. А именно:

  • мелкое хищение;
  • умышленное уничтожение (повреждение) имущества;
  • незаконное использование деловой репутации конкурента;
  • подделка проездных документов;
  • нарушение правил торговли и оказания услуг населению;
  • незаконное перемещение товаров и транспорта через таможню;
  • недекларирование (недостоверное декларирование) товаров (транспорта);
  • приобретение, транспортировка, хранение, пользование или распоряжение товарами (транспортом), ввезенными с нарушением таможенных правил.

Всегда есть абсолютно легальные способы избежать административной ответственности. Перечислим все случаи, когда виновный за свои деяния не отвечает:

  1. необходимая оборона, то есть причинение вреда противоправно посягающему на жизнь, здоровье, права обороняющегося или другого лица, общества или государства (даже если была другая возможность защититься или позвать на помощь);
  2. причинение вреда при задержании преступника (административного правонарушителя) для передачи его уполномоченным органам и пресечения новых безобразий, если виновник пытается или может скрыться, а иные средства задержания не годятся;
  3. крайняя необходимость, то есть действие, совершенное для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам лица, общества или государства, если нет других средств устранения опасности и причиненный вред не больше предотвращенного (здесь цель оправдывает средства, так как неудавшееся предотвращение (устранение) тоже не наказуемо);
  4. обоснованный риск для достижения общественно полезной цели, если обернувшееся правонарушением деяние соответствовало современным научно-техническим знаниям и опыту, поставленная цель была недостижима без риска и были предприняты все возможные меры для предотвращения вредных последствий;
  5. примирение с потерпевшим по тем статьям КоАП, где ответственность применяется только по требованию потерпевшего (его законного представителя).

В перечисленных выше случаях привлечение к административной ответственности абсолютно невозможно. Но есть еще и основания для освобождения от наказания, когда карающий орган решает самостоятельно вопрос применения или неприменения санкции. Среди них:

1) малозначительность правонарушения (каких-то правовых критериев для распознания малозначительности нет, и открыт простор для субъективного усмотрения);

2) наличие таких смягчающих обстоятельств, как:

  • предотвращение вредных последствий собственного правонарушения;
  • добровольное возмещение (устранение) причиненного вреда;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (Для бухгалтера-правонарушителя это самый распространенный случай!);

3) замена административной ответственности дисциплинарной в отношении лиц, подчиненных дисциплинарным уставам (специальным положениям о дисциплине). Причем такая замена невозможна, если совершен проступок, влекущий лишение прав, конфискацию, взыскание стоимости предмета или уголовную ответственность при повторности;

4) психическая или иная тяжелая болезнь после наложения взыскания. Здесь, кроме освобождения, возможна замена взыскания более мягким;

5) совершение правонарушения в связи с тем, что виновного подвергали обращению в рабство, сексуальной или иной преступной эксплуатации.

Кроме того, нарушивший административный закон в качестве индивидуального предпринимателя не отвечает за то же самое в качестве простого физического лица. Кстати, дважды, то есть «в том числе в качестве простого физического лица», не отвечают и должностные лица, хоть это прямо и не записано в кодексах.

Административную ответственность смягчают (приближают к нижней границе санкции) следующие действия и качества нарушителя:

  • чистосердечное раскаяние;
  • предотвращение вредных последствий или добровольное возмещение (устранение) причиненного вреда;
  • наличие детей-иждивенцев до 14 лет;
  • совершение проступка вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств, а также под влиянием угрозы, принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • возраст до 18 либо после 70 лет;
  • беременность;
  • иные обстоятельства, признанные смягчающими судом (органом, ведущим административный процесс).

Каждый человек получит минимальный штраф (но не ниже 0,5 базовой величины (далее — БВ), если признает себя виновным в административном правонарушении и выразит согласие на уплату такого штрафа и возмещение вреда. Нетрудно заметить, что честность при незначительных штрафах или предупреждениях не поощряется. Кроме того, она бесполезна для юридических лиц и предпринимателей, а равно и для прочих граждан по тем статьям КоАП, где упоминаются арест, лишение прав, конфискация, депортация, взыскание стоимости предмета или уголовная ответственности за повторность, ибо в этих случаях указанная минимизация наказания не применяется.

С другой стороны, ответственность отягчают (приближают к предусмотренному максимуму):

  • продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить;
  • повторность (карательный орган может не признать это обстоятельство отягчающим);
  • вовлечение несовершеннолетних, психически больных и слабоумных;
  • совершение противоправного деяния группой лиц (два и более исполнителя);
  • совершение проступка в условиях стихийного бедствия (иного ЧП);
  • расовые, национальные, религиозные мотивы;
  • причинение вреда заведомо для виновного беременной женщине;
  • состояние, вызванное употреблением алкоголя, наркотических, психотропных, токсических и тому подобных средств;
  • совершение противоправного деяния при исполнении служебных обязанностей.

Примечание. Недопустимо считать отягчающим обстоятельством то, что здесь (согласно КоАП) не перечислено.

Если смягчающее (отягчающее) обстоятельство указано в конкретной статье КоАП в качестве признака правонарушения, то дополнительное смягчение (отягощение) не происходит.

Не всякое место совершения правонарушения подпадает под действие КоАП и ПИКоАП. В соответствии с этими кодексами преследуются нарушения, совершенные на:

  • территории Республики Беларусь;
  • судне под белорусским флагом;
  • белорусском летательном аппарате;
  • территории официального представительства под белорусской юрисдикцией;
  • иностранной территории, если признаваемое там правонарушением деяние совершено постоянно проживающим гражданином Республики Беларусь (лицом без гражданства) и осталось безнаказанным по месту совершения. Правда, в таких случаях взыскание не должно превышать предела, установленного в соответствующем государстве.

Независимо от времени наступления последствий правонарушения к виновному применяется закон, действовавший в момент совершения противоправного деяния. При этом закон, смягчающий или отменяющий ответственность (устраняющий противоправность деяния) имеет обратную силу, а закон, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или ухудшающий положение нарушителя, — нет.

Перечень административных взысканий

Административные взыскания «для всех» включают следующие меры.

1. Штраф, то есть денежное взыскание в:

  • базовых величинах (далее — БВ) на день наложения;
  • процентах (кратных долях) стоимости (суммы), связанной с проступком;
  • эквиваленте иностранной валюты.

Предельные штрафы в БВ сведены нами в следующую таблицу.

 

Категории правонарушителей

        Пределы штрафа
абсолютный минимум обычный максимум
физические и должностные лица        0,1 БВ   50 БВ
индивидуальные предприниматели         2 БВ  200 БВ
юридические лица        10 БВ  1000 БВ

Примечание. «Обычный максимум» действует при отсутствии «сложения наказаний». Кроме того, даже «несуммированные» штрафы физическим лицам могут повышаться до 500 БВ за нарушения в области трудовых отношений, финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления.

Максимальный штраф в процентах (кратных долях) не должен превышать:

  • десятикратного размера исходной стоимости при нарушениях в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, использования топливно-энергетических ресурсов;
  • двукратного размера аналогичной стоимости в иных случаях.

У каждого «валютного» штрафа свои «индивидуальные» минимумы и максимумы, не ограниченные какими-то общими правилами (пределами).

Военнослужащих срочной службы и малолетних, не имеющих собственного дохода, штрафовать запрещено.

2. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяемо только тогда, когда правонарушение связано с этой деятельностью, а сохранение права признано невозможным. Обычный срок такого лишения — от 6 месяцев до года (назначается целое число месяцев или год).

3. Конфискация, то есть безвозмездное обращение в собственность государства:

  • дохода от противоправной деятельности;
  • предмета, орудий и средств правонарушения, принадлежащих правонарушителю на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления).

Существует также специальная конфискация, применяемая независимо от назначенного взыскания. Это принудительное безвозмездное взыскание в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты (зверодобычи) и рыболовства.

4. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения, то есть принудительное изъятие и обращение в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость связанных с проступком предметов, товаров и (или) транспорта. Данное взыскание применяется при отсутствии соответствующих предметов таможенного или предпринимательского правонарушения.

Кроме того, на физических лиц налагаются следующие взыскания.

1. Предупреждение, то есть «письменное предостережение о недопустимости противоправного поведения». Причем в отношении несовершеннолетних предупреждение разрешается применять даже при отсутствии данной санкции в соответствующей статье КоАП.

2. Исправительные работы, выполняемые по месту работы наказанного с удержанием в доход государства 20% заработка. Срок — один — два месяца.

Исправительные работы не назначаются малолетним, беременным, инвалидам I и II группы, женщинам, лицам находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет, женщинам после 55 и мужчинам после 60 лет, а также военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, финрасследователям КГК, эмчээсовцам.

3. Административный арест, то есть изоляция в специально предназначенных для этого местах. Арест исчисляется сутками и за одно правонарушение не может превышать пятнадцати суток.

Нельзя арестовать несовершеннолетнего; беременную женщину; инвалида I или II группы; женщину или одинокого мужчину, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; лиц, имеющих на иждивении инвалида I группы; лиц, осуществляющих уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста.

В срок ареста засчитывается срок задержания.

4. Лишение специального права, применяемое за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Продолжительность данного лишения устанавливается в годах и месяцах: от 6 месяцев до 3 лет. И только при лишении права управления транспортом есть категория льготники, которых нельзя лишить данного права, остальные специальные права может потерять любой.

5. Депортация, то есть выдворение за пределы Республики Беларусь, применяемое в отношении иностранцев и лиц без гражданства.

Исключительно в качестве основного взыскания применяются предупреждение, штраф, исправительные работы и арест, а в качестве дополнительного — конфискация и взыскание стоимости предмета. Иные взыскания (то есть лишение прав и депортация) могут быть как основным, так и дополнительным взысканием. Помнить данную классификацию необходимо, поскольку за одно нарушение не может быть назначено больше одного основного и одного дополнительного взыскания, указанного в соответствующей статье КоАП.

Кроме того, есть средства воздействия, не считающиеся взысканиями, но применяемые КоАП в качестве «довеска» к основному и дополнительному наказанию. Это:

  • возложение обязанности возместить причиненный вред;
  • понуждение к исполнению обязанности, нарушение которой повлекло взыскание.

К разряду неприятных последствий правонарушения мы бы отнесли и предусмотренные статьей 8.1 ПИКоАП «меры обеспечения административного процесса», то есть:

  • административное задержание;
  • личный обыск;
  • арест на имущество;
  • изъятие имущества и документов;
  • задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспорта и отстранение от управления им;
  • привод;
  • удаление из помещения.

Правила сложения взысканий

Используемое в новых кодексах понятие «совокупность административных правонарушений» означает совершение двух или более проступков, подпадающих под действие разных статей КоАП, но оставшихся безнаказанными (кроме случаев освобождения от ответственности). Однако понятие это скорее из области теории, поскольку на практике назначение взысканий производится независимо от выявления «совокупностей».

При любом множестве «ненаказанных» правонарушений основное и дополнительное взыскания налагаются отдельно за каждое правонарушение. И только когда несколько проступков рассматривается одновременно в одном органе, окончательное взыскание суммируется по определенным правилам, где сумма не может быть выше определенного предела. Правда, сам этот предел значительно превышает лимиты, обязательные для одиночного правонарушения. Это:

  • штраф (в БВ) для физических лиц может быть 1000 БВ за нарушения законодательства о труде, экономической деятельности и порядке управления и 100 БВ в иных случаях;
  • срок лишения специального права повышается до пяти лет, а права заниматься определенной деятельностью — до двух;
  • административный арест — до 25 суток;
  • количество дополнительных взысканий может равняться числу нарушений.

Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются только:

  • по постановлению (решению) органа (должностного лица), уполномоченного налагать соответствующее взыскание;
  • в пределах установленных соответствующей статьей КоАП санкций (исключение — «специальная конфискация» и предупреждение несовершеннолетним, они возможны и без такого упоминания в КоАП);
  • с учетом характера совершенного, обстоятельств совершения (включая смягчающие или отягчающие), личности нарушителя (в том числе степени его вины и имущественного (финансово-экономического) положения), характера и размера причиненного вреда;
  • справедливо и гуманно, то есть в размере, необходимом и достаточном для воспитания виновного, без причинения ему физических страданий, унижения человеческого достоинства и вреда деловой репутации. Кроме того, исправительные работы, арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета возможны исключительно по решению суда.

Сроки наложения взысканий

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения или обнаружения длящегося правонарушения. Но из этого правила есть исключения. Так правонарушения:

  • против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования караются в течение 6 месяцев;
  • в сфере авторских, смежных и патентных прав — в течение года;
  • в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, налогообложения, таможенного и иного экономического регулирования — в течение 3 лет со дня совершения и 6 месяцев после обнаружения.

В дополнение отметим следующее. В случае отмены постановления о наложении взыскания по жалобе (протесту) на новое рассмотрение дела дается не более месяца, зато и все указанные выше сроки наложения взыскания продлеваются на тот же срок. А после отказа в возбуждении уголовного дела (его прекращении) процесс наложения административного взыскания может длиться не более месяца, независимо от того, когда совершен соответствующий проступок.

Согласно новым кодексам административное взыскание, как и любое другое в нашей стране, служит:

  • а) восстановлению справедливости;
  • б) воспитанию правонарушителей;
  • в) предупреждению новых правонарушений.

Следовательно, иные цели наказания надлежит считать неправомерными и отменять по суду.

Ответственность за противодействие

В КоАП нет недостатка в нормах, обеспечивающих точное и беспрепятственное наложение административных взысканий. К ним мы еще вернемся, а здесь назовем самые главные «средства обеспечения»:

  • статьей 23.3 КоАП за вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении (воздействие в любой форме с целью воспрепятствования полноте и объективности рассмотрения) предусмотрен штраф 20 — 50 БВ или арест;
  • статьей 24.6 КоАП за уклонение без уважительных причин от явки в орган, ведущий административный процесс, предусмотрен штраф в размере от 6 до 30 БВ или арест.