Выбор заказчиком процедуры закупок при строительстве

Законодательство о закупках при строительстве динамично развивается. Год от года совершенствуется его наполнение, появляются новые нормы, исключаются неэффективные. Предлагаем проанализировать существенные изменения, внесенные в эту сферу Указом N 380 <1>.

Закупки при строительстве нежилой недвижимости

Согласно Указу N 380 закупки работ, услуг при строительстве, в том числе возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов, осуществляются путем подрядных торгов либо переговоров, если Указ N 380 не устанавливает иного.

Фактически норма о видах процедур закупок существовала и до вступления Указа N 380 в силу. Однако данный НПА закрепил новые условия, при которых может или должен проводиться тот или иной вид процедуры закупки.

Исходя из этих условий подрядные торги при закупке работ и услуг обязательны:

  • при жилом строительстве установленной стоимости;
  • если строительство объекта осуществляется за счет бюджетных средств или собственных средств организаций с госдолей. В последнем случае его стоимость должна быть равной или превышать 100000 базовых величин.

Как видим, нормы Указа N 380 не содержат критериев обязательного проведения процедур закупок при строительстве нежилой недвижимости или объектов, строительство которых осуществляют за небюджетные средства организации частной формы собственности. Это означает, что вне зависимости от стоимости товаров (работ, услуг) при строительстве указанных объектов заказчику достаточно провести переговоры.

Обратите внимание

Согласно ст. 21.17 КоАП, если процедуры закупок в строительстве не проводятся или проводятся с нарушением порядка, в зависимости от состава правонарушения предусматривается штраф в размере от 20 до 1000 базовых величин.

Таким образом, заказчика строительства можно привлечь к ответственности за нарушение порядка любой из определенных Указом N 380 процедур закупок, т.е. как подрядных торгов, так и переговоров.

Отметим, что под строительством объектов в ст. 21.17 КоАП понимается возведение, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация, благоустройство, снос объектов.

Таким образом, ответственность по ст. 21.17 КоАП не может быть вменена за непроведение или нарушение порядка проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) для целей текущего ремонта.

Освобождение от закупок при строительстве

Указ N 380 закрепляет перечень объектов строительства, которые полностью освобождаются от необходимости проведения процедур закупок при строительстве <2>. Кроме того, в силу Декрета N 10 <3> в полном объеме от проведения процедур закупок могут освобождаться инвесторы, которые строят объекты в рамках заключенных с Беларусью инвестиционных договоров.

Названные субъекты не обязаны проводить процедуру закупок в принципе, но могут сделать это по желанию.

Между тем после вступления в силу Указа N 380 потеряла привлекательность льгота, предусмотренная Указом N 326 <4>. В частности, раньше заказчик (инвестор) строительства объекта на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» освобождался только от процедур подрядных торгов. Теперь под такое освобождение подпадают все внебюджетные строительные проекты (за исключением жилья).

Участники процедур закупок

Одно из самых главных нововведений Указа N 380 — снятие ограничений по участникам процедуры закупок, установленных Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (Закон N 300-З).

Со 2 июля 2016 г. существенно ограничивался перечень лиц, которые могли участвовать в процедурах закупок при строительстве. В частности, до вступления в силу Указа N 380 не разрешалось участвовать в процедурах закупок:

  • учредителям, участникам, собственникам имущества организатора, его дочерних унитарных предприятий;
  • дочерним или зависимым хозяйственным обществам, обособленным структурным подразделениям (филиалам) организатора.

Вступление в силу Указа N 380 устранило данные проблемы. Сейчас не допускаются к участию в процедурах закупки товаров (работ, услуг) при строительстве субъекты, включенные в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Особенности вступления Указа N 380 в силу

Пункты 1 — 4 Указа N 380 вступили в силу с 1 января 2017 г. Действие п. 1 Указа N 380 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры начались или стороны заключили договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) до 1 января 2017 г.

Пример

Строительная организация в 2016 г. выиграла подрядные торги. Повлияет ли на отношения сторон вступление Указа N 380 в силу?

Процедура закупки товаров (работ, услуг) при строительстве считается начатой со дня, когда заказчик принял решение провести ее. Таким образом, процедуры данных закупок проводятся и договоры исполняются в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2017 г.

Если организация в 2016 г. выиграла подрядные торги и с той поры ведет строительные работы, вступление в силу Указа N 380 никак не повлияет на отношения сторон.

Выводы

Правила, закрепленные Указом N 380, являются временными: Указ N 380 действует только до 1 января 2019 г. Он закрепляет нормы законодательства, по которым строительство объектов осуществляется на конкурсной основе. Важные нововведения Указа N 380:

  1. при нежилом строительстве за внебюджетные средства организациями без госдоли в уставном фонде заказчик вправе самостоятельно определить процедуру закупки;
  2. некоторые ограничения по субъектному составу участников процедуры закупок с 2017 г. не применяются.

<1> Указ от 20 октября 2016 г. N 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (Указ N 380).

<2> Подп. 1.11 п. 1 Указа N 380.

<3> Абз. 5 ч. 1 подп. 3.1 п. 3 Декрета от 6 августа 2009 г. N 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь».

<4> Подп. 1.8 п. 1 Указа от 30 июня 2014 г. N 326 «О деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень»».