Выявляемые органами (организациями) ведомственного контроля в 2015 году нарушения по отдельным статьям Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (часть 2)

В соответствии с ч. 2 ст. 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — до 1000 базовых величин.

Рассмотрим изложенное на примерах.

1. В соответствии с приложением 1 к инструкции общества по обращению с отходами производства одними из видов образующихся отходов являлись такие, как: опилки натуральной чистой древесины (код 1710200 классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2011 N 85 (далее — классификатор)), источник образования — деревообработка, степень и класс опасности — 4-й; кусковые отходы натуральной чистой древесины (код 1710700 классификатора), источник образования — деревообработка, степень и класс опасности — 4-й; опилки древесные промасленные (содержание масел — менее 15%) (код 1721101 классификатора), источник образования — обслуживание и ремонт транспортных средств, степень и класс опасности — 3-й; подметь от уборки цехов и территории предприятий по обработке и переработке древесины (код 1722901 классификатора), источник образования — уборка цеха и территории пилорамы, степень и класс опасности — 4-й; люминесцентные трубки отработанные (код 3532604 классификатора), источник образования — освещение, степень и класс опасности — 1-й; ветошь, загрязненная лакокрасочными материалами (код 5820503 классификатора), источник образования — обслуживание и ремонт транспортных средств, степень и класс опасности — 3-й; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел — менее 15%) (код 5820601 классификатора), источник образования — обслуживание и ремонт транспортных средств, степень и класс опасности — 3-й, и др.

В соответствии с ПОД-10 «Книга общего учета отходов» в ОАО «С» за 2014 год образовывались отходы, в том числе: от уборки территорий промышленных предприятий организаций (код 9120800 классификатора), степень и класс опасности — 4-й; бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 1870601 классификатора), степень и класс опасности — 4-й; упаковочной бумаги незагрязненные (код 1870604 классификатора), степень и класс опасности — 4-й; производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400 классификатора), степень и класс опасности — неопасные; растительные отходы от уборки территории (код 9121100 классификатора), степень и класс опасности — неопасные.

В соответствии с подп. 1.6 п. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 N 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон об отходах) юридические лица обязаны вести учет отходов и проводить их инвентаризацию.

Первичный учет отходов на предприятии должен вестись либо по форме ПОД-9 «Книга учета отходов» и форме ПОД-10 «Книга общего учета отходов», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 02.06.2009 N 33 «Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», либо в соответствии с книгой ПОД-9 «Книга учета отходов» (далее — книга ПОД-9) и книгой ПОД-10 «Книга общего учета отходов» (далее — книга ПОД-10), содержащимся в приложении К и приложении Л к техническому кодексу установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 N 2-Т «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов» (далее — ТКП 17.02-12-2014 (02120)).

В соответствии с п. 13.1 ТКП 17.02-12-2014 (02120) книга ПОД-10 используется для ведения учета образования отходов в организации, поступления отходов от других организаций, физических лиц и (или) передачи отходов другим организациям. Записи в книгу ПОД-10 вносятся на основании книги ПОД-9, а при ее отсутствии — на основании данных бухгалтерского учета, договоров на передачу отходов сторонним организациям, актов выполненных работ, сопроводительных паспортов перевозки отходов производства и иных документов, свидетельствующих об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, захоронении отходов, и производятся в порядке, установленном инструкцией по обращению с отходами производства организации, но не реже одного раза в месяц.

Проверкой было установлено, что в соответствии с п. 6 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 N 17 (далее — Инструкция о порядке инвентаризации), в обществе в 2014 году была проведена инвентаризация отходов производства. Согласно сведениям о количестве образующихся отходов производства за период проведения инвентаризации, акту инвентаризации отходов производства от 29.12.2014 в обществе были образованы следующие отходы:

  • опилки натуральной чистой древесины (код 1710200 классификатора), источник образования — деревообработка, степень и класс опасности — 4-й;
  • кусковые отходы натуральной чистой древесины (код 1710700 классификатора), источник образования — деревообработка, степень и класс опасности — 4-й;
  • опилки древесные промасленные (содержание масел — менее 15%) (код 1721101 классификатора), источник образования — обслуживание и ремонт транспортных средств, степень и класс опасности — 3-й;
  • подметь от уборки цехов и территории предприятий по обработке и переработке древесины (код 1722901 классификатора), источник образования — уборка цеха и территории пилорамы, степень и класс опасности — 4-й;
  • ветошь, загрязненная лакокрасочными материалами (код 5820503 классификатора), источник образования — обслуживание и ремонт транспортных средств, степень и класс опасности — 3-й;
  • обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел — менее 15%) (код 5820601 классификатора), источник образования — обслуживание и ремонт транспортных средств, степень и класс опасности — 3-й.

Кроме того, согласно данным, предоставленным в ходе проверки, в ОАО «С» имелись в наличии отработанные люминесцентные трубки (код 3532604 классификатора), степень и класс опасности — 1-й.

Учет отходов в книге ПОД-9 обществом не велся.

По состоянию на 14.05.2015 вышеуказанные виды отходов не были отражены в книге ПОД-10.

Таким образом, обществом не было обеспечено ведение учета отходов в порядке, установленном актами законодательства об обращении с отходами, т.е. обществом не были приняты все меры по соблюдению законодательства об обращении с отходами, чем были нарушены требования подп. 1.6, 1.11 п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 35 Закона об отходах, п. 4.1, п. 12.1, п. 13.1 ТКП 17.02-12-2014 (02120).

2. В соответствии с подп. 1.3, 1.6, 1.11 п. 1 ст. 17 Закона об отходах юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение, вести учет отходов и проводить их инвентаризацию; выполнять иные требования, нормы и правила, установленные законодательством.

В соответствии с п. 1, ч. 1 п. 2 ст. 18 Закона об отходах требования к обращению с отходами производства устанавливаются актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, а также инструкциями по обращению с отходами производства, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства, по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Порядок разработки и утверждения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инструкций по обращению с отходами производства устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 N 45 (далее — Инструкция N 45), инструкция по обращению с отходами разрабатывается и утверждается для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства.

Пункт 8 Инструкции N 45 устанавливает требования к содержанию инструкции по обращению с отходами.

В Инструкции общества по обращению с отходами производства ряд разделов отсутствовал.

3. Инструкцией о порядке инвентаризации определен порядок инвентаризации отходов производства.

Согласно действовавшим до 10.11.2015 редакциям п. 2, 6 Инструкции о порядке инвентаризации инвентаризация отходов производства проводилась юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами (далее — организация), либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Инвентаризация проводилась не реже одного раза в год в сроки, определяемые организацией, но не ранее 1 июля отчетного года. При этом п. 9 Инструкции о порядке инвентаризации (в редакции, действовавшей до 10.11.2015) было установлено, что для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ, который содержит сведения в соответствии с абз. 2 — 5 п. 9 Инструкции о порядке инвентаризации. Требования к акту инвентаризации отходов производства изложены в п. 15 Инструкции о порядке инвентаризации.

В нарушение подп. 1.6 п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 35 Закона об отходах, п. 6 Инструкции о порядке инвентаризации в 2013 — 2014 годах инвентаризация отходов производства на предприятии не проводилась.

В соответствии со ст. 16.8 КоАП нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила, влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — до 200 базовых величин.

Пример.

Согласно п. 8 Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 N 215 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов» и признании утратившими силу некоторых технических нормативных правовых актов и отдельных структурных элементов технических нормативных правовых актов» (далее — Санитарные нормы и правила), выполнение работ и оказание услуг, осуществляемых на территории и площадях производственного объекта и представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, возможно только после проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, осуществляемой в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

В нарушение п. 8 Санитарных норм и правил на момент проверки не была произведена государственная санитарно-гигиеническая экспертиза выполнения работ и оказания услуг на территории и площадях производственного объекта ОДО «С».

В соответствии с п. 21 Санитарных норм и правил территория производственного объекта должна быть ограждена, содержаться в чистоте. Проходы и проезды должны быть свободными для движения, иметь твердое покрытие, своевременно ремонтироваться, в зимнее время должны очищаться от снега и льда с проведением противогололедных мероприятий. На внутренней и прилегающей территории объекта должен обеспечиваться своевременный и регулярный покос травы участков озеленения.

В нарушение п. 21 Санитарных норм и правил территория производственного объекта общества не содержалась в чистоте: не проводился своевременный и регулярный покос травы (вдоль забора территория заросла сорной растительностью, порослью деревьев, кустарников).

В соответствии с п. 25 Санитарных норм и правил сбор и хранение крупногабаритных промышленных отходов, тары, стройматериалов, топлива, твердых отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, должны осуществляться на площадках, имеющих твердое водонепроницаемое покрытие, ограждение и обозначение. Площадка должна содержаться в чистоте, иметь удобные подъезды для транспортных средств, осуществляющих вывоз отходов.

В нарушение п. 25 Санитарных норм и правил на территории производственного объекта общества не было упорядочено складирование строительных материалов, производственные отходы (деревянные, металлические, железобетонные конструкции, шины и иные) хранятся на всей территории; не выделены и не оборудованы места для их хранения. Не оборудована твердым водонепроницаемым покрытием, не ограждена и не обозначена площадка для временного хранения твердых коммунальных отходов, на установленных металлических контейнерах отсутствуют крышки.

В соответствии с п. 26 Санитарных норм и правил все производственные и бытовые помещения, а также рабочие места и оборудование должны содержаться в чистоте и своевременно ремонтироваться. Для производственных помещений должен быть установлен определенный порядок уборки с учетом условий производства.

В нарушение п. 26 Санитарных норм и правил рабочие места не содержались в чистоте, не был установлен определенный порядок уборки с учетом условий производства; стены, оборудование загрязнены, полы в выбоинах, грязные (песок, отходы от сварки, бытовой мусор, окурки).

В соответствии с п. 30 Санитарных норм и правил курение на рабочих местах запрещается. Для этих целей должны предусматриваться специальные помещения или места, оборудованные системой вентиляции.

В нарушение п. 30 Санитарных норм и правил на производственном объекте не были выделены места для курения, допускалось курение на рабочих местах и в санитарно-бытовом помещении, на полу валялись окурки.

В соответствии с п. 459, 460 Санитарных норм и правил в организациях должен осуществляться периодический лабораторный контроль за состоянием факторов условий труда на рабочих местах, а также производственный контроль в соответствии с санитарными нормами и правилами, устанавливающими требования к организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Перечень производственных факторов, точек отбора проб, измерений и периодичность лабораторного контроля согласовываются с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, и утверждаются руководителем организации.

В нарушение п. 459, 460 Санитарных норм и правил в обществе не производился периодический производственный контроль за состоянием факторов производственной среды на рабочих местах; не были согласованы перечни производственных факторов, точки отбора проб, измерений и периодичность лабораторного контроля с органами государственного санитарного надзора.

В соответствии с п. 461, 462 Санитарных норм и правил в организациях, где по результатам лабораторных и инструментальных исследований установлены несоответствия уровней факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса гигиеническим нормативам, по данным медицинских осмотров выявляются общие заболевания, препятствующие продолжению работы, или профессиональные заболевания, а также регистрируются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности, нанимателем не реже 1 раза в 5 лет проводится комплексная гигиеническая оценка условий труда в соответствии с санитарными нормами и правилами, устанавливающими классификацию условий труда. Организация работ и выполнение комплексной гигиенической оценки условий труда возлагаются на нанимателя.

В нарушение п. 461, 462 Санитарных норм и правил в обществе не была проведена комплексная гигиеническая оценка условий труда рабочих в соответствии с санитарными нормами и правилами, устанавливающими классификацию условий труда.

В соответствии с п. 452 Санитарных норм и правил стирка и ремонт специальной одежды производятся централизованно по мере загрязнения и износа, но не реже 1 раза в месяц, а в производствах, связанных с воздействием вредных веществ и инфицированных материалов, специальная одежда должна обеззараживаться в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, устанавливающих требования дезактивации основных и дополнительных средств индивидуальной защиты в спецпрачечных.

В нарушение п. 452 Санитарных норм и правил в обществе не была организована централизованная стирка и ремонт спецодежды.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.1 КоАП нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, выразившееся в сверхнормативном их расходовании, обусловленном несоблюдением требований, установленных законодательством или технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования в части использования этих ресурсов, либо в эксплуатации без производственной необходимости на холостом ходу электродвигателей, электропечей и другого электро-, тепло-, топливоиспользующего оборудования, либо в прямых потерях топлива, сжатого воздуха, воды и тепловой энергии, вызванных неисправностью оборудования, арматуры, трубопроводов, их теплоизоляции, либо в использовании электрической энергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений без разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора или с нарушением заданного режима работы электрокотельных, нагревательных приборов, а также в иных целях, не обусловленных производственным процессом, либо в сверхнормативном расходовании электрической энергии для освещения, влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — от 10 до 400 базовых величин.

Пример.

В соответствии с подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 N 1582 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии» (далее — постановление N 1582) расходуемые на основные и вспомогательные нужды организациями топливо, электрическая и тепловая энергия подлежат нормированию независимо от источников энергообеспечения.

Согласно подп. 1.2 п. 1 постановления N 1582 разработка норм расхода топлива, электрической и тепловой энергии осуществляется организациями с периодичностью один раз в три года, а также при изменении технологии, структуры и организации производства и совершенствовании методики нормирования расхода этих ресурсов.

В соответствии с ч. 1, 3 подп. 1.3 п. 1 постановления N 1582 нормы расхода топлива, электрической и тепловой энергии для организаций утверждаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в ведении которых они находятся (в состав которых входят) либо в управление которых переданы акции (доли в уставных фондах) организаций; местными исполнительными и распорядительными органами для организаций, имущество или акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности. При этом для организаций с суммарным годовым потреблением указанных ресурсов в объеме 1 тыс. тонн условного топлива и более и для котельных производительностью 0,5 гигакалории в час и выше нормы согласовываются с Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, областными, Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Организациями с суммарным годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в объеме 100 тонн условного топлива и менее нормы расхода топлива, электрической и тепловой энергии не разрабатываются.

В соответствии с ч. 1 п. 39 Положения о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденного постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 19.11.2002 N 9 (далее — Положение N 9), нормы расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) для организаций и индивидуальных предпринимателей ежегодно утверждаются соответствующими (по принадлежности) республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами.

Согласно п. 37 Положения N 9 разработка норм расхода ТЭР осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями самостоятельно или с привлечением специализированных организаций. Руководство разработкой норм расхода ТЭР осуществляют руководитель организации, индивидуальный предприниматель, которые несут персональную ответственность за обоснованность, своевременную разработку, представление на согласование и фактическое внедрение норм расхода ТЭР.

На 2014 год нормы расхода ТЭР на основные и вспомогательные нужды общества были утверждены Министерством промышленности Республики Беларусь и согласованы с областным управлением по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.

Согласно данным за январь — декабрь 2014 г. сверхнормативное потребление котельно-печного топлива составило 35 тонн условного топлива, тепловой энергии — 600 Гкал, электрической энергии — 2500 тыс. кВт·ч.

Анализ производственного процесса изготовления продукции показал, что основными причинами сверхнормативного потребления ТЭР являются физический и моральный износ основного технологического оборудования (147 единиц имеют 100-процентный износ), снижение объемов производства продукции и невыполнение в полном объеме мероприятий по энергосбережению.

В соответствии с абз. 6 ч. 1 п. 8 Положения N 9 нормы расхода ТЭР должны систематически пересматриваться с учетом планируемого развития производства продукции (работ, услуг), изменения структуры производства, достижения наиболее экономичных показателей использования ТЭР (отечественных и зарубежных).

Таким образом, в нарушение абз. 6 ч. 1 п. 8 Положения N 9 предприятием в результате необеспечения пересмотра и утверждения норм расхода ТЭР (с учетом уменьшения планируемого производства, изменения его структуры и др.) было допущено сверхнормативное потребление котельно-печного топлива, тепловой и электрической энергии.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.1 КоАП использование топливно-энергетических ресурсов без утвержденных в установленном порядке норм их расхода влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин, а на юридическое лицо — до 300 базовых величин.

Пример.

В соответствии с п. 6 Положения N 9 нормированию подлежат расходуемые на основные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды организациями и индивидуальными предпринимателями топливо, электрическая и тепловая энергия независимо от объема их потребления и источников энергообеспечения. Электроэнергия нормируется вне зависимости от напряжения и вида тока. Нормируемая тепловая энергия включает расход теплоты, передаваемой потребителям такими теплоносителями, как пар, горячая вода и другие.

Согласно ч. 2 п. 8 Положения N 9 для организаций и индивидуальных предпринимателей, не выпускающих продукцию (не выполняющих работы и не оказывающих услуги по производству продукции), к нормам расхода приравниваются предельные уровни потребления ТЭР.

В нарушение подп. 1.1 п. 1, ч. 1, 2 подп. 1.3 п. 1 постановления N 1582, ч. 1 п. 39 Положения N 9 общество использовало котельно-печное топливо, тепловую и электрическую энергию без утверждения норм их расхода и (или) предельных уровней их потребления в установленном законодательством порядке.