Взаимодействие государственных органов, советов общественных пунктов охраны правопорядка и населения в вопросах предупреждения и пресечения правонарушений

Введение

Проблема привлечения населения к охране общественного порядка в настоящее время в условиях реформирования и оптимизации правоохранительных структур, в том числе органов внутренних дел, как никогда актуальна. Любое самое значительное увеличение численности милиции не даст результата, если меры по обеспечению правопорядка не будут поддержаны широкими кругами общественности и, прежде всего, молодежью. Участие в охране общественного порядка, как правило, дисциплинирует молодежь, способствует воспитанию у нее уважения к закону и труду тех, кто охраняет правопорядок.

Перед органами внутренних дел, в свою очередь, стоит задача установления контакта с молодежными организациями, причем самого различного толка. В этих условиях при решении проблем привлечения молодежи к охране общественного порядка главным принципом могла бы стать добровольность, подкрепленная таким побудительным мотивом, как интерес к профессии работника милиции.

Не нуждается в регламентации и место создания общественных организаций. Это может быть и молодежный клуб, и отдел милиции, общественный пункт охраны правопорядка, и дом культуры, и стадион.

Что касается конкретных действий самодеятельных организаций, то предпочтение нужно отдать формам работы, связанным с обеспечением общественного порядка во время проведения различного рода мероприятий как политического, так и развлекательного характера. С целью развития познавательного интереса молодежи можно практиковать проведение конкурсов, викторин на правовые темы, организацию занятий в секциях и кружках по спортивным и иным дисциплинам. Можно и нужно привлекать к правовому консультированию населения студентов многочисленных юридических колледжей и вузов [1].

Несмотря на положительную тенденцию снижения в последние годы количества зарегистрированных преступлений в нашей стране (за 8 лет – на 51%), в настоящее время крайне обострилась проблема борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, хулиганством и рядом других преступных деяний, совершаемых, как правило, лицами в возрасте до 30 лет [2].

Наряду с этим не снижается уровень преступности и в общественных местах. Так, на улицах и в других общественных местах в 2013 году совершено свыше четверти от числа всех учтенных преступлений в стране, при этом грабежей – более 75%, угонов транспортных средств и вымогательств – около 70%, разбойных нападений – свыше половины. Достаточно высока доля совершенных в общественных местах и других наиболее опасных видов преступных деяний: насильственных действий сексуального характера – 49%, изнасилований – 28%, умышленных причинений тяжких телесных повреждений – 26% и убийств – 14% [2].

Так, неработающий, ранее неоднократно судимый Б. 1970 года рождения в г. М., находясь в общественном месте, после совместного распития спиртных напитков в ссоре причинил ножевое ранение шеи рабочему жилищно-эксплуатационного участка Ф-го района Г. 1977 года рождения, который при доставлении в больницу умер.

Находясь в общежитии в г. М., ранее неоднократно судимый Ж. 1981 года рождения, бригадир общества с ограниченной ответственностью, в ссоре, находясь в состоянии алкогольного опьянения, ножом пытался убить неработающую жительницу М-го района С. 1984 года рождения, которая с проникающими ранениями грудной клетки и брюшной полости была помещена в больницу.

Существенно не снижается уровень административных правонарушений, особенно таких видов, как мелкое хулиганство, распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения. В 2013 году зарегистрировано 111,2 тыс. фактов мелкого хулиганства (-6%) и 298,5 тыс. случаев распития спиртных напитков (+14%) [3].

Необходимо также отметить крайне высокий уровень потребления спиртных напитков в нашей стране: около 13 литров абсолютного алкоголя на душу населения, не считая самогона и различных спиртосодержащих суррогатов. При этом рост данного показателя по сравнению с 2005 годом составил 35% [4].

В товарной структуре розничного товарооборота торговли доля алкогольных напитков превышает 9%, в то же время доля молочных продуктов – менее 5%, фруктов и овощей – около 3%, рыбопродуктов – 2% [4].

Не случайно доля преступлений в нашей стране, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (32%), является самой высокой среди государств – участников СНГ (в России – 28%, Казахстане – 15%, Украине – 13%) [5].

Злоупотребляют спиртными напитками и многие участники дорожного движения. По вине водителей транспортных средств, находившихся в нетрезвом состоянии, в 2013 году совершено свыше 500 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 124 человека и ранено 640 лиц [6].

Кроме того, правоохранительными органами выявлено 36,6 тыс. административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачей управления транспортным средством такому лицу либо отказом от прохождения проверки (освидетельствования) [3]. Кроме того, установлено 3,6 тыс. таких правонарушений, совершенных повторно, за которые правонарушители привлечены к уголовной ответственности [2].

Роль общественности в противодействии этому злу чрезвычайно велика. Граждане могут и должны своевременно пресекать попытки нетрезвых водителей, в первую очередь близких лиц, управлять транспортными средствами в состоянии опьянения либо информировать правоохранительные органы о подобных случаях.

Проблема пьянства характерна также для правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений. Так, в 2013 году зарегистрировано более 2 тыс. преступлений данной категории (+12%), при этом 77% преступных деяний в сфере семейно-бытовых отношений совершены лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, 28% преступников имели судимость. В результате преступных действий погибло 132 человека и ранено 85 потерпевших [7].

Так, М., неработающий житель г. М., 1966 года рождения, находясь на территории торгового дома “Ж”, в дневное время в ссоре пытался убить ножом свою жену М-ву 1972 года рождения, неработающую, которая с колото-резаной раной грудной клетки помещена в больницу.

Неработающий К., житель г. О., 1955 года рождения в ссоре, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пытался убить ножом проживающего совместно с ним сына К-ва 1981 года рождения, рабочего вагоностроительного завода, который с ранением был помещен в больницу.

Кроме того, зарегистрировано 7,7 тыс. административных правонарушений, связанных с умышленным причинением телесных повреждений (+31%), многие из которых также совершены семейными дебоширами [7].

Одной из мер противодействия преступлениям, в том числе совершаемым в общественных местах и в сфере семейно-бытовых отношений, является совершенствование форм взаимодействия правоохранительных и других государственных органов с населением в вопросах профилактики правонарушений.

В этих целях Советом Министров Республики Беларусь 14.04.2014 принято разработанное с участием Министерства внутренних дел Республики Беларусь и других ведомств постановление N 352, которым утверждено Положение о порядке образования и упразднения советов общественных пунктов охраны правопорядка, их взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений, а также мерах стимулирования граждан и общественных объединений, участвующих в деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений (далее – Положение).

Нормами Положения определено, что советы общественных пунктов охраны правопорядка (далее – совет общественного пункта) являются организационной формой объединения усилий добровольных дружин, организаций и граждан в деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений, а также их взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений, определенными законодательными актами Республики Беларусь.

Согласно статье 5 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З “Об основах деятельности по профилактике правонарушений” (далее – Закон N 122-З) субъектами профилактики правонарушений являются:

  • органы внутренних дел;
  • органы прокуратуры;
  • органы государственной безопасности;
  • органы пограничной службы;
  • таможенные органы;
  • орган государственной охраны;
  • органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;
  • Вооруженные Силы Республики Беларусь, внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь, иные государственные воинские формирования и военизированные организации;
  • местные исполнительные и распорядительные органы;
  • Министерство здравоохранения Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и подчиненных им государственных организаций здравоохранения;
  • государственные организации здравоохранения;
  • Министерство образования Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования;
  • учреждения образования;
  • Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты;
  • учреждения социального обслуживания;
  • Министерство юстиции Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере юстиции;
  • Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;
  • юридические лица, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации;
  • советы общественных пунктов охраны правопорядка;
  • добровольные дружины;
  • общественные объединения и иные организации.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь от 26.06.2003 N 214-З “Об участии граждан в охране правопорядка” (далее – Закон N 214-З) граждане могут реализовывать свое право на участие в охране правопорядка в таких формах, как:

  • индивидуальное участие;
  • внештатное сотрудничество с правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, органами пограничной службы;
  • участие в объединениях граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка;
  • членство в добровольных дружинах;
  • участие в советах общественных пунктов охраны правопорядка.

Так, граждане, реализуя установленное законом право на защиту от противоправных посягательств, могут на добровольной основе по договоренности между собой и с уведомлением территориального органа внутренних дел создавать самодеятельные группы по охране правопорядка по месту жительства или нахождения своей собственности. Такая форма объединения граждан не требует принятия устава, избрания органов управления, иного организационного оформления.

Добровольная дружина представляет собой основанное на членстве объединение граждан Республики Беларусь, принимающее участие в охране правопорядка и осуществляющее свою деятельность под руководством уполномоченных должностных лиц органов местного управления или иных юридических лиц, его создавших. Добровольная дружина не является юридическим лицом.

Положением определено, что в своей деятельности советы общественных пунктов руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законами N 214-З и N 122-З, а также другими актами законодательства. При этом нормативными правовыми актами запрещается деятельность советов общественных пунктов в интересах политических партий, общественных объединений и религиозных организаций.

Решения об образовании совета общественного пункта принимают местные исполнительные и распорядительные органы. Такое решение должно содержать сведения о названии совета общественного пункта, его местонахождении, закрепленной за ним территории, председателе, его заместителе и секретаре, добровольных дружинах, организациях и гражданах, участвующих в деятельности совета общественного пункта, помещении, предоставляемом для его размещения, адресе и выделяемых материально-технических средствах.

Советы общественных пунктов создаются в городах, как правило, в границах территорий, обслуживаемых жилищно-эксплуатационными службами, а в поселках и сельской местности – в границах территорий поселковых и сельских Советов депутатов либо отдельных населенных пунктов.

В деятельности совета общественного пункта могут принимать участие не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства (далее – граждане), рекомендованные субъектами профилактики правонарушений, с согласия этих граждан, в том числе должностных лиц субъектов профилактики правонарушений. Положением определено, что в состав совета общественного пункта должно входить не менее пяти граждан.

Сведения о местонахождении совета общественного пункта и номерах телефонов размещаются на соответствующей вывеске у входа в здание, в котором он расположен, в местных средствах массовой информации, в общедоступных местах зданий, занимаемых соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом, иными субъектами профилактики правонарушений, и на их официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет (при наличии таких сайтов).

В соответствии с Положением председатель совета общественного пункта обеспечивает:

  • регулярный созыв заседаний совета общественного пункта, определяет круг вопросов, подлежащих рассмотрению;
  • информирование субъектов профилактики правонарушений о гражданах, поведение которых в общественных местах, по месту жительства, работы, учебы либо образ жизни дают основание полагать о возможности совершения ими правонарушений, для осуществления в пределах компетенции данных субъектов мер индивидуальной профилактики правонарушений, принятия иных мер в соответствии с законодательством;
  • организацию дежурства членов совета общественного пункта в нерабочее для них время (с согласия нанимателя – в рабочее время с сохранением среднего заработка) в соответствии с графиком и учетом состояния общественного порядка на закрепленной за советом общественного пункта территории;
  • распространение информации по вопросам охраны общественного порядка и профилактики правонарушений среди населения на закрепленной за советом общественного пункта территории, в том числе в средствах массовой информации;
  • участие членов совета общественного пункта в проводимых субъектами профилактики правонарушений мероприятиях по охране общественного порядка и профилактике правонарушений;
  • проведение, в том числе на заседаниях совета общественного пункта, профилактических бесед с гражданами, поведение которых в общественных местах, по месту жительства, работы, учебы либо образ жизни дают основание полагать о возможности совершения ими правонарушений;
  • участие членов совета общественного пункта в собраниях граждан по месту жительства, работы или учебы для обсуждения вопросов охраны общественного порядка и профилактики правонарушений.

В отсутствие председателя совета общественного пункта его обязанности выполняет заместитель председателя совета общественного пункта.

Секретарь совета общественного пункта:

  • приглашает (в письменной либо устной форме) по поручению председателя совета общественного пункта на заседание совета общественного пункта должностных лиц субъектов профилактики правонарушений, иных организаций и граждан для получения от них информации по рассматриваемым вопросам в соответствии с компетенцией;
  • ведет делопроизводство совета общественного пункта.

Заседания совета общественного пункта проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание считается правомочным, если на нем присутствовало более половины членов совета общественного пункта.

На заседание совета общественного пункта кроме его членов в зависимости от рассматриваемого вопроса могут приглашаться должностные лица субъектов профилактики правонарушений, иных организаций и граждане для получения от них информации по рассматриваемым вопросам.

Решение совета общественного пункта считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов совета. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Решение совета общественного пункта оформляется протоколом, который подписывают председатель и секретарь совета общественного пункта. Решение носит рекомендательный характер. О проделанной работе совет общественного пункта ежегодно в срок до 1 февраля информирует соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.

Постоянным местом размещения советов общественных пунктов являются общественные пункты, которые должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В общественном пункте создаются необходимые условия для работы сотрудников органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы, должностных лиц других субъектов профилактики правонарушений.

Помещение общественного пункта оборудуется мебелью, оргтехникой, сейфами, обеспечивается нормативными правовыми актами, регламентирующими работу в области профилактики правонарушений и обеспечения охраны общественного порядка, а также порядка рассмотрения обращений граждан, и соответствующими методическими рекомендациями по этим вопросам.

В целях наиболее полного информирования населения о работе общественного пункта на помещении, в котором он располагается, устанавливается вывеска с указанием наименования и (или) номера общественного пункта, номера телефона и времени работы. В общественном пункте оборудуются информационные стенды с профилактическими материалами и буклетами-памятками для населения о действиях граждан по предупреждению и пресечению правонарушений. Вывешивается график дежурств членов совета общественного пункта.

Общее руководство деятельностью советов общественных пунктов осуществляется соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Облисполкомы (Минский горисполком), горисполкомы, райисполкомы, местные администрации районов в городах должны осуществлять мониторинг и анализ эффективности работы советов общественных пунктов, принимать меры по совершенствованию их деятельности, распространению передового опыта, поощрению членов советов общественных пунктов и других граждан за активное участие в деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений. Осуществление указанных функций согласно Положению возлагается на заместителя председателя облисполкома (Минского горисполкома), горисполкома, райисполкома, главы местной администрации района в городе.

Субъекты профилактики правонарушений должны оказывать содействие в функционировании советов общественных пунктов. Соответствующие органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы пограничной службы обязаны обеспечивать советы общественных пунктов инструктивно-методическими пособиями и предоставлять им необходимую для деятельности информацию в объеме, определяемом руководителями этих органов и подразделений или их заместителями.

Согласно Положению местный исполнительный и распорядительный орган обеспечивает взаимодействие совета общественного пункта с иными субъектами профилактики правонарушений, организациями, общественными объединениями, ежегодно заслушивает отчеты о работе совета общественного пункта, а также сообщения руководителей организаций по вопросам оказания помощи совету общественного пункта.

Субъекты профилактики правонарушений рассматривают в пределах своей компетенции предложения советов общественных пунктов по вопросам охраны общественного порядка и профилактики правонарушений, удовлетворяют обоснованные требования о проведении профилактических мероприятий, информируют их о принятых мерах.

За активное участие в охране общественного порядка и профилактике правонарушений по ходатайствам советов общественных пунктов их члены, другие граждане и общественные объединения могут поощряться субъектами профилактики правонарушений.

Юридические лица по ходатайству субъектов профилактики правонарушений в пределах компетенции могут предоставлять своим работникам, являющимся членами советов общественных пунктов, дополнительные трудовые и иные гарантии.

За достижения в общественной деятельности, активное участие и помощь субъектам профилактики правонарушений в охране общественного порядка и профилактике правонарушений члены советов общественных пунктов могут награждаться государственными наградами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Объявление о поощрении членов советов общественных пунктов, других граждан осуществляется, как правило, в торжественной обстановке.

Решение об упразднении совета общественного пункта принимается соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

Совет общественного пункта является базовым уровнем профилактики и противодействия правонарушениям среди населения.

Как правило, посредством указанных пунктов осуществляется планомерная работа по ограждению населения от противоправного поведения асоциальных элементов, в первую очередь совершающих насилие в семье.

Статья 1 Закона N 122-З определяет, что насилие в семье представляет умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

Зачастую катализатором противоправного поведения выступает пьянство.

Эксперты-наркологи отмечают, что ситуация с потреблением алкоголя в нашей стране в последние годы остается напряженной, фиксируется большое количество смертей, увеличивается число алкогольных психозов, каждый год милиция изымает у населения более миллиона тонн самогона.

Как сообщили наркологи, в настоящее время на учете в наркологических диспансерах состоит более 178 тыс. человек, страдающих алкогольной зависимостью. Реальное количество зависимых от данного недуга лиц значительно превышает эту цифру.

В целях профилактики совершения тяжких правонарушений, а также ограждения лиц от домашнего насилия совет общественного пункта (в который также входит представитель Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в частности участковый инспектор милиции) использует все предусмотренные законом способы, в числе которых наиболее часто используются следующие:

  • выявление и учет лиц, страдающих хроническим алкоголизмом;
  • направление граждан в лечебно-трудовые профилактории;
  • вынесение защитного предписания;
  • лишение (ограничение) дееспособности;
  • выселение из жилых помещений.

Выявление и учет лиц, страдающих хроническим алкоголизмом

Порядок выявления и учета лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, регламентирован постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.08.2003 N 38 “Об утверждении Инструкции о порядке выявления, учета, обследования и лечения несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные либо иные одурманивающие вещества, и Положения о подростковом наркологическом кабинете” и постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.07.2002 N 53 “О некоторых вопросах признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией”.

Направление граждан в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП)

Справочно. ЛТП – организация, предназначенная для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду определенных категорий граждан (абз. 4 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 104-З “О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них” (далее – Закон N 104-З)).

Порядок направления граждан в лечебно-трудовые профилактории установлен Законом N 104-З, который регламентирует направление в лечебно-трудовые профилактории граждан, больных хроническим алкоголизмом, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а также граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков.

Особенности рассмотрения дел о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий, продлении срока нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории, прекращении нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории регулируются нормами § 12 гл. 30 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК).

Согласно ст. 18 Закона N 122-З органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют подготовку материалов и подачу в суд заявлений о направлении в установленном порядке граждан в лечебно-трудовые профилактории, выявляют граждан, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, для направления их в установленном порядке в государственные организации здравоохранения для оказания медицинской помощи.

Однако предусмотренный законом порядок направления в ЛТП достаточно сложен за счет необходимости привлечения больных хроническим алкоголизмом в течение года три и более раза к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения.

В целях упрощения процедуры направления в лечебно-трудовые профилактории в настоящее время готовятся дополнения и изменения в Закон N 104-З, согласно которым для направления на принудительное лечение достаточно будет 3 и более раза пропустить работу на почве пьянства.

С принятием новых норм не будет нужды в том, чтобы человек был хроническим алкоголиком, проходил массу комиссий. Будет достаточно систематического совершения прогулов из-за употребления спиртных напитков.

Вынесение защитного предписания

Справочно. Согласно ст. 31 Закона N 122-З защитное предписание – установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Защитное предписание выносится органами внутренних дел тому, кто совершает административное правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений повторно в течение года.

К административным правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений относятся правонарушения, предусмотренные статьями 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 9.3 (оскорбление) и 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, которые были совершены на почве неприязненных взаимоотношений (конфликтов) между членами семьи.

Так, после первого правонарушения правонарушителю объявляется официальное предупреждение. Второе правонарушение в течение года и является основанием для вынесения защитного предписания.

Гражданину, совершившему насилие в семье, может устанавливаться два вида ограничений на совершение определенных действий.

В случае если жертва семейного насилия по своей инициативе покидает собственное жилище, уезжает к родственникам, друзьям, обращается в кризисную комнату и т.д., то защитным предписанием правонарушителю запрещается предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего от насилия в семье, если жертва находится в месте, ему неизвестном; запрещается посещать места нахождения и пребывания пострадавшего; запрещается общаться с пострадавшим от насилия в семье, в том числе по телефону и посредством глобальной сети Интернет.

Когда жертва семейного насилия не имеет возможности покинуть помещение, в котором проживает, но при этом очевидно, что пострадавший нуждается в защите, в таком случае защитное предписание (с письменного согласия совершеннолетнего пострадавшего) обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее жилое помещение и налагает запрет распоряжаться общей совместной собственностью.

Такие меры применяются на срок от 3 до 30 суток по решению органов внутренних дел.

Ограничение дееспособности

В соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен в дееспособности судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Такой гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.

Особенности рассмотрения дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности установлены в § 4 гл. 30 ГПК.

В целях единообразного и правильного применения судами законодательства приняты постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 N 13 “О практике рассмотрения судами дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности”, а также обзор судебной практики Верховного Суда Республики Беларусь от 02.03.2005 “О судебной практике по делам о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности (по материалам обзора)”, в которых детально проанализированы результаты изучения практики рассмотрения судами дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности.

Выселение из жилых помещений

Согласно ст. 85 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК) бывший супруг подлежит выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения по требованию собственника жилого помещения или других заинтересованных лиц, в случае если бывший супруг не имеет своей доли в общей собственности и расторгнул брак.

Справочно. Если супруги заключили Брачный договор или письменное соглашение о порядке пользования жилым помещением и оговорили в нем, что после развода право пользования квартирой супруга(и) у бывшей супруги(а) сохраняется, указанная норма ЖК о выселении не будет иметь силы.

Данное право собственник жилья реализует путем подачи искового заявления в суд.

В случае если в результате выселения бывшего члена семьи будут затронуты права несовершеннолетних, в судебном разбирательстве необходимо обязательное участие представителей органов опеки и попечительства (п. 6 ст. 95 ЖК).

Таким образом, деятельность советов общественных пунктов направлена в первую очередь на защиту лиц, страдающих от противоправных действий правонарушителей, а также граждан, злоупотребляющих алкоголем, нарушающих общественный порядок и правила общежития.

Не менее важной является профилактика правонарушений в пределах определенных территориальных образований посредством организации взаимодействия различных субъектов профилактики (государственных органов), общественных объединений и граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Прокофьев, В.Ф. Ключ к успеху – поддержка населения / В.Ф.Прокофьев // История государства и права. – 2010. – N 5. – С. 12 – 14.

2. Сведения о регистрации и предварительном расследовании преступлений по Республике Беларусь за 2002 – 2010 годы: форма N 453 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.

3. Сведения об административных правонарушениях, зарегистрированных органами внутренних дел: форма N 701 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.

4. Статистический ежегодник 2013 года / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь.

5. Сборник “О состоянии преступности и результатах расследования преступлений на территории государств – участников СНГ за январь – декабрь 2013 г.”.

6. Сведения из банка данных о дорожно-транспортных происшествиях / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.

7. Сведения о зарегистрированных и расследованных преступлениях: форма N 101 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.