Взыскание стоимости предмета административного правонарушения

В соответствии со ст. 6.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена их конфискация, либо невозможности реализации и экономической нецелесообразности реализации таких предметов, товаров и (или) транспортных средств.

С определенной долей условности можно констатировать, что указанное взыскание является разновидностью конфискации. Конечно, это не в прямом смысле конфискация, которая состоит в принудительном, безвозмездном обращении в собственность государства незаконно полученных как материальных, так и денежных ресурсов.

Названное административное взыскание имеет и штрафной характер. С конфискацией его объединяет лишь возможность определения стоимости предмета, товара и (или) транспортного средства, которые явились предметом административного правонарушения, но которые, как указал законодатель в КоАП, отсутствуют. Закрепленный в КоАП подход позволяет определить размер такого «штрафа»: он равен стоимости соответствующего имущества.

В связи с указанным возникает вопрос о времени такого отсутствия: на момент составления протокола об административном правонарушении и описи имущества или на момент принятия решения о реальном взыскании описанного имущества. Последний вариант представляется более правильным.

В КоАП 1984 года было предусмотрено взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, состоявшее в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается регулируемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях — свободная цена на день выявления правонарушения.

В действующем КоАП норма о взыскании стоимости предмета административного правонарушения изложена более рационально: с учетом экономической нецелесообразности конфискации имущества возможно взыскание его стоимости. Данный подход законодателя считаем оправданным, исходя из того, что ранее на практике относительно предмета административного правонарушения часто принималось решение о конфискации, но в последующем государство не могло им своевременно распорядиться и он приходил в негодность. Поскольку прежде всего речь шла о продуктах питания, сельхозпродукции и т.п., владельцы этого имущества часто сами предлагали выкупить имущество, подлежащее конфискации.

Кроме того, в ст. 6.12 КоАП речь идет не только о товарах и транспортных средствах, в ней использован более широкий термин «предмет административного правонарушения». Полагаем, что имеется в виду имущество (движимое и недвижимое), исключая деньги — иностранную валюту.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяется в качестве только дополнительного административного взыскания. Таким образом, наряду со штрафом как основным административным взысканием за соответствующее правонарушение возможно наложение дополнительно «штрафа» в размере стоимости отсутствующего предмета, товара и (или) транспортного средства, явившегося предметом административного правонарушения.

Если исходить из смысла ст. 6.12 КоАП, то можно сделать вывод о том, что предусмотренная в ней мера заменяет конфискацию, которую невозможно осуществить в силу отсутствия соответствующего имущества или иных указанных в ней причин.

Например, для предотвращения нанесения вреда здоровью людей и обеспечения соблюдения требований экологической безопасности в Положение о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 04.09.2006 N 559 «О работе с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства» [1] (далее — Положение), Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2007 N 602 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства» [2] внесена норма, устанавливающая запрет на реализацию табачных изделий, не прошедших сертификационные испытания.

В п. 21 Положения определено, что:

  1. выдача сертификатов соответствия на табачные изделия производится только на основании результатов сертификационных испытаний;
  2. табачные изделия, на которые не выдан сертификат соответствия, не ставятся на последующий учет в комиссию и подлежат уничтожению без выдачи рекомендаций по дальнейшему их использованию.

В соответствии с п. 12 Положения материалы в отношении табачных изделий в количествах не больших, чем требуется для проведения сертификации (согласно приказу Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.11.2006 N 208 для проведения сертификации одного наименования и из одной партии требуется 50 пачек), на учет в комиссии не передаются.

В п. 29 Положения определена возможность не проводить сертификацию имущества (в том числе табачных изделий) в случае нецелесообразности проведения обязательной сертификации (исходя из расчетов организаций, в которые уполномоченными органами направлены соответствующие заявки).

Нормой п. 6 Положения предусмотрена возможность принятия компетентным органом решения о возврате лицу, совершившему административное правонарушение, изъятого, арестованного имущества (в том числе табачных изделий) со взысканием с него стоимости этого имущества в случае, если данное имущество подлежит конфискации, но не может быть реализовано либо его реализация экономически нецелесообразна.

Согласно информации Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по состоянию на 14 сентября 2009 г. на первичном учете в таможенных органах состояло обращенных в доход государства табачных изделий, подлежащих в соответствии с законодательством уничтожению без постановки на последующий учет в комиссии, в количестве 70640 пачек на сумму 86,3 млн.руб. по предварительной оценке. Из них уничтожено 55500 пачек на сумму 65,4 млн.руб., планируется централизованно уничтожить с освещением в средствах массовой информации 15140 пачек на сумму 20,9 млн.руб.

При этом следует учитывать, что предварительная оценка уполномоченного органа не является ценой реализации имущества. В результате уценок в ходе реализации в бюджет поступит значительно меньшая сумма.

При принятии решения о взыскании с лица, подвергнутого административному взысканию, стоимости конфискованной скоропортящейся продукции она возвращается ему сразу после вынесения постановления. Последующий отказ лица, подвергнутого административному взысканию, или неуплата им денежной суммы, составляющей стоимость конфискованной скоропортящейся продукции, не являются основаниями для отмены решения о возврате конфискованной скоропортящейся продукции. В данном случае взыскание стоимости конфискованной скоропортящейся продукции производится в порядке, установленном в ст. 15.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП).

Исполнение постановления о взыскании стоимости предмета административного правонарушения осуществляется путем принудительного изъятия и обращения в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.4 ПИКоАП).

Следует также обратить внимание на то, что в Российской Федерации не предусмотрен такой вид административного наказания, как взыскание стоимости предмета административного правонарушения, сущность которого состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Сходным видом административного взыскания в Российской Федерации является возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, которое распространяется лишь на предметы, явившиеся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, применяемое лишь в отношении собственника указанных предметов. В свою очередь, изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является административным наказанием. Такие предметы подлежат изъятию у правонарушителя в собственность государства, а в отношении виновного лица составляется протокол об административном правонарушении. В зависимости от состояния изъятых предметов они сдаются должностными лицами в торговую сеть либо уничтожаются. Такой вид административного наказания в Российской Федерации выступает в качестве меры административного пресечения или административно-процессуального обеспечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О работе с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 сент. 2006 г., N 559.

2. О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства (извлечение): Указ Президента Респ. Беларусь, 26 нояб. 2007 г., N 602.