Взыскание суммы основного долга по договору возмездного оказания услуг

Обстоятельства: Юридическое лицо не произвело оплату оказанных услуг по организации таможенного и пограничного контроля на приход и отход судов.

Требование: О взыскании суммы основного долга по договору возмездного оказания услуг.

Решение: Требования удовлетворены, поскольку юридическим лицом не было представлено доказательств оплаты основного долга по договору оказания услуг.

Название документа: Решение экономического суда Гомельской области от 08.12.2016 (дело N 134-8/2014/10)

РЕШЕНИЕ

Экономический суд Гомельской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску транспортного прокурора в интересах республиканского транспортного унитарного предприятия «Б» (Республика Беларусь) к компании «D» (Республика Кипр) о взыскании 3915,90 доллара США с участием представителей,

Установил:

Транспортный прокурор просит в интересах республиканского транспортного унитарного предприятия «Б» взыскать с ответчика 3915,90 доллара США основного долга по договору возмездного оказания услуг от 14.11.2013.

Представители прокуратуры и истца в судебном заседании исковые требования поддержали.

Ответчик согласно представленному отзыву иск не признал в связи с необоснованностью заявленного требования и просит провести судебное заседание в отсутствие его представителя.

Судом рассмотрен вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей прокуратуры и истца, суд установил: по договору возмездного оказания услуг от 14.11.2013 (далее — договор) истец (исполнитель) обязуется оказать ответчику (заказчику) услуги по организации таможенного и пограничного контроля на приход, отход судов: буксира «ATTILL», нефтеналивных барж DDS-101, DDS-103, DDS-1, а заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги (пункт 1.1 договора).

Согласно пункту 2.1.3 договора заказчик обязан произвести оплату исполнителю за якорный и корабельный сбор каждого судна.

Истец просит на основании статей 290, 295, 733, 735 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) взыскать с ответчика 3915,90 доллара США основного долга по договору возмездного оказания услуг от 14.11.2013 в виде якорного и корабельного сбора.

Иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 290 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 733 ГК по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

По условиям пункта 2.1.3 договора ответчик обязан произвести оплату истцу за якорный и корабельный сбор каждого судна.

Согласно пункту 4.4 договора оплата производится на основании счета-фактуры в течение 30 дней с момента ее выставления.

В 2013 году ответчик совершил два рейса для перевозки дизельного топлива из речного порта Мозырь в Украину, и в рамках заключенного договора ему были выставлены на оплату якорного (взимается за время нахождения судов в порту) и корабельного сбора (взимается за вход судна в порт и выход судна из порта) каждого судна счета-фактуры от 01.12.2013 и 09.12.2013 на общую сумму 3915,90 доллара США.

Счета-фактуры и акты оказанных услуг направлены ответчику 27.12.2013 по электронной почте, а также в Украину по почтовому адресу, указанному ответчиком для отправления оригиналов документов.

Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что акт оказанных услуг должен быть подписан ответчиком в день его предоставления. В случае, если в указанный срок акт не подписан заказчиком и от него не поступило мотивированного отказа от его подписания, услуги считаются выполненными исполнителем надлежащим образом и принятыми заказчиком.

Ответчик подписанные акты не вернул и не направил мотивированный отказ от их подписания, оплату не произвел.

В связи с неисполнением обязательств по договору ответчику направлялись письменные претензии от 18.02.2014, 20.02.2014, 05.03.2014.

Также 10.03.2014 ответчику было направлено письмо об оплате задолженности за оказанные услуги. Письмом от 13.03.2014 ответчик сообщил, что не отказывается от своих финансовых обязательств относительно заключенных договоров с истцом, и заверил, что данный вопрос будет урегулирован в ближайшее время.

Ответчик не представил суду доказательства выполнения договорных обязательств, не представил доказательства оплаты 3915,90 доллара США основного долга, в связи с чем требование истца о взыскании с ответчика 3915,90 доллара США основного долга в виде якорного и корабельного сбора признается судом обоснованным и подлежит удовлетворению.

Возражения ответчика со ссылкой на статьи 19, 21, 22 Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь (далее — КВВТ), Инструкцию о порядке взимания портовых платежей, утвержденную постановлением Минтранса от 31.05.2004 N 20 (далее — Инструкция), и письмо Министерства транспорта и коммуникаций от 23.09.2016 N 02-21/7733 не приняты судом во внимание по следующим основаниям.

Статья 19 КВВТ предусматривает, что в целях государственного регулирования деятельности портов по решению республиканского органа государственного управления в области внутреннего водного транспорта в порту создается государственная администрация порта (далее — ГАП). ГАП является юридическим лицом либо его обособленным подразделением и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным республиканским органом государственного управления в области внутреннего водного транспорта — Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее — Минтранс).

05.10.2010 приказом Минтранса N 494-Ц «О государственной администрации порта» функции государственной администрации порта были возложены на истца и утверждено Положение о государственной администрации порта (далее — Положение).

Норма об осуществлении функций ГАП нашла свое отражение в пункте 18 Устава пароходства и в пункте 12 Положения о филиале пароходства.

В соответствии со статьей 19 КВВТ ГАП имеет право взимать портовые платежи.

Согласно статье 22 КВВТ в портах могут устанавливаться корабельный, якорный и иные портовые платежи, размер которых определяется законодательством.

Пунктами 3 и 6 Инструкции предусмотрено, что ГАП взимает портовые платежи с судов и устанавливает их размеры.

Пункт 5 Положения предусматривает также, что ГАП имеет право устанавливать размеры и взимать портовые платежи.

В соответствии со статьями 19, 22 КВВТ, Инструкцией, Положением был издан приказ по пароходству от 07.06.2013 N 69-0 «Об утверждении ставок портовых платежей», которым установлены виды и ставки портовых платежей.

Таким образом, Минтрансом было принято решение о создании ГАП путем возложения ее функций на истца, который осуществляет функции ГАП, закрепив в Уставе предприятия данную норму. Аналогичная норма включена и в Положения о филиалах пароходства (речных портах). В рамках предоставленных законодательством полномочий пароходство устанавливало размеры портовых платежей и осуществляло их взимание.

Письмо Минтранса от 23.09.2016 N 02-21/7733 в ответ на запрос суда содержит указание на то, что иск транспортного прокурора, заявленный в интересах пароходства к компании «D», должен рассматриваться в рамках заключенного между субъектами хозяйствования договора, а также содержит мнение по применению статьи 21 КВВТ относительно взимания портовых платежей, в то же время законодательство не содержит каких-либо норм о взимании портовых платежей в зависимости от наличия либо отсутствия правил и порядков, предусмотренных статьей 21 КВВТ.

Иные доводы ответчика на существо рассматриваемого спора не влияют.

В соответствии со статьей 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь с ответчика в доход республиканского бюджета подлежат взысканию 225 белорусских рублей госпошлины.

Руководствуясь статьями 133, 190, 192, 193, 194, 201 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь,

Решил:

Взыскать с компании «D» (Республика Кипр):

  • в пользу республиканского транспортного унитарного предприятия «Б» (Республика Беларусь) 3915,90 доллара США основного долга по договору возмездного оказания услуг;
  • в доход республиканского бюджета 225 белорусских рублей госпошлины.

Выдать приказы.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию экономического суда Гомельской области в течение пятнадцати дней со дня его принятия.