Задержание и личный обыск задержанного как меры обеспечения административного процесса

Меры обеспечения административного процесса — это технические действия превентивного характера, призваные предупредить в будущем неправомерную деятельность правонарушителя.

Статьей 8.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) установлено, что в целях:

  • пресечения административного правонарушения;
  • установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс;
  • составления протокола об административном правонарушении;
  • обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;
  • исполнения постановления по делу об административном правонарушении —
  • допускается применение мер обеспечения административного процесса.

К таким мерам относятся:

  1. административное задержание физического лица;
  2. личный обыск задержанного;
  3. наложение ареста на имущество;
  4. изъятие вещей и документов;
  5. задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства;
  6. отстранение от управления транспортным средством; блокировка колес транспортного средства;
  7. привод;
  8. удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.

Меры обеспечения административного процесса проводятся по инициативе лица, ведущего административный процесс, в зависимости от конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, целесообразности и необходимости их проведения. При проведении отдельных мер требуется формализованное решение в виде вынесения мотивированного постановления (наложение ареста на имущество, изъятие документов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну (с санкции прокурора), привод, экспертиза), остальные проводятся в упрощенном порядке.

По результатам проведения мер обеспечения составляется протокол этого процессуального действия либо делается отметка в иных протоколах.

Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в место, определенное органом, ведущим административный процесс, и содержании в данном месте.

Для содержания задержанных лиц в правоохранительных органах отведены специальные помещения.

Административное задержание физического лица применяется в целях:

  1. пресечения противоправной деятельности;
  2. составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;
  3. установления личности;
  4. обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;
  5. пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;
  6. обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

По просьбе физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.

Иностранные граждане или лица без гражданства, задержанные за совершение административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют.

Физическое лицо, в отношении которого применено административное задержание, срок которого длится свыше трех часов, содержится в местах, определяемых органами, ведущими административный процесс.

Административное задержание не допускается в отношении:

  1. лица, занимающего высшую государственную должность Республики Беларусь, и лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;
  2. члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов;
  3. судьи;
  4. народного заседателя.

Указанные лица, задержанные за совершение административного правонарушения, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности.

Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более трех часов, если иное не установлено ПИКоАП.

На срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа могут быть задержаны:

  1. физическое лицо, если ему вменяется в вину совершение административного правонарушения, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест либо депортация;
  2. физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, — до вытрезвления;
  3. военнослужащий — до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару;
  4. физическое лицо, имеющее признаки выраженного психического расстройства и создающее своими действиями явную опасность для себя и окружающих, — до передачи его в организацию здравоохранения;
  5. физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, — до установления личности.

Срок административного задержания физического лица исчисляется с момента его фактического задержания.

Административное задержание на срок свыше трех часов не может быть применено к несовершеннолетним, кроме несовершеннолетних, задержанных за совершение административного правонарушения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде депортации.

Административное задержание физического лица на срок свыше трех часов оформляется протоколом, который составляется должностным лицом, осуществившим задержание физического лица. Время административного задержания физического лица на срок, не превышающий трех часов, указывается в протоколе об административном правонарушении.

Физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, при невозможности установить его личность в течение семидесяти двух часов может быть задержано на срок до десяти суток с санкции прокурора.

Иностранные граждане или лица без гражданства, нарушившие законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, при невозможности установить их личность в течение семидесяти двух часов могут быть задержаны с санкции прокурора на срок, необходимый для установления личности. Орган, должностное лицо которого осуществило задержание иностранного гражданина или лица без гражданства, по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства не позднее одних суток с момента задержания сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного.

В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации физическое лицо, в отношении которого применена указанная мера административного взыскания, с санкции прокурора может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации.

В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста, назначенного на срок не свыше десяти суток, срок административного задержания не должен превышать срока назначенного административного ареста.

Согласно статье 8.3 ПИКоАП административное задержание физического лица имеют право осуществлять в определенных случаях должностные лица органов внутренних дел; пограничной службы Республики Беларусь; военизированной охраны; Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь; таможенных органов; органов государственной безопасности; финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь; Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Порядок проведения личного обыска физического лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Личный обыск физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, проводится после его административного задержания.

Личный обыск задержанного проводится в целях обнаружения:

  • орудий и средств административного правонарушения;
  • предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса.

Личный обыск задержанного проводится лицом того же пола, что и задержанный, с участием двух понятых того же пола. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью, личный обыск может быть произведен без понятых.

Перед началом личного обыска задержанного этому лицу объявляется, что к нему применено административное задержание и будет проведен его личный обыск, т.е. будут обысканы личные вещи, находящиеся при нем, а также его одежда.

Кроме того, понятым объясняются их права и обязанности при проведении личного обыска задержанного: они должны внимательно наблюдать за ходом личного обыска, осматривать предметы и документы, обнаруженные в ходе процессуального действия, ознакомиться с протоколом личного обыска задержанного и засвидетельствовать сведения, изложенные в протоколе, своими подписями.

Личный обыск задержанного желательно проводить с помощью еще одного должностного лица правоохранительного органа, которое будет следить за действиями лица, в отношении которого проводится личный обыск, с целью недопущения совершения им противоправных действий (например, причинения телесных повреждений себе или другим участникам, уничтожения предметов и документов, находящихся при задержанном, и т.д.).

Перед началом личного обыска задержанному предлагается добровольно выложить на стол предметы и документы, находящиеся в его вещах и одежде. Если лицо добровольно согласилось выложить содержимое вещей и одежды, лицо, которое проводит личный обыск, должно внимательно следить и контролировать действия обыскиваемого лица с целью недопущения совершения им противоправных действий (например, причинения телесных повреждений себе или другим участникам, уничтожения предметов и документов, находящихся при задержанном, и т.д.).

После отказа добровольно выложить на стол предметы и документы, находящиеся в его вещах и одежде, сотрудник правоохранительного органа при помощи портативного металлоискателя вначале обследует одежду обыскиваемого, затем ощупывает ее начиная с верха. При этом последовательно ощупываются воротник, швы, плечи, подмышки, рукава, карманы, спина и другие части одежды, особое внимание уделяется тем местам, где металлоискатель подавал звуковой сигнал.

При обнаружении в одежде какого-либо предмета обыскиваемому задается вопрос: «Что это за предмет?», после чего этот предмет извлекается из одежды. Обнаруженные предметы предъявляются понятым и выкладываются на стол таким образом, чтобы задержанный не смог до них дотянуться.

При обнаружении денег они осматриваются при помощи лупы и прибора в целях предварительного установления их подлинности.

После окончания проведения личного обыска оформляется протокол личного обыска задержанного.