Условия задержания
В соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) задержание лица в уголовно-процессуальном порядке допускается только в трех случаях:
- лица, подозреваемого в совершении преступления, — по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;
- обвиняемого — на основании постановления органа уголовного преследования;
- осужденного — на основании постановления (определения) суда о задержании осужденного (ст. 107 УПК).
Таким образом, лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано только по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, т.е. через короткое время после совершения преступления, «по горячим следам». Поэтому и оформление такого задержания для достижения наибольшей эффективности данного процессуального действия осуществляется не перед, а после фактического задержания лица, когда оно уже доставлено в орган уголовного преследования (ст. 110 УПК).
Соответственно не может быть задержано лицо, подозреваемое в преступлении, совершенном несколько месяцев (или лет) назад. В этом случае у органов предварительного расследования имеется достаточно времени для применения к лицу в установленном порядке меры пресечения (домашнего ареста, заключения под стражу и т.д.), минуя стадию задержания. В установленном порядке — значит после вынесения мотивированного постановления об этом прокурором либо органом дознания, предварительного следствия с получением на это санкции прокурора. Задержание лица в таком случае является нарушением ст. 108 УПК и может быть обжаловано в установленном порядке (ст. 143, 144 УПК). Тем не менее на практике по некоторым уголовным делам независимо от того, совершено ли преступление вчера или год назад, орган уголовного преследования применяет в отношении подозреваемого задержание.
Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления согласно ст. 107 УПК может применяться не к любому лицу, а лишь подозреваемому в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или ареста. (Хотя, в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее — УК) относительно немного статей, за совершение которых лишение свободы не предусмотрено.)
На практике задержание, как правило, применяется к лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления, к иностранцам, лицам, уклоняющимся от явки по вызову в орган уголовного преследования, неоднократно судимым, ведущим аморальный образ жизни, без определенного места жительства.
Порядок задержания
Задержание заключается в фактическом задержании лица в месте его нахождения (месте работы, учебы, жительства и т.п.), доставлении его в орган уголовного преследования и кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом (ст. 107 УПК).
Как отмечалось выше, для достижения наибольшей эффективности данного процессуального действия задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления оформляется не до, а после фактического задержания лица. Кроме того, оно может быть осуществлено до возбуждения уголовного дела в отношении задерживаемого.
Поэтому единственный документ, который задерживаемому обязаны предъявить лица, осуществляющие фактическое задержание лица, — удостоверение личности.
Правом задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, обладают сотрудники органов внутренних дел (ст. 24 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»), органов госбезопасности — по делам, отнесенным законодательными актами Республики Беларусь к их ведению (ст. 14 Закона Республики Беларусь от 03.12.1997 N 102-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь»), органов финансовых расследований — по делам в сферах предпринимательства и налогообложения (ст. 13 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 N 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»).
Немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования задержание лица оформляется в порядке, установленном ст. 110 УПК. Должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется (1) протокол задержания, в котором указываются основания, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол объявляется задерживаемому и при этом разъясняются предусмотренные ст. 41 УПК права, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии, что отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В течение 3 часов с момента доставления подозреваемого в орган уголовного преследования орган дознания, следователь, прокурор должны вынести (2) постановление о задержании, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принять решение об освобождении задержанного. Постановление объявляется задержанному. Обязанность объявить постановление задержанному имеет существенное значение, поскольку с этого момента лицо вправе требовать предоставления ему защитника, а орган уголовного преследования обязан его предоставить.
О произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны (3) письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании.
Если задержание лица произведено до возбуждения в отношении его уголовного дела, вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен органом уголовного преследования в течение 12 часов с момента фактического задержания, о чем выносится (4) постановление о возбуждении уголовного дела. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или непринятия решения о возбуждении уголовного дела в указанный срок задержанный должен быть освобожден (ч. 2 ст. 108 УПК).
Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания (ст. 40 УПК). По истечении этого времени задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении его должна быть применена мера пресечения (ч. 3 ст. 108 УПК). Указанная норма означает, что лицо необязательно будет отпущено по истечении 72 часов, но основание его содержания под стражей должно быть изменено в обязательном порядке.
Права лица, задержанного по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления
Права лица, задержанного по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, отдельно в УПК не перечислены, поскольку лицо с момента его фактического задержания приобретает статус подозреваемого (ст. 40 УПК) и соответственно обладает всеми его правами, предусмотренными статьями УПК.
В частности, подозреваемый имеет право (ст. 41 УПК):
- знать, в чем он подозревается;
- немедленно по задержании получить от органа уголовного преследования письменное уведомление о принадлежащих ему правах; копию постановления или протокола о задержании; копию постановления о возбуждении уголовного дела или о признании его подозреваемым. Термин «немедленно по задержании» в УПК не определен. На практике это понимают как «по доставлении в орган уголовного преследования». Кроме того, как отмечалось выше, в силу закона некоторые из перечисленных документов могут быть составлены и вручены задержанному после доставления его в орган уголовного преследования. Поэтому в момент фактического задержания задерживаемое лицо вправе знать, в чем оно подозревается. Вручение всех необходимых документов осуществляется по доставлении;
- уведомить через орган уголовного преследования членов семьи или близких родственников о месте своего содержания под стражей. В силу ст. 115 УПК орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, обязан в течение 12 часов с момента фактического задержания лица уведомить об этом кого-либо из совершеннолетних членов его семьи или близких родственников либо предоставить возможность такого уведомления самому задержанному;
- иметь защитника с момента объявления постановления органа уголовного преследования о возбуждении против него уголовного дела, либо постановления о признании подозреваемым, либо постановления о задержании; беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед. Если у задержанного нет определенного адвоката, с которым он хотел бы сотрудничать, возможно заключить соглашение с дежурным адвокатом, который вызывается через орган уголовного преследования для проведения допроса и дачи консультации до первого допроса. Здесь следует иметь в виду, что «дежурный» — не значит «худший», поскольку дежурить для таких случаев обязан каждый адвокат в любой коллегии адвокатов республики независимо от стажа работы и квалификации. Это также не означает, что задержанному предоставляется «государственный» адвокат, поскольку «государственных» адвокатов (состоящих в штате государственных учреждений и получающих зарплату от государства) не существует;
- в случае задержания получить до начала первого допроса в качестве подозреваемого бесплатную юридическую консультацию адвоката. Данное положение означает, что перед тем, как лицо, задержанное по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, даст какие-либо показания в отношении себя, оно вправе получить квалифицированную юридическую помощь адвоката и понять, прежде всего, что происходит (не от заинтересованного в раскрытии преступления органа уголовного преследования, а от независимого лица), а также изначально правильно сформировать свою позицию по инкриминируемому деянию (т.е. сформулировать свои показания таким образом, чтобы действия не были квалифицированы как преступление либо были квалифицированы по наиболее «мягкой» статье). Подозреваемое лицо вправе также понять суть предоставленных ему законом прав и как ими пользоваться. На практике органы уголовного преследования иногда проводят не допрос подозреваемого, а отобрание объяснений. В этом случае (до начала отобрания объяснений) орган уголовного преследования не обязан предоставлять задержанному возможность получить консультацию адвоката. При этом задержанного не всегда ставят в известность о том, что он вправе не давать объяснений против себя, членов своей семьи, близких родственников. И уже только после отобрания объяснений, во время которых подозреваемый может себя оговорить, орган уголовного преследования оформляет в установленном порядке задержание и приглашает адвоката для дачи консультации до начала первого допроса и собственно допроса. Такое отобрание объяснений у задержанного — само по себе грубое нарушение уголовно-процессуального закона, т.к. в соответствии с ч. 4 ст. 110 УПК задержанный должен быть допрошен по обстоятельствам задержания в порядке, предусмотренном ст. 215 — 219, 434 и 435 УПК. Однако наибольший вред такого объяснения для задержанного в том, что, признав на начальном этапе производства по уголовному делу свою вину, подозреваемый формирует убежденность органов предварительного расследования в своей виновности и обвинительную направленность уголовного процесса, в том числе и в суде. Это значительно усложняет процесс защиты ввиду того, что важнейшим условием эффективной защиты лица по уголовному делу является изначально, с первого допроса, грамотно сформированная позиция лица по возбужденному в отношении его уголовному делу. Поскольку впоследствии отказаться от своего признания лицо может, но этим фактически только ухудшит свое положение. Таким образом, задержанному всегда следует отказываться от дачи объяснений по делу и требовать проведения допроса и получения консультации адвоката до его начала;
- давать показания или отказаться от дачи показаний. Данное право означает, что лицо вправе отказаться до дачи показаний на какое-то время (например, до получения консультации адвоката до первого допроса либо до прибытия именно того адвоката, о котором он ходатайствовал либо который приглашен его родственниками) либо до вынесения приговора. Никаких ограничений здесь не установлено. Часто на практике лицо отказывается от дачи показаний до окончания предварительного расследования: с этого момента лицу предоставляются все материалы уголовного дела для ознакомления и оно может сформировать свою дальнейшую позицию по инкриминируемому ему деянию, исходя из степени доказанности его вины собранными по делу материалами.
Порядок обжалования задержания в суд
Незаконным является задержание, совершенное с нарушением норм УПК о порядке его проведения.
Порядок обжалования в суд задержания детально урегулирован ст. 143, 144 УПК, поэтому останавливаться на нем подробно нет необходимости. Задержанный подлежит освобождению в случаях, перечисленных в ст. 144 УПК, в частности в случае нарушения органом уголовного преследования требований ст. 108, 110 УПК (подробно рассмотренных выше), ст. 114 УПК (в случае истечения срока задержания и др.).
Особо следует отметить, что, даже если срок задержания истек (72 часа) и к лицу уже применена мера пресечения, все равно целесообразно обжаловать задержание лица в суд, а затем (при необходимости) в кассационную и надзорную инстанцию, т.к. нарушение ст. 108, 110, 114 УПК (т.е. порядка задержания) является основанием для отмены меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 5 ст. 144 УПК).
Часто задаваемые вопросы
Если оперативные работники пришли в офис и предлагают лицу «проехать» с ними, является ли это задержанием? Как себя вести, какие документы требовать?
В данной ситуации возможны различные варианты, поэтому необходимо требовать у должностных лиц разъяснений, в частности о том, какое процессуальное действие в данный момент происходит.
(1) Это может быть приглашение на допрос по уголовному делу. Важно знать, что вызов на допрос необязательно осуществляется на основании повестки. Допрашиваемый может быть вызван и с использованием и других средств связи (ст. 216 УПК).
(2) Это может быть фактическое задержание. В этом случае лицо вправе знать, за что его задерживают, и потребовать у лица, производящего задержание, удостоверение личности (убедиться в наличии у него полномочий по задержанию). Если лицу объявляют, что это задержание, но никаких документов не предоставляют, целесообразно все же подчиниться требованию. Поскольку все необходимые документы лицу будут вручены, но после доставления его в орган уголовного преследования. А неподчинение лица законному требованию должностного лица влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ст. 23.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Если при этом лицо еще и оказало активное сопротивление должностному лицу (вырывалось, отталкивало его и т.п.), такие действия могут быть уголовно наказуемы (ст. 364 УК).
(3) Это также может быть применение к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу. В этом случае лицу должна быть вручена копия постановления о применении меры пресечения с санкцией на это прокурора (и разъяснен порядок его обжалования), письменное уведомление о принадлежащих лицу правах, копия постановления о возбуждении уголовного дела в отношении этого лица (ст. 40, 41, 119 УПК).
Если вызвали повесткой, допросили, затем просят задержаться, это задержание? После какого времени можно говорить о том, что допрос перерос в задержание? Можно ли по своей инициативе прервать допрос и уйти?
Максимальная продолжительность допроса — 8 часов с перерывом на 1 час (ст. 215 УПК). Если лицо допрашивают сверх этого срока — это еще не задержание, а нарушение порядка проведения допроса. Если же лицо «просят» остаться на ночь или на более длительный срок — это уже фактическое задержание, и с этого момента лицо обладает всеми правами задержанного (т.е. подозреваемого), задержание должно быть оформлено в установленном порядке.
Согласно ч. 5 ст. 27 УПК требования органа уголовного преследования, предъявленные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми организациями, должностными лицами и гражданами. Таким образом, в случае, когда установленные УПК 8 часов допроса истекли, — требование о продолжении допроса не основано на законе.
Что делать, если применяют недозволенные методы?
Применение недозволенных методов в зависимости от тяжести совершенного деяния может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок должностного лица либо как совершение им соответствующего преступления: принуждения к даче показаний (ст. 394 УК), умышленного причинения телесных повреждений (ст. 147, 149, 153 УК). В таких случаях следует в общем порядке подать заявление с просьбой о привлечении виновных лиц к ответственности, сообщить об известных пострадавшему доказательствах их вины, потребовать направление на медицинское освидетельствование. Отказ в возбуждении уголовного дела в отношении виновных (привлечения к дисциплинарной ответственности) может быть обжалован в установленном УПК порядке.