Наиболее распространенным и надежным способом защиты нарушенных гражданских прав является судебная защита, которая осуществляется государственными судами. Вместе с тем в обществе, основанном на принципах рыночной экономики, необходимо формирование параллельных негосударственных юрисдикционных систем разрешения споров. Такие системы получили наименование альтернативных способов разрешения правовых споров. Одним из таких способов разрешения гражданско-правовых споров в современной правовой системе является третейское разбирательство.
Третейский суд является одной из древнейших форм разрешения споров. Третейское разбирательство обладает рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с государственным судопроизводством, таких как:
- во-первых, оперативность и экономичность рассмотрения споров;
- во-вторых, выбор арбитров и количественный состав третейского суда определяется соглашением сторон;
- в-третьих, рассмотрение споров в третейском суде носит конфиденциальный характер и не связано жесткими процессуальными нормами;
- в-четвертых, третейское разбирательство позволяет сохранить партнерские отношения между спорящими сторонами.
Существующая до настоящего времени в Республике Беларусь правовая база, регулирующая деятельность третейских судов, не привела к их широкому распространению. Наиболее известной действующей структурой такого рода является Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате.
Современный международный опыт в области третейских судов свидетельствует об их широкой популяризации. Так, на сегодняшний день в Российской Федерации действует около 600 третейских судов, в Украине — около 100. Еще более широко представлен этот механизм в западных странах: например, в США около 60% экономических споров рассматривается третейскими судами, а в Германии 90% всех договоров с участием немецких предприятий содержат третейскую оговорку или соглашение. Такие страны, как Польша, Литва и Латвия, привели свое национальное законодательство о третейских судах в соответствие с Типовым законом «О международном торговом арбитраже» 1985 года.
В настоящее время правовой основой организации и деятельности третейских судов в Республике Беларусь является Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. Отдельные вопросы, затрагивающие третейское разбирательство споров, регулируются также Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.
26 января 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 N 301-З «О третейских судах» (далее — Закон).
Законом предусматривается закрепление правовых и организационных основ деятельности третейских судов, порядка третейского разбирательства и исполнения решений третейских судов, а также иных вопросов, связанных с деятельностью этих судов. В частности, законопроектом определяются:
- порядок образования третейских судов;
- содержание и форма третейского соглашения;
- требования, предъявляемые к третейским судьям, вопросы, касающиеся формирования состава третейского суда, отвода третейского судьи, прекращения его полномочий;
- компетенция третейского суда;
- принципы третейского разбирательства, права и обязанности сторон, а также вопросы возбуждения третейского разбирательства, представления сторонами доказательств и их исследования судом, принятия судом решений и определений;
- расходы, связанные с третейским разбирательством, и порядок распределения их между сторонами.
В первую очередь Закон направлен на расширение компетенции третейского суда и круга субъектов, которые могут заключить соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда. Так, определяется, что на разрешение третейского суда могут передаваться любые споры, возникающие между гражданами, гражданами и юридическими лицами, а также между юридическими лицами, за исключением споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, и споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь или иностранного государства. Более того, предусматривается возможность рассмотрения частноправовых споров постоянно действующим третейским судом или третейским судом, специально образованным по соглашению сторон для разрешения конкретного спора и прекращающим свою деятельность с окончанием разбирательства. В связи с этим предполагается возможным создание третейских судов по ведомственному признаку, например при банках и иных организациях. Целесообразным станет внедрение в практику заключения хозяйственных договоров соглашений о передаче споров на рассмотрение третейских судов.
Закон определяет и требования, предъявляемые к третейским судьям. Так, третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 3 лет. В случае коллегиального разрешения спора аналогичным требованиям должен соответствовать председатель состава третейского суда.
Законом закреплен принцип возмездной деятельности третейских судов, означающий, что за свою деятельность по разрешению спора третейские судьи имеют право получить вознаграждение. При этом деятельность третейских судей не является предпринимательской. Размер вознаграждения третейских судей будет определяться с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и иных относящихся к делу обстоятельств.
Решение третейского суда является окончательным и может быть обжаловано участвующей в деле стороной путем подачи в суд заявления об отмене решения третейского суда в течение 3 месяцев со дня его получения. Предполагается, что решение третейского суда будет исполняться добровольно. В случае если должник не исполнил решения добровольно в установленный срок, то заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного документа.
В настоящее время в нашей стране уже зарегистрированы и действуют два третейских суда.
21 февраля 2012 г. главным управлением юстиции Гродненского облисполкома поставлен на учет постоянно действующий третейский суд при ОДО «Первая юридическая компания» г. Лида, который будет специализироваться на разрешении коммерческих споров как между резидентами, так и нерезидентами Республики Беларусь.
Третейский суд «Новополоцкая третейская палата» зарегистрирован Министерством юстиции Республики Беларусь 11 марта 2012 г.
Учредителями третейского суда стали учреждение образования «Полоцкий государственный университет» и общественное объединение «Белорусский республиканский союз юристов».
По инициативе Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (ВХС) при общественном объединении «Белорусский республиканский союз юристов» планируется создание третейских судов в каждом областном центре республики, чтобы предоставить субъектам хозяйствования возможность обращаться не только в государственные суды, но и в негосударственные. В состав третейских судей данных судов будут входить только высококвалифицированные специалисты в области юриспруденции: известные юристы, ученые и практики, что имеет своей целью придать изначально высокий статус и авторитет решениям третейских судов Беларуси за счет политики тщательного отбора кандидатов в третейские судьи.
Взаимодействие хозяйственных и третейских судов призвано обеспечить защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота, способствовать сохранению их партнерских отношений и повысить уровень правовой культуры белорусского общества.