Законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности

Надзор за соблюдением законности при привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности является одним из важнейших направлений правозащитной функции органов прокуратуры, одной из гарантий, обеспечивающих исполнение законов при привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности.

В соответствии со статьей 125 Конституции Республики Беларусь прокуратура осуществляет надзор за соответствием закону решений по делам об административных правонарушениях, а согласно пункту 4 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон о прокуратуре) прокуроры участвуют в административном процессе в соответствии с Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП).

Предоставленные прокурорам широкие полномочия в данном направлении прокурорского надзора призваны защитить права и свободы граждан, их законные интересы, а также законные интересы юридических лиц при привлечении указанных лиц к административной ответственности.

Законодательство об административных правонарушениях включает в себя Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), ПИКоАП, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

КоАП определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащим административной ответственности.

ПИКоАП устанавливает порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания.

В соответствии со статьей 2.15 ПИКоАП прокурор осуществляет надзор за исполнением законодательных актов Республики Беларусь при ведении административного процесса. Осуществляя надзор, прокурор в пределах своей компетенции:

  • требует от должностного лица органа, ведущего административный процесс, представления материалов об административном правонарушении;
  • дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, и направляет их органам, ведущим административный процесс;
  • санкционирует производство процессуальных действий и применение мер обеспечения административного процесса в случаях и порядке, установленных ПИКоАП;
  • проверяет законность применения административного задержания физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, и иных мер обеспечения административного процесса, а также наложения административных взысканий;
  • освобождает своим постановлением физическое лицо, незаконно подвергнутое административному задержанию;
  • отменяет своим постановлением противоречащие законодательным актам Республики Беларусь постановления о производстве процессуальных действий и применении мер обеспечения административного процесса, за исключением постановлений, вынесенных судом;
  • опротестовывает противоречащие законодательным актам Республики Беларусь постановления по делам об административных правонарушениях;
  • поручает органу, ведущему административный процесс, подготовку дела об административном правонарушении для рассмотрения (по административным правонарушениям, протоколы по которым не составляются прокурором);
  • истребует из соответствующих суда, органа, ведущего административный процесс, дела об административных правонарушениях;
  • приостанавливает исполнение вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, за исключением постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

Поручения, постановления и указания прокурора по делу об административном правонарушении направляются органу, ведущему административный процесс, и подлежат рассмотрению и исполнению в срок, установленный прокурором.

ПИКоАП содержит перечень должностных лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях (статья 3.30), а также перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статьи 3.1 — 3.27). Должностные лица органов, ведущих административный процесс, наделяются полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению решением соответствующего государственного органа (часть 2 статьи 3.29).

Прокурорский надзор за исполнением законодательных актов Республики Беларусь при ведении административного процесса осуществляется на основании анализа любых доступных прокурору источников информации, носящих достоверный (условно достоверный) характер. К ним относятся:

  • жалобы и обращения граждан, должностных лиц, представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на действия, решения работников органов административной юрисдикции и решения органов административной юрисдикции;
  • истребуемые в органах административной юрисдикции для ознакомления дела об административных правонарушениях, законченные производством;
  • статистическая отчетность, аналитические справки и отчеты, отражающие результаты административно-юрисдикционной деятельности соответствующих органов; акты (справки) проверок, составляемых по результатам проверок, проводимых в рамках осуществления ведомственного контроля, отчеты об оказании методологической помощи;
  • сообщения средств массовой информации о фактах проявления пассивности или злоупотреблений со стороны работников таких органов;
  • сообщения судей и иных должностных лиц, собственная оценка исходя из ранее проведенных прокуратурой проверок, свидетельствующие о некачественной работе в органах административной юрисдикции при подготовке и рассмотрении материалов по делам об административных правонарушениях;
  • информация правоохранительных органов, иных лиц о сокрытии фактов совершения преступных деяний путем применения органами административной юрисдикции механизма административного преследования, а равно о непринятии должных мер при получении материалов о совершенных правонарушениях из правоохранительных органов в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела;
  • иная доступная прокурору информация.

Органами, ведущими административный процесс, могут допускаться следующие нарушения при применении норм КоАП и ПИКоАП:

  • противоправное освобождение физических и юридических лиц от установленной законом ответственности;
  • привлечение к административной ответственности лиц, в действиях которых усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний;
  • несоблюдение предусмотренных законом сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • составление протоколов и вынесение постановлений об административных правонарушениях без указания в них всех необходимых сведений и без требуемого разъяснения прав и обязанностей всем участникам административного процесса;
  • неполное выявление всех предусмотренных законом обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении;
  • ошибочная юридическая оценка совершенных действий, неправильное применение квалифицирующих признаков;
  • неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность;
  • нарушение установленного законом порядка ведения административного процесса;
  • применение штрафов за конкретные виды административных правонарушений, предусмотренных законом, ниже или выше установленных размеров;
  • ошибки в расчете размера штрафа;
  • нарушение порядка административного задержания граждан (в т.ч. факты необоснованного задержания, без составления протоколов, превышение установленных сроков задержания и др.);
  • осуществление привода в отношении лица, не подлежащего ему в силу статьи 8.12 ПИКоАП, либо по устному поручению (без вынесения постановления) судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • задержание физических лиц должностными лицами органов, не указанных в статье 8.3 ПИКоАП, либо должностными лицами в связи с совершением правонарушений, не отнесенных к компетенции соответствующего органа; несоставление в необходимых случаях протокола об административном задержании;
  • осуществление личного досмотра и досмотра вещей должностными лицами, не уполномоченными на проведение таких действий, а также несоблюдение требований о присутствии понятых при проведении личного досмотра и досмотра вещей;
  • нарушение порядка наложения ареста на имущество либо лицом, не уполномоченным на это, а также нарушение требований о присутствии при аресте имущества их владельцев и (или) понятых;
  • неиспользование должностными лицами своих полномочий по доказыванию виновности привлекаемых к административной ответственности лиц и иных обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретных дел (непринятие мер к опросу свидетелей, потерпевших, освидетельствованию в установленном порядке на предмет состояния опьянения и др.);
  • нарушение порядка осуществления осмотра места совершения административного правонарушения, помещения, жилища и иного законного владения, предметов и документов;
  • изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортных средств, не уполномоченными на то должностными лицами или с нарушением установленного порядка;
  • незаконно упрощенная процедура рассмотрения материалов об административных правонарушениях (без приглашения и опроса лица, привлекаемого к ответственности, без разъяснений процессуальных прав, исследования документов и др.);
  • игнорирование обстоятельств, исключающих производство по делу;
  • нарушение подведомственности при рассмотрении отдельных определенных категорий дел (преувеличение своих полномочий);
  • непринятие всех предусмотренных законом мер по взысканию наложенных штрафов;
  • непринятие мер по выявлению причин административных правонарушений и способствующих им условий в целях их последующего устранения;
  • привлечение к ответственности ненадлежащего субъекта правонарушения;
  • неизвещение надлежащим образом лица, в отношении которого ведется административный процесс, о дате и (или) месте рассмотрения протокола по делу об административном правонарушении;
  • нарушение сроков привлечения лица к административной ответственности в случае отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения проверки либо прекращения предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования; при возврате дела после устранения недостатков;
  • непринятие требуемых мер в случае нарушения лицом, подвергнутым административному взысканию, сроков отсрочки, рассрочки исполнения административного взыскания, а также порядка исполнения рассрочки административного взыскания;
  • другие нарушения норм КоАП и ПИКоАП.

Данные нарушения являются следствием несоблюдения органом, ведущим административный процесс, конкретных норм как материального, так и процессуального права, что может являться основанием для принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении либо применения иных предусмотренных законом мер прокурорского реагирования.

Ниже приведен перечень возможных нарушений конкретных норм КоАП и ПИКоАП, совершение которых органом, ведущим административный процесс, требует принятия мер прокурорского реагирования.

1. Нарушение материальных норм

1.1. Действие акта законодательства, устанавливающего противоправность деяния и административную ответственность, во времени (статья 1.5 КоАП)

Противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.

Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет.

1.2. Порядок наложения административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений (статьи 2.7 и 7.4 КоАП)

При совершении двух или более административных правонарушений, образующих совокупность, основное и дополнительное взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности. При совершении нескольких административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются уполномоченным органом, окончательно определяется административное взыскание за совершенные административные правонарушения путем полного или частичного сложения таким образом, чтобы оно не превышало размеры, установленные частью 2 статьи 7.4 КоАП.

О соединении дел об административных правонарушениях выносится постановление суда, органа, ведущего административный процесс, у которых находится одно из рассматриваемых дел об административных правонарушениях (часть 2 статьи 11.3-1 ПИКоАП).

1.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность (статья 4.3 КоАП)

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 10.5, 10.9, 15.29, 15.45, 15.58, 17.1, 18.3 (части 1, 2, 3, 5), 18.4, 18.9, 18.10, 18.34, 19.4, 19.7, 23.46, 23.47 КоАП, ответственность за совершение которых наступает с 14-летнего возраста.

1.4. Ответственность индивидуального предпринимателя и юридического лица (статья 4.8 КоАП)

Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП.

Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

1.5. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением (статьи 5.1 — 5.5 КоАП)

К обстоятельствам, исключающим признание деяния административным правонарушением, относятся: необходимая оборона, причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение, крайняя необходимость, обоснованный риск, иные обстоятельства, указанные в статье 5.5 КоАП.

1.6. Соответствие наложенного административного взыскания виду и размеру, предусмотренным соответствующей статьей Особенной части КоАП (статья 6.2 КоАП)

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение (статья 6.4 КоАП), штраф (статья 6.5 КоАП), исправительные работы (статья 6.6 КоАП), административный арест (статья 6.7 КоАП), лишение специального права (статья 6.8 КоАП), лишение права заниматься определенной деятельностью (статья 6.9 КоАП), конфискация (статья 6.10 КоАП), депортация (статья 6.11 КоАП), взыскание стоимости предмета административного правонарушения (статья 6.12 КоАП). Размер административного взыскания за совершенное административное правонарушение установлен конкретной статьей (частью статьи) Особенной части КоАП.

1.7. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, их учет при наложении административного взыскания (статьи 7.2, 7.3, 7.9 КоАП)

Помимо перечисленных в статье 7.2 КоАП обстоятельств, признаваемых смягчающими административную ответственность, при рассмотрении дела об административном правонарушении могут быть признаны смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства. Статья 7.9 КоАП предусматривает случаи, когда при наличии отдельных смягчающих обстоятельств административные взыскания налагаются в размере, уменьшенном в два раза. Исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, установлен статьей 7.3 КоАП.

1.8. Сроки наложения административного взыскания (статья 7.6 КоАП)

Административное взыскание может быть наложено: за совершение административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его совершения; за совершение длящегося административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения; в отдельных случаях, установленных соответствующими частями статьи 7.6 КоАП, — в иные сроки.

1.9. Основания для освобождения от административной ответственности и обоснованность их применения (статьи 8.1 — 8.7 КоАП)

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в следующих случаях: при малозначительности правонарушения (статья 8.2 КоАП); с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность (статья 8.3 КоАП); в связи с примирением с потерпевшим (статья 8.4 КоАП); военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (статья 8.5 КоАП); вследствие заболевания, в этом случае может быть также осуществлена замена административного взыскания более мягким (статья 8.6 КоАП); лица, являющиеся жертвами торговли людьми (статья 8.7 КоАП).

2. Нарушение порядка ведения административного процесса

2.1. Подведомственность при рассмотрении дел об административных правонарушениях (статьи 3.1 — 3.27, 3.32 ПИКоАП)

Перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также перечень административных правонарушений, рассмотрение дел о которых отнесено к компетенции указанных органов, установлены статьями 3.1 — 3.27 ПИКоАП. Если рассмотрение дела об административном правонарушении не входит в компетенцию суда, органа, ведущего административный процесс, он направляет такое дело в суд, орган, ведущий административный процесс, в компетенцию которого входит рассмотрение данного дела. Если при рассмотрении дела будет установлено, что в правонарушении содержатся признаки преступления, дело об административном правонарушении подлежит прекращению и материалы этого дела передаются прокурору, органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание.

2.2. Составление протокола об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом и соблюдение при этом компетенции соответствующего органа, ведущего административный процесс (статья 3.30 ПИКоАП)

Перечень уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях должностных лиц, а также перечень административных правонарушений, о совершении которых указанные лица имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, содержатся в статье 3.30 ПИКоАП. Не допускается составление протокола об административном правонарушении лицом, в компетенцию которого не входит составление такого протокола.

2.3. Место ведения административного процесса (статья 3.31 ПИКоАП)

Административный процесс ведется по месту совершения административного правонарушения. В отдельных случаях, предусмотренных статьей 3.31 ПИКоАП, ведение административного процесса осуществляется в иных местах.

2.4. Права физического лица, в отношении которого ведется административный процесс (статья 4.1 ПИКоАП)

Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право: знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину; давать объяснения или отказаться от дачи объяснений; представлять доказательства; заявлять отводы и ходатайства; иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания — с момента объявления ему об административном задержании; беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно; пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика; возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия; знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении; получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления по делу об административном правонарушении; подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении; получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.

2.5. Права физического лица — индивидуального предпринимателя (статья 4.1 ПИКоАП)

Физическое лицо — индивидуальный предприниматель, в отношении которого ведется административный процесс, обладает правами и обязанностями физического лица, за исключением права иметь защитника, а также обладает правом иметь представителя, прекращать полномочия представителя.

2.6. Права юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс (статья 4.1 ПИКоАП)

Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обладает правами, предусмотренными пунктами 1, 10 — 13 части 1 статьи 4.1 ПИКоАП. Юридическое лицо реализует свои права через своего представителя, права которого предусмотрены пунктами 2 — 9 части 1 статьи 4.1 ПИКоАП.

2.7. Установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, в ходе ведения административного процесса (статья 6.2 ПИКоАП)

По делу об административном правонарушении подлежат доказыванию: наличие деяния, предусмотренного КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения); виновность физического лица в совершении административного правонарушения; виновность юридического лица в случае, когда статьей Особенной части КоАП предусмотрена ответственность юридического лица; характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, налагаемого на лицо, совершившее административное правонарушение; иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу об административном правонарушении.

2.8. Правильность оценки доказательств, относящихся к делу об административном правонарушении (статья 6.14 ПИКоАП)

Собранные по делу об административном правонарушении доказательства подлежат всесторонней, полной и объективной проверке судом, органом, ведущим административный процесс. Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в их совокупности — с точки зрения их достаточности для принятия решения по делу об административном правонарушении.

2.9. Порядок и сроки обжалования действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, сроки рассмотрения жалобы (статьи 7.2, 7.3, 7.4 ПИКоАП)

Действия и решения судьи могут быть обжалованы участниками административного процесса председателю суда, а его действия и решения — председателю вышестоящего суда. Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Такие жалобы могут быть поданы в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении и рассматриваются в пятидневный срок со дня их поступления. О результатах рассмотрения жалобы сообщается лицу, подавшему жалобу. Решение по жалобе является окончательным и обжалованию не подлежит (за исключением жалоб, подаваемых председателю вышестоящего суда).

3. Нарушение порядка применения мер обеспечения административного процесса

3.1. Применение должностным лицом органа, ведущего административный процесс, мер обеспечения административного процесса (статья 8.1 ПИКоАП)

В целях пресечения административных правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении допускается применение мер обеспечения административного процесса. К таким мерам относятся: административное задержание физического лица; личный обыск задержанного; наложение ареста на имущество; изъятие вещей и документов; задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства; отстранение от управления транспортным средством; блокировка колес транспортного средства; привод; удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении. В отношении юридического лица могут быть применены следующие меры обеспечения административного процесса: изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу; наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее юридическому лицу.

3.2. Осуществление задержания физического лица уполномоченным должностным лицом (статьи 8.2, 8.3 ПИКоАП)

Административное задержание физического лица осуществляется в целях: пресечения противоправной деятельности; составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным; установления личности; обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении; пресечения сокрытия или уничтожения доказательств; обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации. Административное задержание физического лица имеют право осуществлять (в случаях, установленных статьей 8.3 ПИКоАП) должностные лица: органов внутренних дел; органов пограничной службы; Военной автомобильной инспекции; таможенных органов; органов государственной безопасности; органов финансовых расследований; Государственной инспекции охраны животного и растительного мира, а также старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо военизированной охраны.

3.3. Сроки административного задержания физического лица (статья 8.4 ПИКоАП)

Административное задержание физического лица состоит в доставлении его в орган, ведущий административный процесс, и содержании в данном органе. Административное задержание может длиться не более трех часов. На срок свыше 3 часов, но не более чем на 72 часа могут быть задержаны физические лица в случаях, установленных частью 2 статьи 8.4 ПИКоАП. Административное задержание на срок свыше 3 часов не может быть применено к несовершеннолетним. Административное задержание на срок свыше 3 часов оформляется протоколом административного задержания, время административного задержания на срок, не превышающий 3 часов, указывается в протоколе об административном правонарушении.

3.4. Требования к протоколу административного задержания физического лица (статья 8.5 ПИКоАП)

Протокол административного задержания составляется должностным лицом, осуществившим задержание физического лица. В протоколе указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего протокол, сведения о личности задержанного, основания, место и время его фактического задержания. Задержанному разъясняется его право пригласить защитника. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. Копия протокола вручается задержанному по его просьбе.

3.5. Порядок проведения личного обыска задержанного (статья 8.6 ПИКоАП)

О личном обыске задержанного составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе административного задержания. Личный обыск проводится лицом того же пола, что и задержанный, с участием двух понятых того же пола.

3.6. Порядок наложения ареста на имущество (статьи 8.7, 8.8 ПИКоАП)

Арест имущества проводится в присутствии собственника или лица, у которого имущество находится, а при отсутствии этих лиц — в присутствии двух понятых. О наложении ареста на имущество выносится мотивированное постановление и составляется протокол описи арестованного имущества. Протокол описи арестованного имущества должен соответствовать требованиям, установленным статьей 8.8 ПИКоАП.

3.7. Порядок изъятия вещей и документов (статья 8.9 ПИКоАП)

Должностным лицом органа, ведущего административный процесс, могут быть изъяты (на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении): документы, имеющие значение для принятия решения по делу об административном правонарушении; орудия или средства совершения административного правонарушения; вещи, изъятые из оборота; имущество или доходы, полученные вследствие совершения административного правонарушения; предметы административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена их конфискация. Об изъятии вещей, предметов, имущества, доходов и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о личном обыске или административном задержании.

3.8. Порядок задержания и принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства (статья 8.10 ПИКоАП)

В случаях, установленных частью 1 статьи 8.10 ПИКоАП, работник ГАИ вправе производить задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства. При этом составляется протокол осмотра транспортного средства, соответствующий требованиям частей 3 и 4 статьи 8.10 ПИКоАП.

3.9. Порядок осуществления привода физического лица (статья 8.12 ПИКоАП)

В случае неявки по вызову без уважительной причины физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший — физическое лицо, свидетель могут быть подвергнуты приводу по постановлению судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс. Привод не может производиться в ночное время, а также в отношении несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, беременных женщин, больных, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что удостоверено врачом, либо лица, имеющие явно выраженные признаки заболевания, препятствующего их приводу. О невозможности привода лицом, осуществляющим привод, делается запись в постановлении о приводе.

4. Нарушение порядка подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению

4.1. Начало административного процесса (статья 9.5 ПИКоАП)

При наличии поводов и оснований для начала административного процесса, определенных статьей 9.1 ПИКоАП, административный процесс считается начатым с момента:

  • составления протокола об административном правонарушении;
  • составления протокола о процессуальном действии;
  • вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;
  • вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 1 — 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется.

4.2. Обстоятельства, исключающие административный процесс в отношении физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя (статья 9.6 ПИКоАП)

Обстоятельства, исключающие административный процесс в отношении физического лица, установлены частью 1 статьи 9.6 ПИКоАП; обстоятельства, исключающие административный процесс в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, установлены частью 2 статьи 9.6 ПИКоАП. При наличии указанных обстоятельств судом, органом, ведущим административный процесс, выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении с изложением оснований, исключающих административный процесс, о чем сообщается заявителю, органу, ведущему административный процесс и составившему протокол об административном правонарушении, и лицу, в отношении которого ведется административный процесс.

4.3. Сроки подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению (статья 10.1 ПИКоАП)

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения — не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса. В случаях, установленных частью 2 статьи 10.1 ПИКоАП, подготовка дела об административном правонарушении может быть приостановлена, о чем выносится мотивированное постановление.

4.4. Требования к протоколу об административном правонарушении (статья 10.2 ПИКоАП)

Протокол об административном правонарушении должен содержать: дату и место его составления, должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена и отчества потерпевших и свидетелей, если они имеются; отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности; перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении; иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается лицом, его составившим, физическим лицом (представителем юридического лица), в отношении которого ведется административный процесс, им вручается копия протокола под расписку.

4.5. Порядок опроса лиц, участвующих в административном процессе, в т.ч. несовершеннолетних лиц (статьи 10.10, 10.11, 10.12 ПИКоАП)

Опрос лиц, участвующих в административном процессе, производится по месту ведения административного процесса; такие лица опрашиваются порознь, при этом принимаются меры к тому, чтобы они не могли общаться между собой. При опросе несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению должностного лица органа, ведущего административный процесс, при опросе несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет обязательно присутствие педагога. В случае необходимости при опросе могут присутствовать психолог, а также родители или законные представители несовершеннолетнего. Об опросе физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего — физического лица, свидетеля составляется протокол опроса, подписываемый опрашиваемыми лицами.

4.6. Порядок проведения осмотра места совершения административного правонарушения, помещения, жилища, транспортных средств, предметов и документов (статья 10.13 ПИКоАП)

Осмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и добычи рыбы или других водных животных и иных предметов осуществляется в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. Осмотр жилища и иного законного владения проводится с согласия собственника или проживающего в нем совершеннолетнего лица и в их присутствии, а при отсутствии согласия — по постановлению органа, ведущего административный процесс, с санкции прокурора или его заместителя, и с участием не менее двух понятых. Осмотр помещения юридического лица либо индивидуального предпринимателя проводится в присутствии их представителя, а помещения, где хранятся материальные ценности, — в присутствии материально ответственного лица. Осмотр транспортного средства проводится в присутствии лица, управляющего им, либо собственника, а при невозможности обеспечить их участие — в присутствии не менее двух понятых. О проведении осмотра составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе задержания. Осмотр жилища и иного законного владения физического лица — индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, установленном частью 4 статьи 10.13 ПИКоАП.

4.7. Порядок вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении и соответствие его установленным требованиям (статья 10.27 ПИКоАП)

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении выносится при наличии оснований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 10.26 ПИКоАП. Содержание такого постановления должно соответствовать требованиям, установленным частями 2 и 3 статьи 10.27 ПИКоАП.

4.8. Порядок ознакомления с материалами дела об административном правонарушении (статьи 10.28, 10.29 ПИКоАП)

Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, потерпевший, их законные представители или представители, защитник имеют право ознакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении в день окончания подготовки дела об административном правонарушении, заявив об этом ходатайство. Об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении делается запись в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении о прекращении дела об административном правонарушении.

4.9. Установление причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению (статья 10.31 ПИКоАП)

При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, судья имеет право вынести частное определение, а орган, ведущий административный процесс, — направить предложения в соответствующие государственные органы и иные организации о принятии мер по устранению этих причин и условий, которые обязаны в течение месяца со дня поступления частного определения или предложения сообщить о принятых мерах.

5. Нарушение порядка рассмотрения дела об административном правонарушении

5.1. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении, а также обоснованность приостановления рассмотрения дела (статья 11.2 ПИКоАП)

Дело об административном правонарушении рассматривается уполномоченными лицами в 15-дневный срок со дня получения. Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено по основаниям, установленным частью 3 статьи 11.2 ПИКоАП, о чем выносится мотивированное постановление.

5.2. Сроки и обоснованность возврата дела об административном правонарушении (статья 11.3 ПИКоАП)

Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола об административном правонарушении либо к перечню прилагаемых к нему материалов в 5-дневный срок возвращают дело органу, ведущему административный процесс и направившему дело, вынося соответствующее постановление. После устранения недостатков дело об административном правонарушении вновь может быть направлено для рассмотрения, при этом срок рассмотрения дела исчисляется со дня повторного получения такого дела.

5.3. Требования к постановлению по делу об административном правонарушении (статья 11.9 ПИКоАП), а также соответствие назначенной санкции виду и размеру, установленным соответствующей статьей КоАП

Постановление по делу об административном правонарушении должно содержать: время и место вынесения постановления; наименование суда, органа, ведущего административный процесс; фамилию, имя и отчество судьи, должностного лица; состав коллегиального органа, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении; обоснование принятия того или иного решения с указанием на соответствующую часть статьи, статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение (вид и размер санкции); срок и порядок обжалования постановления. В постановлении по делу должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах и об ином имуществе и документах, изъятых при осуществлении административного процесса.

5.4. Сроки передачи жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела для рассмотрения в суд или вышестоящую инстанцию (статья 12.2 ПИКоАП)

Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении направляется в суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие такое постановление. Поступившая жалоба (протест) в течение 3 суток направляется вместе с делом в суд, орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее.

5.5. Сроки обжалования постановления по делу об административном правонарушении, а также сроки рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении (статьи 12.4, 12.5, 12.7 ПИКоАП)

Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии постановления по делу, а при его вынесении в присутствии лица, в отношении которого ведется административный процесс, — не позднее десяти суток со дня его объявления. Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления.

Лицо, имеющее право на подачу жалобы или принесение протеста, вправе ходатайствовать перед судом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу (протест), о восстановлении пропущенного срока в случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении.

Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении или восстановлении пропущенного срока выносится постановление.

5.6. Соответствие решения лица, рассматривающего жалобу (протест), установленным требованиям, а также наличие законных оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении (статьи 12.9, 12.14-1 ПИКоАП)

Суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении принимают одно из следующих решений: оставляют постановление без изменения, а жалобу (протест) — без удовлетворения; отменяют постановление и прекращают дело об административном правонарушении; отменяют постановление и направляют дело на новое рассмотрение; изменяют постановление в части; изменяют меру и (или) вид взыскания в пределах, предусмотренных Особенной частью КоАП, таким образом, чтобы взыскание не было усилено; отменяют постановление и направляют дело на рассмотрение компетентного органа, если постановление по делу вынесено лицом, не правомочным решать данное дело. Основаниями к отмене не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении являются: односторонность, неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения; существенное нарушение ПИКоАП; неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность. Основанием к отмене или изменению такого постановления является несоответствие назначенного административного взыскания тяжести совершенного административного правонарушения.

6. Нарушение порядка исполнения постановлений о наложении административного взыскания

6.1. Сроки обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению (статья 13.2 ПИКоАП)

Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению по истечении срока обжалования (опротестования), если жалоба (протест) не была подана в установленный срок, а при обжаловании (опротестовании) — подлежит исполнению после оставления жалобы (протеста) без удовлетворения.

6.2. Прекращение срока давности исполнения постановления о наложении административного взыскания (статья 13.6 ПИКоАП)

Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение 3 месяцев со дня вступления его в законную силу.

6.3. Обоснованность предоставления отсрочки, рассрочки исполнения постановления о наложении административного взыскания (статья 14.7 ПИКоАП)

При наличии обстоятельств, препятствующих исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, депортации, штрафа или конфискации дохода в установленные сроки, суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, или по собственной инициативе могут отсрочить исполнение административного ареста на срок до одного месяца, депортации, штрафа или конфискации дохода — на срок до шести месяцев.

Об отсрочке, рассрочке исполнения административного взыскания выносится постановление, в котором указываются сроки и порядок отсрочки, рассрочки исполнения административного взыскания. Постановление объявляется лицу, подвергнутому административному взысканию, и направляется органу, исполняющему постановление о наложении административного взыскания.

6.4. Сроки и порядок исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа (статьи 15.3, 15.4 ПИКоАП)

Штраф должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее одного месяца, а юридическим лицом — не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения. В случае неуплаты штрафа в установленный срок, в суд (хозяйственный суд) направляется представление о принудительном взыскании штрафа.

6.5. Порядок исполнения постановлений о конфискации, взыскании стоимости предмета административного правонарушения (статьи 16.2, 16.3 ПИКоАП)

Исполнение постановления о конфискации осуществляется путем принудительного безвозмездного обращения в собственность государства имущества, в отношении которого принято решение о конфискации (производится реализация конфискованного имущества в установленном порядке). По письменному ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, может быть принято решение о возврате конфискованных предметов этому лицу со взысканием стоимости этих предметов (такое лицо обязано в течение пяти суток уплатить денежную сумму, составляющую стоимость конфискованного имущества).

Принятие мер прокурорского реагирования на нарушения органом, ведущим административный процесс, требований КоАП и ПИКоАП характеризуется тем, что прокурор при этом использует средства прокурорского реагирования, закрепленные как в статье 27 Закона о прокуратуре, так и в статье 2.15 ПИКоАП, а именно:

  • представление об устранении нарушений законодательства;
  • протест на постановление по делу об административном правонарушении;
  • постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию;
  • постановление о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
  • предписание об устранении нарушений законодательства;
  • официальное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства;
  • указания по делам об административных правонарушениях;
  • постановление об отмене постановлений о производстве процессуальных действий и применении мер обеспечения административного процесса;
  • поручение органу, ведущему административный процесс, о подготовке дела об административном правонарушении для рассмотрения;
  • иные меры реагирования.

Для устранения выявленных нарушений закона прокурор определяет наиболее эффективную меру реагирования, обеспечивает контроль исполнения требований прокурора, изложенных в актах прокурорского реагирования.