Большинство практикующих юристов подтвердят, что в их трудовой деятельности хотя бы раз, но встречалась необходимость подачи в суд заявления о замене стороны по делу, несмотря на то, что на сегодняшний день это процессуальное действие встречается в хозяйственном судопроизводстве не часто. Сразу отметим, что для замены стороны по делу в суд подается именно заявление (не ходатайство) о замене стороны, поскольку существует норма (статья 62 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК)), в которой четко указано, что обращение в суд в связи с заменой стороны осуществляется путем подачи письменного заявления.
Лицо, подающее в суд заявление о замене стороны по делу (а это может быть правопреемник или одна из сторон: истец / ответчик в исковом производстве, взыскатель / должник — в исполнительном), должно четко понимать, на каком основании им подается заявление и какой пакет документов должен представляться в целях подтверждения обоснованности этого заявления.
Причины замены стороны в хозяйственном судопроизводстве
Статья 62 ХПК указывает на приблизительный (возможный) перечень причин замены стороны:
- реорганизация юридического лица;
- уступка требования;
- перевод долга;
- смерть индивидуального предпринимателя или гражданина;
- другие случаи перемены лиц в обязательствах,
связывая их с понятием перехода прав и обязанностей от одного лица к другому при наступлении определенных законодательством условий, то есть с понятием правопреемства.
Наиболее часто встречающейся причиной (видом правопреемства) в хозяйственном процессе является реорганизация юридического лица, где правопреемники — это лица, к которым в силу законодательства или договора перешли те или иные права и обязанности. Остановимся на ней более подробно.
Реорганизация юридического лица — процесс слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования юридического лица, осуществляемый на основании решения его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Статья 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь определяет случаи возникновения и порядок правопреемства в зависимости от вариантов реорганизации юридического лица:
- при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;
- при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;
- при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;
- при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица;
- при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.
Передаточный акт и разделительный баланс — это документы, которые утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с учредительными документами в регистрирующий орган и которые должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.
Так, в рамках дела N 282-4/2010 истцом было подано заявление о замене стороны по делу в связи с реорганизацией ответчика путем присоединения его к районному сельскохозяйственному унитарному предприятию (РСУП) «Совхоз «Л».
Из материалов дела следует, что в соответствии с решением Л-го районного исполнительного комитета от 03.05.2010 N 478 районное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Совхоз «Л» реорганизовано путем присоединения к нему республиканского унитарного сельскохозяйственного предприятия по племенному делу «Н».
Согласно передаточному акту районное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Совхоз «Л» становится правопреемником республиканского унитарного сельскохозяйственного предприятия по племенному делу «Н» по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
В соответствии с п. 1.1 Устава РСУП «Совхоз «Л» предприятие является правопреемником имущественных прав и обязанностей РСУП по племенному делу «Н» в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать предприятию.
На основании изложенного хозяйственный суд пришел к выводу, что следует произвести замену стороны по делу, определив в качестве ответчика по настоящему делу РСУП «Совхоз «Л».
Кроме того, одной из не указанных ранее причин можно назвать изменение наименования юридического лица, когда гражданско-правовая форма его осталась той же.
Так, в рамках дела N 892-4/2010 истцом подано заявление о замене стороны по делу в связи с изменением его наименования.
Из материалов дела следовало, что в соответствии с п. 1 Устава истца наименование «Производственно-торговое закрытое акционерное общество «Б» изменено на «Производственно-торговое закрытое акционерное общество «Управляющая компания «Б» с регистрацией Министерством экономики Республики Беларусь на базе ПТ ЗАО «Б» и его дочерних предприятий холдинга «Б».
На основании изложенного хозяйственный суд пришел к выводу, что следует произвести замену стороны по делу, определив в качестве истца по настоящему делу Производственно-торговое закрытое акционерное общество «Управляющая компания «Б».
Документы, представляемые в суд при замене стороны
Как при реорганизации, так и при изменении наименования юридического лица в суд для обозрения представляются:
- решение о реорганизации;
- устав и / или учредительный договор юридического лица;
- свидетельство о государственной регистрации;
- передаточный акт и / или разделительный баланс;
- договор уступки права;
- договор перевода долга;
- свидетельство о смерти индивидуального предпринимателя или гражданина и др.,
а также их надлежащим образом заверенные копии для приобщения к материалам дела.
Из данного пакета документов суд может усмотреть круг лиц, к которым в силу законодательства или договора перешли те или иные права и обязанности, а также в каком объеме применительно к рассматриваемому делу. Если суд не установит факта правопреемства, выносится определение об отказе в замене, которое может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК.
Замена стороны в приказном производстве
В связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 10.01.2011 N 241-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» (вступил в силу с 31 января 2011 г.) был расширен круг дел, рассматриваемых в упрощенном порядке, а именно в приказном.
Сразу необходимо отметить, что замена стороны в приказном производстве невозможна.
Несмотря на то, что статья 62 ХПК определяет, что правопреемство возможно на любой стадии хозяйственного процесса, согласно пункту 23 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 N 9 «О некоторых вопросах приказного производства» (далее — постановление N 9) одним из оснований отказа в вынесении определения о судебном приказе является выбытие взыскателя или должника из приказного производства в связи с реорганизацией юридического лица.
Полномочиями производить замену стороны по собственной инициативе хозяйственный суд не наделен. Причина проста: замена стороны возможна только в судебном заседании, а приказное производство — упрощенный вид, отличительной чертой которого является рассмотрение материалов дела без вызова сторон.
Особое место в вопросе о замене стороны занимает замена стороны на стадии исполнительного производства.
В то же время считаем, что с целью оперативного исполнения судебного постановления и соответствия принципам постановления N 9 инициативу замены стороны в рамках исполнительного производства необходимо предоставить и судебному исполнителю путем подачи соответствующего представления курирующему судье.
И последнее, на чем хотелось бы акцентировать внимание: пришедшее на смену утратившему силу постановлению Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 04.11.2004 N 37 «О замене стороны в исполнительном производстве» постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.06.2011 N 41 «О замене стороны на стадии исполнения исполнительного документа» (далее — постановление N 41) дополнено пунктом 4, в соответствии с которым:
«… если правопреемство наступает после вынесения хозяйственным судом постановления, которым заканчивается рассмотрение дела, но до возбуждения исполнительного производства, заявление (ходатайство) о замене стороны подается в хозяйственный суд, вынесший указанное постановление, с приложением оригинала исполнительного документа;
если правопреемство наступает после возбуждения исполнительного производства, замену в нем стороны хозяйственный суд производит по заявлению (ходатайству) правопреемника выбывшей стороны или другой стороны исполнительного производства;
в случае выдачи хозяйственным судом нового исполнительного документа оригинал предыдущего исполнительного документа приобщается к материалам дела;
срок действия (предъявления к исполнению) выданного хозяйственным судом нового исполнительного документа не изменяется и продолжает исчисляться по правилам ХПК;
порядок выдачи хозяйственным судом нового исполнительного документа не распространяется на случаи замены стороны в исполнительном производстве, которое возбуждено на основании исполнительного документа, выданного не хозяйственным судом, а другим уполномоченным органом…» <1>.
<1> Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.06.2011 N 41 «О замене стороны на стадии исполнения исполнительного документа».
Если ранее при вынесении определения о замене стороны выдавался судебный приказ и срок для его предъявления к исполнению начинал течь с момента вступления определения в законную силу (15 рабочих дней после вынесения), то теперь в соответствии с пунктом 4 постановления N 41 срок действия ранее выданного приказа не изменяется.
В случае пропуска срока, предоставленного для предъявления в службу исполнения судебного приказа (6 месяцев с момента выдачи), заявитель получит только старый приказ с измененной стороной. Следовательно, для предъявления такого исполнительного документа к исполнению взыскателю понадобится дополнительно заявлять письменное ходатайство о восстановлении пропущенного срока с мотивацией уважительности причин его пропуска.