Особенности применения административной ответственности за нарушение требований технических нормативных правовых актов (часть 2)

В соответствии с частью 1 статьи 21.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры влекут наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 40 базовых величин, а на юридическое лицо — от 25 до 100 базовых величин.

Примеры.

1. Согласно разделу 1 технического кодекса установившейся практики (ТКП) «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации. Основные требования» (ТКП 45-1.04-208-2010 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 N 267 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — ТКП 45-1.04-208-2010), ТКП 45-1.04-208-2010 устанавливает основные требования к техническому состоянию строительных конструкций и инженерных систем зданий и сооружений и оценке пригодности их к эксплуатации.

Требования ТКП 45-1.04-208-2010 являются обязательными при эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем зданий различного назначения, находящихся в ведении организаций, независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности.

Здания должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями ТКП 45-1.04-208-2010, других технических нормативных правовых актов, а также отраслевыми инструкциями по технической эксплуатации зданий, отражающими их специфику и режим эксплуатации, разработанными в развитие ТКП 45-1.04-208-2010 и утвержденными соответствующими органами отраслевого управления.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 65 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон об архитектурной деятельности) собственники, пользователи объекта строительства обязаны эксплуатировать объект строительства в соответствии с требованиями законодательства, а также целевым и функциональным его назначением.

Собственники, пользователи объекта строительства, если иное не установлено законодательством, при его эксплуатации обязаны: сохранять архитектурный облик объекта строительства; проводить осмотры технического состояния объекта строительства; содержать объект строительства в надлежащем техническом, санитарно-гигиеническом, противопожарном, экологическом и архитектурно-эстетическом состоянии; соблюдать требования в области охраны окружающей среды; хранить в течение всего нормативного срока эксплуатации (службы) объекта строительства архитектурные и строительные проекты, копии журналов строительных работ, протоколов испытаний и проверок оборудования, а также проектную и техническую документацию на строительные работы, выполненные в процессе эксплуатации объекта строительства; вести журнал эксплуатации объекта строительства, вносить в него результаты его технических осмотров.

Периодичность технических осмотров, а также перечень объектов строительства, по которым такие осмотры необязательны, определяются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Экспертиза технического состояния эксплуатируемого объекта строительства осуществляется не реже одного раза в пять лет комиссией, создаваемой собственником объекта строительства, с участием представителя соответствующего органа государственного надзора.

Согласно части 1 раздела 1 ТКП «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-78-2007 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.09.2007 N 286 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — ТКП 45-1.04-78-2007), ТКП 45-1.04-78-2007 распространяется на техническую эксплуатацию производственных зданий и сооружений и устанавливает порядок ее проведения.

Согласно абзацу 2 пункта 4.2 ТКП 45-1.04-78-2007 в процессе эксплуатации зданий следует руководствоваться требованиями строительных норм Республики Беларусь «Здания и сооружения. Основные требования к техническому состоянию и обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их пригодности к эксплуатации» (СНБ 1.04.01-04), утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.03.2004 N 70 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — СНБ 1.04.01-04).

В соответствии с частью 1 пункта 7.1.1 ТКП 45-1.04-78-2007 при эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем зданий следует соблюдать требования СНБ 1.04.01-04.

В соответствии с пунктом 5.2 ТКП 45-1.04-78-2007 все необходимые технические и технико-экономические сведения об эксплуатации зданий должны содержаться в эксплуатационных документах: техническом паспорте, журнале технической эксплуатации, карточке учета технического состояния объекта и др. Перечень эксплуатационной документации приведен в приложении А к СНБ 1.04.01-04.

СНБ 1.04.01-04 утратили силу с 01.01.2011 в связи с принятием приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 N 267 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — приказ N 267). Взамен СНБ 1.04.01-04 приказом N 267 был утвержден ТКП 45-1.04-208-2010, вступивший в силу с 01.01.2011.

Согласно пункту 4.12 ТКП 45-1.04-78-2007 результаты всех видов осмотров технического состояния зданий должны оформляться актами. Форма акта приведена в приложении Б к ТКП 45-1.04-78-2007 (рекомендуемое).

Согласно пункту 4.13 ТКП 45-1.04-78-2007 результаты осмотров должны отражаться в документах по учету технического состояния здания (технический паспорт, журнал технической эксплуатации здания, карточка учета технического состояния объекта) с указанием отмеченных в актах осмотров дефектов, повреждений, деформаций и др., мест их расположения и параметров, причин их возникновения и сроков устранения. Форма технического паспорта приведена в приложении В, журнала технической эксплуатации — в приложении Г, карточки учета технического состояния объекта — в приложении Д к ТКП 45-1.04-78-2007 (обязательные).

Согласно пункту 5.3 ТКП 45-1.04-78-2007 технический паспорт составляется на каждое здание, сданное в эксплуатацию. Технический паспорт состоит из описательной части и приложений. Приложениями к паспорту являются: светокопии чертежей планов, разрезов, фасадов здания с внесенными в них отступлениями от проектной документации; перечень предусмотренных проектной документацией требований по обеспечению нормальной эксплуатации зданий; акты технических осмотров; распоряжения и предписания по вопросам технического надзора.

Согласно пункту 5.4 ТКП 45-1.04-78-2007 журнал технической эксплуатации зданий является документом, отражающим состояние эксплуатируемых объектов. В журнал заносят: данные о результатах систематических наблюдений за зданиями и их конструктивными элементами; заключения по результатам инструментальных наблюдений за осадками и другими деформациями конструктивных элементов; заключения по результатам технических осмотров здания; сведения о фактах серьезных нарушений правил технической эксплуатации зданий и мерах по пресечению таких нарушений; данные о проведении капитальных ремонтов (сроки, характер ремонта, объем и место производства работ); сведения о проведении реконструкций (сроки, характер). Все эти сведения отражают техническое состояние здания на определенный период времени и используются при планировании ремонта и составлении дефектных ведомостей. Журнал технической эксплуатации составляется в двух экземплярах на каждое здание, один из которых хранится в архиве службы технической эксплуатации, другой — в цехе, отделе или другом подразделении предприятия, занимающим указанное здание.

Согласно пунктам 7.4.1 — 7.4.3 ТКП 45-1.04-78-2007 при эксплуатации зданий ежегодно должна проводиться с помощью геодезических приборов инструментальная проверка положения несущих конструкций зданий, возведенных на территориях, подрабатываемых горными выработками, на просадочных грунтах, а также на основаниях, подвергающихся постоянной вибрации. При осмотрах несущих конструкций следует: проверять состояние сварных швов, которые должны удовлетворять требованиям действующих технических нормативных правовых актов (сварные швы не должны иметь трещин, которые могут появиться и развиться в сварных швах и примыкающей к ним околошовной зоне, в примыканиях различных накладок, в местах с изменением толщины и формы швов, в швах, имеющих перпендикулярное направление к действующим усилиям); проверять состояние болтовых и заклепочных соединений, которые должны иметь надежное крепление (их количество должно соответствовать требованиям проектной документации); проверять состояние узлов опирания и стыков несущих конструкций (наличие подвижности узлов, трещин в опорных площадках, столиках, консолях, уступах и стыковых соединениях не допускается). При эксплуатации подкрановых путей следует проверять: состояние рельсов и их креплений, положение рельсов по отношению к оси подкрановых балок, величину сужений и расширений колеи пути; точность рихтовки рельсов в отношении ширины колеи, которая не должна быть ниже установленных норм; положение базисов на путях — геодезическими приборами 1 раз в год; очистку верхних поясов балок и рельсов от пыли, смазочных материалов и мусора; количество, состояние и крепление болтов рельсов, которые должны быть затянуты, а недостающие и поврежденные болты заменены новыми; наличие трещин, изломов, чрезмерного износа рельсов, превышающих нормативные требования.

Пунктами 10.1 — 10.3 ТКП 45-1.04-78-2007 предусмотрено, что техническая эксплуатация здания включает комплекс организационно-технических мероприятий по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту (текущему и капитальному) здания и его элементов. Текущий ремонт проводится с целью предотвращения дальнейшего интенсивного износа, восстановления исправности и устранения повреждений конструкций и инженерных систем зданий. Работы по текущему ремонту производятся по планам-графикам, утвержденным руководителем предприятия.

Согласно пункту 4.1 ТКП 45-1.04-208-2010 техническая эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с установленными требованиями в целях обеспечения надежности здания в течение всего периода использования по назначению.

В соответствии с пунктом 4.3 ТКП 45-1.04-208-2010 в процессе эксплуатации зданий (элементов) должны быть обеспечены: безопасность для жизни и здоровья людей, сохранность имущества; соответствие проектной документации и требованиям технических нормативных правовых актов по надежности, прочности, долговечности, устойчивости, деформативности; максимально близкий для несущих конструкций и элементов межремонтный срок службы; доступность и безопасность осуществления всех видов осмотров, технического обслуживания и ремонта; ремонтопригодность; санитарно-гигиенические и экологические требования в соответствии с проектной документацией для людей и для окружающих объектов и территорий; соответствие системы противопожарного нормирования и стандартизации требованиям технических нормативных правовых актов; наличие проектной, исполнительной и эксплуатационной документации. Перечень эксплуатационной документации должен соответствовать приложению А к ТКП 45-1.04-208-2010.

Согласно пункту 4.15 ТКП 45-1.04-208-2010 в зданиях (кроме жилых) на видных местах должна быть размещена информация с указанием: значений предельно допустимых нагрузок для отдельных конструкций; значений предельно допустимых нагрузок и скоростей движения транспортных средств для отдельных зон здания; мест складирования грузов; типов транспортных средств, разрешенных для перемещения грузов по данному виду конструкции; параметров микроклимата в помещениях; предельно допустимых габаритов грузов, перевозимых электрокарами или автомобильным транспортом, с указанием предельных нагрузок на колесо и на весь колесный поезд, а также типа обода колес.

В соответствии с пунктом 7.1 ТКП 45-1.04-208-2010 паспортизации подлежат здания различного назначения независимо от формы собственности для учета и контроля за изменением технического состояния здания, своевременного выявления аварийно-опасных объектов.

Согласно пунктам 7.2, 7.3 ТКП 45-1.04-208-2010 в техническом паспорте должно содержаться заключение о пригодности (непригодности) здания к дальнейшей эксплуатации, а также данные, необходимые для определения объемов основных работ и ресурсов для восстановления его эксплуатационных показателей, включая показатели энергоэффективности. Приложением к паспорту являются карточки учета изменения технического состояния конструкций и инженерных систем здания. В карточке должны быть приведены объемы и сроки выполненных ремонтных работ со ссылками на пункты журнала технической эксплуатации. При каждом последующем обследовании здания должна заполняться новая карточка или новые разделы карточки в зависимости от установленной формы карточки для данного типа здания.

Согласно пункту 7.5 ТКП 45-1.04-208-2010 технический паспорт является документом, удостоверяющим техническое состояние здания, и используется для подтверждения эксплуатационной пригодности (непригодности) объекта во всех случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 3 технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748, эксплуатацию сооружения следует осуществлять в соответствии с эксплуатационно-техническим паспортом, разработанным в составе проектной документации до ввода сооружения в эксплуатацию на основе взаимосвязанных государственных стандартов и технических кодексов установившейся практики по технической эксплуатации с учетом специфики конкретного объекта. Форма эксплуатационно-технического паспорта утверждается Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Эксплуатационно-технический паспорт сооружения должен содержать следующее: сведения об основных конструкциях и инженерных системах, схемы расположения скрытых пространств, элементов и узлов каркаса, скрытых проводок и инженерных сетей, а также предельные значения нагрузок на элементы конструкций, электрические системы и сети сооружения; класс сооружения по энергоэффективности и его энергетические характеристики; правила содержания, обслуживания, ремонта и надзора за элементами сооружения; правила содержания и технического обслуживания систем противопожарной защиты и план эвакуации при пожаре; квалификационные требования к обслуживающему персоналу.

Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.07.2012 N 233 утверждена форма эксплуатационно-технического паспорта здания (сооружения).

Проверкой было установлено, что в нарушение:

  • пункта 5.3 ТКП 45-1.04-78-2007 на предприятии к техническим паспортам на 15 сданных в эксплуатацию производственных зданий (в числе которых: блок ремонтных цехов, здание узлов управления, котельная, котельная с насосной станцией, здание лесопильного цеха, производственный корпус, производственный корпус домостроения, склад жидких химикатов, сортировочная станция, трансформаторная подстанция, участок сортировки древесины и хранения сортировочного пиловочника, цех разводки химикатов со складом тарного хранения, цех сортировки пиломатериалов и формирования транспортных пакетов, энерготехническая когенерационная установка, корпус водоподготовки и установки биоочистки производственных сточных вод) не были приложены соответствующие приложения (светокопии чертежей планов, разрезов, фасадов здания с внесенными в них отступлениями от проектной документации; перечень предусмотренных проектной документацией требований по обеспечению нормальной эксплуатации зданий; распоряжения и предписания по вопросам технического надзора);
  • пунктов 7.4.1 — 7.4.3 ТКП 45-1.04-78-2007 предприятием в проверяемом периоде при эксплуатации зданий не проводилась с помощью геодезических приборов ежегодная инструментальная проверка положения несущих конструкций зданий, в том числе при эксплуатации подкрановых путей;
  • пункта 10.3 ТКП 45-1.04-78-2007 в проверяемом периоде текущие ремонты зданий, принадлежащих предприятию, производились без планов-графиков, утвержденных руководителем предприятия;
  • пунктов 1, 2, 3 статьи 65 Закона об архитектурной деятельности предприятием не была обеспечена эксплуатация объекта строительства в соответствии с требованиями законодательства, не создана и не проведена с участием представителя соответствующего органа государственного надзора экспертиза технического состояния эксплуатируемого объекта;
  • пункта 5.2 ТКП 45-1.04-78-2007, абзаца 9 части 1, части 2 пункта 4.3 ТКП 45-1.04-208-2010, пунктов 5, 7 — 9, 11, 13, 14 приложения А к ТКП 45-1.04-208-2010 предприятием на 15 производственных зданий завода не было обеспечено наличие полного комплекта эксплуатационной документации (отчеты о ранее выполненных обследованиях; документы, характеризующие фактические технологические нагрузки и воздействия и их изменения в процессе эксплуатации; документы, характеризующие физические параметры среды, в которой эксплуатируются строительные конструкции; материалы изыскательских организаций о гидрогеологической обстановке на пятне застройки и прилегающих территориях; схемы внутридомовых систем водоснабжения, канализации, тепло-, газо-, электроснабжения, контуров заземления; энергетический паспорт здания; журнал энергопотребления здания).

Таким образом, предприятием были нарушены требования технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при эксплуатации зданий и не приняты все меры по их соблюдению.

2. Согласно частям 1, 2, 3 пункта 4.8 ТКП 45-1.04-208-2010 плановые осмотры подразделяются на общие и частичные. При общих осмотрах контролируют техническое состояние здания в целом, его инженерных систем и благоустройства, при частичных осмотрах — техническое состояние отдельных конструкций зданий, инженерных систем, элементов благоустройства. Общие осмотры должны проводиться 2 раза в год: весной и осенью.

Согласно пункту 4.10 ТКП 45-1.04-208-2010 результаты всех осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания (журнал технической эксплуатации здания, технический паспорт). В этих документах должны содержаться: ориентировочная оценка технического состояния здания и его отдельных элементов, места расположения и параметры обнаруженных дефектов, предполагаемые причины их возникновения и сроки устранения.

В соответствии с пунктом 4.9 ТКП 45-1.04-208-2010 общий осмотр зданий проводится комиссией в следующем составе: председатель комиссии — руководитель, главный инженер организации (юридического лица); члены комиссии — лица, ответственные за эксплуатацию здания; представители службы, осуществляющей эксплуатацию инженерного оборудования; представитель местного общественного формирования (или профсоюза). Для общественных зданий в состав комиссии включаются представители органов местного отраслевого управления, ответственные за техническое состояние основных фондов. Для производственных зданий в состав комиссии включаются главные специалисты предприятия (механик, энергетик, технолог) и инженер по технике безопасности. Для зданий, являющихся историко-культурными ценностями, в состав комиссии включаются представители Департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Республики Беларусь. К работе комиссии могут привлекаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций. По результатам осмотра составляется акт, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается собственником зданий или уполномоченным им лицом.

Согласно пункту 4.10 ТКП 45-1.04-208-2010 результаты всех осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания (журнал технической эксплуатации здания, технический паспорт). В этих документах должны содержаться: ориентировочная оценка технического состояния здания и его отдельных элементов, места расположения и параметры обнаруженных дефектов, предполагаемые причины их возникновения и сроки устранения.

Согласно приложению А к ТКП 45-1.04-208-2010 (обязательное) в перечень эксплуатационной документации входят такие документы, как: технический паспорт здания; акт приемки здания в эксплуатацию; акты осмотров здания; журнал технической эксплуатации здания; отчеты о ранее выполненных обследованиях; документы о текущих, капитальных ремонтах, усилении, реконструкции, защите строительных конструкций от коррозии; документы, характеризующие фактические технологические нагрузки и воздействия и их изменения в процессе эксплуатации; документы, характеризующие физические параметры среды, в которой эксплуатируются строительные конструкции; материалы изыскательских организаций о гидрогеологической обстановке на пятне застройки и прилегающих территориях; паспорта котельного и лифтового хозяйства; схемы внутридомовых систем водоснабжения, канализации, тепло-, газо-, электроснабжения, контуров заземления; основные положения по технической эксплуатации здания (для новых зданий, в проекте которых должен быть разработан данный раздел); энергетический паспорт здания; журнал энергопотребления здания.

В нарушение абзаца 2 части 1 пункта 4.9 ТКП 45-1.04-208-2010 в обществе в проверяемом периоде при проведении общих осмотров председателем комиссии не являлся руководитель или главный инженер общества. Также в нарушение обществом абзаца 3 части 1 пункта 4.9 ТКП 45-1.04-208-2010 при проведении общих осмотров в составе комиссий по контролю за техническим состоянием зданий и сооружений представитель профсоюзной организации общества отсутствовал.

В нарушение части 4 пункта 4.9 ТКП 45-1.04-208-2010 акт осмотра технического состояния здания (сооружения) не был подписан секретарем комиссии, а также членом постоянно действующей комиссии по контролю за техническим состоянием зданий и сооружений (ведущим инженером общества). В актах осмотра технического состояния здания (сооружения) комиссией общества не были указаны наименование объекта (здания) осмотра или инвентарный номер и его местонахождение.

В нарушение части 2 раздела 1, пункта 4.7 ТКП 45-1.04-78-2007, части 3 пункта 4.8 ТКП 45-1.04-208-2010 в обществе не проводились в 2014 году общие (весенний, осенний) осмотры, а также в 2015 году весенний осмотр сооружений: бетонной площадки, эстакады железобетонной, резервуара, забора металлического, эстакады металлической, площадки щебеночной.

Выборочной проверкой также было установлено, что в нарушение части 2 раздела 1, пунктов 4.2, 5.2 ТКП 45-1.04-78-2007, части 2 раздела 1, абзаца 9 части 1, части 2 пункта 4.3, пункта 4.4 ТКП 45-1.04-208-2010, пунктов 5, 11 приложения А к ТКП 45-1.04-208-2010 в обществе в проверяемом периоде и на момент проверки техническая эксплуатация зданий и сооружений, числящихся по бухгалтерскому учету, осуществлялась не в соответствии с эксплуатационной документацией, составляемой в установленном порядке (здания не были снабжены отчетами о ранее выполненных обследованиях, схемами внутридомовых систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, контуров заземления).

Таким образом, обществом были нарушены требования технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и не приняты все меры по их соблюдению.

3. При проверке строительства объекта «Многоквартирный жилой дом» было установлено, что должностным лицом — ответственным производителем работ нарушены требования технических нормативных правовых актов в области строительной деятельности, а именно:

  • при совместной работе на строительной площадке нескольких субподрядных организаций генеральный подрядчик не осуществляет контроль за состоянием условий труда на строительном объекте, не требует от субподрядных организаций соблюдения требований по безопасности труда, чем нарушены требования пункта 13.6 ТКП «Организация строительного производства» (ТКП 45-1.03-161-2009 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 N 396 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — ТКП 45-1.03-161-2009);
  • при кладке наружных стен зданий отсутствуют сигнальное ограждение опасной зоны и знаки безопасности, чем нарушены требования пункта 9.3 ТКП «Безопасность труда в строительстве. Строительное производство» (ТКП 45-1.03-44-2006 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2006 N 334 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — приказ N 334);
  • на объекте не оформляется производственная документация (журнал работ, журнал входного контроля), не составляются акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки ответственных конструкций, чем нарушены требования пункта 3.15 ТКП 45-1.03-161-2009;
  • при монтаже плит перекрытия имеются уступы, смещения швов в сопряжениях, применяются железобетонные плиты с отбитыми ребрами, чем нарушены требования пункта 5.4.4 ТКП «Сборные бетонные и железобетонные конструкции. Правила монтажа» (ТКП 45-5.03-130-2009 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.04.2009 N 122 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве»;
  • на объекте не составляются акты освидетельствования скрытых работ (грунты основания под фундамент; укладка плит фундаментных; вертикальная и горизонтальная гидроизоляция; армирование железобетонного пояса), чем нарушены требования пункта 3.15 ТКП 45-1.03-161-2009;
  • в журнале авторского надзора проектных организаций отсутствует отметка об устранении выявленных отступлений от проекта, чем нарушены требования пункта 3.15 ТКП 45-1.03-161-2009.

4. Согласно подпунктам 1.4.6, 1.4.8 и 1.4.16 пункта 1 перечня функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства, установленного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 N 4 «Об установлении перечня функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства и утверждении Инструкции о порядке осуществления деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта» (далее — постановление N 4), функциями заказчика, застройщика в области организации строительства являются такие, как: обеспечение координации деятельности участников строительной деятельности, урегулирование разногласий, организация производственных совещаний на объекте строительства, предъявление при необходимости претензий и исков к подрядчикам, поставщикам, разработчикам проектной документации при невыполнении или ненадлежащем выполнении договорных обязательств; осуществление контроля и технического надзора за выполнением работ по договору строительного подряда самостоятельно или путем заключения договора с инженером (инженерной организацией); освидетельствование скрытых работ, приемка выполненных строительных работ и промежуточная приемка ответственных конструкций с оформлением актов установленной формы.

Согласно пункту 8 Инструкции о порядке осуществления деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта, утвержденной постановлением N 4, заказчик, застройщик, руководитель (управляющий) проекта за ненадлежащее исполнение своих функций несут ответственность, установленную законодательством.

В соответствии с абзацами 10 — 14 части 1 пункта 24 и частью 1 пункта 48 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 N 1450, заказчик обязан: обеспечить осуществление авторского надзора; осуществлять технический надзор самостоятельно или путем заключения договора с инженером (инженерной организацией); осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на строительство; обеспечивать непрерывное финансирование строительства, принимать и своевременно оплачивать в установленном порядке выполненные строительные работы; незамедлительно письменно уведомлять подрядчика о строительных работах ненадлежащего качества и отступлениях от условий заключенного договора; все строительные работы, скрываемые последующими работами, а также отдельные несущие конструкции, конструкции, определенные в проектной документации как ответственные, в случаях, предусмотренных техническими нормативными правовыми актами, подлежат приемке заказчиком с составлением актов освидетельствования скрытых строительных работ и промежуточной приемки отдельных несущих конструкций, формы которых утверждаются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Кроме того, в соответствии с пунктами 5.2, 5.3, 5.7 и 5.10 ТКП «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения» (ТКП 45-1.03-162-2009 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 N 396 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве», к обязанностям технического надзора относятся способствование своей деятельностью целевому и рациональному использованию средств заказчика; контролировать на строительных объектах наличие исполнительной документации; проверять качество строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования, соответствие их проектной документации и требованиям технических нормативных правовых актов, наличие и правильность оформления документов, подтверждающих их качество, а также участвовать в освидетельствовании скрытых работ и промежуточной приемки ответственных конструкций с оформлением актов по установленном форме; обеспечение контроля за расходованием денежных средств в пределах утвержденных смет на строительство объекта в базисных ценах, ведение учета объемов выполненных строительно-монтажных работ.

В ходе осмотра объекта строительства было установлено ненадлежащее выполнение обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. В частности, отсутствовали акты освидетельствования скрытых работ с подписью представителя проектной организации (авторского надзора) определенных перечнем ответственных конструкций и основных видов скрытых работ, подлежащих выборочной промежуточной приемке с участием представителей авторского надзора, чем было нарушено требование пункта 3.15 ТКП 45-1.03-161-2009, согласно которому на каждом объекте строительства надлежит составлять акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки ответственных конструкций, испытаний и опробования оборудования, систем, сетей и устройств.

Проезды, проходы временной дороги на территории стройплощадки, а также проходы к рабочим местам и сами рабочие места своевременно не очищаются от строительного мусора и грязи, чем было нарушено требование пункта 6.1.5 ТКП «Безопасность труда в строительстве. Общие требования» (ТКП 45-1.03-40-2006 (02250)), утвержденного приказом N 334 (далее — ТКП 45-1.03-40-2006), согласно которому проезды, проходы на производственных территориях, а также проходы к рабочим местам и сами рабочие места должны содержаться в чистоте и порядке, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и конструкциями.

Рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте 1,3 м и более, не ограждены предохранительными или страховочными защитными ограждениями, а при расстоянии более 2 м — сигнальными ограждениями, чем нарушены требования пункта 6.2.15 ТКП 45-1.03-40-2006.

Кроме того, не составлялись акты освидетельствования скрытых работ с подписью представителя проектной организации (авторского надзора) определенных перечнем ответственных конструкций и основных видов скрытых работ, подлежащих выборочной промежуточной приемке с участием представителей авторского надзора (грунты основания под фундаменты; армирование монолитного пояса; устройство гидроизоляции; кирпичная кладка стен, армирование участков кирпичной кладки; анкеровка плит перекрытия и покрытия; устройство кровли), по причине отсутствия указанных документов, чем было нарушено требование пункта 3.15 ТКП 45-1.03-161-2009, согласно которому на каждом объекте строительства надлежит составлять акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки ответственных конструкций, испытаний и опробования оборудования, систем, сетей и устройств, а также абзацев 6 и 7 пункта 6.3 ТКП «Авторский надзор в строительстве. Порядок проведения» (ТКП 45-1.03-207-2010 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 N 267 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве», согласно которым представители, осуществляющие авторский надзор, обязаны участвовать с техническим надзором заказчика в приемке отдельных ответственных конструкций и основных видов работ (приложение В), а также участвовать в составлении актов освидетельствования скрытых работ, перечень которых установлен договором на проведение авторского надзора.

5. Проверкой было установлено, что работы по укладке кровли стадиона производились при фактическом отсутствии технологической карты и на основании проекта производства работ, который в установленном порядке не согласовывался и утверждался.

В результате выполнения работ без технологической карты были нарушены требования пункта 9.2 ТКП 45-1.03-161-2009, согласно которому запрещается производство строительно-монтажных работ без утвержденных проектов организации строительства и проектов производства работ.

Кроме того, проект производства работ не был согласован и утвержден в нарушение требований пункта 11.4 ТКП 45-1.03-161-2009, согласно которому проект производства работ согласовывается с главным архитектором (начальником строительного отдела) местного исполнительного комитета (если увеличена граница производства работ на период строительства объекта в сравнении с выделенной и согласованной в установленном порядке границей производства работ по проекту); центром гигиены и эпидемиологии в случае обоснованных отступлений от требований санитарных правил; органом государственной автомобильной инспекции района (города), на территории которого производится строительство объекта, если возникает необходимость в изменении организации движения транспорта или пешеходов; органами государственного пожарного надзора районных (городских) отделов по чрезвычайным ситуациям при отступлении от норм и при наличии разработанных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на строительной площадке. При этом проект производства субподрядных работ должен согласовываться с генеральной подрядной организацией, утверждаться главным инженером (техническим директором) генподрядной или субподрядной строительной организации.