Отзывы на сайтах
Интернет-ресурсы нельзя назвать полностью достоверным источником информации. При этом в наш век бурно развивающихся информационных технологий отзывы на интернет-сайтах напрямую влияют на деловую репутацию юридического лица, формируя определенное общественное мнение. Любой организации необходимо стремиться к минимизации негативных отзывов, а также реагировать на отзывы недостоверные.
Понятие деловой репутации содержит постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. N 15 «О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации». Часть вторая п. 6 данного постановления закрепляет, что под деловой репутацией юридического лица и индивидуального предпринимателя понимается оценка их хозяйственной (экономической) деятельности как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота и гражданами.
Право требовать опровержения сведений, порочащих деловую репутацию, наступает при наличии в совокупности следующих обстоятельств:
- сведения распространены;
- сведения порочат деловую репутацию;
- сведения не соответствуют действительности.
В случае написания нелестного отзыва или какого-либо комментария в глобальной компьютерной сети Интернет факт распространения порочащих сведений уже налицо. Для его доказательства необходимо лишь сделать фотографию интернет-страницы (обычную фотографию, скриншот) либо сохранить страницу целиком.
При наличии письменных или вещественных доказательств (к таким, например, будут относиться записи камер системы видеонаблюдения) либо же четких пояснений свидетелей, подтверждающих несоответствие распространенных сведений действительности, доказать данный факт также не составит труда.
Оценка деловой репутации
Хозяйственная (экономическая) деятельность юридического лица состоит из определенных элементов. Организация, обладающая идеальной деловой репутацией, должна соблюдать все требования законодательства, предъявляемые к участникам хозяйственного оборота.
Для оценки соответствия осуществляемой субъектами хозяйствования деятельности требованиям законодательства Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» предусмотрел проведение проверок. Нормы названного Указа и утвержденного им Положения о порядке организации и проведения проверок позволяют установить критерии оценки деловой репутации юридического лица. Например, организация обязана позаботиться о соблюдении законодательства:
- при рассмотрении обращений граждан;
- ведении предпринимательской деятельности (в частности, не допускать нарушений требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности);
- приеме наличных денежных средств;
- определении качества и безопасности продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг и др.
Подобные критерии можно найти и в иных актах законодательства, регулирующих порядок осуществления определенной экономической деятельности.
Поиск автора отзыва
Установить лицо, ставшее автором отзыва в Интернете, не так сложно, как полагают многие. Отзывы о деятельности организаций обычно оставляют простые пользователи, которые не используют программных средств незаметного подключения к сети Интернет. В настоящее время на многих сайтах с возможностью комментария пользователям необходимо пройти процесс авторизации (оставления личных данных). При этом данные сайты нередко сами сотрудничают с организациями — адресатами подобных отзывов и в определенных ситуациях могут предоставить данные пользователя или хотя бы его уникальный сетевой IP-адрес.
Личность пользователя можно установить на таких корпоративных началах, а можно обратиться в правоохранительные органы (для привлечения лица к ответственности за клевету, поскольку распространяемые сведения не соответствуют действительности).
Обращение в правоохранительные органы
Рассмотрим последовательность действий при обращении в правоохранительные органы. Сперва необходимо самостоятельно зафиксировать факт распространения (особенно точные дату и время оставления отзыва) порочащих деловую репутацию сведений способами, изложенными выше, а также установить администратора сайта (эта информация обычно находится внизу главной странички сайта).
С данной информацией и заявлением о привлечении к ответственности за клевету следует обратиться в правоохранительные органы, указав на необходимость запроса у администратора сайта IP-адреса пользователя, оставившего интересующее вас сообщение в конкретные дату и время на конкретной интернет-странице.
Принадлежность IP-адреса провайдеру (например, Белтелекому или Велкому) можно выяснить на бесплатных интернет-сервисах (таких как whois или 2ip).
Второй запрос, на необходимость которого следует указать в заявлении, — это запрос о принадлежности IP-адреса конкретному пользователю (в перспективе — ответчику).
Критика vs. клевета
Судебная практика по рассмотрению дел о защите чести, достоинства и деловой репутации достаточно противоречива. Согласно решениям судов различных инстанций не могут признаваться обоснованными требования об опровержении сведений, содержащих соответствующую действительности критику недостатков в работе, поведения в коллективе, быту.
Так, в одном из дел доводы истца о том, что ответчик, необоснованно заявив о применении физической силы к третьему лицу, тем самым обвинил истца в совершении уголовно наказуемого деяния и, по сути, назвал преступником, суд счел неубедительными. Данные слова выражали личное мнение ответчика (аналогично при летальном исходе во время операций о враче могут сказать «это не хирург, а убийца»).
В другом деле ответчик распространил не соответствующие действительности сведения о высказанных в его адрес угрозах убийством (по сути, тоже безосновательно обвинил истца в совершении преступления). В решении суд указал, что распространенные сведения были порочащими, поскольку умаляли честь и достоинство гражданина в общественном мнении или мнении граждан с точки зрения соблюдения законов и норм морали.
В Республике Беларусь каждому гарантируется право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, поэтому практически всегда негативные отзывы признаются лишь критическими, выражающими мнение автора, а не порочащими деловую репутацию.
Опровержение
В настоящее время появился достаточно действенный способ защиты деловой репутации в сети Интернет — право на опубликование ответа (опровержения). Многие интернет-ресурсы и до вступления в силу изменений в Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 года N 427-З «О средствах массовой информации», т.е. до 1 января 2015 г., предоставляли организациям возможность оставлять свои ответы.
Теперь же, даже если администратор или владелец сайта отказывается публиковать опровержение либо ответ, к этому можно понудить в судебном порядке. По нашему мнению, в современном информационном мире целесообразно сразу отреагировать на недоброжелательный отзыв в виде ответа, нежели потом выяснять отношения в суде.
Необходимо обозначить еще одно немаловажное обстоятельство. Что касается непосредственно защиты деловой репутации (как, впрочем, и чести и достоинства), то изменения, внесенные в вышеназванный Закон, могут привести к созданию прецедента, который пойдет вразрез с принципами функционирования сети Интернет.
Одобряет это общество или нет, но Интернет не зря в просторечье называют «мусоркой» — любой пользователь может выразить абсолютно любое мнение о чем угодно. Без возможности оставлять комментарии, а также участвовать в обсуждении на форуме не может обойтись ни один достойный уважения сайт. Это то, без чего нельзя представить современный Интернет.
Распространитель продукции средства массовой информации, владелец информационного ресурса или его составной части не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, лишь в закрытом перечне случаев, установленных п. 1 ст. 52 вышеупомянутого Закона.
В данный перечень мгновенное опубликование комментариев третьих лиц (пользователей) не входит. Соответственно распространитель несет ответственность практически во всех случаях. Вместе с тем в силу п. 12 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. N 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» ответственность за содержание информации в сети Интернет, несут разместившие ее лица. Очевидно, что это автор комментария.
Большинство комментариев размещаются на сайтах мгновенно. Проверить их с точки зрения цензуры может только модератор, нанять которого на платной основе имеют возможность далеко не все владельцы интернет-ресурсов. Прежде чем порочащий или оскорбительный отзыв будет удален, пройдет какое-то время, и все это время он будет доступен для любого пользователя. Если же оставляемые комментарии будут проходить предварительную проверку, это полностью нарушит принцип работы форумов, приведет к неинформативности сайтов для посетителей и их оттоку.
Полагаем, что в данной противоречивой ситуации законодателю необходимо стать на сторону владельцев интернет-ресурсов как специфических средств массовой информации. Если по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации к ответственности за оскорбительные отзывы начнут привлекать владельцев интернет-ресурсов, это чревато закрытием сайтов, уходом компаний из белорусской доменной зоны и превращению белорусского Интернета в место, где главный принцип, как в КВНовской миниатюре, — «тишина должна быть в библиотеке».