Заявление физического лица и сообщение должностного лица организации об административных правонарушениях являются поводами для начала административного процесса. В заявлении и сообщении должны содержаться достаточные данные, указывающие на признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Правила оформления письменного заявления и сообщения об административном правонарушении
Административно-процессуальным законодательством не предусмотрены специальные требования к содержанию заявления и сообщения. В таком случае физическое лицо может руководствоваться положениями ст. 7 Закона Республики Беларусь от 06.06.1996 N 407-XIII «Об обращениях граждан», а юридическое лицо — положениями п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».
Письменное заявление (сообщение) должно содержать:
- наименование государственного органа и (или) должность, фамилию, имя, отчество должностного лица, которому подается заявление;
- фамилию, имя, отчество гражданина (полное наименование организации), место жительства гражданина (место нахождения организации);
- изложение сути заявления (сообщения): сведения о лице, совершившем, по мнению заявителя, административное правонарушение; сведения о действиях (бездействии), содержащих признаки административного правонарушения, и их последствиях; указание на документы и иные доказательства, подтверждающие совершение административного правонарушения; указание (по возможности) на нарушенную норму КоАП;
- личную подпись гражданина (подпись должностного лица организации, заверенную печатью этой организации).
К заявлению (сообщению) прилагаются документы, подтверждающие совершение административного правонарушения.
Правила подачи заявления и сообщения об административном правонарушении
Заявление физического лица об административном правонарушении может быть устным или письменным. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол устного заявления должен содержать сведения о заявителе. Если заявитель не может представить документ, удостоверяющий его личность, должны быть приняты меры для проверки сведений о его личности. Заявитель предупреждается об административной ответственности за заведомо ложное заявление, о чем расписывается в протоколе.
Письменное заявление физического лица об административном правонарушении должно быть подписано заявителем. Анонимное заявление не может служить поводом к началу административного процесса. При передаче дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, письменно уведомляет заявителя об этом.
Сообщение должностного лица организации об административном правонарушении должно быть сделано в письменной форме и подписано руководителем. К нему могут прилагаться документы и иные материалы, подтверждающие достоверность сообщения.
Заявления (сообщения) государственной пошлиной не облагаются.
Письменное заявление (сообщение) об административном правонарушении направляется в государственный орган, который уполномочен составлять протокол о таком административном правонарушении. Перечень государственных органов и административных правонарушений, по которым должностные лица этих органов вправе составлять протоколы, предусмотрен в ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП).
Административный процесс считается начатым с момента составления уполномоченным государственным органом протокола об административном правонарушении или о процессуальном действии, вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса или о наложении административного взыскания (в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется).
Правила оформления и подачи заявлений и сообщений об административных правонарушениях регулируются ст. 9.1 — 9.6 ПИКоАП.