Актуализация законодательства в строительной отрасли

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года N 334-З (далее — Закон N 334-З) внес изменения и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В частности, Закон N 334-З уточнил некоторые термины и ввел новые (например, «обследование», «проект, рекомендованный для повторного применения»).

Выводится из употребления термин «обоснование инвестирования в строительство», т.к. согласно Указу Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. N 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» параллельное проектирование и строительство объекта не допускается, за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь.

Излагается в новой редакции ст. 57 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 года N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон N 300-З). Предусматривается, что закупки товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляются в соответствии с актами законодательства; устанавливаются лица, которые не могут участвовать в таких процедурах.

В целях повышения ответственности разработчиков проектной документации п. 3 ст. 32 Закона N 300-З дополняется частью второй, согласно которой неоднократная в течение календарного года выдача отрицательного заключения государственной экспертизы по архитектурному, строительному проекту, выделяемым в них очередям, пусковым комплексам, сметам (сметной документации) будет основанием для внесения в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь предложения о прекращении действия квалификационного аттестата лица, осуществившего некачественную разработку проектной документации.

Статья 36 Закона N 300-З определяет компетенцию органов государственного строительного надзора, которую дополнило полномочие органов государственного строительного надзора по внесению вышеупомянутого предложения, если обладатель квалификационного аттестата, аттестата соответствия неоднократно в течение календарного года привлекался к административной ответственности за нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ.

Новая редакция ст. 38 Закона N 300-З закрепила норму об авторском надзоре за строительством на основании договора подряда в соответствии с правилами его заключения и исполнения, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

Глава 9 Закона N 300-З, изложенная в новой редакции, получила новое название — «Предпроектная (предынвестиционная) и проектная документация».

Закрепляется, что проектирование объектов может осуществляться в одну стадию (разработка строительного проекта) либо в две (разработка архитектурного и строительного проектов). При этом заказчик, застройщик вправе самостоятельно определять количество стадий с указанием своего решения в задании на проектирование.

Предпроектная (предынвестиционная) документация в установленных случаях подлежит государственной экологической экспертизе.

Обоснование инвестиций рассматривается как предпроектная (предынвестиционная) документация, которая не подлежит государственной экспертизе, в отличие от обоснования инвестирования в строительство — оно представляет собой стадию разработки проектной документации.

В целях недопущения на рынок строительных услуг недобросовестных участников Закон N 300-З дополнила ст. 53-1, которая предусматривает аттестацию как отдельных руководителей и специалистов, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Цель принятия Закона N 334-З — совершенствование деятельности в области строительства, упорядочение некоторых процедур, создание привлекательного инвестиционного климата, повышение ответственности участников и качества работ (услуг) в строительстве.