1. Учитывать как рабочее время. 2. Время проверки автомобиля является рабочим. 3. Учитывать как рабочее время.
В соответствии с частью 4 статьи 133 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) учету подлежит фактическое рабочее время, которое состоит из отработанного и неотработанного времени, включаемое в соответствии с законодательством в рабочее время.
Как фактически отработанное должно учитываться время выполнения основных и подготовительно-заключительных операций (получение наряда, материалов, инструментов, ознакомление с техникой, документацией, подготовка и уборка рабочего места, сдача готовой продукции и др.), перерывов, предусмотренных технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии — нанимателем по согласованию с профсоюзом (часть 8 статьи 133 ТК).
Наряду с этим, абзацами 2 и 7 пункта 9 Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.11.2010 N 82 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей и признании утратившим силу постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. N 13» (далее — Положение), установлено, что рабочее время водителя автомобиля состоит в том числе из следующих периодов:
- подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены продолжительностью 20 минут;
- времени простоев не по вине водителя автомобиля.
С учетом изложенного время, затрачиваемое на проверку автомобиля перед рейсом, а также сдачу автомобиля после рейса, признается рабочим временем и соответственно учитывается в табеле использования рабочего времени.
Что касается простоев, то частями 2 — 4 пункта 19 Положения установлен следующий порядок учета и оформления простоев:
- время внутрисменных простоев учитывается начиная с пяти минут;
- учет времени простоя водителей автомобилей ведется путем заполнения листков о простое или особых отметок в путевом листе установленной формы;
- время использования работников в период простоя на других работах в листок простоя не включается и оформляется выдачей разовых нарядов.
Таким образом, наниматель устанавливает форму листка о простое, который в случае простоя оформляется как самостоятельный документ, либо производятся отметки в путевых листах по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке оформления транспортных документов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.11.2010 N 138 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления транспортных документов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь», или в путевых листах при выполнении автомобильных перевозок пассажиров по формам, установленным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.03.2012 N 25 «Об установлении форм путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утверждении Инструкции о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров и признании утратившими силу постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 6 октября 2003 г. N 44 и от 28 марта 2008 г. N 38».