Как учитывать в табеле учета рабочего времени то время, когда водитель перед рейсом проверяет автомобиль, готовится к выезду, а после рейса сдает автомобиль? Является ли это время рабочим? Как правильно учитывать время простоя транспортных средств?

1. Учитывать как рабочее время. 2. Время проверки автомобиля является рабочим. 3. Учитывать как рабочее время.

В соответствии с частью 4 статьи 133 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) учету подлежит фактическое рабочее время, которое состоит из отработанного и неотработанного времени, включаемое в соответствии с законодательством в рабочее время.

Как фактически отработанное должно учитываться время выполнения основных и подготовительно-заключительных операций (получение наряда, материалов, инструментов, ознакомление с техникой, документацией, подготовка и уборка рабочего места, сдача готовой продукции и др.), перерывов, предусмотренных технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии — нанимателем по согласованию с профсоюзом (часть 8 статьи 133 ТК).

Наряду с этим, абзацами 2 и 7 пункта 9 Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.11.2010 N 82 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей и признании утратившим силу постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. N 13» (далее — Положение), установлено, что рабочее время водителя автомобиля состоит в том числе из следующих периодов:

  • подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены продолжительностью 20 минут;
  • времени простоев не по вине водителя автомобиля.

С учетом изложенного время, затрачиваемое на проверку автомобиля перед рейсом, а также сдачу автомобиля после рейса, признается рабочим временем и соответственно учитывается в табеле использования рабочего времени.

Что касается простоев, то частями 2 — 4 пункта 19 Положения установлен следующий порядок учета и оформления простоев:

  • время внутрисменных простоев учитывается начиная с пяти минут;
  • учет времени простоя водителей автомобилей ведется путем заполнения листков о простое или особых отметок в путевом листе установленной формы;
  • время использования работников в период простоя на других работах в листок простоя не включается и оформляется выдачей разовых нарядов.

Таким образом, наниматель устанавливает форму листка о простое, который в случае простоя оформляется как самостоятельный документ, либо производятся отметки в путевых листах по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке оформления транспортных документов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.11.2010 N 138 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления транспортных документов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь», или в путевых листах при выполнении автомобильных перевозок пассажиров по формам, установленным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.03.2012 N 25 «Об установлении форм путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утверждении Инструкции о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров и признании утратившими силу постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 6 октября 2003 г. N 44 и от 28 марта 2008 г. N 38».