Статья 20. Цели создания и ведения единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним
Комментарий к статье 20
Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — Регистр) создан и ведется в следующих целях:
1. Реализации эффективной государственной политики в области управления недвижимым имуществом, налогообложения недвижимого имущества.
Естественно, чтобы реализовывать эффективную государственную политику в области управления недвижимым имуществом, необходимо, чтобы имущество было признано таковым, т.е. была осуществлена государственная регистрация его создания. Информация об этом будет содержаться в Регистре.
Реализация эффективной государственной политики в области управления недвижимым имуществом в первую очередь касается государственного недвижимого имущества. Порядок распоряжения государственным имуществом (в т.ч. недвижимым имуществом) установлен, в частности, Указом Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 N 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом».
Поскольку недвижимое имущество является объектом налогообложения (налогом на недвижимость (ст. 185 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)), земельным налогом (ст. 193 НК)), признание в качестве объектов недвижимого имущества влечет для их правообладателей правовые последствия, которые выражаются, в частности, в признании их в качестве плательщиков вышеназванных налогов. Также налоги могут уплачиваться и при совершении различных юридически значимых действий с объектами недвижимого имущества.
2. Защиты государственных и частных интересов в правоотношениях, связанных с недвижимым имуществом.
Содержание указанной цели в полной мере раскрывается в ст. 44 Конституции Республики Беларусь. Так, государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.
Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.
Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
3. Государственного контроля за использованием и охраной недвижимого имущества.
Настоящая цель тесно соприкасается с целью реализации эффективной государственной политики в области управления недвижимым имуществом, налогообложения недвижимого имущества.
Посредством сведений Регистра государство имеет возможность контролировать, как используются объекты недвижимого имущества, и предоставлять им надлежащую правовую охрану.
В случае нарушения порядка использования недвижимого имущества предусматривается ответственность. Так, в частности, согласно части 3 статьи 15.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нецелевое использование предоставленного земельного участка влечет наложение штрафа от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от пяти до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати до ста базовых величин.
Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.
4. Информационного обеспечения инвесторов, других участников рынка недвижимого имущества, государственных органов, в том числе налоговых и статистических.
Указанная цель реализуется посредством свободного доступа к сведениям Регистра (принцип публичности ведения документов Регистра).
Любое заинтересованное лицо вправе получить в организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — организации по государственной регистрации) сведения из Регистра, за исключением случаев, установленных Законом Республики Беларусь от 22.07.2002 N 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон). Например, обобщенная информация о принадлежащих конкретному лицу правах на объекты недвижимого имущества предоставляется только:
- правообладателю;
- лицам, которым права на недвижимое имущество переходят в порядке универсального правопреемства;
- государственным органам, иным государственным организациям, нотариусам в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
- адвокату в связи с необходимостью составления документов правового характера при подготовке к судебному разбирательству при предъявлении лично удостоверения адвоката и доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, или ордера (п. 2 ст. 29 Закона).
Организации по государственной регистрации обязаны по заявлению или запросу правообладателя предоставлять информацию о лицах и органах, получивших сведения о недвижимом имуществе, на которое он имеет права (п. 9 ст. 29 Закона).
Подробно о предоставлении сведений из Регистра см. комментарий к ст. 29 Закона.
Статья 21. Принципы ведения документов единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним
Комментарий к статье 21
Ведение документов Регистра осуществляется в соответствии с принципами единообразия, достоверности, публичности, а также принципом сопоставимости и совместимости.
Принцип единообразия.
Ведение документов Регистра осуществляется по единым правилам на всей территории Республики Беларусь.
Единые правила ведения документов Регистра устанавливаются законодательством Республики Беларусь о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (ст. 2 Закона). Такие правила установлены, в частности, Инструкцией о порядке формирования и ведения регистрационной книги, утвержденной приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 14.12.2011 N 414 (далее — Инструкция N 414), Инструкцией о порядке формирования и ведения регистрационного дела, утвержденной приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 29.04.2011 N 133.
Принцип достоверности.
Информация Регистра является достоверной, если судом не установлено иное.
Регистр — это систематизированный свод сведений и документов в отношении зарегистрированных объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Республики Беларусь. Регистр является совокупностью юридических актов признания и подтверждения государством объектов государственной регистрации. Соответственно, совершив регистрационные действия по установленным правилам в отношении объектов государственной регистрации и внеся об этом соответствующую информацию в Регистр, государство тем самым гарантирует, что информация Регистра является достоверной.
Принцип публичности.
Сведения Регистра являются открытыми, за исключением случаев, установленных Законом. Законодательными актами Республики Беларусь могут предусматриваться случаи обязательного письменного уведомления заинтересованных лиц о совершенном регистрационном действии.
Согласно п. 4 ст. 131 Гражданского кодекса Республики Беларусь государственная регистрация недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним является публичной. Организации по государственной регистрации обязаны предоставлять любому лицу необходимую информацию только о существующих на момент выдачи информации правах и ограничениях (обременениях) прав на конкретный объект недвижимого имущества.
Принцип сопоставимости и совместимости.
Сведения Регистра должны быть сопоставимы и совместимы со сведениями, содержащимися в других государственных регистрах, кадастрах, реестрах и иных информационных ресурсах.
В Республике Беларусь создано и функционирует значительное количество государственных информационных ресурсов (информационный ресурс, формируемый или приобретаемый за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц (абз. 6 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»)), например государственный земельный кадастр, государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр, государственный кадастр атмосферного воздуха, государственный кадастр недр, государственный кадастр растительного мира, государственный кадастр животного мира. Принцип сопоставимости и совместимости означает, что структура и правила ведения Регистра должны позволять использовать его сведения (при необходимости) в иных государственных информационных ресурсах.
Статья 22. Документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним
Комментарий к статье 22
1. Регистр состоит из:
- регистрационных книг (документ Регистра, содержащий записи о произведенных регистрационных действиях и другие записи в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории соответствующего регистрационного округа (абз. 16 ст. 1 Закона));
- регистрационных дел (документ Регистра, содержащий оригиналы заявлений, в том числе заявлений о государственной регистрации, а также копии документов, являющихся основанием для государственной регистрации, в отношении конкретного объекта недвижимого имущества, а также иные документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь (абз. 17 ст. 1 Закона));
- кадастровых карт (документ Регистра, содержащий графическое изображение территории соответствующего регистрационного округа, границ земельных участков, сервитутов, охранных зон, расположения капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений на земельных участках, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков и инвентарных номерах капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, другую информацию в соответствии с законодательством Республики Беларусь (абз. 8 ст. 1 Закона));
- журналов регистрации заявлений (документ Регистра, который ведется на русском языке по принципу последовательных записей, содержит, в частности, номер регистрации заявления, дату и время поступления заявления в организацию по регистрации, идентификационные сведения о заявителе (п. 2 Инструкции о порядке формирования и ведения журнала регистрации заявлений, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 05.08.2003 N 8)).
Законодательством Республики Беларусь к документам Регистра могут быть отнесены другие документы (реестры наименований улиц и дорог, реестры адресов, регистры стоимости объектов недвижимого имущества, реестры планов развития территорий, реестры земельных ресурсов, реестры административно-территориальных единиц, другие документы).
Особо отмечаем, что в отношении предприятий как имущественных комплексов (далее — ПИК) ведется отдельная регистрационная книга (далее — регистрационная книга ПИК), порядок формирования и ведения которой определен Инструкцией о порядке формирования и ведения регистрационной книги в отношении предприятия как имущественного комплекса, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 14.06.2004 N 28 (далее — Инструкция N 28). Регистрационная книга ПИК — документ Регистра, содержащий записи о произведенных регистрационных действиях и другие записи в отношении ПИК.
Постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 05.07.2004 N 34 «Об утверждении нормативных правовых актов по вопросам государственной регистрации предприятия как имущественного комплекса» утверждены, в частности, Инструкция о порядке формирования и ведения журнала регистрации заявлений в отношении предприятия как имущественного комплекса (далее — Инструкция журнала регистрации заявлений ПИК) и Инструкция о порядке формирования и ведения регистрационного дела в отношении предприятия как имущественного комплекса (далее — Инструкция регистрационного дела ПИК). Указанными инструкциями предусмотрены порядки формирования и ведения журнала регистрации заявлений в отношении ПИК и регистрационного дела в отношении ПИК.
2. Ведение следующих документов Регистра осуществляется на машинных носителях:
- регистрационных книг;
- кадастровых карт;
- журналов регистрации заявлений.
Ведение регистрационных дел может вестись как на бумажных, так и на машинных носителях.
В то же время, несмотря на положения ст. 22 Закона, ведение регистрационной книги ПИК и журнала регистрации заявлений в отношении ПИК осуществляется на бумажных и на электронных (магнитных) носителях (п. 18 Инструкции N 28; п. 4 Инструкции журнала регистрации заявлений ПИК). На бумажных носителях также ведутся регистрационные дела в отношении ПИК (п. 3 Инструкции регистрационного дела ПИК).
Ведение документов Регистра осуществляется на белорусском или русском языке.
3. При несоответствии данных на бумажном и машинном носителях приоритет имеют данные на бумажном носителе. Указанное правило распространяет свое действие в отношении регистрационных дел, регистрационной книги ПИК, журнала регистрации заявлений в отношении ПИК.
4. При несоответствии данных регистрационной книги с данными других документов Регистра приоритет имеют данные регистрационной книги, за исключением случаев наличия технической ошибки (ошибка в документе Регистра, исправление которой не влечет возникновения, перехода или прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество. К техническим ошибкам, в частности, относятся описки в словах, пропуск слов, цифр, ошибки в арифметических расчетах (абз. 21 ст. 1 Закона)).
Статья 23. Обеспечение сохранности документов единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним
Комментарий к статье 23
1. Согласно п. 1 приказа Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 16.04.2004 N 70 «О сведениях и данных единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, подлежащих защите от несанкционированного доступа, хищений и уничтожения» защите от несанкционированного доступа, хищений и уничтожения подлежат следующие сведения и данные Регистра:
- имена и сетевые адреса компьютеров в локальных сетях организаций по государственной регистрации;
- системные имена баз данных Регистра и пароли доступа к ним;
- сетевые имена и пароли пользователей автоматизированной информационной системы ведения Регистра;
- имена и пароли пользователей дистанционного доступа к информации Регистра;
- структура баз данных центрального регистра недвижимого имущества, локальных регистров недвижимого имущества, регистра имущественных комплексов, регистра объектов специального назначения;
- координаты поворотных точек границ земельных участков;
- совокупная информация об идентификационных сведениях и правах физических и юридических лиц на объекты недвижимого имущества;
- информация об условиях сделок с недвижимым имуществом;
- цифровые кадастровые карты;
- регистр объектов специального назначения;
- ключи перехода от местных к государственной системе координат.
2. Запрет изъятия регистрационных книг, регистрационных дел, кадастровых карт и журналов регистрации заявлений является одной из государственных гарантий обеспечения деятельности организаций по государственной регистрации (абз. 2 ст. 15 Закона). Уничтожение, а также изъятие из указанных документов каких-либо сведений и документов не допускаются, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
3. Для обеспечения сохранности документов, подлежащих постоянному хранению, в республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — республиканская организация по государственной регистрации) и территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — территориальная организация по государственной регистрации) создаются архивы. Документы указанных архивов являются составной частью Национального архивного фонда Республики Беларусь (исторически сложившейся и постоянно пополняющейся совокупности документов, имеющих историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность, отражающей материальную и духовную жизнь белорусского народа). Вопросы организации и деятельности архивов организаций по государственной регистрации определяются Законом Республики Беларусь от 25.11.2011 N 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» (далее — Закон об архивах). Согласно ч. 1 ст. 9 Закона об архивах в состав Национального архивного фонда Республики Беларусь входят правовые акты, управленческая, научно-техническая, геологическая, телеметрическая документация, информационные ресурсы, кино-, фото-, фоно- и видеодокументы, живописные и графические изображения, научные, литературные, нотные и иные рукописи и тексты, дневники, мемуары, документы по личному составу и другие виды документов независимо от вида носителя информации. Документы организаций по государственной регистрации относятся к государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь (ч. 5 ст. 9 Закона об архивах).
Статья 24. Регистрационная книга
Комментарий к статье 24
1. Инструкция N 414 определяет форму, содержание и порядок ведения регистрационной книги. Отмечаем, что действие Инструкции N 414 не распространяется на совершение регистрационных действий в отношении ПИК.
2. Регистрационная книга — документ Регистра, содержащий записи о произведенных регистрационных действиях и другие записи в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории соответствующего регистрационного округа (абз. 16 ст. 1 Закона; п. 2 Инструкции N 414). Ведение регистрационных книг осуществляют территориальные организации по государственной регистрации на русском языке.
Регистрационная книга создается (открывается) при государственной регистрации создания земельного участка и закрывается при государственной регистрации прекращения существования земельного участка.
Интерфейс регистрационной книги состоит из разделов, которые делятся на листы.
Раздел 1 содержит записи о земельном участке, правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок, сделках с земельным участком, а также отметки, подлежащие внесению в регистрационную книгу в соответствии со статьей 24 Закона, а именно:
- отметки о поступивших в организацию по государственной регистрации заявлениях (о государственной регистрации; о внесении исправлений в документы Регистра; заинтересованного лица о намерении обратиться в суд для оспаривания сделки, права или ограничения (обременения) права, о государственной регистрации которых просит другое заинтересованное лицо; заинтересованного лица о намерении обратиться в суд для оспаривания совершенного регистрационного действия; заинтересованного лица о юридических фактах, в результате которых могут произойти возникновение, переход или прекращение прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, в том числе о предстоящем изъятии и сносе, гибели или уничтожении недвижимого имущества);
- отметки о поступивших в организацию по государственной регистрации судебных постановлениях или сведениях из государственных органов, иных государственных организаций, являющихся основанием для внесения исправлений в документы Регистра, а также сведениях о предстоящем изъятии и сносе, гибели или уничтожении недвижимого имущества;
- отметки о приостановлении совершения регистрационного действия (далее — отметки).
Согласно Закону указанный выше перечень отметок является исчерпывающим. Однако белорусское законодательство предусматривает необходимость внесения отметок в регистрационную книгу и в иных случаях. В частности, подп. 1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 N 581 «О приобретении объектов недвижимого имущества для местных нужд» предусмотрено, что организации по государственной регистрации обязаны вносить в документы Регистра отметки о включении капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений в перечни недвижимого имущества, которое может быть использовано для местных нужд и в отношении которого в случае его продажи органами местного управления и самоуправления может быть реализовано преимущественное право на его приобретение за счет средств, запланированных в местном бюджете на эти цели.
Раздел 2 содержит записи о капитальных строениях (зданиях, сооружениях), незавершенных законсервированных капитальных строениях, правах, ограничениях (обременениях) прав на капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, сделках с капитальными строениями (зданиями, сооружениями), незавершенными законсервированными капитальными строениями, отметки.
Раздел 3 содержит записи об изолированных помещениях, машино-местах, правах, ограничениях (обременениях) прав на изолированные помещения и машино-места, сделках с изолированными помещениями и машино-местами, отметки.
В регистрационной книге могут отсутствовать разделы 2 и 3, если на земельном участке отсутствуют соответственно капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения либо в капитальном строении (здании, сооружении) отсутствуют изолированные помещения или машино-места.
Разделы 2 и 3 создаются (открываются) соответственно при государственной регистрации создания капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения или изолированного помещения / машино-места и прекращаются (закрываются) при государственной регистрации прекращения их существования.
3. Каждый раздел содержит в отношении конкретного объекта недвижимого имущества следующие записи:
3.1) запись о зарегистрированном недвижимом имуществе — наименование и реквизиты документов, явившихся основанием для государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества, описание характеристик недвижимого имущества, включая его основные данные. Сведения о назначении недвижимого имущества записываются в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 05.07.2004 N 33.
Указанные сведения находят свое отражение в:
- листе A раздела 1 регистрационной книги (в отношении земельного участка);
- листе C раздела 2 регистрационной книги (в отношении капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения);
- листе D раздела 3 регистрационной книги (в отношении изолированного помещения и машино-места);
3.2) запись о зарегистрированном праве собственности на недвижимое имущество — наименование и реквизиты документов, явившихся основанием для государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения права собственности, дату возникновения, перехода права собственности, идентификационные сведения о собственнике. При общей собственности на недвижимое имущество записываются идентификационные сведения о каждом сособственнике, вид общей собственности. При общей долевой собственности на недвижимое имущество записывается размер доли в праве собственности каждого сособственника.
Указанные сведения находят свое отражение в:
- листе BA раздела 1 регистрационной книги (в отношении земельного участка);
- листе CA раздела 2 регистрационной книги (в отношении капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения);
- листе DA раздела 3 регистрационной книги (в отношении изолированного помещения и машино-места);
3.3) записи об иных зарегистрированных или внесенных в Регистр в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь правах, ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество — наименование прав, наименование и содержание ограничений (обременений) прав, наименование и реквизиты документов, явившихся основанием для возникновения, перехода, прекращения прав и ограничений (обременений) прав, дату (момент) возникновения, перехода, прекращения прав и ограничений (обременений) прав, идентификационные сведения о правообладателях и лицах, в пользу которых установлены ограничения (обременения), срок действия прав и ограничений (обременений) прав, а также иную информацию в соответствии с Законом.
Указанные сведения находят свое отражение в:
- листе BB раздела 1 регистрационной книги (в отношении земельного участка);
- листе CB раздела 2 регистрационной книги (в отношении капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения);
- листе DB раздела 3 регистрационной книги (в отношении изолированного помещения и машино-места);
3.4) записи о зарегистрированных сделках с недвижимым имуществом — наименование и реквизиты документов, выражающих содержание сделки, наименование прав или ограничений (обременений) прав, на возникновение, переход или прекращение которых направлена сделка. При государственной регистрации сделки с отлагательным условием, иной сделки, в соответствии с которой возникновение, переход или прекращение прав, ограничений (обременений) прав, возможно, наступят в будущем, записываются условия возникновения, перехода или прекращения прав, ограничений (обременений) прав, а также идентификационные сведения о кандидате в правообладатели.
Указанные сведения находят свое отражение в листах E разделов 1, 2 и 3 регистрационной книги.
Каждая запись и отметка содержат:
- дату внесения;
- номер и код регистратора, который внес или аннулировал запись или отметку в регистрационной книге.
4. Исправление записи осуществляется путем внесения новой записи в регистрационную книгу в случаях и порядке, установленных ст. 28 Закона. Аннулирование записи производится только на основании судебного постановления в порядке, установленном статьей 28-1 Закона (см. комментарий к ст. 28 и 28-1 Закона соответственно).
5. Внесение в регистрационную книгу записей о возникновении или прекращении совместного домовладения не является государственной регистрацией прав, ограничений (обременений) прав на капитальное строение (здание, сооружение).
6. Отметки о заявлениях действительны в течение срока, установленного специально уполномоченным органом государственного управления, который не может быть больше одного месяца после внесения отметок о заявлениях в регистрационную книгу, за исключением отметок о гибели или уничтожении недвижимого имущества, которые действуют бессрочно, и отметок о предстоящем изъятии и сносе, которые действуют до государственной регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимого имущества, подлежащие сносу, либо отмены решения местного исполнительного и распорядительного органа о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
7. Форма, содержание и порядок ведения регистрационной книги ПИК определяются Инструкцией N 28.
Регистрационная книга ПИК создается (открывается) при государственной регистрации создания ПИК и закрывается при государственной регистрации прекращения существования ПИК.
Ведение регистрационных книг ПИК осуществляют регистраторы республиканской организации по государственной регистрации по форме согласно приложению 1 к Инструкции N 28 (далее — форма регистрационной книги ПИК).
В отличие от регистрационной книги, состоящей из трех разделов, регистрационная книга ПИК состоит из четырех разделов (п. 3 Инструкции N 28).
Раздел 1 «Предприятие как имущественный комплекс» формы регистрационной книги ПИК содержит записи о ПИК.
Раздел 2 «Право собственности на предприятие как имущественный комплекс» формы регистрационной книги ПИК содержит записи о праве собственности на ПИК.
Раздел 3 «Иные права, ограничения (обременения) прав на предприятие как имущественный комплекс» формы регистрационной книги ПИК содержит записи об иных, чем право собственности, правах, ограничениях (обременениях) прав на ПИК.
Раздел 4 «Сделки с предприятием как имущественным комплексом» формы регистрационной книги ПИК содержит записи о сделках с ПИК.
В начале регистрационной книги ПИК помещаются титульный лист, а также опись отметок и листов регистрационной книги ПИК, которая содержит отметки о заявлениях, о приостановлении совершения регистрационного действия и об отказе в совершении регистрационного действия.
Разделы регистрационной книги ПИК состоят из листов. Листы содержат записи о произведенных регистрационных действиях. Нумерация листов каждого раздела осуществляется в хронологической последовательности начиная с 1-го.
В регистрационной книге ПИК могут отсутствовать раздел 3 формы регистрационной книги ПИК и (или) раздел 4 формы регистрационной книги ПИК, если в отношении ПИК не были зарегистрированы иные, чем право собственности, права, ограничения (обременения) прав на ПИК и (или) сделки с ним.
В отличие от регистрационных книг в отношении иных объектов недвижимого имущества (нежели ПИК), которые ведутся на электронных носителях, повторно обращаем внимание на то, что ведение регистрационной книги ПИК осуществляется как на бумажных, так и на электронных (магнитных) носителях.