Криминальное банкротство

Криминальным банкротством в Республике Беларусь принято называть общественно опасные посягательства на правоотношения, складывающиеся в экономической деятельности, в связи с экономической несостоятельностью (банкротством).

К таким деяниям, предусмотренным Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее — УК) и запрещенным под угрозой наказания, относятся:

  • ложная экономическая несостоятельность (банкротство) (ст. 238 УК);
  • сокрытие экономической несостоятельности (банкротства) (ст. 239 УК);
  • преднамеренная экономическая несостоятельность (банкротство) (ст. 240 УК);
  • препятствование возмещению убытков кредитору (кредиторам) (ст. 241 УК).

Ряд неправомерных деяний при принятии мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) или при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства) образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Один из ключевых вопросов привлечения к уголовной ответственности на основании вышеперечисленных статей УК — имеющая или приобретающая устойчивый характер неплатежеспособность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Указанное обстоятельство в настоящее время устанавливается в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2011 г. N 140/206 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. N 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования».

Указанные правовые акты содержат материально-правовые нормы определения неплатежеспособности. Процессуальные вопросы урегулированы Инструкцией о порядке определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 4 декабря 2012 г. N 107 (далее — Инструкция N 107).

Как видно из табл. 1, 2, практика применения уголовной ответственности за криминальное банкротство незначительна. Причины этого — высокая латентность преступлений, недостаточная активность временных (антикризисных) управляющих, правоохранительных органов, осторожность в правовой оценке рассматриваемых деяний, обусловленная сложностью их отграничения от гражданско-правовых отношений, и др.

Кроме того, низкой выявляемости рассматриваемых преступлений способствовало и несовершенство законодательства.

В период с 17 июля 2008 г. до 7 февраля 2013 г. правоприменители руководствовались Инструкцией по определению наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовке заключений по данным вопросам, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. N 129 (далее — Инструкция N 129) (утратила силу со вступлением в силу Инструкции N 107). Содержание резко ограничивало сферу ее применения. В соответствии с п. 6, 11, 18, 23 Инструкции N 129 при подготовке заключений она была обязательна к применению только при наличии в производстве хозяйственного суда дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.

Таблица 1. Сведения единого государственного банка данных о количестве выявленных криминальных банкротств

Статья УК                                 Год Итого
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 (2 месяца)
238   1   —   1   —   —   3   1   1   —   —   —   —     —   7
239   —   —   1   1   —   8   1   3   1   1   1   2     —   19
240   1   2   4   7   5   2   3   5   3   3   3   3     —   41
241   2   3   6   6   3   6   1   1   2   2   3   3     2   40
Всего   4   5  12  14   8  19   6  10   6   6   7   8     2  107

Таблица 2. Решения, принятые по результатам проверки или расследования

             Решение               Статья УК
238 239 240 241
Отменено постановление о возбуждении уголовного дела, прекращено предварительное следствие по реабилитирующему основанию     1     13     16     10
Дело в производстве (на 24 апреля 2013 г.)     —     —     1     1
Приостановлено предварительное расследование, принято иное промежуточное решение     —     —     1     6
Отказано в возбуждении уголовного дела либо прекращено следствие по нереабилитирующему основанию     1     1     4     8
Дело направлено в суд     5     5     19     15

Действовавшие до вступления в силу Инструкции N 129 (т.е. до 17 июля 2008 г.) Правила по определению наличия признаков ложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам, утвержденные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. N 271 (утратили силу в связи с принятием Инструкции N 129), устанавливали аналогичные ограничения в отношении признаков ложного банкротства, сокрытия банкротства и срыва возмещения убытков кредитору. А определение признаков преднамеренного банкротства предписывалось производить, как правило, в случае возбуждения хозяйственным судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (п. 13 указанных Правил).

Наличие дела об экономической несостоятельности (банкротстве) требуется для выявления такого преступления, как ложная экономическая несостоятельность (банкротство) (ст. 238 УК), объективная сторона которого включает возбуждение лицом-лжебанкротом дела об экономической несостоятельности (банкротстве) в суде путем подачи соответствующего заявления.

Однако сокрытие экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства) и препятствование возмещению убытков кредитору (кредиторам) исходя из диспозиций ст. 239, 240, 241 УК логически не обусловлено наличием в суде дела об экономической несостоятельности (банкротстве).

Особенно четко отсутствие такой обусловленности проявлялось при сравнении определений преднамеренного банкротства в действовавшем до 25 января 2013 г. и ныне утратившем силу Законе Республики Беларусь от 18 июля 2000 года N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) и в УК. В силу ст. 9 названного Закона преднамеренное банкротство — это банкротство должника по вине его учредителей (участников), собственника его имущества или иных лиц, в том числе руководителя, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия.

Согласно же ст. 240 УК преднамеренное банкротство — это умышленные создание или увеличение неплатежеспособности индивидуального предпринимателя или юридического лица, совершенное этим индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником имущества (в личных интересах или в интересах иных лиц) и повлекшее причинение ущерба в крупном размере.

Возможность выявления прокурором признаков преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства до возбуждения в хозяйственном суде дела об экономической несостоятельности (банкротстве) также прямо подтверждалась ст. 30 вышеупомянутого Закона.

Таким образом, в случае отсутствия возбужденного дела об экономической несостоятельности (банкротстве) процедура установления признаков объективной стороны деяний, предусмотренных ст. 239 — 241 УК, отсутствовала. Следовательно, формально правоохранительный орган не мог по своей инициативе определять наличие либо отсутствие признаков ложного, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору. Особое значение это имело в отношении преднамеренного банкротства, которое может быть совершено задолго до начала процедуры экономической несостоятельности (банкротства) хозяйствующего субъекта.

Указанный пробел в законодательстве не позволял обеспечить надлежащую уголовно-правовую защиту кредиторов от недобросовестных должников.

Вступившая в силу с 7 февраля 2013 г. Инструкция N 107, заменившая Инструкцию N 129, лишена подобных недостатков. Инструкция N 107 подлежит применению не только при возбуждении в хозяйственном суде дела об экономической несостоятельности (банкротстве), но и при отсутствии такого дела. Соответственно сфера ее применения резко расширяется. Да и новый Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года N 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» не сужает определение преднамеренного банкротства.

Указанные обстоятельства дают основания полагать, что статьи УК, предусматривающие ответственность за криминальное банкротство, заработают на практике более активно.

Кроме того, содержащая процессуальные, процедурные нормы Инструкция N 107 может быть применена при уголовно-правовой оценке деяний, совершенных до вступления ее в силу. Таким образом, возможно и необходимо проведение дополнительных проверок по материалам, по которым ранее вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела лишь на основании отсутствия правового механизма определения наличия признаков криминального банкротства в случае отсутствия в производстве хозяйственного суда дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.

Полагаем, что в целях совершенствования уголовной ответственности за препятствование возмещению убытков кредитору (кредиторам) необходимо рассмотреть вопрос об увеличении с двух до трех лет верхней границы размеров таких видов наказания, как ограничение и лишение свободы. Такое увеличение практически не скажется на достаточно лояльной действующей практике привлечения к ответственности за указанное преступление, однако переведет его из категории преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в категорию менее тяжких преступлений. Это по-прежнему позволит освобождать виновное лицо от уголовной ответственности, например, в связи с деятельным раскаянием, с примирением с потерпевшим и т.п. Однако срок давности в соответствии с положениями ч. 1 ст. 83 УК увеличится с двух до пяти лет. Необходимость же увеличения обусловлена его краткосрочностью: нередко правоохранительные органы просто не успевают выявить преступление и провести по нему предварительное следствие, чтобы у суда еще оставалось время, достаточное для рассмотрения дела и осуждения лица.

Так, из 23 преступлений, предусмотренных ст. 241 УК, по которым правоохранительный орган или суд приняли итоговое решение (стр. 5 и 6 табл. 2), по 8 (34,5%, или каждое третье) предварительное следствие либо производство по уголовному делу прекращены за истечением сроков давности (п. 3 ч. 1 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь).