Обеспечение экономической безопасности, в том числе и уголовно-правовыми средствами, приобретает особую значимость, поскольку криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления экономической деятельности, затрагивает различные ее аспекты. Не составляет исключение и рынок ценных бумаг, который становится весьма привлекательной сферой для совершения противоправных деяний. Несмотря на то что отечественный фондовый рынок находится в стадии развития, некоторые негативные явления, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг, уже имеют место. В их числе можно назвать незаконное использование инсайдерской информации и манипулирование ценами на финансовом рынке.
Международная практика и многие зарубежные государства относят инсайдерскую торговлю и передачу инсайдерской информации к преступлениям, а также дают отрицательную оценку манипулированию рынком ценных бумаг. Однако в Республике Беларусь вопросы ответственности за подобные деяния долгое время не были урегулированы.
Незаконное использование инсайдерской информации предоставляет инвесторам преимущество над другими участниками рынка, поскольку в результате своевременного приобретения и продажи акций можно получить огромную прибыль. Обладая инсайдерской информацией, недобросовестные участники рынка ценных бумаг имеют широкие возможности для манипулирования рынком. За прошедшее время в Республике Беларусь были предприняты определенные шаги для наведения порядка на отечественном фондовом рынке. Вслед за российским законодателем, включившим в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК Российской Федерации) ст. 185-3, устанавливающую ответственность за манипулирование рынком, отечественный законодатель также ввел ответственность за подобные действия в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее — УК Республики Беларусь).
Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 N 409-З «О внесении дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам манипулирования рынком ценных бумаг» (далее — Закон N 409-З) с 30 июля 2012 г. вступила в силу ст. 226-3 УК Республики Беларусь, которой введена уголовная ответственность за манипулирование рынком ценных бумаг [5]. В связи с этим представляет интерес сравнительный анализ уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 185-3 УК Российской Федерации и ст. 226-3 УК Республики Беларусь.
Законодатели России и Беларуси относят рассматриваемое преступление к преступлениям в сфере экономической деятельности (против порядка осуществления экономической деятельности), что вполне обоснованно и свидетельствует об унифицированных подходах к построению особенной части уголовных кодексов названных государств, а также соответственно и к определению родового объекта.
Отметим, что ст. 185-3 УК Российской Федерации отличается структурой от ст. 226-3 УК Республики Беларусь и состоит из двух частей и примечания.
Обратимся непосредственно к юридическому анализу соответствующих противоправных деяний.
Российский законодатель криминализировал в ч. 1 ст. 185-3 УК Российской Федерации манипулирование рынком, то есть умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть Интернет), заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере [9].
Объективная сторона рассматриваемого состава преступления включает в себя общественно опасное деяние, общественно опасные последствия и причинную связь между ними. Общественно опасное деяние, закрепленное в диспозиции ч. 1 ст. 185-3 УК Российской Федерации, сформулировано в виде альтернативных действий:
- распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть Интернет), заведомо ложных сведений;
- совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами;
- действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Диспозиция ч. 1 ст. 185-3 УК Российской Федерации изобилует специальными терминами, содержание которых определено в ряде федеральных законов. Так, например, понятие финансового инструмента дано в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [4] (далее — Федеральный закон N 39-ФЗ). Понятия «распространение информации», «операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами», «манипулирование рынком» разъяснены в п. 2 и 5 ст. 2, ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] (далее — Федеральный закон N 224-ФЗ). Понятие информационно-телекоммуникационной сети раскрыто в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [6].
Следует отметить, что правовое регулирование инсайдерской информации в Российской Федерации находится на более высоком уровне, нежели в Республике Беларусь. В отечественном законодательстве термин «инсайдерская информация» не встречается. В ч. 7 ст. 115 Банковского кодекса Республики Беларусь содержится лишь определение понятия «инсайдер», под которым понимаются физические и юридические лица, которые могут повлиять на решение о совершении банковской операции, подверженной риску, и (или) иного действия без учета интересов банка в силу связанности с банком, и (или) акционером банка, и (или) бенефициарным собственником банка, и (или) членами органов управления банка [1]. В Российской Федерации действует уже упомянутый Федеральный закон N 224-ФЗ, определивший инсайдерскую информацию как точную и конкретную информацию, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в п. 2 ст. 4 Федерального закона N 224-ФЗ, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в ст. 3 Федерального закона N 224-ФЗ [3].
Помимо непосредственно указанных в диспозиции ч. 1 ст. 185-3 УК Российской Федерации деяний к преступным также отнесены действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Приведенное установление отсылает к ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 224-ФЗ, где детализируются названные выше деяния, а также указаны иные действия, относящиеся к манипулированию рынком:
- умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть Интернет), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;
- совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций;
- совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок;
- выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций;
- неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;
- неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;
- неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанные действия не признаются манипулированием рынком, если обязательства по указанным операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли и (или) клиринговой организации [3].
Пункты 2, 3, 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 224-ФЗ применяются к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 224-ФЗ критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов таким финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий, предусмотренных данной статьей, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Таким органом с 1 сентября 2013 г. является Банк России.
В ст. 226-3 УК Республики Беларусь установлена ответственность за совершение действий (бездействие), оказывающих существенное влияние на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой, признаваемых в соответствии с законодательными актами манипулированием рынком ценных бумаг, повлекшее причинение ущерба в крупном размере [8].
Объективная сторона преступления заключается в манипулировании ценами на рынке ценных бумаг, если такое деяние причинило ущерб в крупном размере.
Описание признаков рассматриваемого преступления ограничивается таким признаком, как оказание существенного влияния на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой. При этом действия (бездействие), способные оказывать такое влияние, являются преступлением только при условии признания их манипулированием рынком ценных бумаг в законодательных актах, что указывает на бланкетный характер диспозиции ст. 226-3 УК Республики Беларусь. В частности, таким актом является Указ Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 N 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» (далее — Указ N 277). В соответствии с подп. 1.6-1 п. 1 Указа N 277 запрещаются и признаются манипулированием рынком ценных бумаг следующие действия (бездействие), оказывающие влияние на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой, признаваемое существенным при отклонении от параметров, устанавливаемых республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг:
1) умышленное распространение физическими и (или) юридическими лицами через средства массовой информации, в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет, или иным способом заведомо ложных сведений о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг, ценах на такие бумаги, включая информацию, представленную в рекламе;
2) систематическое (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) неисполнение обязательств (за исключением случаев прекращения обязательств по основаниям, предусмотренным актами законодательства и (или) правилами биржевых торгов) по сделкам, заключенным в торговой системе открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» с одними и теми же акциями;
3) совершение юридическим лицом, осуществляющим профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, в течение одного торгового дня двух и более сделок с акциями за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи ценных бумаг;
4) совершение сделок с акциями по предварительному сговору между юридическими лицами, осуществляющими профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, и (или) их работниками, и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные сделки;
5) совершение юридическим лицом, осуществляющим профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, в течение одного торгового дня за счет или в интересах одного лица:
- двух и более сделок с одними и теми же акциями, исполнение обязательств по которым не влечет изменения владельца ценных бумаг;
- более двух сделок с одними и теми же акциями, в которых стороны меняются, выступая то в качестве продавцов, то в качестве покупателей [2].
При этом отмечается, что не являются манипулированием рынком ценных бумаг действия, указанные в абз. 4 — 8 ч. 1 подп. 1.6-1 п. 1 Указа N 277, совершаемые в интересах эмитента в ходе первичного размещения его акций.
Как следует из текста Указа N 277, перечисленные выше деяния являются манипулированием рынком ценных бумаг при условии оказания существенного влияния на спрос / предложение, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов. Такое влияние признается существенным в случае, если в результате совершения указанных деяний спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночная цена ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой отклонились от параметров, установленных в постановлении Министерства финансов Республики Беларусь от 15.11.2011 N 117 «Об установлении параметров спроса на ценную бумагу и (или) предложения ценной бумаги, рыночной цены ценной бумаги или объема торгов ценной бумагой, отклонения от которых признаются существенным влиянием на спрос и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой» [7].
И в Российской Федерации, и в Республике Беларусь состав анализируемого преступления является материальным.
В Российской Федерации для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы общественно опасное деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо было сопряжено с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере.
В соответствии с примечанием к ст. 185-3 УК Российской Федерации крупным ущербом, излишним доходом, убытками в крупном размере признаются ущерб, излишний доход, убытки в сумме, превышающей два с половиной миллиона рублей.
Излишним доходом признается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей.
Избежанием убытков признаются убытки, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.
В Республике Беларусь обязательным условием наступления уголовной ответственности по ст. 226-3 УК Республики Беларусь является причинение ущерба в крупном размере. Согласно положениям примечания к главе 25 УК Республики Беларусь таковым признается размер, в 250 и более раз превышающий размер базовой величины, установленной на день совершения преступления.
С учетом разницы курсов валют можно говорить о том, что размер причиненного ущерба как последствия манипулирования рынком в Российской Федерации практически в восемнадцать раз выше, чем в Республике Беларусь.
Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется умышленной формой вины, законодатели России и Беларуси в этом едины.
Что же касается подходов к определению субъекта преступления, то здесь следует отметить следующее.
Исходя из описания в ст. 5 Федерального закона N 224-ФЗ незаконных действий, относящихся к манипулированию рынком, субъект большинства данных нарушений может быть только специальным, например, им является заключающий сделки участник организованных торгов. Однако умышленно распространять любым способом заведомо ложные сведения с целью, вытекающей из содержания ст. 185-3 УК Российской Федерации, может всякое лицо, следовательно, в последнем случае субъект преступления общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.
По уголовному законодательству Республики Беларусь субъектом преступления, предусмотренного ст. 226-3 УК Республики Беларусь, является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Помимо основного состава манипулирования рынком в УК Российской Федерации в ч. 2 ст. 185-3 усилена ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 185-3 УК Российской Федерации, совершенные организованной группой или причинившие ущерб в особо крупном размере гражданам, организациям или государству либо сопряженные с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 185-3 УК Российской Федерации крупным ущербом, излишним доходом, убытками в особо крупном размере в настоящей статье признаются ущерб, излишний доход, убытки в сумме, превышающей десять миллионов рублей.
Что же касается наказуемости рассматриваемого общественно опасного деяния, то здесь следует отметить, что и белорусский, и российский законодатель предусмотрели достаточно широкий спектр наказаний. Так, в частности, санкция ст. 226-3 УК Республики Беларусь за манипулирование рынком ценных бумаг предусматривает наказание в виде штрафа, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. С учетом положений ч. 3 ст. 12 УК Республики Беларусь данное преступление относится к категории менее тяжких.
Санкция ч. 1 ст. 185-3 УК Российской Федерации предусмотрела в качестве наказания штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 15 УК Российской Федерации данное преступление относится к категории преступлений средней тяжести.
Таким образом, сравнительный анализ показал, что законодатели Республики Беларусь и Российской Федерации принимают определенные меры противодействия появляющимся и получающим распространение общественно опасным деяниям в сфере манипулирования рынком ценных бумаг. Рассмотренные соответствующие статьи уголовных кодексов Беларуси и России, несмотря на некоторые общие черты, все же имеют ряд различий, в первую очередь связанных с описанием признаков объективной стороны. Различаются также требования к субъекту преступления. Следует отметить, что указанные различия обусловлены в том числе и наличием в уголовных законах двух государств иных статей, предусматривающих ответственность за те или иные общественно опасные деяния в сфере обращения ценных бумаг, а также в целом особенностями правового регулирования рынка ценных бумаг и противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 12 окт. 2000 г.: в ред. Закона от 13.07.2012 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2014.
2. О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг: Указ Президента Респ. Беларусь, 28 апр. 2006 г., N 277: в ред. от 29.11.2013 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2014.
3. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации, 27 июля 2010 г., N 224-ФЗ: в ред. Федер. закона от 23.07.2013 // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф» [Электронный ресурс]. — М., 2014.
4. О рынке ценных бумаг: Федер. закон Рос. Федерации, 22 апр. 1996 г., N 39-ФЗ: в ред. Федер. закона от 28.12.2013 // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф» [Электронный ресурс]. — М., 2014.
5. О внесении дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам манипулирования рынком ценных бумаг: Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г., N 409-З // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2014.
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон Рос. Федерации, 27 июля 2006 г., N 149-ФЗ: в ред. Федер. закона от 28.12.2013 // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф» [Электронный ресурс]. — М., 2014.
7. Об установлении параметров спроса на ценную бумагу и (или) предложения ценной бумаги, рыночной цены ценной бумаги или объема торгов ценной бумагой, отклонения от которых признаются существенным влиянием на спрос и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 15 нояб. 2011 г., N 117: в ред. от 22.03.2013 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2014.
8. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 12.07.2013 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2014.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г.: в ред. Федер. закона от 03.02.2014 // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф» [Электронный ресурс]. — М., 2014.