Нетипичные трудовые отношения

Граждане Республики Беларусь реализуют право на труд, как правило, путем заключения трудового договора. Трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее — ТК) и другими актами трудового законодательства. При этом права и обязанности работника и нанимателя, рабочее время и время отдыха работников, другие вопросы трудовых отношений в основном регулируются одинаково независимо от отрасли экономики, в которой протекают эти отношения. В то же время ТК содержит раздел III, в котором регулируются особенности труда отдельных категорий работников. Здесь идет речь о таких категориях работников, как руководитель организации, инвалиды, работники-надомники и домашние работники, работники отдельных отраслей и отдельных профессий и др., в отношении которых законодательством установлены особенности их труда.

Однако на практике имеются и другие категории лиц, правовая природа правоотношений с нанимателем которых имеет особенности и не вписывается в отдельные положения ТК. В литературе такие отношения называют нетипичными трудовыми отношениями. К нетипичным трудовым отношениям можно отнести трудовые отношения по выполнению работы в приемной семье; работу председателя кооператива или товарищества, работу члена дирекции хозяйственного общества; работу лиц, осужденных к ограничению свободы, работу лиц, направленных в лечебно-трудовой профилакторий.

В настоящей статье будут рассмотрены особенности регулирования труда в приемной семье, а также отношения, складывающиеся при выполнении работы председателя жилищно-строительного кооператива.

1. Правовое регулирование трудовых отношений в приемной семье осуществляется Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС); Законом Республики Беларусь от 21.12.2005 N 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 N 1678 (далее — Положение о приемной семье); Положением о детском доме семейного типа, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2006 N 289 и др.

Приемная семья — семья, в которой супруги или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Положением о приемной семье на основании договора об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) и трудового договора. Приемная семья образуется на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи.

Несмотря на споры о том, являются ли отношения между управлением образования и приемными родителями трудовыми, законодательством четко установлено, что такие отношения являются трудовыми. Так, статьей 170 КоБС и пунктом 1 Положения о приемной семье закреплено, что приемная семья образуется на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.

Сторонами такого трудового договора являются управление образования (наниматель) и приемный родитель (работник). В полной семье трудовой договор заключается с одним из родителей.

В связи с нетипичностью отношений при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители; свидетельство о заключении брака в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке; медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов его семьи; письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей); сведения о доходе за предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью год.

Кроме того, обязательным документом для заключения трудового договора является также договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей). Такой договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

С учетом особенности той трудовой функции, на выполнение которой заключается трудовой договор, законодательство устанавливает определенные требования к личности кандидата в приемные родители. Так, согласно ст. 172 КоБС приемными родителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);
  • лиц, лишенных родительских прав;
  • бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
  • лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
  • лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Пунктом 25 Положения о приемной семье определено, что не допускается заключение трудового договора с близкими родственниками ребенка (детей) — с братьями, сестрами, дедом, бабкой.

Трудовой договор заключается на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей. Такой срок может быть установлен от 1 месяца до достижения ребенком 18 лет. Исходя из этого и в силу ст. 17 ТК трудовой договор с приемными родителями является трудовым договором на время выполнения определенной работы.

До заключения трудового договора управление (отдел) образования знакомит приемного родителя с должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка.

В силу специфики данных правоотношений трудовой договор, заключаемый с приемными родителями, может содержать помимо обычных условий также условия:

об обязанности приемных родителей воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создании необходимых условий для получения им образования, подготовки его к самостоятельной жизни;

  • о расторжении трудового договора и договора о передаче ребенка на воспитание в семью досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других);
  • о расторжении договора по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка родителям, или усыновления ребенка.

Рассматривая вопросы увольнения приемных родителей, необходимо учитывать не только положения ТК, но и законодательство о браке и семье.

Так, помимо оснований прекращения трудового договора, предусмотренных ТК, трудовой договор с приемными родителями может быть прекращен и по основаниям, указанным в Положении о приемной семье. Согласно пункту 19 Положения о приемной семье договор об условиях воспитания и содержания детей может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным в статьях 167 и 168 КоБС.

Так, такими основаниями являются:

  • усыновление детей;
  • возвращение детей на воспитание родителям;
  • просьба родителей, если опека, попечительство над детьми установлены по их ходатайству или с их согласия;
  • предоставление детям государственного обеспечения в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;
  • случаи признания опекунов, попечителей недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • возникновение заболеваний, включенных в перечень, предусмотренный частью второй статьи 153 КоБС;
  • помещение совершеннолетних подопечных в соответствующие учреждения.

Также опекуны, попечители могут быть освобождены от своих обязанностей по их личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами (заболевание опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.).

Статья 168 КоБС предусматривает, что в случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, лишения опекуна, попечителя родительских прав либо признания их детей нуждающимися в государственной защите, а также совершения опекуном, попечителем умышленного преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, орган опеки и попечительства отстраняет опекуна или попечителя от выполнения этих обязанностей. При использовании опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи орган опеки и попечительства обязан отстранить опекуна и передать прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности в установленном законом порядке.

Рассмотрим пример из судебной практики по трудовым спорам с приемными родителями.

Гражданка К. обратилась в суд с иском к отделу образования о восстановлении на работе и возмещении морального вреда. В своем заявлении она указала, что согласно заключенному с отделом образования договору от 30 августа 2002 г. она была принята на работу в качестве приемного родителя и ей была передана на воспитание несовершеннолетняя З., 1998 года рождения. Претензий по вопросу выполнения своих обязанностей со стороны ответчика не имелось.

26 февраля 2010 г. решением Л-го райисполкома ребенок у нее был изъят. Приказом от 2 марта 2010 г. трудовой договор с ней прекращен по п. 3 ст. 47 ТК — совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Считая, что она не допускала нарушения норм морали, в связи с чем ее увольнение является незаконным, истица просила суд восстановить ее на работе и взыскать с отдела образования компенсацию морального вреда.

В ходе судебного заседания был установлен факт нарушения истицей трудового договора. Так, квартира, в которой проживал несовершеннолетний ребенок, находилась в антисанитарном состоянии; спальное место девочки расположено в коридоре при входе в квартиру; ребенок страдал педикулезом, не имел необходимой одежды и обуви. Девочка пропускала занятия без уважительных причин, поскольку смотрела внуков истицы. При выезде по месту жительства несовершеннолетней З. суд установил, что в квартире сыро, стены и окна покрыты черной плесенью, на полу находилась грязная посуда, в квартире царил беспорядок.

Судом первой инстанции было постановлено следующее решение: изменить формулировку причины увольнения с п. 3 ст. 47 ТК на п. 2 ч. 2 ст. 35 ТК (истечение срока трудового договора) и отказать К. в иске о возмещении морального вреда. При этом суд посчитал, что доказательств, свидетельствующих о совершении К. аморального проступка, не добыто. А в связи с тем что несовершеннолетняя З. изъята из приемной семьи, трудовые отношения с истицей фактически прекращены, поэтому уволить К. следовало по п. 2 ч. 2 ст. 35 ТК — истечение срока трудового договора.

Судебная коллегия по гражданским делам областного суда с решением суда в части формулировки увольнения не согласилась.

Согласно п. 6.1 заключенного с К. трудового договора он подлежит расторжению в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей) (пункт 20 Положения о приемной семье (в редакции, действовавшей на момент расторжения трудового договора)).

Поскольку факт неблагоприятных условий для ребенка судом достоверно установлен, судебная коллегия областного суда изменила формулировку причины увольнения К. на п. 20 Положения о приемной семье (в редакции, действовавшей на момент расторжения трудового договора) <1>.

<1> Судовы веснiк. — 2011. — N 1. — С. 30.

2. К нетипичным трудовым отношениям относится также работа в качестве председателя товарищества собственников (ТС), жилищно-строительного кооператива (ЖСК), гаражного кооператива, садоводческого кооператива.

Долгое время вопрос о правовой природе отношений между ТС (ЖСК) и председателем правления являлся неурегулированным и судебная практика при рассмотрении таких дел исходила из фактических обстоятельств дела.

Рассмотрим пример.

Б. обратилась в суд с иском к жилищно-строительному кооперативу о выплате компенсации за неиспользованные отпуска, среднего заработка за задержку расчета.

Решением суда от 27 сентября 2007 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

При вынесении решения суд исходил из следующего.

Согласно Примерному уставу жилищно-строительного кооператива, утвержденному постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 15.11.1984 N 400 (далее — Примерный устав), действовавшему на момент возникновения и существования отношений, сложившихся между Б. и ЖСК, исполнительным органом кооператива являлось правление кооператива, которое в своей деятельности подотчетно общему собранию членов кооператива (собранию уполномоченных).

Примерным уставом было предусмотрено, что члены правления и ревизионной комиссии жилищно-строительного кооператива выполняют свои обязанности, как правило, на общественных началах. В отдельных случаях председателю и члену правления кооператива, к ведению которого относятся финансовые вопросы деятельности кооператива, может выплачиваться вознаграждение в размерах, определяемых общим собранием членов кооператива (собранием уполномоченных).

Выплата вознаграждений и материального поощрения производится за счет средств фонда премирования актива, образуемого в кооперативе (п. 77 Примерного устава).

Судом установлено, что решением общего собрания членов ЖСК от 8 февраля 2003 г. Б. была избрана председателем данного ЖСК. Этим же решением ей было установлено вознаграждение в размере 84 тыс.руб. В последующем она была переизбрана на должность председателя и исполняла эти обязанности до проведения общего собрания членов ЖСК 25 июля 2007 г. 26 июля 2007 г. истица передала документацию ЖСК вновь избранному председателю ЖСК, что подтверждается актом приема-передачи. 1 августа 2007 г. ей была выплачена оплата за июль.

Заявленные Б. требования о выплате денежной компенсации за неиспользованные отпуска за 4 года, а также о взыскании среднего заработка за задержку расчета судом признаны необоснованными.

Суд признал, что отношения, связанные с выполнением истицей обязанностей председателя ЖСК, ТК не регулируются. Правление ЖСК с ней трудовой договор не заключало. Этот вывод суда подтверждается и протоколом общего собрания ЖСК от 31 июля 2007 г., из которого усматривается, что отношения Б. с кооперативом основаны на гражданско-правовом договоре.

Согласно п. 5.6 и 5.7 Устава ЖСК в обязанности правления, в частности, входит наем рабочих и служащих для обслуживания домохозяйства, их увольнение и заключение с ними трудовых договоров. Заключение же трудовых договоров с членами правления, в том числе с председателем ЖСК, нормативными правовыми актами не было предусмотрено, в связи с чем судом критически оценен и не признан доказательством в подтверждение трудовых отношений трудовой договор от 8 февраля 2003 г., заключенный Б. самой с собой.

Поскольку существовавшие между гражданкой Б. и ЖСК отношения не являлись трудовыми, то права на трудовой отпуск они не порождали. В связи с этим суд пришел к выводу о необоснованности требования Б. о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска ввиду отсутствия права на них.

Опровержением доводов истицы о трудовых отношениях являются представленные ею же сведения из инспекции по налогам и сборам по городу Г. от 28 февраля 2008 г., из которых усматривается, что в 2003 году она работала в четырех ЖСК, в 2004 году — в семи ЖСК, в 2005 году — в шести ЖСК, в 2006 и 2007 годах — в пяти ЖСК. Выполнение работы на условиях трудового договора в таком количестве организаций физически невозможно.

Судом обоснованно отказано и в удовлетворении требований о выплате среднего заработка за задержку расчета, поскольку указанная ответственность нанимателя предусмотрена ст. 78 ТК при наличии трудовых отношений. Между истицей и ЖСК существовали гражданско-правовые отношения, в связи с чем данная норма ТК не применяется. Кроме того, выплата установленной Б. оплаты за июль произведена 1 августа 2007 г., т.е. в сроки, установленные Уставом ЖСК.

Положением об организациях застройщиков, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию стоянок» (далее — Положение), установлено, что в случае избрания председателем правления гражданина, не являющегося членом организации застройщиков, председателем общего собрания (собрания уполномоченных) с таким лицом заключается трудовой договор (контракт) (п. 71 Положения).

Председатель правления избирается на срок три года.

Таким образом, при заключении с избранным председателем правления трудового договора на него будут распространяться нормы трудового законодательства.

Однако эта норма не имеет обратной силы и не распространяется на отношения, которые имели место до вступления данного нормативного правового акта в силу.

Указом Президента Республики Беларусь от 14.10.2010 N 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков» (далее — Указ N 538) установлены дополнительные требования к занятию должности председателя правления товарищества собственников и организаций застройщиков.

Так, в силу подп. 1.7 п. 1 Указа N 538 председателем правления может быть избрано лицо, имеющее среднее специальное или высшее техническое, экономическое или юридическое образование и прошедшее образовательные программы обучающих курсов по вопросам управления общим имуществом многоквартирных жилых домов. В исключительных случаях председателем правления может быть избрано лицо, не имеющее образования, предусмотренного в части первой подп. 1.7 п. 1 Указа N 538, с учетом деловых и профессиональных знаний, умений и навыков, наличия опыта работы в сфере управления общим имуществом многоквартирных жилых домов.

Правление товарищества собственников или организации застройщиков представляет предложения по кандидатуре председателя правления в местный исполнительный и распорядительный орган, который не позднее 10 рабочих дней в порядке, определенном этим органом, согласовывает представленную кандидатуру (отказывает в согласовании).

Отказ местного исполнительного и распорядительного органа в согласовании кандидатуры на должность председателя правления может быть обжалован этим лицом (членами товарищества собственников или организации застройщиков, кандидатуру председателя правления которых не согласовал местный исполнительный и распорядительный орган) в вышестоящие местные исполнительные и распорядительные органы и (или) в суд.

Председатели правления, избранные до вступления в силу Указа N 538 (с 1 января 2011 г.), обязаны в течение одного года со дня его вступления в силу пройти согласование в местном исполнительном и распорядительном органе в порядке, определенном этим органом.

В случае невыполнения председателем правления данного требования местный исполнительный и распорядительный орган назначает уполномоченное лицо по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома до избрания нового председателя правления. При этом полномочия председателя правления, не прошедшего согласование в местном исполнительном и распорядительном органе, досрочно прекращаются без принятия такого решения общим собранием членов товарищества собственников, общим собранием (собранием уполномоченных) организации застройщиков.

Установлено также, что председатель правления при осуществлении своих функций в пределах компетенции должен действовать в интересах организации застройщиков в соответствии с Положением об организации застройщиков, другими актами законодательства и уставом. Председатель правления несет полную материальную ответственность перед организацией застройщиков за убытки, причиненные ей в результате его виновных действий (бездействия) (п. 74 Положения об организации застройщиков).

Вопросы увольнения (прекращения полномочий) председателя правления регулируются как нормами ТК, так и положениями Указа N 43.

Пунктом 73 Положения об организации застройщиков предусмотрено, что вопрос о досрочном прекращении полномочий председателя правления (переизбрании) может быть вынесен на обсуждение общего собрания (собрания уполномоченных) по письменному требованию членов организации застройщиков, обладающих в совокупности не менее чем одной четвертью голосов от общего их количества, или ревизионной комиссии (ревизора), или не менее чем двух третей членов правления.

Таким образом, на отношения между председателем правления и ЖСК трудовое законодательство будет распространяться только в случае заключения с ним трудового договора.