О некоторых вопросах, связанных со стажировкой работников

Термин «стажировка» имеет различное содержание.

Стажировка может рассматриваться как прохождение испытательного срока для овладения какой-то специальностью, и положительные ее результаты являются необходимым условием для обретения права работать по данной специальности. При таком понимании стажировки работа стажера осуществляется под руководством более опытного работника и проведение стажировки является необходимым условием для допуска к самостоятельному выполнению определенных видов работ.

Действующим законодательством стажировка также рассматривается как одна из форм повышения квалификации с целью освоения руководящими работниками и специалистами новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, по окончании которой выдается соответствующее свидетельство. О такого рода стажировке вносится соответствующая запись в трудовую книжку работника. Например, обучение в клинической ординатуре по своему существу может рассматриваться как стажировка с целью повышения квалификации и более глубокой специализации в этой деятельности.

Существует и понимание стажировки как обязательной составляющей образовательного процесса, являющейся необходимым этапом в получении соответствующего образования.

Действующее законодательство по охране труда хотя и не давало определения термина «стажировка», но дистанцировало стажировку от обучения и инструктажа по охране труда.

Это, в частности, вытекает из наименования утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175 нормативного правового акта — Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее — Инструкция N 175). В этом наименовании термины «обучение», «инструктаж», «стажировка», «проверка знаний» рассматриваются как самостоятельные, хотя и связанные друг с другом мероприятия.

В абз. 19 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З «Об охране труда» (далее — Закон N 356-З) термин «стажировка по вопросам охраны труда» определяется как практическое освоение безопасных методов и приемов работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности работающего, под руководством лица, уполномоченного работодателем.

Добавление к слову «стажировка» слов «по охране труда» означает целевое понимание этого термина и его дистанцирование от других видов стажировки.

В соответствии с частью 1 статьи 220-1, пунктом 12 статьи 226, пунктом 4 статьи 232 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), а также статьями 17 и 19 Закона N 356-З наниматель обязан организовать, а работник обязан пройти стажировку перед допуском к самостоятельной работе в установленном порядке.

Стажировка по общим правилам проводится в следующих случаях:

  • при необходимости для специалистов, принятых или переведенных на работы, связанные с ведением технологических процессов, эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, коммуникаций, зданий и сооружений, а также занятых на подземных работах (пункт 37 Инструкции N 175);
  • для рабочих, принятых или переведенных на работы с повышенной опасностью либо имеющих перерыв в выполнении указанных работ более 1 года (пункт 23 Инструкции N 175), с целью последующей проверки знаний по охране труда и допуска к самостоятельной работе.

Типовой перечень работ с повышенной опасностью содержится в приложении 1 к Инструкции N 175 (далее — Типовой перечень).

Отметим, что на основании Типового перечня наниматель обязан разработать и утвердить перечень таких работ для своей организации с учетом специфики осуществляемой деятельности.

В остальных случаях необходимость проведения стажировки может определяться другими нормативными правовыми актами, а также нанимателем.

Согласно пункту 25 Инструкции N 175 руководитель организации с учетом требований соответствующих нормативных правовых актов утверждает перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку, и устанавливает ее продолжительность (не менее двух рабочих дней) в зависимости от квалификации рабочих и видов выполняемых ими работ.

Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством назначенных приказом (распоряжением) руководителя организации мастеров, бригадиров, инструкторов и высококвалифицированных рабочих, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее трех лет.

За руководителем стажировки может быть закреплено не более двух рабочих.

Руководители стажировки и рабочие, проходящие стажировку, должны быть ознакомлены с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки.

При невозможности обеспечить в микроорганизациях прохождение рабочими стажировки в установленном выше порядке допускается ее прохождение в другой организации, где имеются аналогичные профессии, выполняются аналогичные виды работ.

По Инструкции N 175 возникает ряд вполне закономерных вопросов:

  • требуется ли согласие работника на осуществление им руководства стажировкой другого работника;
  • какую ответственность за брак в работе, нарушение требований по охране труда несет сам работник-стажер и какую — руководитель стажировки;
  • полагается ли дополнительная оплата за руководство стажировкой;
  • в течение какого периода времени может проводиться стажировка и какое решение может быть принято в случае неудовлетворительных ее результатов. Следует отметить, что минимальная продолжительность стажировки (не менее двух рабочих дней) Инструкцией N 175 устанавливается в зависимости от квалификации рабочих и видов выполняемых ими работ и не предусматривает учет конкретных данных о рабочем-стажере (опыт предыдущей работы, быстрота и успешность освоения безопасных методов и приемов работы и др.).

Полагаем, что данные и другие вопросы могут быть регламентированы в локальных нормативных правовых актах, разработка которых возможна, хотя обязательности их разработки не установлено.

Наряду с этим необходимо отметить два связанных с этим обстоятельства.

В пункте 23 Инструкции N 175 указано, что после окончания стажировки стажер должен пройти проверку знаний по вопросам охраны труда.

Проверка знаний осуществляется комиссией в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 N 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (далее — постановление N 210). Результаты проверки знаний оформляются протоколом, и вносится запись в удостоверение по охране труда и личную карточку по охране труда (если она применяется).

После проверки знаний согласно пункту 30 Инструкции N 175 допуск рабочих к самостоятельной работе осуществляется руководителем организации (структурного подразделения) и оформляется приказом, распоряжением либо записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.

Графа 13 журнала регистрации инструктажа по охране труда согласно приложению 4 и графа 11 личной карточки по охране труда согласно приложению 3 к Инструкции N 175 озаглавлены: «Знания проверил, допуск к работе произвел (подпись руководителя организации (структурного подразделения), дата)».

С учетом изложенного получается, что должно проводиться две проверки знаний — комиссией и дополнительно лично руководителем организации (структурного подразделения).

Пунктом 14 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением N 210, установлено, что «билеты для проверки знаний работающих по рабочим профессиям по вопросам охраны труда разрабатываются на основе требований по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, локальных нормативных правовых актах организации, и утверждаются руководителем организации».

Из этого следует, что проверка знаний комиссией ограничивается проверкой только теоретических знаний и не предусматривает проверки приобретенных навыков безопасного выполнения работы, что является не менее важной целью проведения стажировки.

Аналогичные вопросы уместны и по проведению стажировки специалистов, связанных с ведением технологических процессов, эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, коммуникаций, зданий и сооружений, а также занятых на подземных работах.

Наряду с этим отметим также, что порядок допуска к самостоятельной работе указанных специалистов после окончания стажировки не определен. Представляется важным установить, каким образом должна определяться их готовность к самостоятельной работе, требуется ли издание приказа о допуске их к самостоятельной работе.

Отметим и еще одно обстоятельство. Согласно статье 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда. Такое же требование содержится в статье 17 Закона N 356-З.

В то же время пунктом 39 Инструкции N 175 установлено, что назначенные на должность руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях в срок не позднее месяца со дня назначения на должность.

Напрашивается вывод о том, что эта правовая норма противоречит указанным выше законодательным требованиям, так как допускает, что какой-то период времени, не превышающий одного месяца, имеет место работа специалиста, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда.

Как должна рассматриваться ситуация, если указанным работником в этот период будет допущено нарушение, приведшее к аварии, несчастному случаю?

Изложенное выше свидетельствует о необходимости издания нанимателями локального нормативного правового акта, регламентирующего указанные вопросы.

Проведение стажировки работников предусматривается и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23.10.2012 N 46 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (далее — Инструкция N 46), должна проводиться стажировка с целью подготовки водителей-стажеров к самостоятельной работе на основе совершенствования их профессиональных знаний и навыков, обеспечивающих безопасность дорожного движения, культуру обслуживания пассажиров и сохранность перевозимых грузов.

Отметим, что работа водителя автомобиля относится к работам с повышенной опасностью (пункт 36 «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, самоходных сельскохозяйственных машин и гусеничных тракторов» Типового перечня).

Таким образом, в силу установленных требований для водителей механических транспортных средств должны проводиться две стажировки. Возникает логичный вопрос о том, может ли быть совмещено во времени проведение двух стажировок, или они должны проводиться последовательно, и какая из них должна проводиться первой, а какая — второй.

Возникает и другой вопрос. Если стажировки будут совмещаться, то может ли быть один руководитель стажировки, или водителем-стажером будут руководить два наставника?

В соответствии с п. 5 Инструкции N 46 проведение стажировки водителя обеспечивается юридическим лицом, эксплуатирующим транспортное средство, самостоятельно либо на основании договоров с другими юридическими лицами, эксплуатирующими транспортные средства и имеющими возможности для проведения стажировки.

Инструкция N 46 определяет порядок проведения стажировки водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более одного года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут.

Стажировка водителей-стажеров должна проводиться на той марке (модели) автомобиля, на том маршруте (кроме автомобиля-такси и автомобильных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки), на котором они будут работать самостоятельно.

Для проведения стажировки водителей-стажеров юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства, определяется лицо из числа опытных водителей (далее — водитель-наставник).

Основаниями для определения того, кто может быть водителем-наставником, являются:

  • наличие общего стажа работы на марке (модели) автомобиля, на котором проводится стажировка, не менее трех лет;
  • наличие квалификации водителя 1 — 2-го класса;
  • отсутствие дорожно-транспортных происшествий по их вине на протяжении трех последних лет;
  • отсутствие за последний год работы нарушений трудовой дисциплины;
  • качественное выполнение производственных заданий.

Инструкцией N 46 дифференцированно установлена продолжительность стажировки для каждого водителя-стажера в зависимости от его стажа работы водителем механического транспортного средства и типа транспортного средства (автобус, автомобиль-такси, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, троллейбус, трамвай). Данная продолжительность составляет от 4 до 140 часов.

Основанием для допуска водителя-стажера к прохождению стажировки, назначения водителя-наставника, определения продолжительности стажировки и транспортного средства, на котором будет проходить стажировка, является приказ руководителя юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку.

Инструкцией N 46 установлены обязанности водителя-стажера и водителя-наставника, теоретическая и практическая части стажировки, а также ведение карточки стажировки. О результатах стажировки водитель-наставник дает письменное заключение о готовности водителя-стажера к самостоятельной работе.

Для проверки профессиональной пригодности водителя-стажера к самостоятельной работе юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства и осуществляющим стажировку, назначается комиссия.

По результатам проверки комиссия в карточке стажировки водителя дает заключение о возможности допуска водителя-стажера к самостоятельной работе.

Исходя из содержания Инструкции N 46 также возникает ряд вопросов:

  • требуется ли издание приказа о допуске водителя к самостоятельной работе после успешного прохождения стажировки;
  • возможно ли продление срока стажировки, на какой срок и каким образом это должно осуществляться;
  • каким должен быть количественный состав комиссии и кто должен быть в нее включен;
  • в каком порядке работает комиссия, должна ли она проверить как усвоение водителем-стажером теоретических знаний, так и освоение практических навыков;
  • предусмотрена ли доплата водителю-наставнику.

Инструкцией о порядке проведения стажировки работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30.06.2015 N 26 (далее — Инструкция N 26), предусмотрено, что стажировка должна проводиться с целью подготовки работников к самостоятельной работе, а также для подтверждения их профессиональной пригодности, формирования и практического закрепления непосредственно на рабочем месте знаний, умений и навыков, приобретенных при профессиональной подготовке.

В приложении 1 к Инструкции N 26 содержится Перечень профессий (должностей) работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих стажировке (далее — Перечень N 26).

Согласно пункту 64 «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава и сооружений железнодорожного транспорта, городского электрического транспорта» Типового перечня профессии, должности работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих стажировке, подпадают под действие указанного пункта и выполняемые ими работы относятся к работам с повышенной опасностью.

Таким образом, в силу установленных требований и для указанных работников должны проводиться две стажировки. И вновь возникает вопрос о том, может ли быть совмещено во времени проведение двух стажировок, или они должны проводиться последовательно, и какая из них должна проводиться первой, а какая — второй.

Инструкцией N 26 установлено, что проведение стажировки работника оформляется приказом руководителя организации либо уполномоченного им лица, в котором определяется руководитель стажировки и срок проведения первого и второго этапов стажировки.

Руководителем стажировки назначается наиболее опытный, высококвалифицированный работник, знающий особенности и специфику работы по профессии (должности) работника, подлежащего стажировке, и имеющий стаж практической работы по данной профессии (должности).

Стажировка работника осуществляется в соответствии с индивидуальным планом проведения стажировки, составленным руководителем стажировки по установленной форме и утверждаемым руководителем структурного подразделения, в котором работник проходит стажировку.

Работник, подлежащий стажировке, имеет право участвовать в разработке индивидуального плана стажировки и вносить предложения о его изменении, участвовать в обсуждении результатов стажировки.

Стажировка проводится в два этапа.

Первый этап стажировки состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает:

  • изучение нормативных правовых актов, в том числе локальных, технических нормативных правовых актов, содержащих правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
  • ознакомление с условиями работы.

Практическая часть включает отработку навыков работы на тренажерах.

Срок проведения первого этапа стажировки устанавливается в пределах минимального и максимального количества смен, предусмотренного для данной профессии (должности) согласно Перечню N 26.

Срок первого этапа стажировки может быть продлен приказом руководителя организации либо уполномоченного им лица в пределах максимального количества смен, определенного в Перечне N 26, в случае болезни работника, проходящего стажировку, отсутствия на работе по иным уважительным причинам, а также по предложению руководителя структурного подразделения работника при его неготовности ко второму этапу стажировки.

Второй этап стажировки включает осуществление соответствующих функций непосредственно на рабочем месте под контролем работника, определенного руководителем стажировки.

Период второго этапа стажировки может быть продлен приказом руководителя организации либо уполномоченного им лица в случае болезни работника, проходящего стажировку, отсутствия на работе по иным уважительным причинам, а также по предложению руководителя структурного подразделения при его неготовности к самостоятельной работе на срок до четырех смен.

Общий срок стажировки для вновь принимаемого работника не может превышать установленного ему срока предварительного испытания.

Согласно статье 28 ТК срок предварительного испытания не может превышать трех месяцев, не считая периода временной нетрудоспособности и других периодов, когда работник отсутствовал на работе.

По завершении второго этапа стажировки руководителем стажировки и руководителем структурного подразделения работника, проходящего стажировку, принимается решение о допуске работника к самостоятельной работе по профессии (должности).

Допуск работника к самостоятельной работе по профессии (должности) оформляется актом, подписанным руководителем структурного подразделения и руководителем стажировки, по форме согласно приложению 3 к Инструкции N 26. Работник подлежит ознакомлению с актом.

Необходимо отметить, что в указанной форме акта работник-стажер выступает не как лицо, которое ставит подпись об ознакомлении с указанным актом, а как лицо, участвующее в принятии соответствующего решения. Данное обстоятельство необходимо учесть в последующем.

Изложенное в данной статье свидетельствует о том, что некоторые вопросы, связанные с проведением стажировки работников, требуют совершенствования их правового нормирования.