В статье устанавливаются критерии для выработки определения «высококвалифицированный трудящийся-иммигрант» в целях дальнейшего применения данного термина в законодательстве Республики Беларусь, регулирующем трудовые отношения с иностранными гражданами, и введения для данной категории работников упрощенной процедуры трудоустройства.
Введение
С целью совершенствования государственной инновационной политики Республики Беларусь поставлена задача обеспечить экономическое и социальное развитие страны за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества [1].
Для наукоемкой экономики важна направленная на создание нового инновационного продукта деятельность предприятий государственного и частного сектора, а также обязательная коммерциализация, осуществление которой обеспечивают высококвалифицированные специалисты. Поэтому как никогда актуален вопрос сохранения и увеличения в стране, особенно в период экономического кризиса, количества работающих квалифицированных кадров.
Президент Республики Беларусь 14 мая 2015 г. на совещании, посвященном текущей ситуации на рынке труда и социальной защите населения [2], озвучил необходимость сохранения квалифицированных кадров. На увеличение числа безработных влияние оказывают процессы внешней трудовой миграции. В частности, в 2014 г. в три раза увеличился приток трудящихся-иммигрантов из Украины, которые в основном были трудоустроены на рабочие специальности.
Считаем, что требуется создать условия для притока в Республику Беларусь высококвалифицированных специалистов. Соответственно цель работы — выработать единое понимание такой категории иностранных работников, как высококвалифицированный трудящийся-иммигрант, и внести предложения о создании для этой категории более простых условий трудоустройства.
Основная часть
По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. более чем на 15000 человек увеличилось число иностранных граждан, прибывших в Республику Беларусь для осуществления трудовой деятельности. Из 37868 иммигрантов чуть более 5000 человек — руководители, а также квалифицированные специалисты.
За январь — сентябрь 2015 г. в Республику Беларусь с целью осуществления трудовой деятельности прибыли 24314 иностранцев, что лишь на 10 человек меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом руководители, квалифицированные работники и специалисты составляют около 5000 человек [3].
Таким образом, из года в год численность квалифицированных работников сохраняется примерно на уровне 5000 человек, или 1/4 от количества прибывших иностранных рабочих. Республика Беларусь достаточно привлекательна для иностранных работников, среди которых немалую долю составляют квалифицированные рабочие.
Вместе с тем информация о высококвалифицированных трудящихся-иммигрантах на сайте Министерства внутренних дел Республики Беларусь отсутствует. Полагаем, причина заключается в том, что эта категория иностранных работников отдельно не определяется и в законодательстве Республики Беларусь о внешней трудовой миграции не предусматривается.
Абзац десятый ст. 1 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2010 года N 225-З «О внешней трудовой миграции», регулирующего правоотношения в данной сфере, объединяет под общим термином «трудящиеся-иммигранты» иностранцев, не имеющих разрешения на постоянное проживание и прибывших на территорию нашей страны с целью трудоустройства или уже осуществляющих трудовую деятельность.
Дифференциация трудящихся-иммигрантов по каким-либо критериям не установлена, соответственно иностранные граждане и лица без гражданства, желающие осуществлять трудовую деятельность в Республике Беларусь, проходят четко регламентированную процедуру трудоустройства.
Так, до принятия на работу иностранца в соответствии с абзацем девятым части первой ст. 21 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года N 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» наниматель обязан в течение двух недель сообщить в письменной форме о вакансии в органы по труду, занятости и социальной защите [4] и предпринять попытку трудоустроить на свободное рабочее место гражданина Республики Беларусь или иностранца, постоянно проживающего на ее территории.
Принять на работу иностранца наниматель может только при наличии специального разрешения, подтверждающего право трудящегося-иммигранта на осуществление трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь (далее — специальное разрешение). Специальное разрешение выдает подразделение по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома или УВД облисполкома при наличии отрицательного заключения государственной службы занятости о подборе кадров среди зарегистрированных безработных граждан страны. Таким образом обеспечивается защита национального рынка труда.
Пункт 16.7 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156 [5], устанавливает сроки выдачи специального разрешения.
В настоящее время предусмотрено их сокращение до 7 дней в зависимости от сферы деятельности нанимателя либо его принадлежности к Парку высоких технологий либо членства в ассоциации «Инфопарк». Для остальных нанимателей независимо от сферы их деятельности (кроме инвестиционной) срок выдачи специального разрешения составляет 15 дней.
Кроме того, при принятии решения о выдаче специального разрешения учитывается специфика трудовой функции у конкретного нанимателя, например обязательное знание работником иностранного языка.
С момента принятия решения о необходимости приема на работу конкретного иностранного гражданина и до непосредственного начала его трудовой деятельности может пройти от двух недель до месяца с учетом обязательного обращения нанимателя в органы по труду, занятости и социальной защите в целях подбора кандидатуры на вакансию среди безработных граждан Республики Беларусь.
К сожалению, для нанимателя соблюдение процедуры трудоустройства иностранца часто экономически нецелесообразно и может иметь формальный характер, поскольку наниматель понимает, что в нашей стране специалистов с необходимой квалификацией (знаниями, умениями и навыками) либо нет, либо они уже трудоустроены.
Исходя из анализа статистических данных о привлекаемых на работу иностранцах, порядка трудоустройства, регламентированного законодательством о внешней трудовой миграции, и практики его применения, полагаем разумным в отношении иностранных граждан, трудоустраиваемых в Республике Беларусь, предусмотреть отдельную категорию «высококвалифицированные трудящиеся-иммигранты». Для них следует установить более упрощенную и краткосрочную процедуру трудоустройства.
Отметим, что понятия «квалифицированный специалист» и «высококвалифицированный специалист», а также производные от них (например, специалист высокой квалификации) используются в текстах нормативных правовых актов Республики Беларусь, но при этом легальное определение данных терминов (в частности, в законодательстве о труде) не закрепляется.
В соответствии с абзацем десятым части первой ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь под квалификацией понимается уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый аттестатом, дипломом, свидетельством и др. [6]. На основании данного определения можем выделить следующие условия отнесения работников к квалифицированным специалистам:
- прохождение работником общего или специального уровня подготовки;
- наличие документа государственного образца, подтверждающего полученный уровень образования.
Исходя из анализа положений Кодекса Республики Беларусь об образовании к квалифицированным специалистам могут быть отнесены работники, имеющие диплом о наличии среднего специального, профессионально-технического или высшего образования и (или) свидетельство о повышении квалификации, переподготовке, профессиональной подготовке [7]. Таким образом, о квалифицированности сотрудника свидетельствует подтвержденный уровень подготовки (знания, умения и навыки), необходимый для выполнения работы определенной сложности в рамках профессии, специальности или должности.
В отношении применения в законодательстве Республики Беларусь термина «высококвалифицированный специалист» отметим, что к данной категории работников причисляют тех, кто, кроме диплома о наличии высшего образования, обладает знаниями, умениями и навыками, а также стажем работы по специальности (в отрасли), как правило, не менее пяти лет.
Бесспорно, высококвалифицированными специалистами являются работники, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук. Так, согласно части первой ст. 91 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть высококвалифицированный специалист в области права, имеющий, как правило, ученую степень [8].
В Республике Беларусь «термин высококвалифицированный специалист» используется в законодательстве, регулирующем различные общественные отношения.
Например, Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. N 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», закрепляет определение рассматриваемого термина и относит к числу высококвалифицированных специалистов научных работников высшей квалификации; лиц, получивших послевузовское образование, высшее образование второй ступени; специалистов, имеющих стаж работы по специальности не менее пяти лет [9].
Таким образом, высококвалифицированными специалистами следует считать работников, которые имеют как минимум высшее образование и определенный стаж работы по специальности (в отрасли).
По нашему мнению, к числу высококвалифицированных специалистов можно отнести не только лиц, получивших высшее либо послевузовское образование, но и работников со средним специальным уровнем образования, обладающих необходимой квалификацией для выполнения трудовой функции, имеющих стаж по специальности (в отрасли) и достигших за период профессиональной деятельности значительных результатов. Такие специалисты востребованы на рынке труда и вносят ощутимый вклад в развитие экономики страны.
С целью установления более точных критериев для определения термина «высококвалифицированный трудящийся-иммигрант» полагаем разумным рассмотреть вопросы правового регулирования труда иностранных граждан с высокой квалификацией в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им определенной величины заработной платы (вознаграждения) [10].
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации есть два основных критерия для отнесения иностранного работника к числу высококвалифицированных специалистов: наличие опыта работы, навыков или достижений в конкретной области деятельности, а также дохода от трудовой деятельности не менее величины, предусмотренной Законом N 115-ФЗ.
При этом работодатель самостоятельно проводит оценку уровня квалификации и компетентности иностранного работника и принимает решение привлекать его к работе в качестве высококвалифицированного специалиста. Требование о наличии определенного уровня образования у иностранных работников Закон N 115-ФЗ не закрепляет.
Полагаем, что признание трудящегося-иммигранта в качестве высококвалифицированного специалиста в зависимости от уровня дохода является неоправданным.
Как отмечает Н.Е.Охлопкова [11], преференции Закона N 115-ФЗ в части оплаты труда высококвалифицированных иностранных специалистов равнозначны дискриминации аналогичных российских специалистов, поскольку предполагается, что работодатель, который готов заплатить заработную плату определенного размера, привлекает высококвалифицированного специалиста.
Руководствуясь указанным принципом, работодатель может и дворника отнести к категории высококвалифицированных специалистов, оценив наличие у него опыта работы, навыков и достижений в области уборки дворовых территорий.
В целом соглашаясь с мнением Н.Е.Охлопковой, считаем, что является необоснованным включение в определение термина «высококвалифицированный трудящийся-иммигрант» такого условно оценочного критерия, как соответствующий уровень заработной платы.
Государства Европейского союза также заинтересованы в привлечении высококвалифицированных специалистов. Об этом свидетельствует нормы Директивы 2009/50/ЕС от 25 мая 2009 г. «Об установлении условий въезда и пребывания граждан третьих стран в целях высококвалифицированной работы».
Термин «высококвалифицированная работа» означает работу лица, которое:
- независимо от вида правовой связи пользуется в соответствующем государстве — члене Европейского союза защитой в качестве работника в рамках национального законодательства о труде и (или) в соответствии с национальной практикой по поручению или под руководством другого лица;
- получает за свою работу заработную плату и обладает требуемой компетенцией надлежащего и специального характера, подтверждаемой высокой профессиональной квалификацией.
В свою очередь, высокая квалификация определяется как квалификация, удостоверенная дипломом о высшем образовании или, когда это предусматривается национальным законодательством, подтвержденная не менее чем пятилетним профессиональным опытом на уровне, сопоставимом с дипломом о высшем образовании [12].
Заключение
На основании проведенного анализа применения в национальном законодательстве терминов «квалифицированный специалист» и «высококвалифицированный специалист», относящихся к данным терминам критериев, изучения зарубежного опыта правового регулирования труда высококвалифицированных иностранцев, полагаем, что высококвалифицированный трудящийся-иммигрант — это иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь и въехавший на ее территорию для трудоустройства у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий трудовую деятельность в Республике Беларусь, имеющий документально подтвержденное образование, соответствующее среднему специальному, высшему или послевузовскому, обладающий квалификацией и опытом работы по специальности (в отрасли) не менее двух лет, за период профессиональной деятельности достигший значительных результатов, а также являющийся востребованным специалистом на рынке труда.
Кроме закрепления термина «высококвалифицированный трудящийся-иммигрант» в законодательстве о внешней трудовой миграции, считаем необходимым совершенствовать процедуру привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов и сделать ее максимально упрощенной и минимальной по времени, чтобы она не создавала ненужного бюрократического барьера при трудоустройстве таких специалистов.
Резюме
В статье на основании анализа применения в законодательстве Республики Беларусь терминов «квалифицированный специалист» и «высококвалифицированный специалист», практики трудоустройства иностранцев в Республике Беларусь, изучения зарубежного опыта правового регулирования привлечения иностранных граждан с высокой квалификацией для осуществления ими трудовой деятельности устанавливаются критерии для выработки определения термина «высококвалифицированный специалист», а также формулируется его определение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2012 г., N 425-З
2. Совещание о текущей ситуации на рынке труда и социальной защите населения [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал Президента Респ. Беларусь. — Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/soveschanie-o-tekuschej-situatsii-na-rynke-truda-i-sotsialnoj-zaschite-naselenija-11371. — Дата доступа: 04.11.2015.
3. Учет трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов за 2015 год [Электронный ресурс] // Офиц. сайт М-ва внутренних дел Респ. Беларусь. — Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=16721. — Дата доступа: 04.11.2015.
4. О занятости населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 15 июня 2006 г., N 125-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.01.2015 г.
5. Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 февр. 2012 г., N 165
6. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 26 июля 1999 г., N 296-З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2015 г.
7. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]: 13 янв. 2011 г., N 243-З: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 г.
8. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс]: 29 июня 2006 г., N 139-З: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 г.
9. О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 дек. 2013 г., N 563
10. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон, 25 июля 2002 г., N 115-ФЗ: в ред. Федер. закона от 13.07.2015 г.
11. Охлопкова, Н.Е. Актуальные проблемы правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан / Н.Е.Охлопкова // Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики [Электронный ресурс]: монография / Е.С.Батусова, И.Я.Белицкая, Э.Н.Бондаренко и др.; отв. ред. Ю.П.Орловский
12. Бекяшев, Д.К. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции [Электронный ресурс]: монография / Д.К.Бекяшев, Д.В.Иванов