Особенности реализации института замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания в странах СНГ

В системе мер формирования позитивного правомерного поведения осужденных к уголовным наказаниям особое место отводится институту замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Реализация данного института в правоприменительной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы выступает действенным стимулом соблюдения осужденными установленных законодательством норм и правил поведения, выступает одним из условий успешного исправления и скорейшего возвращения лица в общество. Изменение вида назначенного по приговору суда уголовного наказания, применяемое на основе тщательного изучения результатов применения к осужденному средств исправления, предусмотренных ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, представляет собой фактическую оценку и реагирование администрации органов и учреждений уголовно-исполнительной системы на позитивные изменения в поведении осужденных в зависимости от степени их исправления. В результате этого существенно преобразуются как правовое положение осужденных в сторону снижения степени применяемых правоограничений и одновременного расширения правомочий осужденного, так и условия отбывания наказания.

Необходимо отметить, что институт замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания по своему содержанию можно отнести к числу основных законных интересов осужденных к лишению свободы. По нашему мнению, изучение особенностей реализации рассматриваемого института в странах Содружества Независимых Государств будет способствовать обобщению положительного опыта, который может быть учтен в ходе дальнейшей реализации требований Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 23.12.2010 N 672 (далее — Концепция).

В соответствии со ст. 80 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК Российской Федерации) лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы, суд с учетом его поведения может заменить оставшуюся неотбытую часть наказания более мягким видом наказания. Как видим, претендовать на данный законный интерес могут все категории осужденных к лишению свободы.

Примечательно, что Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее — УК Республики Казахстан) предусматривает возможность замены оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом только в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за преступления небольшой, средней тяжести и тяжкие преступления. Кроме этого, согласно ч. 2 и 4 ст. 71 УК Республики Казахстан анализируемый институт не применяется в отношении лиц, совершивших преступления в составе организованной группы, преступного сообщества (преступной организации), транснациональной организованной группы, транснационального преступного сообщества (транснациональной преступной организации) или устойчивой вооруженной группы (банды), а также осужденным за террористические преступления.

Как и при реализации законного интереса на изменение вида исправительного учреждения, во всех рассматриваемых странах для рассмотрения судом вопроса о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания необходимо не только соответствующее поведение осужденного (материальное основание), но и фактическое отбытие установленной в законе части срока наказания (формальное).

Однако материальное основание замены осужденному наказания более мягким в законодательстве не раскрывается. И если в Уголовном кодексе Украины об этом вообще ничего не сказано, то в УК Российской Федерации и УК Республики Казахстан оно обозначено посредством фразы «с учетом его поведения». Такие предписания законодателя, на наш взгляд, нельзя отнести к числу конкретных. Следовательно, суду предоставлено право интерпретации указанного основания с учетом юридической природы замены неотбытой части наказания, его сопоставления с характеристикой оснований условно-досрочного освобождения. Для единообразного толкования нормы закона в России принято постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 N 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания», которое четко разъясняет механизм применения судами этих институтов.

В свою очередь, в Казахстане также принято постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 25.12.2007 N 10 «Об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания», которое направлено на однообразное применение норм закона в процессе отправления правосудия.

Следует отметить, что согласно ст. 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный, его адвокат, законный представитель наделены правом обращения в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Фактически осуществляется заявительный принцип реализации рассматриваемого института, чего нет ни в Казахстане, ни в Украине.

Таким образом, с учетом проведенного анализа мы можем выделить следующие основные признаки законного интереса осужденного к лишению свободы на замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

  1. Претендовать на замену неотбытой части наказания в России и Украине могут осужденные к лишению свободы независимо от тяжести совершенного преступления, а в Казахстане — только лица, отбывающие лишение свободы за преступления небольшой, средней тяжести и тяжкие преступления. Кроме этого, в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан рассматриваемый институт не применяется в отношении лиц, совершивших преступления в составе организованной группы, преступного сообщества (преступной организации), транснациональной организованной группы, транснационального преступного сообщества (транснациональной преступной организации) или устойчивой вооруженной группы (банды), а также террористические преступления.
  2. Необходимость фактического отбытия наказания в виде лишения свободы для применения института замены неотбытой части наказания более мягким зависит от тяжести совершенного преступления. При этом в России установлены повышенные сроки обязательного отбытия наказания за совершение преступлений против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних и за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней).
  3. В законодательстве России, в отличие от Казахстана и Украины, закреплена возможность осужденного, его адвоката или законного представителя обращаться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Как нам представляется, подобный подход служит одной из гарантий обеспечения реализации данного законного интереса и исключения фактов субъективного подхода к принятию решения со стороны администрации учреждений уголовно-исполнительной системы.

На наш взгляд, при реализации предусмотренной Концепцией задачи повышения эффективности исправительного и предупредительного воздействия наказаний и иных мер уголовной ответственности, досрочного освобождения от наказаний подобный заявительный подход может быть учтен и реализован путем внесения изменений и дополнений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь.