Особенности трудоустройства граждан государств — членов Евразийского экономического союза

Правовое регулирование:

  • Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Договор о ЕАЭС), вступивший в силу с 01.01.2015;
  • Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 N 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон N 225-З);
  • Закон Республики Беларусь от 31.01.1995 N 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» (далее — Закон N 3563-XII);
  • Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (далее — Положение об уплате обязательных страховых взносов).

Разъяснения о применении положений о социальном обеспечении (социальном страховании) Договора о ЕАЭС в целях начисления страховых взносов в бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН) (далее — Разъяснения ФСЗН) размещены на сайте ФСЗН http://www.ssf.gov.by/priside/statesocialinsurance/copy_debitors_412.

Сведения о государствах — членах Евразийского экономического союза.

Республика Беларусь, Российская Федерация и Республика Казахстан стали членами ЕАЭС при его учреждении в соответствии со вступившим в силу с 1 января 2015 г. Договором о ЕАЭС (преамбула, п. 1 ст. 1, ст. 2, 113 Договора о ЕАЭС, Заявление о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (совершено 10.10.2014)), а Республика Армения — со 2 января 2015 г. (ст. 1, 6 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014)).

23 декабря 2014 г. в г. Москве подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС) (вступает в силу в соответствии со ст. 11 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС).

Примечание. При приеме на работу граждан Кыргызской Республики необходимо обращать внимание на то, вступил ли Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС в силу или нет.

Основные особенности правового статуса иностранных граждан государств — членов Евразийского экономического союза.

Отличительными правами граждан государств — участников Договора о ЕАЭС (в отличие от иных трудящихся-иммигрантов (см. Закон N 225-З)) являются:

1) обязательное социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей.

По общему правилу (т.е. для всех иных иностранных граждан) согласно абз. 4 ч. 2 ст. 7 Закона N 3563-XII работающим в Республике Беларусь иностранным гражданам предоставляется право участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию. О своем желании участвовать в таких отношениях они (иностранные граждане) сообщают работодателю в письменной форме, т.е. путем подачи заявления (ч. 2 п. 6 Положения об уплате обязательных страховых взносов).

То есть до 01.01.2015 в отношении граждан Российской Федерации, Республики Казахстан и до 02.01.2015 — в отношении граждан Республики Армения при отсутствии их письменного заявления не требовалось отчислять взносы на социальное страхование (6% <1>) (а также, как и в настоящее время, на пенсионное) в ФСЗН, а соответственно оформлять документы персонифицированного учета по формам ПУ-1, ПУ-2 (приложения 1 и 2 к Правилам индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 N 837) и т.п.

<1> Часть 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 N 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь».

Специфика. Договором о ЕАЭС, заменившим, в частности, Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010 между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации), установлено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (ч. 1 п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС).

Согласно абз. 9 п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС под социальным обеспечением (социальным страхованием) понимается обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование.

Согласно Разъяснениям ФСЗН граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Армения, осуществляющие трудовую деятельность в Республике Беларусь, за которых уплачиваются взносы в бюджет фонда, имеют право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, независимо от статуса их проживания на территории Республики Беларусь (временно пребывающие, временно или постоянно проживающие), на тех же условиях, в тех же размерах и в том же порядке, что и граждане Республики Беларусь. При назначении и выплате указанных пособий применяются нормы законодательства Республики Беларусь (в частности, нормы Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 N 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 N 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», и других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственного социального страхования).

Примечание. В части участия в отношениях по пенсионному обеспечению (страхованию) Договор о ЕАЭС не устанавливает специальных (особых) требований, т.е. применяются общие правила, что подразумевает добровольное участие в них иностранных граждан (если, конечно, иными международными договорами не предусмотрено иное). Так, согласно п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами;

2) возможность работать также (наравне с трудовым договором) на основании гражданско-правового договора (см., например, абз. 10 п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).

В разделе XXVI Договора о ЕАЭС, посвященном трудовой миграции, в качестве трудовой деятельности выделяют также работу (наем) по гражданско-правовому положению. Так, согласно определению трудовой деятельности, приведенному в абз. 10 п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС, это деятельность на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, осуществляемая на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства. В абз. 6 п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС определено, что заказчик работ (услуг) — это юридическое или физическое лицо, которое предоставляет трудящемуся государства-члена работу на основании заключенного с ним гражданско-правового договора в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством государства трудоустройства.

При этом при найме на работу по гражданско-правовому договору на трудящихся распространяются, по сути, те же гарантии, что и на работающих по трудовому договору, а именно:

  • заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС);
  • срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг) (п. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС);
  • граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС);
  • в случае досрочного расторжения гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый гражданско-правовой договор (или трудовой договор) (п. 9 ст. 97 Договора о ЕАЭС);
  • социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС);
  • по требованию трудящегося государства-члена (в том числе бывшего) заказчик работ (услуг) обязан на безвозмездной основе выдать ему справку (справки) и (или) заверенную копию справки (справок) с указанием профессии (специальности, квалификации и должности), периода работы и размера заработной платы в сроки, установленные законодательством государства трудоустройства (п. 7 ст. 98 Договора о ЕАЭС).

Напомним, что одним из основных национальных документов, регулирующих трудоустройство по гражданско-правовым договорам, является Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 N 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам»;

3) признание документов об образовании.

Согласно п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании (за исключением документов, необходимых для занятия педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью).

Напомним, что в отношении документов об образовании различают:

  • легализацию (т.е. подтверждение того, что документ, выданный уполномоченным лицом, соответствует законодательству страны, в которой он выдан);
  • подтверждение эквивалентности (т.е. подтверждение академических и профессиональных прав, предоставляемых документами об образовании).

Также в п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС установлены исключения из общего правила о признании документов об образовании. Так:

  • трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства;
  • документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов, признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Отметим, что работодатели (заказчики работ (услуг)) вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на язык государства трудоустройства, а также в случае необходимости в целях верификации документов об образовании трудящихся государств-членов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы. Отметим, что последнее право позволяет расширить возможность реализации обязанности нанимателя, закрепленной в ч. 2 ст. 54 Трудового кодекса Республики Беларусь. Напомним, что согласно указанной норме в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании наниматель обязан направить запрос в республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику в сфере образования, о подтверждении факта его выдачи конкретному лицу. То есть наниматель в случае сомнения в подлинности документов, выданных в государствах — членах ЕАЭС, может сделать соответствующий запрос (верификацию).

Примечание. В отношении граждан Российской Федерации это не является чем-то новым. Так, легализировать документы, выданные в России для работы в Беларуси, не требуется в силу ч. 1 ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (заключено в г. Москве 15.04.1994), согласно которой без легализации на территории Республики Беларусь признаются дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы. Переводить такие документы также нет необходимости, так как русский язык в Республике Беларусь является одним из государственных языков.

Признавать эквивалентность (в России преимущественно используется термин «нострификация»), например, в порядке, предусмотренном п. 3 Положения о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2011 N 981, в абсолютном большинстве случаев не требуется. Это следует из Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (подписан в г. Москве 25.12.1998), Договора о создании Союзного государства (подписан в г. Москве 08.12.1999) и Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (заключено в г. Москве 27.02.1996) (для работы белорусов в России см. также письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.06.2005 N 01-291/05-01 «Об эквивалентности документов об образовании, выданных в Белоруссии, на территории Российской Федерации»).

Также Договор о ЕАЭС предоставляет следующие права:

  • нет ограничений по защите национального рынка труда (п. 1 ст. 97);
  • не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (п. 1 ст. 97);
  • трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства (т.е. регулируется так же, как прием граждан Республики Беларусь) с учетом особенностей Договора о ЕАЭС (п. 4 ст. 97);
  • срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг) (п. 5 ст. 97);
  • освобождение от обязанности регистрации (постановки на (миграционный) учет) в течение 30 суток с даты въезда (п. 6 ст. 97);
  • в случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор (п. 9 ст. 97);
  • трудящийся государства-члена имеет право вступать в профессиональные союзы наравне с гражданами государства трудоустройства (п. 5 ст. 98);
  • по требованию трудящегося государства-члена (в том числе бывшего) работодатель (заказчик работ (услуг)) обязан на безвозмездной основе выдать ему справку (справки) и (или) заверенную копию справки (справок) с указанием профессии (специальности, квалификации и должности), периода работы и размера заработной платы в сроки, установленные законодательством государства трудоустройства (п. 7 ст. 98);
  • дети трудящегося государства-члена, совместно проживающие с ним на территории государства трудоустройства, имеют право на посещение дошкольных учреждений, получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п. 8 ст. 98).

Итак, в связи с формированием Единого экономического пространства происходит унификация правил трудоустройства работников из стран — членов ЕАЭС: граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Однако такая унификация не должна расслаблять внимание, т.к. наравне с Договором о ЕАЭС продолжают действовать двусторонние договоры, которые могут улучшать положение отдельных (категорий) граждан стран — членов ЕАЭС. Например, согласно Договору о ЕАЭС оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно только в экстренной форме или если это скорая медицинская помощь. А вот граждане России, если они, в частности, постоянно проживают в Республике Беларусь или временно проживают на территории Республики Беларусь и работают в организациях Республики Беларусь по трудовым договорам, имеют право на бесплатное лечение наравне с гражданами Беларуси (см. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь (заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006)).