Осуществление прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан (часть 3)

4.4.6. Ответственность за нарушения требований правил охраны труда и техники безопасности.

За нарушения в сфере охраны труда установлены следующие виды ответственности:

а) дисциплинарная (ст. 197 — 204 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)). В частности, основанием для расторжения трудового договора по инициативе нанимателя является однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников (п. 9 ст. 42 ТК).

Помимо оснований, предусмотренных ТК, работники (руководители организаций) привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения согласно следующим нормам:

  • подпункту 1.4 п. 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 N 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее — Директива N 1);
  • пункту 2.10 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет N 29);
  • подпункту 4.2 п. 4 и п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 N 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет N 5).

В соответствии с подп. 3.5 п. 3 Декрета N 5 в случае нарушения работником производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекшего причинение организации ущерба в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы работников Республики Беларусь, наниматель вправе произвести его увольнение.

Такое нарушение является грубым нарушением трудовых обязанностей, и его совершение влечет увольнение на основании абз. 6 подп. 6.2 п. 6 Декрета N 5 в порядке, установленном п. 7 Декрета N 5.

В день издания приказа (распоряжения) об увольнении или в день увольнения работника по данному основанию наниматель уведомляет об этом профсоюз.

Подпунктом 3.3 п. 3 Декрета N 5 введена самостоятельная мера дисциплинарного взыскания в виде лишения полностью либо частично дополнительных выплат стимулирующего характера. К дополнительным выплатам стимулирующего характера при реализации подп. 3.3 п. 3 Декрета N 5 следует относить ежемесячные, ежеквартальные премии, повышение тарифной ставки (оклада) до 50% согласно подп. 2.5 п. 2 Декрета N 29 и другие выплаты стимулирующего характера, предусмотренные локальными нормативными правовыми актами.

Данная мера дисциплинарного взыскания применяется к работникам, допустившим нарушения производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, на срок до 12 месяцев.

Пункт 6 Декрета N 5 закрепляет, что наниматель может расторгнуть трудовой договор (контракт) до истечения срока его действия по основаниям, признаваемым Декретом N 5 дискредитирующими обстоятельствами увольнения.

Основания увольнения, перечисленные в п. 6 Декрета N 5, в большинстве случаев согласуются с ранее предусмотренными в законодательных актах Республики Беларусь основаниями, включая прогул, в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин (п. 5 ст. 42 ТК). Исходя из этого записи об основаниях прекращения трудового договора (контракта) производятся в трудовой книжке в точном соответствии с формулировками ТК.

Процедуру увольнения работника по основанию, установленному п. 5 ст. 42 ТК, как и ранее, определяет гл. 14 «Дисциплинарная ответственность работников» ТК, поскольку данное основание увольнения согласно п. 3 ч. 1 ст. 198 ТК относится к числу мер дисциплинарного взыскания.

При этом следует учитывать, что в силу положений п. 7 Декрета N 5 до увольнения работника по указанному основанию, признаваемому Декретом N 5 дискредитирующим обстоятельством увольнения, наниматель обязан провести проверку допущенных работником нарушений и оформить ее результаты актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника.

Обращаем внимание, что такие акты (служебные записки) и объяснения должны храниться в организации не менее пяти лет.

Кроме того, в силу нормативных предписаний ст. 46 ТК расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (ст. 42 ТК, кроме п. 2 и 7) производится после предварительного, но не позднее чем за две недели уведомления профсоюза.

В случаях, определенных коллективными договорами и соглашениями, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия профсоюза;

б) административная, включающая следующие составы:

  • ст. 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) (нарушение правил по охране труда);
  • ст. 9.19 КоАП (нарушение законодательства о труде) (в части аттестации рабочих мест по условиям труда);
  • ст. 9.20 КоАП (сокрытие страхового случая) и др.;

в) уголовная, где наряду с общим составом ст. 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) (нарушение правил охраны труда) имеются специальные:

  • ст. 302 УК (нарушение правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ);
  • ст. 303 УК (нарушение правил безопасности горных или строительных работ);
  • ст. 304 УК (нарушение правил пожарной безопасности).

4.5. Профилактика предупреждения возникновения угроз жизни и здоровью работников.

Предупреждение возникновения угроз жизни и здоровью является частью мер по охране труда. К ним относятся:

  • запрет на применение труда женщин (ст. 262 ТК, Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, установленный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12.06.2014 N 35);
  • запрет на применение труда лиц моложе 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 274 ТК, Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, установленный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 N 67);
  • ограничения на выполнение отдельных видов работ (ст. 10 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З «Об охране труда»), если они противопоказаны по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению;
  • обязанность нанимателя организовать проведение предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с приложением 2 к Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 N 47 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь», есть необходимость в профессиональном отборе, а также во внеочередном медицинском осмотре при ухудшении состояния здоровья работника. При этом на время прохождения указанных медицинских осмотров за работником сохраняются его место работы (должность) и средний заработок.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан:

  • обеспечить выдачу бесплатно работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств по нормам и в порядке, определенных Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларуси от 30.12.2008 N 209, а также постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 N 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами»;
  • организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) средств индивидуальной защиты.

Согласно ст. 231 ТК нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогрева, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение. Работники горячих цехов и участков должны быть обеспечены газированной подсоленной водой. Производственные участки и транспортные средства оснащаются аптечками первой помощи с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

К мерам профилактики также относятся мероприятия по предупреждению употребления спиртных напитков, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы, в числе которых:

  • недопуск к работе. Согласно п. 16 Инструкции о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.12.2013 N 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения», отказ работающего от прохождения предсменного медицинского осмотра, равно как и нахождение работающего в состоянии опьянения, является основанием для недопуска его к работе;
  • отстранение от работы работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (п. 1 ч. 2 ст. 49 ТК), в том числе за отказ от освидетельствования;
  • расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный срок, а также срочного трудового договора до истечения срока его действия за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы (п. 7 ст. 42 ТК).

Если с работником заключен контракт, то увольнение как мера дисциплинарной ответственности за распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы должно быть применено нанимателем в обязательном порядке (подп. 1.4 п. 1 Директивы N 1).

4.6. Надзор за обеспечением гарантий особых категорий работников.

4.6.1. Надзор за реализацией норм трудового законодательства, регулирующих труд наиболее уязвимых категорий работников.

В частности, нормы гл. 19 — 21 ТК определяют особенности регулирования труда женщин, молодежи и инвалидов, в том числе содержат соответствующие гарантии осуществления ими трудовой деятельности.

Например, обеспечение гарантий беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, одиноким матерям, имеющим детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет), предполагает:

  • запрет на привлечение женщин к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также подземных работ, к выполнению работ, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы (ст. 262 ТК);
  • запреты и ограничения ночных, сверхурочных работ, работ в государственные праздники, праздничные, выходные дни и направления в служебную командировку (ст. 263 ТК);
  • возможность перевода на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 264 ТК);
  • запрет на их увольнение по инициативе нанимателя при отсутствии их вины (ст. 268 ТК);
  • предоставление матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, дополнительного свободного от работы дня (ст. 265 ТК) и др.

Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются гарантиями, установленными ТК, иными актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями.

Условия труда и отдыха инвалидов регламентированы ст. 287 ТК.

4.6.2. Надзор за предоставлением компенсаций в связи с вредными и опасными условиями труда, в числе которых:

  • оплата труда в повышенном размере за работы на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст. 62 ТК);
  • бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, осуществляемое в соответствии с нормами Положения о порядке предоставления и определения объемов компенсации в виде бесплатного обеспечения лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2014 N 491, Правил бесплатного обеспечения работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2002 N 260 «О бесплатном обеспечении работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами».

Указанные льготы предоставляются, как правило, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 N 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда».

В служебных командировках или при разъездном характере работы работнику, имеющему право на бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, выплачивается денежная компенсация на их приобретение на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

  • сокращенный рабочий день (ст. 113 ТК, Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, установленный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 07.07.2014 N 57 «О некоторых вопросах предоставления компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени»);
  • дополнительный отпуск (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2008 N 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы»).

5. Меры прокурорского реагирования, применяемые по фактам нарушений трудовых прав граждан.

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования, предусмотренные ст. 27 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон о прокуратуре).

На основании ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях прокурору предоставлено право составления протоколов об административных правонарушениях по нижеперечисленным составам:

по ст. 9.16 КоАП за:

  • необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами государственной службы занятости населения в счет брони;
  • отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускника государственного учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, в соответствии с договором (заявкой) на обучение, заключенным между указанными учреждением образования и нанимателем, а равно иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным;

по ст. 9.19 КоАП за:

  • нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы;
  • непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения;
  • иные нарушения законодательства о труде, кроме вышеназванных, а также нарушение правил охраны труда, нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений, причинившие вред работнику.

Прокурор имеет право и обязан требовать устранения нарушений законности в деятельности всех органов и должностных лиц, в том числе и других контрольных (надзорных) органов.

6. Участие прокурора в суде по трудовым спорам.

Суды Республики Беларусь ежегодно рассматривают значительное число дел, вытекающих из трудовых правоотношений. Данные судебной статистики свидетельствуют о высоком уровне удовлетворяемости исков работников, что говорит о частоте нарушений, допускаемых нанимателем. Так, в 2014 году из 10855 исков работников суды удовлетворили 6542 (60,3%).

Одной из категорий трудовых споров является трудовой спор о восстановлении работника на работе, разрешаемый в порядке искового производства. В частности, в 2014 году суды из 735 рассмотренных дел о восстановлении на работе удовлетворили иски по 211 делам (42,03% от числа дел с вынесением решения).

Участие прокурора в разбирательстве гражданского дела обязательно в случаях, когда дело возбуждено по заявлению прокурора, когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом, а также в иных случаях.

Справочно. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ГПК) не содержит норм, обязывающих прокурора участвовать в судебных разбирательствах о восстановлении трудовых прав граждан. Вместе с тем в соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 27.03.2009 N 27 «Об организации надзора за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам» на прокуроров возложена обязанность участвовать в судебных разбирательствах гражданских дел о восстановлении на работе.

Задачи прокурора в гражданском процессе, методы и формы их осуществления определены ст. 4, 32, 33 Закона о прокуратуре. Полномочия его в гражданском процессе отражены в гл. 10 «Прокурор» ГПК.

Часть 1 ст. 81 ГПК не ограничивает право прокурора инициировать возбуждение любого гражданского дела, подведомственного суду (исковое, из административно-правовых отношений, особого, приказного производства), если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также юридических лиц и граждан.

Обращение в суд с заявлением в защиту интересов определенных законом субъектов является правом прокурора.

Принимая участие в рассмотрении конкретного трудового спора, прокурор обязан обеспечить защиту не только нарушенных прав работников, но и прав и интересов нанимателей.

При рассмотрении трудовых споров следует руководствоваться законодательством о труде Республики Беларусь, а также разъяснениями Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, в частности постановлениями:

  • от 29.03.2001 N 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее — постановление от 29.03.2001 N 2);
  • от 26.03.2002 N 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей»;
  • от 26.06.2008 N 4 «О практике рассмотрения трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников»;
  • от 28.06.2012 N 4 «О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников» и др.

При рассмотрении споров уволенных работников о восстановлении на работе по делам, связанным с контрактной формой найма, необходимо учитывать предоставленные отдельным категориям работников (работникам предпенсионного возраста, женщинам, находящимся в отпуске по беременности и родам, матери (отцу ребенка вместо матери, опекуну), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет) гарантии на продление трудовых отношений (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 N 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 29»).

Наряду с указанными выше нормативными положениями, коллективные договоры отдельным категориям работников могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством гарантии на продление трудовых отношений.

Недопустимо увольнение по истечении срока контракта добросовестно работающего и не допускающего нарушений дисциплины работника, на которого распространяются гарантии, указанные в законодательстве и (или) коллективном договоре.

В процессе разрешения спора о восстановлении работника на работе истец на основании ч. 3 ст. 61 ГПК может изменить основание или предмет иска и в случае нежелания продолжать работу у данного нанимателя потребовать изменить формулировку увольнения.

В связи с этим необходимо учитывать, что согласно ч. 4 п. 49 постановления от 29.03.2001 N 2 при обоснованном увольнении лица за виновные действия суд не вправе изменить формулировку причины увольнения на увольнение по собственному желанию работника.

7. Информационно-аналитическое обеспечение прокурорской деятельности.

Аналитическая работа в органах прокуратуры по обеспечению законности в сфере реализации трудовых прав граждан должна строиться на основе дифференцированного подхода, с акцентом на наиболее актуальных проблемах, существующих в конкретно взятом регионе. Большое значение должно придаваться анализу состояния законности по конкретным отраслевым объектам с учетом их социальной значимости, а также количества и характера совершаемых правонарушений.

Выявление нарушений трудовых прав работников обеспечивается прокурором в процессе проведения общенадзорной проверки путем умелого и высококвалифицированного использования предоставленных ему законом полномочий. С этой целью в ходе проверки прокурор вправе знакомиться с соответствующими материалами и документами, статистическими формами отчетности, материалами проверок органов надзора и контроля.

Так, большая часть интересующих прокурора сведений содержится в организационно-распорядительных и других внутренних документах работодателя. Это в первую очередь личные дела работников, которые состоят из подборки основных документов по отдельному работнику (личная карточка, приказы, трудовой договор, договор о полной материальной ответственности, медицинское заключение и многое другое). Из них можно узнать личные данные работников (возраст, образование и т.п.), информацию о поощрениях и наложенных взысканиях, изменениях условий труда. Одним из основных документов, подтверждающих факт и стаж работы, является трудовая книжка работника, которая также должна храниться и вестись работодателем.

Помимо индивидуальных документов на каждого работника прокурору следует обращать внимание на коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, графики отпусков, положения о премировании, должностные инструкции и т.п.

Важная для проверяющих информация содержится в статистических формах отчетности, таких как: форма государственной статистической отчетности 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о выполнении мероприятий действующих республиканской, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 31.08.2011 N 239 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о выполнении мероприятий действующих республиканской, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда» и Указаний по ее заполнению»; форма 1-т (травматизм) «Отчет о численности потерпевших при несчастных случаях на производстве», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.07.2011 N 200 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-т (травматизм) «Отчет о численности потерпевших при несчастных случаях на производстве» и Указаний по ее заполнению», и др.

Информацию о численности, заработной плате и движении работников, о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и т.п. можно получить в территориальных органах статистики.

Дополнительными источниками информации, из которых прокурор может получить ответы на поставленные вопросы, служат объяснения должностных лиц по поводу нарушений законодательства, отчеты о работе инспекции труда с пояснительной запиской, акты проведенных проверок, предписания и представления, адресованные руководителям проверяемых организаций, материалы дел об административных правонарушениях, материалы переписки с органами надзора и контроля, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также другие документы в зависимости от характера и целей проверки.

Значимыми источниками информации о правонарушениях также являются:

  • обращения граждан и организаций в органы прокуратуры;
  • сведения, полученные из средств массовой информации;
  • отчетные сведения о работе уполномоченных контролирующих органов в сфере трудовых прав граждан;
  • прокурорская, судебная статистика.