Административная ответственность — нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 базовых величин (часть первая статьи 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)).
Правовое регулирование рассматриваемых отношений.
В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) при организации труда работников наниматель обязан выдавать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором.
Согласно статье 57 ТК заработная плата — вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Таким образом, не все денежные средства, выплачиваемые нанимателем работнику, являются заработной платой. Денежные средства не входят в состав заработной платы, если они не являются вознаграждением за труд, их размер не зависит от сложности, количества, качества труда и квалификации работника.
Заработная плата состоит из двух частей: постоянной тарифной (включает окончательный размер тарифной ставки (оклада)) и переменной надтарифной (включает компенсирующие и стимулирующие выплаты). Тарифная часть заработной платы подразумевает выделение тарифной ставки (оклада) (в первоначальном размере) и окончательного размера тарифной ставки (оклада). Тарифная ставка (оклад) — это выраженный в денежной форме размер оплаты труда работника определенной квалификации в единицу времени (час, день, месяц). Однако тарифная ставка (оклад), как правило, не является окончательным размером тарифной части заработной платы работника в единицу времени, т.к. к ней применяются различные повышения, корректирующие коэффициенты и др. Величина некоторых компонентов заработной платы, как правило, напрямую зависит от размера тарифной ставки (оклада). Тарифная ставка (оклад) является обязательной частью заработной платы независимо от системы оплаты труда. При сдельной форме оплаты труда на основе тарифной ставки (оклада) рассчитываются сдельные расценки. Для различных типов организаций законодательством, а также локальными нормативными правовыми актами нанимателя предусматриваются повышения тарифной ставки (оклада) по различным основаниям, корректирующие коэффициенты, надбавки и др., которые вместе с тарифной ставкой (окладом) образуют окончательный размер тарифной ставки (оклада). Компенсирующие выплаты — выплаты, которые производятся работнику с целью компенсировать какие-либо неблагоприятные факторы, связанные с его трудовой деятельностью или каким-то образом осложняющие ее. Стимулирующие выплаты — это выплаты, направленные на улучшение качественно-количественных показателей труда. Основной функцией таких выплат является повышение уровня мотивации работника, в том числе через поощрение его за достигнутые результаты. Стимулирующие выплаты могут быть надбавками (например, за характер и условия труда) и премиями (периодическими (например, ежемесячная премия при условии выполнения структурным подразделением доведенных показателей работы), единовременными (например, премия за выполнение особо срочной работы)) <1>.
<1> Путеводитель по кадровым вопросам «Зарплата» [Электронный ресурс]: [по состоянию на 19.12.2016] // ИБ «КонсультантПлюс. Финансовые и кадровые консультации Белорусский Выпуск» / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2016.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.07.2014 N 68 установлен перечень выплат компенсирующего характера и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой).
Сроки и периодичность выплаты заработной платы предусмотрены статьей 73 ТК.
В то же время пункт 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет N 29) устанавливает сроки и периодичность выплаты заработной платы, отличные от ТК. Кроме того, наниматель обязан обеспечить также своевременную выплату среднего заработка за время трудового отпуска (статьей 176 ТК) и своевременно производить окончательный расчет в случае увольнения работника. Согласно частям первой и второй статьи 77 ТК при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя на день увольнения, должны производиться не позднее дня увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете. В случае спора о размерах выплат, причитающихся работнику при увольнении, наниматель обязан в указанный срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Порядок исчисления среднего заработка, а также перечень выплат, учитываемых при его исчислении, предусмотрен Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 N 47.
Необходимо отметить, что в соответствии с абзацем третьим подпункта 2.1 пункта 2 порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 N 359, и согласно абзацу третьему части пятой пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 N 267 «О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. N 359» юридические лица, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели обязаны вне очереди производить платежи в счет погашения задолженности по выплате заработной платы.
Типичные нарушения (основные виды).
Наиболее часто встречающиеся нарушения, влекущие административную ответственность по части первой статьи 9.19 КоАП:
- выплата заработной платы не обеспечивается в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре (так, зачисление заработной платы на лицевые счета работников проводится позже установленного срока);
- выплата заработной платы производится не накануне выходных дней или государственных праздников и праздничных дней с учетом положений подпункта 2.2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 26.03.1998 N 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь»;
- не обеспечивается своевременная выплата среднего заработка за период трудового отпуска до его начала;
- не обеспечивается своевременная выплата неоспариваемых сумм, причитающихся работникам, в день их увольнения;
- нарушается порядок оплаты труда руководителя предприятия.
Примеры нарушений.
- В соответствии с коллективным договором в учреждении выплата заработной платы производилась частями 2 раза в месяц (часть первая статья 73 ТК) за первую половину месяца — с 12 числа месяца, следующего за расчетным, за вторую половину — по 31 число месяца, следующего за расчетным. При совпадении срока выплаты заработной платы с праздничными днями она выплачивается накануне этих дней. В то же время заработная плата работникам за май 2015 г. в сумме 300 млн.бел.руб. была выплачена 01.07.2015 (согласно коллективному договору необходимо было выплатить по 30.06.2015). Согласно платежному поручению от 30.06.2015 (с приложенными к нему списками на зачисление заработной платы на карт-счета) за май 2015 г. заработная плата работникам в сумме 300 млн.бел.руб. фактически была выплачена 02.07.2015 (отметка об исполнении банка 02.07.2015).
- Согласно коллективному договору открытого акционерного общества (ОАО) «А» выплата заработной платы производится ежемесячно в последний день месяца, следующего за расчетным. Таким образом, заработная плата за апрель 2015 г. подлежала выплате работникам ОАО «А» до 29.05.2015 в связи с тем, что последний день месяца выплаты (май 2015 г.) приходится на выходной день (воскресенье), за май 2015 г. — до 30.06.2015. При этом фактически заработная плата за апрель 2015 г. работникам ОАО «А» в полном объеме была выплачена только 22.07.2015, или с превышением установленных законодательством сроков на 55 дней, за май 2015 г. — 29.08.2015, или с превышением установленных сроков на 60 дней. Так, в соответствии с контрактом нанимателя с работником наниматель (ОАО «А») установил следующий срок выплаты заработной платы экономисту: ежемесячно в последний день месяца, следующего за расчетным (согласно коллективному договору), регулярно до 30 числа каждого месяца, следующего за расчетным (согласно контракту). Подлежащая выплате экономисту ОАО «А» заработная плата за апрель 2015 г. была выплачена по ведомости выдачи продуктов в счет заработной платы за апрель 2015 г. по расходному кассовому ордеру от 21.05.2015 — на сумму 1500 тыс.бел.руб. и по расходному кассовому ордеру от 15.06.2015 — 2400 тыс.бел.руб., или с превышением на 15 дней установленного срока. Таким образом, были нарушены требования частей первой и третьей пункта 4 Декрета N 29, пункта 4 части первой статьи 55, частей первой и третьей статьи 73 ТК.
- В проверяемом периоде порядок и сроки выплаты заработной платы в унитарном предприятии (УП) «О» устанавливались приказами директора предприятия. С 1 января 2015 г. на предприятии были установлены следующие сроки выплаты заработной платы: аванс — 20 числа текущего месяца, заработная плата — 10 числа месяца, следующего за расчетным. В то же время часть заработной платы за январь 2015 г. по сроку 10.02.2015 в сумме 150 млн.бел.руб. была выплачена 17.02.2015 (с просрочкой в 7 дней); аванс за февраль 2015 г. по сроку 20.02.2015 в сумме 75 млн.бел.руб. выплачен 23.02.2015 (с просрочкой в 3 дня); часть заработной платы за февраль 2015 г. по сроку 10.03.2015 в сумме 200 млн.бел.руб. выплачена 24.03.2015 (с просрочкой в 14 дней); аванс за март 2015 г. по сроку 20.03.2015 в сумме 75 млн.бел.руб. выплачен 27.03.2015 (с просрочкой в 7 дней); часть заработной платы за март 2015 г. по сроку 10.04.2015 в сумме 90 млн.бел.руб. выплачена 27.04.2015 (с просрочкой в 17 дней); аванс за апрель 2015 г. по сроку 17.04.2015 (с учетом того что 20.04.2015 — выходной день) в сумме 35 млн.бел.руб. выплачен 29.04.2015 (с просрочкой в 12 дней); заработная плата за апрель 2015 г. по сроку 08.05.2015 (с учетом того что 10.05.2015 — выходной день) в сумме 175 млн.бел.руб. выплачена 13.05.2015 (с просрочкой в 5 дней); аванс за май 2015 г. по сроку 20.05.2015 в сумме 35 млн.бел.руб. выплачен 21.05.2015 (с просрочкой в 1 день); заработная плата за май 2015 г. по сроку 10.06.2015 в сумме 215 млн.бел.руб. выплачена 12.06.2015 (с просрочкой в 2 дня); аванс за июнь 2015 г. по сроку 19.06.2015 (с учетом того что 20.06.2015 — выходной день) в сумме 35 млн.бел.руб. выплачен 30.06.2015 (с просрочкой в 10 дней); заработная плата за июнь 2015 г. по сроку 10.07.2015 в сумме 200 млн.бел.руб. выплачена 15.07.2015 (с просрочкой в 5 дней); аванс за июль 2015 г. по сроку 20.07.2015 в сумме 30 млн.бел.руб. выплачен 04.08.2015 (с просрочкой в 15 дней); заработная плата за июль 2015 г. по сроку 10.08.2015 в сумме 275 млн.бел.руб. выплачена 19.08.2015 (с просрочкой в 9 дней); аванс за август 2015 г. по сроку 20.08.2015 в сумме 30 млн.бел.руб. выплачен 24.08.2015 (с просрочкой в 4 дня); заработная плата за август 2015 г. по сроку 10.09.2015 в сумме 200 млн.бел.руб. выплачена 05.10.2015 (с просрочкой в 25 дней); аванс за сентябрь 2015 г. по сроку 18.09.2015 (с учетом того что 20.09.2015 — выходной день) в сумме 30 млн.бел.руб. выплачен 08.10.2015 (с просрочкой в 19 дней).
- При проверке сроков выплаты среднего заработка за время трудового отпуска было установлено, что в нарушение требований части четвертой пункта 4 Декрета N 29, а также статьи 176 ТК выплата среднего заработка работникам за время трудового отпуска учреждением производится несвоевременно. Так, согласно приказу от 05.01.2015 трудовые отпуска бухгалтеру, оператору по обслуживанию были предоставлены с 10.01.2015 и 15.01.2015 соответственно. Фактически выплаты среднего заработка за время трудового отпуска бухгалтеру произведены 20.02.2015, оператору по обслуживанию — 21.01.2015, т.е. с превышением установленных сроков от 7 до 42 дней.
- В нарушение требований части первой статьи 77 ТК в УП «О» не соблюдались установленные законодательством сроки окончательного расчета с уволенными работниками. Так, оператор станков согласно приказу от 10.01.2015 был уволен 14.01.2015, окончательный расчет произведен 16.01.2015 (с просрочкой в 2 дня); специалист по продажам согласно приказу от 21.01.2015 уволен 26.01.2015, окончательный расчет произведен 12.02.2015 (с просрочкой в 18 дней); инженер по качеству согласно приказу от 07.02.2015 уволен 09.02.2015, окончательный расчет произведен 12.02.2015 (с просрочкой в 3 дня); начальник участка согласно приказу от 03.04.2015 уволен 08.04.2015, окончательный расчет произведен 09.04.2015 (с просрочкой в 1 день); специалист по логистике согласно приказу от 05.06.2015 уволен 10.06.2015, окончательный расчет произведен 06.07.2015 (с просрочкой в 26 дней); слесарь-ремонтник согласно приказу от 31.08.2015 уволен 02.09.2015, окончательный расчет произведен 09.09.2015 (с просрочкой в 7 дней).
- Условия оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50%, определяются Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 N 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов», в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности возглавляемых ими организаций.
С учетом норм данного Положения оплата труда директора предприятия должна была производиться в строгом соответствии с заключенным контрактом, а именно тарифный оклад автоматически пересматривается при изменении тарифной ставки первого разряда, применяемой на предприятии для расчета тарифного оклада руководителя. При этом тарифный оклад работника повышается на 50% в соответствии с абзацем третьим подпункта 2.5 пункта 2 Декрета N 29. Сумма повышения суммируется с тарифным окладом, образуя должностной оклад. Надбавка за сложность и напряженность работы — 95% должностного оклада. Трудовой отпуск продолжительностью 31 календарный день, в том числе основной отпуск продолжительностью 24 календарных дня. Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью 6 календарных дней при наличии прибыли. Ежегодный дополнительный поощрительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью 1 календарный день в соответствии с абзацем вторым подпункта 2.5 пункта 2 Декрета N 29.
В то же время было установлено, что начисление заработной платы директору предприятия за январь — август 2014 г. производилось с нарушением требований законодательства и условий заключенного с ним контракта. Для начисления заработной платы в табеле учета рабочего времени проставлялись часы сверх установленной нормы рабочего времени, в то время как руководителю установлен по условиям контракта ненормированный рабочий день, что является нарушением требований законодательства и контракта. Кроме того, выплачивались доплаты за квалификационную категорию в размере 25% тарифного оклада, за характер и ответственность выполняемых работ в размере 35% тарифного оклада, которые не были предусмотрены контрактом, чем были нарушены требования статьи 64 ТК, согласно которой размеры оплаты труда руководителя предприятия, его заместителей определяются по соглашению сторон при заключении трудового договора (контракта) в случаях, предусмотренных законодательством.
Предупреждение правонарушений в рассматриваемой сфере.
Основной задачей предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В связи с этим предварительно должны быть проанализированы документы, подтверждающие срок выплаты и непосредственную выплату заработной платы (коллективный договор (соглашение), трудовой договор, положение о форме и системе оплаты труда, приказы (записки) об отпуске, увольнении и т.д., расчетная ведомость на выплату заработной платы, выписка из лицевого счета, платежные поручения на перечисление среднего заработка на карт-счета, выписки банка по расчетному счету, табеля и др.). Выявленные нарушения могут быть предотвращены путем организации надлежащего контроля за сроками выплаты заработной платы и устранены путем непосредственного ее перечисления работникам, при этом следует организовать выплату заработной платы в сроки, установленные ТК.
Также необходимо отметить, что согласно пункту 18 Инструкции о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 N 63 (далее — Инструкция), субъект предпринимательской деятельности независимо от наличия расчетных документов в картотеке начиная со дня наступления срока выплаты заработной платы может в пределах денежных средств для платежей в счет неотложных нужд получить наличными (перечислить) с текущего счета сумму заработной платы, перечислить в порядке, предусмотренном в пунктах 13 — 16 Инструкции, подоходный налог, обязательные страховые взносы и (или) взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда, перечислить сумму денежных средств, удержанных из заработной платы работников на основании их письменных заявлений. При этом субъект предпринимательской деятельности, имеющий задолженность по выплате заработной платы, может в соответствии с законодательством получить заработную плату в пределах установленного минимума. Порядок осуществления выдачи денежных средств на заработную плату в пределах установленного минимума при отсутствии (недостаточности) денежных средств на текущем счете субъекта предпринимательской деятельности предусмотрен подпунктами 19.1 — 19.13 пункта 19 Инструкции.
В период действия имеющегося в банке постановления (определения) суда (судьи), прокурора или его заместителя, органа уголовного преследования, должностного лица органа, ведущего административный процесс, судебного исполнителя о наложении ареста и (или) решения (постановления) органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового, таможенного органа, Министерства финансов Республики Беларусь, его территориального органа, местного финансового органа, городского, районного и районного в городах отдела областного, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, судебного исполнителя о приостановлении операций по счетам расходные операции по текущему счету субъекта предпринимательской деятельности для получения (перечисления) денежных средств на выплату заработной платы в пределах установленного минимума субъект предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством обращается в органы (к должностным лицам), принявшие (вынесшие) решение (постановление) о приостановлении операций по счетам и (или) постановление (определение) о наложении ареста, за разрешением на выплату денежных средств на заработную плату в пределах установленного минимума. Банк осуществляет бронирование денежных средств на заработную плату в пределах установленного минимума на основании распоряжения субъекта предпринимательской деятельности и разрешения органа (должностного лица), принявшего (вынесшего) решение (постановление) о приостановлении операций по счетам и (или) постановление (определение) о наложении ареста, в порядке, установленном подпунктами 19.1, 19.2, 19.4, 19.7, 19.9 пункта 19 Инструкции. Выдача (перечисление) денежных средств на заработную плату в пределах установленного минимума осуществляется в порядке, установленном подпунктами 19.3, 19.5 — 19.7, 19.9, 19.10, 19.12, 19.13 пункта 19 Инструкции.