Приводим контракт в соответствие с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.03.2016 N 183 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь»

Правовое регулирование осуществляется такими нормативными правовыми актами, как:

  • Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК);
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 N 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет N 5);
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет N 29);
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.03.2016 N 183 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 183);
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 N 1180 «Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником» (далее — постановление N 1180).

Постановлением N 183 внесено в том числе изменение и дополнение в Примерную форму контракта нанимателя с работником, утвержденную постановлением N 1180 (далее — Примерная форма контракта).

Таблица. Сравнение редакций Примерной формы контракта

Фрагмент Примерной формы контракта в прежней редакции

Фрагмент Примерной формы контракта в новой редакции (порядок следования абзацев изменен для лучшего сравнения редакций)

20. Контракт досрочно расторгается в случаях:

22. Контракт может быть досрочно расторгнут в случаях:

нарушения требований по охране труда, повлекшего увечье или смерть другого работника

нарушения требований по охране труда, повлекшего увечье или смерть других работников

причинения в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом)

причинения в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда <*>

распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы

появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы <**>

необеспечения надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, сокрытия фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечения без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения

сокрытия работником, являющимся руководителем организации, фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечения без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения <***>

<*> В редакции постановления N 183 указанное основание увольнения можно использовать только при наличии соответствующего решения суда. Решения иных органов не могут использоваться по данному основанию. В данном случае формулировка и содержание основания увольнения соответствует подп. 6.8 п. 6 Декрета N 5 и отличается от такого однократного грубого нарушения работником своих трудовых обязанностей, как совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (см. абз. 4 подп. 6.2 п. 6 Декрета N 5, а также п. 8 ст. 42 ТК). Правда, в Декрете N 29 аналогичное основание осталось неизменным (см. абз. 3 подп. 2.10 п. 2 Декрета N 29).

<**> В данном случае основание увольнения приведено в соответствие с п. 7 ст. 42 ТК, абз. 3 подп. 6.2 п. 6 Декрета N 5, а также абз. 2 подп. 1.4 п. 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 N 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», т.е. указано дополнительное основание — не только распитие спиртных напитков, но и появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

<***> С одной стороны, устранена определенная нелогичность данного основания, в частности необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, т.к. сокрытие фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения фактически и являются необеспечением надлежащей трудовой дисциплины. С другой стороны, если четко обозначена категория работников (руководитель организации), не понятно, зачем данное основание помещать в Примерную форму контракта, которая является общей для всех работников.

То есть если ранее в контракт (например, с руководителем структурного подразделения) можно было формально включить такое дополнительное основание увольнения, как необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных (особенно если ему было делегировано согласно ч. 2 ст. 201 ТК право применения мер дисциплинарного взыскания к работникам своего структурного подразделения), то в настоящее время — нет (если, конечно, при составлении контракта основываться исключительно на Примерной форме контракта. Отметим, что поскольку она примерная, то стороны могут ее изменять и дополнять, учитывая обязательные требования законодательства).

Алгоритм кадровых действий по приведению контрактов работников в соответствие с постановлением N 183

Оформление изменений и ознакомление с ними работников.

В ч. 1 ст. 19 ТК закрепляется свобода сторон трудового договора в определении его содержания (сведений и условий) с учетом требований законодательства. Учет требований законодательства означает, что при составлении трудового договора работник и наниматель обязаны, в частности, учитывать основные обязательные условия и сведения трудового договора, указанные в ч. 2 ст. 19 ТК. При составлении контракта стороны руководствуются в первую очередь требованиями п. 2 Декрета N 29, п. 10 Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.1999 N 1476.

В ч. 4 ст. 19 ТК закреплен такой исключительный случай изменения условий трудового договора без согласия сторон, как приведение их в соответствие с законодательством о труде. Правда, при этом ТК и вообще трудовое законодательство не регламентируют порядок реализации такого положения на практике.

Есть общие нормы, в частности п. 10 ч. 1 ст. 55 ТК, согласно которым при организации труда работников наниматель обязан своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними. Аналогичное правило закреплено в подп. 7.9 п. 7 Примерной формы контракта.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо оформить приведение условий контрактов в соответствие с законодательством (т.е. оформить дополнительное соглашение к ним) и ознакомить работников с данными изменениями.

Шаг 1. Доводим до сведения работников информацию об изменениях, вносимых в контракт, которые являются следствием приведения его условий в соответствие с законодательством.

Данное действие, полагаем, следует из общего правила по ознакомлению работников с оформлением изменений в трудовых отношениях, закрепленного в п. 10 ч. 1 ст. 55 ТК. Так как данное ознакомление не требует согласия работника, то нет необходимости в оформлении предупреждения (как при применении ст. 32 ТК). Такое ознакомление может быть оформлено по общим правилам (как, например, и при приеме на работу) или посредством предварительного уведомления. Уведомление, полагаем, целесообразно оформлять в тех случаях, когда работнику предлагается подписать дополнительное соглашение к контракту, т.е. оформить приведение его условий в соответствие с законодательством (как в данном случае).

Пример уведомления об изменении законодательства, в соответствие с которым необходимо приводить условия контракта

Общество с ограниченной ответственностью «В»

УВЕДОМЛЕНИЕ

11.03.2016 N 2

г. Минск Главному бухгалтеру

Ягужинской Е.А.

О приведении условий трудового договора в соответствие с законодательством о труде

Уважаемая Елена Алексеевна!

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) доводим до Вашего сведения, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.03.2016 N 183 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь» внесены изменения в Примерную форму контракта нанимателя с работником, утвержденную постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 N 1180, с 12 марта 2016 г.

Согласно новой редакции указанной Примерной формы контракта скорректированы некоторые дополнительные основания досрочного расторжения контракта.

На основании п. 4 ч. 2 ст. 19 ТК предлагаем Вам привести условия трудового договора (контракта) в соответствие с законодательством о труде посредством заключения дополнительного соглашения.

Приложение: дополнительное соглашение N 2 к контракту от 03.01.2014 N 15

Директор Подпись И.Г.Федоров

С уведомлением ознакомлена Подпись Е.А.Ягужинская

11.03.2016

Шаг 2. Оформление дополнительного соглашения к контракту в целях приведения его условий в соответствие с законодательством о труде (постановлением N 183).

ТК прямо не указывает, каким образом необходимо оформлять изменения в трудовой договор (контракт). Из анализа косвенных данных, таких как определение трудового договора как письменного соглашения (абз. 4 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 18 ТК), а также необходимость оформления изменения отдельных условий трудового договора в виде соглашения (например, ч. 6 ст. 118 ТК), следует, что в подобной ситуации необходимо оформлять дополнительное (а основное соответственно — трудовой договор (контракт) как соглашение, оформленное при приеме на работу) соглашение. Такой вывод полностью подтверждается правоприменительной практикой.

Обязанность по оформлению приведения условий трудового договора (контракта) в соответствие с законодательством, в том числе законодательством о труде, как следует из п. 10 ч. 1 ст. 55 ТК, законодательством возложена на нанимателя.

Правда, в данном случае не совсем понятно, насколько терминологически корректно можно использовать такое понятие, как дополнительное соглашение. Как следует из самого названия — «соглашение», оно требует согласия сторон трудовых отношений. А приведение условий трудового договора в соответствие с законодательством о труде не требует согласия ни работника, ни нанимателя. То есть логично предположить, что в подобной ситуации надо было использовать что-либо другое (какой-то иной документ, а не соглашение), однако, полагаем, на практике это маловероятно (из-за отсутствия прямых норм) и по аналогии будут использованы дополнительные соглашения.

Пример дополнительного соглашения к контракту о приведении его условий в соответствие с законодательством о труде (постановлением N 183)

Дополнительное соглашение N 2

к контракту от 03.01.2014 N 15

г. Минск «11» марта 2016 г.

Общество с ограниченной ответственностью «В» в лице директора Федорова Игоря Георгиевича, действующего на основании Устава (далее — Наниматель), и гражданка Ягужинская Елена Алексеевна (далее — Работник) на основании ч. 4 ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь заключили настоящее дополнительное соглашение к контракту от 03.01.2014 N 15 (далее — контракт) о нижеследующем:

1. Исключить пункт 20 контракта.

2. Дополнить пункт 22 контракта абзацами девятым — одиннадцатым следующего содержания:

«появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;

причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда».

3. В оставшейся части контракт остается без изменения.

4. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью контракта и вступает в силу с 12.03.2016.

5. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, один хранится у Работника, а другой — у Нанимателя.

Наниматель Работник

Директор Подпись И.Г.Федоров Подпись Е.А.Ягужинская

Шаг 3. При необходимости фиксация факта отказа работника от участия в оформлении приведения условий контракта в соответствие с законодательством о труде (постановлением N 183).

Так как обязанность по оформлению приведения условий трудового договора в соответствие с законодательством о труде возложена на нанимателя, то полагаем, что в случае отсутствия по каким-либо причинам возможности получения подписи работника об ознакомлении его с таким приведением в соответствие, отказа работника от подписания дополнительного соглашения к контракту и т.п. следует оформить соответствующий акт. Унифицированной формы такого акта нет, следовательно, он составляется в произвольной форме с соблюдением общих требований законодательства о делопроизводстве (в частности, согласно п. 111 — 116 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 N 4).

Пример акта об отказе работника подписать дополнительное соглашение к контракту

Общество с ограниченной ответственностью «В»

АКТ

14.03.2016 N 23

г. Минск

Об отказе работника подписать дополнительное соглашение к контракту

Основание: устное заявление начальника отдела кадров Костюковой И.И. от 14.03.2016 об отказе Ягужинской Е.А. подписать дополнительное соглашение к контракту.

Составлен начальником юридического отдела Немерчуком Е.И.

Присутствовали: 1. Бухгалтер Шабусова В.А.

2. Специалист по кадрам Шарендо С.В.

14.03.2016 в 09.00 в бухгалтерии мною, начальником юридического отдела Немерчуком Е.И., в присутствии специалиста по кадрам Шарендо С.В., бухгалтера Шабусовой В.А., на основании п. 10 ч. 1 ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) было предложено главному бухгалтеру Ягужинской Е.А. подписать дополнительное соглашение к контракту с целью оформления приведения его условий в соответствие с законодательством о труде, в частности в соответствие с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.03.2016 N 183 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь», согласно ч. 4 ст. 19 ТК.

Ягужинская Е.А. подписать дополнительное соглашение к контракту отказалась.

Акт составлен в 1 экз.

Подпись Е.И.Немерчук

Подпись

Подпись В.А.Шабусова

С.В.Шарендо

С актом ознакомлена Подпись Е.А.Ягужинская

14.03.2016