Проблема учета договоров залога транспортных средств требует разрешения

В целях упорядочения в республике залоговых отношений, совершенствования практики регистрации имущества, права на которое ограничены залоговыми обязательствами, а также учета этого имущества постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.04.1998 N 585 «О создании Единого государственного реестра имущества, права на которое ограничены залоговыми обязательствами» (далее — постановление N 585) был создан Единый государственный реестр имущества, права на которое ограничены залоговыми обязательствами, и утверждено прилагаемое Временное положение о Едином государственном реестре имущества, права на которое ограничены залоговыми обязательствами (далее — Положение).

Единый государственный реестр имущества, права на которое ограничены залоговыми обязательствами, представляет собой банк данных о всех зарегистрированных договорах о залоге имущества на территории республики и предназначен для оказания соответствующих информационных услуг финансово-кредитным, инвестиционным, другим учреждениям, гражданам, а также государственным органам Республики Беларусь (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 6 Положения применительно к транспортным средствам органами регистрации, на которые законодательством были возложены обязанности регистрации договоров о залоге имущества, выступали:

  • Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Республики Беларусь (государственный регистр автомобильного транспорта);
  • органы Главной государственной инспекции по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (государственный регистр сельскохозяйственной техники).

Таким образом, после внесения регистрационной записи в Единый государственный реестр о зарегистрированном договоре о залоге транспортного средства и до прекращения регистрации данного договора залогодатель не мог без ведома и согласия залогодержателя произвести отчуждение (продажу, дарение, мену и др.) заложенного транспортного средства.

Постановление N 585 утратило силу в связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2009 N 89 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь». После этого регистрация договоров о залоге транспортных средств органами Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Главной государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь производилась на основании ведомственных документов.

17.01.2013 прекратил действие Закон Республики Беларусь от 24.11.1993 N 2586-XII «О залоге». На данном основании органами Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь с марта 2013 г. прекращена регистрация договоров о залоге транспортных средств. Обосновывалось это также тем, что органам Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь не предоставлено полномочие налагать ограничения по распоряжению собственником имущества транспортным средством, а Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) не содержит требования об обязательной регистрации или учете договоров о залоге движимого имущества, в том числе транспортных средств.

На состоявшемся в марте 2013 г. совместном совещании с участием представителей банков и Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь по вопросу регистрации договоров о залоге транспортных средств было констатировано, что для внесения изменений в законодательство потребуется значительный период времени, поэтому с целью уменьшения рисков банков в качестве временной меры на период до внесения соответствующих изменений в законодательство представителями Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь предложена следующая схема работы с банками.

На основании Декрета Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 3 «О некоторых вопросах залога имущества», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2010 N 466 «О некоторых вопросах создания и функционирования интегрированного информационного ресурса об имуществе, права на которое ограничены залоговыми обязательствами» и представленных кредитополучателями договоров залога на платной основе с выдачей соответствующего документа юридическому, физическому лицу работники Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь вносят в учетную карточку транспортного средства, а также в соответствующий раздел автоматизированной информационной системы «ГАИ Центр» запись примерного содержания: «Находится в залоге «Банк» до __201__ года».

В дальнейшем при совершении регистрационных действий по смене собственника, снятии с учета находящегося в залоге банка транспортного средства для последующей реализации работники Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь при отсутствии документа банковского учреждения о снятии обременения информируют банк-залогодержатель об этом в 3-дневный срок (при установлении электронных коммуникаций — в режиме online).

Для создания правовых оснований Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь на внесение в учетную карточку транспортного средства юридического, физического лица, автоматизированную информационную систему «ГАИ Центр» записей о наличии обременений предлагается в договорах о залоге транспортного средства предусмотреть в разделе, определяющем обязанности залогодателя, пункты примерно следующего содержания:

«…не отчуждать предмет залога, не передавать его в аренду, а также не распоряжаться им иным способом, в том числе путем внесения дополнительных отметок регистрирующим органом в учетную карточку транспортного средства, без предварительного письменного согласия залогодержателя;

зарегистрировать наличие обременений на транспортное средство в подразделении Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь путем внесения дополнительных отметок регистрирующим органом в учетную карточку регистрации транспортного средства автоматизированной информационной системы «ГАИ Центр» с представлением залогодержателю соответствующих документов».

Однако такой вариант регистрации обременения в виде залога транспортного средства не получил распространения.

Кроме того, несмотря на значительный промежуток времени, прошедший с момента, когда Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Республики Беларусь перестала регистрировать договоры о залоге транспортных средств, законодательно обозначенная проблема не решена до сих пор. Это необоснованно порождает дополнительные риски как для залогодержателя транспортного средства, так и для покупателя, который вопреки заявлениям продавца, умолчавшего о факте залога, может приобрести транспортное средство, обремененное правом залога.

Зачастую об этом становится известно лишь в процессе инициированного залогодержателем исполнительного производства по принудительному взысканию задолженности, когда выясняется, что в нарушение условий заключенного договора о залоге заложенное транспортное средство без согласия залогодержателя было продано недобросовестным залогодателем третьему лицу. Согласно п. 1 ст. 334 ГК в случае перехода права собственности на заложенное имущество от залогодателя к другому лицу в результате отчуждения этого имущества право залога сохраняет силу, а правопреемник залогодателя становится на место залогодателя и несет все его обязанности. В таких ситуациях залогодержатель вынужден требовать обратить взыскание на имущество, по-прежнему находящееся в залоге у банка по договору залога, хотя и приобретенное добросовестным приобретателем с обременением в виде права залога.

Для устранения данной проблемы, полагаем, в законодательстве следует предусмотреть административную процедуру по государственной регистрации договоров о залоге транспортных средств. В противном случае мы будем наблюдать имеющиеся ситуации, когда недобросовестный продавец транспортного средства, находящегося в залоге, имеет возможность беспрепятственно продать его без согласия залогодержателя покупателю, умолчав о факте залога, тем самым создаст проблемы и залогодержателю, и покупателю.