Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года N 2020-XII «О хозяйственных обществах» <1> (далее — Закон о хозяйственных обществах) содержит достаточно норм, устанавливающих императивные правила поведения субъектов корпоративных отношений.
Вместе с тем законодатель четко понимает, что корпоративные отношения в силу своей специфики разнообразны. Это обусловлено рядом факторов, как то: разным субъектным составом участников (акционеров) хозяйственных обществ; использованием различных организационно-правовых форм ведения бизнеса; диверсификацией целей и задач деятельности субъектов хозяйствования и др.
В связи с указанным Закон о хозяйственных обществах, помимо императивных положений, содержит также диспозитивные нормы, предоставляющие хозяйственным обществам возможность закреплять в уставе:
- и (или) локальных нормативных правовых актах дополнительные к предусмотренным Законом о хозяйственных обществах правила регулирования корпоративных отношений;
- и (или) локальных нормативных правовых актах правила формирования корпоративных отношений, не урегулированных Законом о хозяйственных обществах и иными законодательными актами;
- иные (т.е. альтернативные) по сравнению с Законом о хозяйственных обществах правила регулирования корпоративных отношений.
При большом желании фактически все вопросы, относящиеся к деятельности хозяйственного общества, можно решить в уставе. Однако не всегда это удобно, т.к. внесение изменений в устав сопряжено с необходимостью созыва и проведения общего собрания участников (акционеров), а также государственной регистрации и уплаты государственной пошлины. Помимо этого, детализация корпоративных порядков и процедур утяжеляет устав, создавая определенные трудности при работе с ним.
На заметку
Вопросы, которые не обязательно включать в устав хозяйственного общества, с юридической, организационной и финансовой позиций наиболее удобно регламентировать в локальных нормативных правовых актах.
Закон о хозяйственных обществах также содержит ряд норм, отсылающих к разработанным в хозяйственном обществе локальным нормативным правовым актам. В частности, речь идет о случаях, когда в соответствии с Законом о хозяйственных обществах правила построения корпоративных отношений должны или могут устанавливаться локальными нормативными правовыми актами хозяйственного общества. К таким случаям относится определение:
- порядка проведения общего собрания участников хозяйственного общества, а также закрепление дополнительных требований к его подготовке, созыву в части, не урегулированной Законом о хозяйственных обществах, иным законодательством, уставом (абзац одиннадцатый части первой ст. 34, части шестая, седьмая ст. 36 Закона о хозяйственных обществах);
- порядка получения согласия лиц на их выдвижение в качестве кандидатов в избираемые (образуемые) органы хозяйственного общества (часть третья ст. 40 Закона о хозяйственных обществах);
- видов документов хозяйственного общества, регламентирующих его деятельность, в части, не урегулированной Законом о хозяйственных обществах и уставом (абзац девятнадцатый части первой ст. 63 Закона о хозяйственных обществах);
- порядка проведения заочного голосования на общем собрании участников хозяйственного общества без непосредственного присутствия лиц, имеющих право на участие в общем собрании, а также порядка вручения бюллетеней для заочного голосования данным лицам, получения заполненных бюллетеней в части, не урегулированной уставом (части первая, четвертая ст. 43, часть пятая ст. 45, часть третья ст. 46 Закона о хозяйственных обществах);
- требований к квалификационным, профессиональным и иным качествам кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, а также порядка принятия решений советом директоров (наблюдательным советом) в части, не урегулированной уставом (часть десятая ст. 51 Закона о хозяйственных обществах);
- требований к квалификационным, профессиональным и иным качествам кандидатов в члены исполнительного органа хозяйственного общества, а также порядка принятия решений этим органом в части, не урегулированной уставом (часть седьмая ст. 54 Закона о хозяйственных обществах);
- количественного состава ревизионной комиссии хозяйственного общества, компетенции ревизионной комиссии (ревизора) в части, не урегулированной Законом о хозяйственных обществах и уставом (часть десятая ст. 59 Закона о хозяйственных обществах);
- порядка работы контрольно-ревизионной службы, если ее создание предусматривается уставом (часть шестая ст. 61 Закона о хозяйственных обществах);
- порядка объявления и выплаты дивидендов в части, не урегулированной уставом акционерного общества (часть шестая ст. 72 Закона о хозяйственных обществах);
- порядка реализации акционерами преимущественного права приобретения акций дополнительного выпуска в части, не урегулированной уставом (часть седьмая ст. 76 Закона о хозяйственных обществах);
- перечня информации, которую, помимо установленной Законом о хозяйственных обществах, иным законодательством, уставом, исполнительный орган хозяйственного общества обязан подготовить до проведения годового общего собрания и довести в обязательном порядке до сведения участников хозяйственного общества (абзац восьмой части восьмой ст. 39 Закона о хозяйственных обществах);
- дополнительных по отношению к установленным Законом о хозяйственных обществах, иным законодательством, уставом требований о доведении информации членами органов хозяйственного общества до сведения общего собрания и совета директоров (наблюдательного совета) (абзац второй части шестой ст. 33 Закона о хозяйственных обществах);
- способа ознакомления с информацией о хозяйственном обществе лиц, имеющих на это право, если способа ознакомления не предусматривает устав (часть четвертая ст. 64 Закона о хозяйственных обществах);
- порядка и объема предоставления акционерным обществом его акционерам информации о заключении акционерного соглашения, а также порядка и объема предоставления такой информации для всеобщего сведения посредством ее размещения на сайте хозяйственного общества в сети Интернет, если эти порядок и объем не устанавливает устав (части восьмая, девятая ст. 90-1 Закона о хозяйственных обществах).
В случаях, указанных в п. 1, 2, 4, 5, 7 — 10 вышеприведенного перечня, принятие локальных нормативных правовых актов относится в соответствии с абзацем девятым части первой ст. 34 Закона о хозяйственных обществах к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества.
По иным вопросам локальные нормативные акты могут приниматься как общим собранием участников, так и наблюдательным советом (советом директоров) хозяйственного общества.
В силу абзаца тринадцатого части первой ст. 50 Закона о хозяйственных обществах в компетенцию наблюдательного совета (совета директоров) входит утверждение в случаях, предусмотренных Законом о хозяйственных обществах, локальных нормативных правовых актов хозяйственного общества. Вместе с тем, как мы могли убедиться, данных случаев Закон о хозяйственных обществах предусматривает немного.
В связи с указанным во избежание конфликтов между органами управления хозяйственного общества рекомендуем в уставе либо локальном нормативном правовом акте, утвержденном общим собранием участников, закрепить порядок принятия локальных нормативных правовых актов общества и при этом четко установить (и разделить) компетенцию общего собрания и наблюдательного совета (совета директоров) на принятие данных актов.
Обратите внимание
Исполнительные органы хозяйственного общества не обладают полномочиями на принятие его локальных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным Законом о хозяйственных обществах к компетенции общего собрания участников и наблюдательного совета (совета директоров). Однако к компетенции исполнительного органа относится принятие локальных нормативных правовых актов по иным вопросам (например, правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании), а также индивидуальных правовых актов компании (например, приказов о принятии на работу, увольнении и т.д.).
В соответствии с частью второй ст. 45 Закона о хозяйственных обществах решения общего собрания участников хозяйственного общества об утверждении его локальных нормативных правовых актов принимаются в случаях, предусмотренных Законом о хозяйственных обществах, большинством не менее 3/4 от числа голосов лиц, принявших участие в общем собрании.
По иным вопросам, не указанным в Законе о хозяйственных обществах, локальные нормативные правовые акты хозяйственного общества принимаются общим собранием по общему правилу — простым большинством голосов лиц, принявших участие в собрании.
Если локальные нормативные правовые акты утверждает наблюдательный совет (совет директоров), решение по общему правилу должно приниматься простым большинством голосов от количества присутствующих на заседании его членов. Однако устав хозяйственного общества может предусматривать и большее число голосов, необходимое для утверждения его локальных нормативных правовых актов.
Согласно абзацу третьему части первой ст. 60 Закона о хозяйственных обществах контроль за соблюдением положений локальных нормативных правовых актов хозяйственного общества (как и законодательства, и устава) осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), которая по результатам проведенных ревизий или проверок составляет заключение. Указанное заключение, помимо прочего, должно содержать выявленные факты нарушения (в случае их наличия) законодательства, устава и локальных нормативных правовых актов, а также предложения по предупреждению и пресечению подобных нарушений.
Сфера корпоративного управления достаточно молодая для Республики Беларусь как в юридическом, так и в экономическом смысле. Вместе с тем в отечественной бизнес-среде наблюдается стремление хозяйственных обществ к совершенствованию системы корпоративного управления и сближению с международными стандартами и принципами.
В частности, хозяйственные общества, отказываясь от формального подхода в части проведения корпоративных процедур, активно используют возможность диспозитивно регулировать внутренние корпоративные отношения, в связи с чем разрабатывают различные локальные нормативные правовые акты, подробно освещающие важные аспекты деятельности общества. К числу таких актов можно отнести:
- корпоративный кодекс хозяйственного общества (наиболее важный документ, призванный отражать в целом всю специфику корпоративных отношений хозяйственного общества, конкретизация которых возможна в иных локальных нормативных правовых актах);
- регламент работы общего собрания акционеров;
- положение о наблюдательном совете (совете директоров) хозяйственного общества (включая порядок оценки деятельности данного органа);
- положение об исполнительном органе (единоличном и (или) коллегиальном) хозяйственного общества;
- положение о ревизионной комиссии, в том числе о контрольно-ревизионной службе;
- положения о комитетах наблюдательного совета (совета директоров) (в случае их наличия);
- положение о корпоративном секретаре (освобожденной рабочей единице, основная функция которой заключается в обеспечении деятельности ключевых органов управления хозяйственного общества);
- положение об информационной политике хозяйственного общества (т.е. о раскрытии информации);
- положение о дивидендной политике;
- положение о сделках и т.д.
Привести какой-либо закрытый перечень локальных нормативных правовых актов, которые необходимо принять в хозяйственном обществе, не представляется возможным, поскольку, как мы отмечали в начале данной статьи, сфера корпоративных отношений достаточно специфична.
Каждое конкретное общество должно самостоятельно определить, какие внутренние сферы его функционирования следует урегулировать на уровне локальных нормативных правовых актов. При этом многое зависит от целей деятельности, выбранной организационно-правовой формы ведения бизнеса, количества участников (акционеров) хозяйственного общества, распределения среди них долей, взаимоотношений между участниками (акционерами) и т.д.
<1> С коррективами, внесенными Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 года N 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ», который вступает в силу 26 января 2016 г.