Тактические аспекты ведения административного процесса по делам об административных правонарушениях, связанным с выплатой заработной платы

К административным правонарушениям, связанным с выплатой заработной платы, относится нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, связанным с выплатой заработной платы, составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в ходе непосредственного обнаружения правонарушения (проверок) либо рассмотрения жалоб граждан в основном на несвоевременную выплату заработной платы (фактическая основа дела) и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, норм Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет N 29), Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), Методических рекомендаций по формированию и распределению фонда заработной платы работников коммерческих организаций отраслей материального производства, принятых постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2007 N 160, Инструкции о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 N 63, и т.д.).

Субъектом административных правонарушений в рассматриваемой сфере является юридическое или физическое лицо (наниматель), с которым работник состоит в трудовых отношениях, а также работник, ответственный за начисление и выплату заработной платы (заместитель руководителя организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений), по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону их состава.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.19 КоАП, чаще всего имеет место в следующих типичных ситуациях:

  • в нарушение ч. 1 п. 4 Декрета N 29 не обеспечивается в установленный коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом) срок выплата заработной платы работникам согласно копиям платежных поручений и спискам работников, зачисление заработной платы на лицевые счета работников производится позже срока, установленного коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом);
  • в нарушение ч. 3 п. 4 Декрета N 29 с учетом положений Указа Президента Республики Беларусь от 26.03.1998 N 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» допускается превышение установленного коллективным договором срока выплаты заработной платы (например, за апрель, когда первое число месяца, следующего за отчетным, является праздничным днем);
  • в нарушение ч. 4 п. 4 Декрета N 29, согласно которой наниматель обязан выплатить средний заработок за период трудового отпуска работникам не позднее чем за один день до начала отпуска, а также ст. 176 ТК, согласно которой средний заработок за период трудового отпуска работникам выплачивается не позднее чем за два дня до начала отпуска, работникам не обеспечивается своевременная выплата среднего заработка за период трудового отпуска до его начала;
  • в нарушение ч. 1 ст. 77 ТК, в соответствии с которой при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения, не обеспечивается своевременная выплата неоспариваемых сумм, причитающихся работникам, в день их увольнения.

Примеры фактической основы дела.

1. Согласно ч. 1 п. 4 Декрета N 29 выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), но не реже одного раза в месяц. Согласно ч. 3 п. 4 Декрета N 29 при совпадении сроков выплаты заработной платы с государственными праздниками, праздничными или выходными днями она должна производиться накануне их.

В соответствии с разделом «Оплата труда и ее регулирование» коллективного договора кооператива на 2012 — 2015 годы, зарегистрированного в районном исполнительном комитете, было установлено: выплату заработной платы производить 30-го (31-го) числа месяца, следующего за отчетным.

В нарушение ч. 1 и 3 пункта 4 Декрета N 29 кооперативом в установленный коллективным договором срок (до 30-го (31-го) числа каждого месяца) не была обеспечена выплата заработной платы работникам кооператива за октябрь 2014 г.

Так, по состоянию на 30.11.2014 имелась задолженность по выплате 115 работникам кооператива заработной платы за октябрь 2014 г. в сумме 210 млн.руб. (выплачена с 03.12.2014 по 05.12.2014 с превышением установленного срока на 5 — 7 дней).

2. В соответствии с коллективным договором общества, зарегистрированным управлением по труду, занятости и социальной защите районного исполнительного комитета, общество взяло на себя обязательство производить выплату заработной платы работникам 10-го, 15-го, 20-го и 25-го числа отчетного месяца.

В нарушение ч. 1 и 3 пункта 4 Декрета N 29 обществом в 2013 году заработная плата выплачивалась с нарушением сроков, установленных коллективным договором, к примеру, за сентябрь заработная плата была выплачена на 1 — 12 дней позже установленных сроков, за октябрь — на 1 — 11 дней, за ноябрь — на 1 — 13 дней, за декабрь — на 1 — 7 дней; в 2014 году за январь — на 8 — 11 дней, за март — на 1 — 7 дней. Выплата заработной платы 40 работникам за октябрь 2014 г. в сумме 150 млн.руб. была произведена также с нарушением установленных коллективным договором сроков (11.11.2014, 13.11.2014, 17.11.2014, 19.11.2014, 21.11.2014, 24.11.2014 и 27.11.2014 вместо 10.11.2014, 15.11.2014, 20.11.2014 и 25.11.2014, превышение сроков составило от 1 до 17 дней).

3. В ходе выборочной проверки своевременности выплаты среднего заработка за время отпуска за июль — август 2014 г. работникам общества было установлено, что в нарушение ч. 4 п. 4 Декрета N 29, согласно которой наниматель обязан выплатить средний заработок за время трудового отпуска работникам не позднее чем за один день до начала отпуска, ст. 176 ТК, согласно которой средний заработок за время трудового отпуска работникам выплачивается не позднее чем за два дня до начала отпуска, в ООО «В» не была обеспечена своевременная выплата среднего заработка за время трудового отпуска до его начала работникам. Так, инженеру-механику согласно приказу от 02.07.2014 был предоставлен трудовой отпуск с 07.07.2014, выплата в сумме 2472900 руб. произведена 10.07.2014 согласно расходному кассовому ордеру; начальнику вязального цеха согласно приказу от 02.07.2014 был предоставлен трудовой отпуск с 07.07.2014, выплата в сумме 3995576 руб. произведена 15.07.2014 согласно платежному поручению; термоотделочнику согласно приказу от 02.07.2014 был предоставлен трудовой отпуск с 07.07.2014, выплата в сумме 2204367 руб. произведена 15.07.2014 согласно платежному поручению.

Также в ходе выборочной проверки своевременности выплат неоспариваемых сумм, причитающихся работнику, в день его увольнения, в обществе за июль — сентябрь 2014 г. было установлено, что директором ООО «В» в нарушение ч. 1 ст. 77 ТК, в соответствии с которой при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения, не была обеспечена своевременная выплата неоспариваемых сумм, причитающихся работнику, в день его увольнения.

Так, швее, которая согласно приказу от 14.07.2014 была уволена 14.07.2014 (последний день работы согласно табелю учета рабочего времени — 14.07.2014), выплата в сумме 1000000 руб. была произведена 18.07.2014 (платежное поручение от 18.07.2014), выплата в сумме 2902732 руб. произведена 23.07.2014 (платежное поручение от 23.07.2014); инженеру-механику, который согласно приказу от 14.07.2014 был уволен 14.07.2014 (последний день работы согласно табелю учета рабочего времени — 14.07.2014), выплата в сумме 9088402 руб. была произведена 18.07.2014 (платежное поручение от 18.07.2014); модельеру-конструктору, которая согласно приказу от 04.08.2014 была уволена 04.08.2014 (последний день работы согласно табелю учета рабочего времени — 04.08.2014), выплата в сумме 1200900 руб. произведена 06.08.2014 согласно расходному кассовому ордеру.

При этом на расчетном счете общества (согласно выпискам по счету банка) имелось достаточно денежных средств для обеспечения своевременной выплаты работникам среднего заработка за период трудового отпуска до его начала, неоспариваемых сумм, причитающихся работникам, в день их увольнения, а также заработной платы. Однако директором общества не были предприняты меры для своевременного расчета уволенных работников.

Таким образом, ООО «В» не было обеспечено соблюдение законодательства о труде в части своевременной выплаты работникам среднего заработка за период трудового отпуска, неоспариваемых сумм, причитающихся работникам, в день их увольнения, заработной платы, допущено его нарушение.

Факт совершенного правонарушения подтверждался копиями приказов, платежных поручений, выписок с расчетного счета, расходных кассовых ордеров.

Тактика ведения дел об административных правонарушениях, связанных с выплатой заработной платы, как правило, характеризуется тем, что известно событие правонарушения, известно юридическое лицо, которое совершило административное правонарушение, и известно физическое лицо, которое, возможно, совершило административное правонарушение. В связи с этим необходимо установить, действительно ли имеется вина лица в совершении противоправного деяния, является ли оно надлежащим субъектом административной ответственности, т.е. содержит ли все необходимые элементы состава правонарушения, а также все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. Соответственно предварительно должны быть изучены: документы, подтверждающие срок выплаты и непосредственную выплату заработной платы (коллективный договор (соглашение), трудовые договоры (контракты), положение о форме и системе оплаты труда, приказы (записки) об отпуске, увольнении и т.д., расчетная ведомость на выплату заработной платы, выписка из лицевого счета, платежные поручения на перечисление среднего заработка на карт-счета, выписки банка по расчетному счету, табели и др.), форма государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19.08.2013 N 163 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление Белстата N 163), и форма государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной заработной плате», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 08.05.2014 N 40 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление Белстата N 40), и т.д.

Так, согласно подпункту 9.2 пункта 9 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду», утвержденных постановлением Белстата N 163, по строке 02 отражается фонд заработной платы, начисленный работникам списочного и несписочного состава и внешним совместителям (п. 58 — 66 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 N 92). Начисленные и зарезервированные в соответствии с законодательством Республики Беларусь суммы премий отражаются по строке 02 по мере их фактической выплаты. Суммы, начисленные за трудовые и социальные отпуска, включаются в фонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска отчетного месяца. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца.

В соответствии с п. 5 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате», утвержденных постановлением Белстата N 40, данные о просроченной задолженности по заработной плате отражаются по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок выплаты заработной платы. Просроченной задолженностью по заработной плате для целей указанного государственного статистического наблюдения являются суммы заработной платы работникам, включая внутренних и внешних совместителей, начисленные, но не выплаченные организацией до 24 часов последнего дня месяца, следующего за месяцем, за который эти суммы начислены. Например, данные о просроченной задолженности по заработной плате за июль и предыдущие месяцы отчетного года отражаются в отчете по состоянию на 1 сентября (срок представления отчета органам государственной статистики также 1 сентября). В отчете отражаются суммы заработной платы, начисленные работникам, включая внутренних и внешних совместителей, но не выплаченные организацией по 31 августа включительно. Суммы заработной платы, не перечисленные на отчетную дату на выплату алиментов, на возмещение родителями расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, для целей данного государственного статистического наблюдения являются просроченной задолженностью. Просроченной задолженностью по заработной плате не являются начисленные и зарезервированные в соответствии с законодательством суммы премий, начисленные, но не полученные (депонированные) суммы заработной платы.

Типовая версия касается события правонарушения (факта невыплаты заработной платы) и совершения конкретным нанимателем, а также руководителем либо иным уполномоченным должностным лицом нанимателя правонарушения, т.е. перечня фактических данных, которые могут быть признаны в качестве доказательства по делу, какие элементы события и насколько полно установлены этими доказательствами, какие элементы состава необходимо доказать, что было рассмотрено выше. На основе типовой версии определяют задачи, очередность их решения и сроки при построении индивидуальных (частных) версий. С учетом предмета имеющихся доказательств дополнительно определяют: спорные факты (например, по квалификации, определению того, является ли выплачиваемая сумма заработной платой в соответствии с законодательством), какие новые доказательства могут быть получены на основе использования собранных (дополнительные документы, например должностные инструкции, иные (ранее не предъявленные) приказы, другие документы, подтверждающие факт нахождения в отпуске соответствующего должностного лица, и т.д.), какие действия требуется для этого провести (в частности, истребовать дополнительные документы, оформить протоколы опроса иных лиц и т.д.).

Проблемным вопросом квалификации рассматриваемого состава является его соотнесение с составами, предусмотренными ч. 4 ст. 9.19 (иные нарушения законодательства о труде) и ст. 9.25 (нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров) КоАП.

Часть 4 ст. 9.19 КоАП предусматривает административную ответственность за иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16 — 9.18 КоАП и ч. 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику. Таким образом, необходимо отличать нарушения, связанные с порядком и сроками выплаты заработной платы, от иных нарушений законодательства о труде. Так, например, ввиду того, что нанимателем велся неточный учет рабочего времени водителей, оплата труда им производилась не в полном размере. За работу в выходной день оплата также не была произведена, другой день отдыха не предоставлялся. Таким образом, было установлено, что нанимателем допускалось нарушение ст. 69 ТК.

Кроме того, ст. 9.25 КоАП предусматривает административную ответственность за несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством. Применение административной ответственности по названной статье связано с несоблюдением требований Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 N 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее — Указ N 314), направленных на обеспечение своевременного расчета с гражданами за выполненную работу, оказанную услугу и созданный объект интеллектуальной собственности по гражданско-правовым договорам и защиты их отдельных социально-трудовых прав (в частности, юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, в том числе порядок расчета сторон, включая суммы, подлежащие выплате).

Пример нарушения.

В соответствии с абз. 7 подп. 1.1 п. 1 Указа N 314 юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным ими гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляется в местах, предоставленных заказчиком.

ОАО «М» (заказчиком) в декабре 2014 г. были заключены следующие договоры подряда на выполнение работ с гражданами:

  • от 01.12.2014 N 19 на сумму 1100,0 тыс.руб.;
  • от 01.12.2014 N 20 на сумму 1100,0 тыс.руб.;
  • от 01.12.2014 N 21 на сумму 1100,0 тыс.руб.

По указанным гражданско-правовым договорам выполнение работ осуществлялось в местах, предоставленных заказчиком. В соответствии с условиями заключенных обществом гражданско-правовых договоров сроки выполнения исполнителями предусмотренных в договорах работ — с 01.12.2014 по 31.12.2014, оплата за выполненные работы должна быть произведена заказчиком в течение 21 банковского дня после подписания сторонами акта приемки выполненных работ. Факт выполнения работ, предусмотренных гражданско-правовыми договорами, подтверждался актами выполненных работ. Оплата работ, выполненных по указанным гражданско-правовым договорам, была произведена обществом 14.01.2015 (подтверждалось платежным поручением с платежной ведомостью).

В нарушение абз. 7 подп. 1.1 п. 1 Указа N 314 обществом в период с 01.12.2014 по 14.01.2015 не было обеспечено указание в заключенных гражданско-правовых договорах обязательства заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Таким образом, ОАО «М» было нарушено законодательство о гражданско-правовых договорах и не приняты все меры по его соблюдению.

Кроме того, в процессе анализа индивидуальных (частных) версий осуществляется проверка правовых оснований привлечения виновного к ответственности, изучаются все связи между элементами состава правонарушения, в частности, проводятся: проверка объяснений лица, в отношении которого ведется административный процесс (сравнение его объяснений с объяснениями иных лиц); исследование всех версий по делу в совокупности (в отношении каждого физического лица, имеющего отношение к нарушению, и в целом на предмет установления роли каждого при наличии соучастия); проверка всех доказательств в совокупности и устранение противоречий между ними; систематизация всех материалов и решение вопроса о том, насколько объективно, полно, всесторонне установлены все обстоятельства по делу.