Тактические аспекты ведения административного процесса по делам об административных правонарушениях в сфере строительства (часть 3)

1 (6). Непроведение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в предусмотренных законодательством случаях подрядных торгов на строительство объектов, торгов при размещении необходимых для этих объектов заказов на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь или несоблюдение порядка их проведения (ст. 21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)). В частности, когда конкурсное предложение не соответствует требованиям, установленным конкурсными документами (в предложении отсутствует обязательное обоснование и расчет цены предложения претендента); в состав конкурсной документации не был включен проект договора поставки в редакции заказчика; в конкурсной документации в разделе «Условия проведения подрядных торгов» не была указана цена заказа, применяемая в качестве стартовой, возможность внесения предложений по ее изменению; объем необходимых товаров для строительства объекта не соответствовал проектной документации.

Пример фактической основы дела.

Проверкой были установлены факты непроведения подрядных торгов на строительство объектов при размещении необходимых для этих объектов заказов на выполнение работ за счет местного бюджета при стоимости строительства объектов от 50000 базовых величин и более.

Проверке была представлена конкурсная документация на проведение торгов по выбору подрядной организации по объекту. Согласно данной конкурсной документации организатором торгов УП «О» было принято решение о размещении заказа на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ориентировочной стоимостью 76200 базовых величин с проведением процедуры «открытые торги».

На официальном сайте 28.07.2014 было размещено извещение о проведении открытого конкурса по предмету закупки, дата и время окончания приема предложений — 25.08.2014, 09.00, требования к составу участников и квалификационные требования — в конкурсной документации. В соответствии с протоколом от 25.08.2014 N 1 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению конкурсных предложений конкурсная комиссия по проведению торгов ознакомилась с конкурсными предложениями УП «Б», УП «С», ОАО «Т» и отметила, что все предложения соответствуют требованиям, установленным условиями торгов, и принимаются к рассмотрению. В соответствии с протоколом от 25.08.2014 N 2 заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов конкурсная комиссия, изучив представленные претендентами конкурсные предложения, признала победителем торгов по выбору подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ по объекту УП «Б».

Таким образом, в нарушение абзацев 1, 2 подпункта 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», пунктов 3, 11 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 N 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее — Положение N 88), УП «О» не были проведены подрядные торги при заключении договора о реконструкции объекта за счет средств местного бюджета при стоимости реконструкции свыше 6000 базовых величин: при размещении заказа на выполнение строительно-монтажных работ по объекту за счет средств местного бюджета при стартовой цене заказа 76200 базовых величин и до заключения договора подряда от 29.08.2014 с УП «Б» на выполнение указанных работ заказчиком не были обеспечены в соответствии с Положением N 88 принятие решения о размещении заказа на проведение подрядных торгов, разработка документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации на проведение подрядных торгов, предоставление данной документации ее участникам, не размещено извещение о проведении подрядных торгов.

2 (7). Строительство, включая реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство, объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке (ст. 21.19 КоАП). В частности, когда:

  • в нарушение п. 7.2 технического кодекса установившейся практики «Проектная документация на ремонт, модернизацию и реконструкцию жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок разработки и согласования» (ТКП 45-1.02-104-2008 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2008 N 433 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве», на момент начала выполнения работ и в ходе выполнения работ по реконструкции объекта не было обеспечено наличие проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной в установленном порядке;
  • в нарушение п. 43 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 N 1476 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) и Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации», проектная документация на объект не была утверждена республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.

Примеры фактической основы дела.

1. При проведении восстановительных работ в жилых и общественных зданиях и сооружениях следует руководствоваться техническим кодексом установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (ТКП 45-1.04-206-2010 (02250)), утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 N 267 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — ТКП 45-1.04-206).

Пунктом 16 приложения Б к ТКП 45-1.04-206 установлено, что полная замена заполнений оконных проемов здания, а также замена более 40% оконных проемов здания при их износе более 60% входит в перечень основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений.

Аналогичное требование предусмотрено и в случае модернизации зданий. При этом к основным видам работ, выполняемых при модернизации, согласно пункту 14 приложения В к ТКП 45-1.04-206 относится полная замена, заполнение оконных проемов при их износе менее 60% на изделия с теплотехническими характеристиками, отвечающими нормативным требованиям.

В соответствии с пунктом 14 приложения Б к ТКП 45-1.04-206 полная замена кровли здания относится к основным видам работ, выполняемых при капитальном ремонте.

Согласно примечанию к подпункту 3.3.5 пункта 3.3 технического кодекса установившейся практики «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (ТКП 45-1.01-4-2005 (02250)), утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.06.2005 N 172 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве», модернизация является видом реконструкции, проводимой в существующих габаритах зданий, сооружений, коммуникаций.

Согласно представленным первичным учетным документам (сметам на строительство, актам выполненных работ) обществом была произведена полная замена кровельного покрытия, полная замена оконных проемов на изделия с теплотехническими характеристиками, т.е. выполненные виды работ на объекте незавершенного строительства мехмастерских и столовой относились к капитальному ремонту с модернизацией. Однако ООО «Б» проектно-сметная документация не разрабатывалась.

2. Проверкой было установлено, что УП «И» в арендованных цехах были проведены: демонтаж плит ребристых покрытия фонаря с целью снижения нагрузки на балки стропильные; снятие стекол светоаэрационного фонаря, металлических форточек (фрамуг) фонаря; разборка рулонной кровли в примыкании к фонарю, разборка цементной стяжки отдельными местами по периметру фонаря; разборка утепления из керамзита в примыкании к фонарю по периметру, разборка тепловой изоляции из минеральной ваты, пароизоляции; усиление железобетонных перекрытий с установкой дополнительных балок, изготовление и монтаж каркасов светоаэрационных фонарей, пескоструйная очистка металлических конструкций; окраска металлических конструкций; устройство светоаэрационного фонаря из поликарбоната, укрепление железобетонных плит покрытий и колонн металлоизделиями.

Согласно подп. 3.3.4 пункта 3.3 ТКП 45-1.01-4-2005 капитальный ремонт объекта строительства — совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации и (или) улучшению конструктивных, инженерных, технических, эстетических качеств объекта строительства, осуществляемых путем восстановления, улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования, элементов объекта строительства.

Общие признаки ремонтных и строительных работ и критерии состояния объектов в результате их проведения содержатся в приложении 5 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 N 37/18/6.

В соответствии с пунктом 10.13 раздела 10 технического кодекса установившейся практики «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-78-2007 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.09.2007 N 286 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — ТКП 45-1.04-78-2007), рекомендуемый перечень работ, выполняемых при текущем и капитальном ремонте зданий, приведен в приложении К к ТКП 45-1.04-78-2007. Работы, выполняемые при текущем ремонте, сопутствующие капитальному ремонту, также относятся к капитальному ремонту.

Согласно приложению К к ТКП 45-1.04-78-2007 замена стропильных лаг, мауэрлатов и обрешетки под кровлю; частичная (более 10% общей площади) или полная замена кровли, ремонт или замена несущих конструкций световых фонарей и механизмов для открывания переплетов относятся к основным видам работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений.

УП «И», не принявшим всех необходимых мер по соблюдению законодательства при осуществлении капитального ремонта арендованных цехов, осуществлялись строительно-монтажные работы без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке.

Тактика ведения дел об административных правонарушениях в сфере строительства, как правило, характеризуется тем, что известно событие правонарушения, известно лицо, которое, возможно, совершило административное правонарушение. В связи с этим необходимо установить, действительно ли данное лицо виновно в совершении противоправного деяния, является ли надлежащим субъектом административной ответственности, т.е. содержит ли деяние все необходимые элементы состава правонарушения, а также все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. Соответственно предварительно должны быть изучены первичные учетные и иные документы, подтверждающие нарушение порядка осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (в т.ч. акт контрольного обмера, разрешительная документация, выданная в порядке, установленном законодательством; комплект проектной документации, утвержденной в установленном порядке; документы о проведении процедур государственных закупок, установленных законодательством, подрядных торгов (переговоров) по выбору подрядчика; расчет договорной (контрактной) цены; договоры строительного подряда на строительство (реконструкцию) объекта; документы, подтверждающие техническую готовность оплаченных строительно-монтажных работ, этапов (комплексов) строительно-монтажных работ и объекта в целом; журналы производства работ, акты на скрытые работы, исполнительная документация; документы о конструктивных решениях, учтенных в составе укрупненных сметных норм; документы (расчеты, расшифровки укрупненных сметных норм, спецификации, калькуляции, товарно-транспортные накладные, договоры аренды, договоры субподряда, договоры поставки и другие), подтверждающие затраты заказчика и подрядчика на строительство (реконструкцию) объекта; документы, подтверждающие приемку выполненных строительно-монтажных работ и их стоимость; информация о средствах, направленных на строительство (реконструкцию) объекта, в случае финансирования из различных источников; другие документы с учетом особенностей объекта).

Типовая версия касается события правонарушения (факта нарушения порядка осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) и совершения конкретным лицом (должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) правонарушения, т.е. перечня фактических данных, которые могут быть признаны в качестве доказательства по делу, какие элементы события и насколько полно установлены этими доказательствами и какие элементы состава необходимо доказать, что было рассмотрено выше. На основе типовой версии определяют задачи, очередность их решения и сроки при построении индивидуальных (частных) версий. С учетом предмета имеющихся доказательств дополнительно определяют: спорные факты (например, по определению способа завышения стоимости строительно-монтажных работ), какие новые доказательства могут быть получены на основе использования собранных (дополнительные документы, например должностные инструкции иных работников и др.), какие действия требуется для этого провести (в частности, истребовать дополнительные документы, оформить протоколы опроса иных лиц и т.д.).

К проблемным вопросам квалификации относится соотнесение составов ст. 21.3 и 23.11 КоАП в части несоблюдения требований технических правовых актов. Так, ч. 1 ст. 23.11 КоАП предусмотрена административная ответственность за реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. В соответствии с абзацем четвертым п. 1 ст. 1 технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748 (далее — ТР 2009/013/BY), его действие распространяется на выпускаемые в обращение строительные материалы и изделия (независимо от страны происхождения), работы в строительстве, подлежащие подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY, согласно приложению к ТР 2009/013/BY. Согласно п. 164 приложения к ТР 2009/013/BY в форме обязательной сертификации подлежат подтверждению соответствия работы по монтажу внутренних инженерных систем зданий и сооружений. В ходе проверки установлено, что предприятие в нарушение ч. 1 п. 1 ст. 7 ТР 2009/013/BY выполнило строительно-монтажные работы по монтажу внутренних инженерных систем зданий и сооружений без наличия сертификатов соответствия по объекту. Кроме того, к проблемным вопросам квалификации относится соотнесение составов статей 21.2 и 21.3 КоАП.

Пример.

В нарушение п. 4.15, 6.14, таблицы 4 технического кодекса установившейся практики «Отделочные работы. Правила выполнения» (ТКП 45-5.09-105-2009 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.05.2009 N 168 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве», и проектной документации по объекту были выполнены работы по нанесению защитно-отделочных штукатурок дверных откосов декоративным составом, по облицовке стен керамической плиткой с отступлением от утвержденного строительного проекта без согласования с проектной организацией и заказчиком.

Кроме того, в процессе анализа индивидуальных (частных) версий осуществляется проверка правовых оснований привлечения виновного к ответственности, изучаются все связи между элементами состава правонарушения, в частности проводятся: проверка объяснений лица, в отношении которого ведется административный процесс (его сравнение с объяснениями иных лиц); исследование всех версий по делу в совокупности (в отношении каждого физического и юридического лица, имеющего отношение к нарушению, и в целом на предмет установления роли каждого при наличии соучастия); проверка всех доказательств в совокупности и устранение противоречий между ними; систематизация всех материалов и решение вопроса о том, насколько объективно, полно, всесторонне установлены все обстоятельства по делу.