В современных условиях активно развивающегося научно-технического прогресса возникают и совершенствуются общественно опасные деяния в сфере высоких технологий. Они носят, как правило, организованный транснациональный характер. Компьютерные преступления как разновидность преступлений в сфере высоких технологий — относительно новое в общественной жизни и юридической науке явление, представляющее достаточно существенный научно-практический интерес. Представляется, что одной из основных причин этому является значительное количество отраслей сферы высоких технологий — это электроника, программное обеспечение, беспроводные технологии, робототехника, нанотехнологии, экологически чистые технологии, энергосбережение и альтернативная энергетика, системы безопасности, навигационные технологии, оборонные технологии и технологии двойного назначения, а также биотехнологии. Каждая из указанных отраслей может стать объектом, а в отдельных случаях — средством преступных посягательств.
Актуальность проблематики подтверждается также тем, что ущерб, причиняемый данным видом преступлений, по разным оценкам составляет от 150 млн. до 1,1 млрд.долл. США и носит высоколатентный характер. По данным российских ученых, в поле зрения правоохранительных органов попадает не более 10 — 15% всех совершаемых компьютерных преступлений <1>.
<1> Криминология: учеб. для вузов / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И.Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. — 912 с. — С. 743.
Достаточно много разновидностей компьютерных преступлений. Так, согласно кодификатору рабочей группы Интерпола, который был положен в основу автоматизированной информационно-поисковой системы, созданной в начале 90-х гг. XX века, их насчитывается порядка 33 наименований, среди которых, например, несанкционированный доступ и перехват, изменение компьютерных данных, компьютерное мошенничество, манипуляции с программами ввода-вывода, незаконное копирование, компьютерный саботаж, хищение информации, составляющей коммерческую тайну, и др.
Проблема противодействия компьютерным преступлениям является объектом пристального внимания международных органов и учреждений в системе Организации Объединенных Наций, Интерпола, Европейского Союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств, а также прочих универсальных и региональных международных организаций. Так, еще на 55-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 2001 г. была принята Резолюция «Борьба с преступным использованием информационных технологий», которая подчеркнула необходимость принятия таких мер по борьбе с преступным использованием информационных технологий, как: противодействие «правовой гавани» для укрытия киберпреступников от наказания, обмен информацией, оснащение и обучение сотрудников правоохранительных органов, защита правовыми системами данных и компьютерных систем от несанкционированного вмешательства, своевременное обеспечение режимами взаимной помощи; расследование случаев преступного использования информационных технологий; предупреждение общественности о необходимости предупреждения преступного использования информационных технологий и борьбы с ним; техническая защита информации производителями программного обеспечения.
Кроме того, немаловажное значение в сфере борьбы с компьютерными преступлениями отводится принятой Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций N 55/25 Конвенции Организации Объединенных Наций «Против транснациональной организованной преступности» (заключена в г. Палермо 15.11.2000). Необходимость применения положений указанной Конвенции, особенно в части криминализации определенных преступных деяний и решения практических вопросов сотрудничества правоохранительных органов в данной сфере, объясняется тем, что около 62% компьютерных преступлений совершается в составе организованных групп, в том числе на территории нескольких стран <2>.
<2> Там же. С. 744.
Особый интерес вызывает Конвенция Совета Европы о киберпреступности (заключена в г. Будапеште 23.11.2001) (далее — Конвенция о киберпреступности). Конвенция о киберпреступности устанавливает стратегические направления противодействия киберпреступности: 1) согласование национальных норм, определяющих составы преступлений; 2) определение порядка расследования по преступлениям в мировых компьютерных сетях; 3) создание оперативной и действенной системы международного сотрудничества по борьбе с киберпреступностью. Важность этого документа обусловливается возможностью практического сотрудничества правоохранительных органов заинтересованных государств в целях профилактики и противодействия киберпреступлениям.
В настоящее время Конвенция о киберпреступности в силу не вступила, хотя и была ратифицирована, например, такими государствами, как США, ЮАР, Канада, Мексика, Коста-Рика и Япония. География указанных государств свидетельствует больше об универсальном, чем региональном характере Конвенции о киберпреступности. Представляется, что увеличение числа участников Конвенции о киберпреступности могло бы заложить основу универсального организационно-правового механизма международного сотрудничества по борьбе с киберпреступностью и связанными с ней преступлениями.
В рамках СНГ наиболее важным является Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (заключено в г. Минске 01.06.2001), которое, в частности, устанавливает такие формы сотрудничества, как: обмен информацией; исполнение запросов; управление в области противодействия компьютерной преступности; сотрудничество в области осуществления кадровой политики; создание информационных систем; взаимная научно-исследовательская кооперация и др.
Республика Беларусь является участником большинства международных соглашений универсального и регионального характера, направленных на борьбу с преступностью, в том числе компьютерной (Конвенция о киберпреступности Республикой Беларусь подписана не была). Отсутствие двусторонних соглашений в этой области можно объяснить их малой эффективностью на данном уровне, учитывая ярко выраженную транснациональность проблемы компьютерных преступлений и иных общественно опасных деяний в сфере высоких технологий.
Криминализация основных компьютерных преступлений и некоторых других преступлений в сфере высоких технологий нашла свое законодательное закрепление в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее — УК). Так, в УК содержится отдельный раздел XII, включающий гл. 31 «Преступления против информационной безопасности» с семью составами преступлений: ст. 349 «Несанкционированный доступ к компьютерной информации», ст. 350 «Модификация компьютерной информации», ст. 351 «Компьютерный саботаж», ст. 352 «Неправомерное завладение компьютерной информацией», ст. 353 «Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети», ст. 354 «Разработка, использование либо распространение вредоносных программ», ст. 355 «Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети». В гл. 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» УК содержатся ст. 254 «Коммерческий шпионаж» и ст. 255 «Разглашение коммерческой тайны»; в гл. 26 «Преступления против экологической безопасности и природной среды» УК закреплена ст. 268 «Сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды»; в гл. 27 «Преступления против общественной безопасности» УК предусмотрена ст. 308 «Несообщение информации об опасности для жизни людей» и др.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, компьютерные преступления можно определить как общественно опасные деяния в случаях, когда компьютерная техника и компьютерная информация являются орудием (средством), с помощью которого совершается преступление, либо предметом преступного посягательства. Компьютерная преступность характеризуется транснациональностью, организованностью и высокой латентностью. На сегодня отсутствует какой-либо единый и общепризнанный международно-правовой документ, регламентирующий основы сотрудничества государств по противодействию данному виду преступлений.