Трудовая миграция в вопросах-ответах

С каждым годом растет число иностранных граждан, принимаемых на работу к нанимателям Республики Беларусь. Так, по данным официальной статистики Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2014 году число иностранных граждан, въехавших для работы на основе подписанных договоров и контрактов, возросло почти в 2 раза по сравнению с 2013 годом. По итогам трех кварталов 2015 года наблюдается сопоставимый с аналогичным периодом прошлого года приток иностранных работников.

В связи с ростом количества работников из числа иностранных граждан и трудовой миграции иностранные работники и еще в большей степени белорусские наниматели сталкиваются с проблемами, связанными с оформлением трудовых отношений, несмотря на то что такие отношения достаточно хорошо урегулированы на законодательном уровне. У большинства заинтересованных лиц отсутствуют базовые знания о том, какие миграционные процедуры необходимо пройти для оформления иностранного работника.

Так, к примеру, распространенным заблуждением последних лет являлось убеждение, что в отношении руководителя представительства иностранной организации не нужно получать специальное разрешение, хотя тогда за такое нарушение была установлена административная ответственность. Однако 07.09.2015 было отменено требование о получении специального разрешения в отношении руководителя представительства — иностранного гражданина.

Настоящая статья дает ответы на часто задаваемые вопросы сферы трудовой миграции и будет полезна для нанимателей, принимающих в штат иностранных граждан.

1. На что обратить внимание при приеме на работу иностранных граждан?

В первую очередь следует обратить внимание на нормативные правовые акты, регулирующие прием иностранных работников. Основные из них, с которыми столкнется наниматель, это:

Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 N 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон о внешней трудовой миграции);

единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Единый перечень административных процедур) (а именно п. 16.7 — 16.10 Единого перечня административных процедур).

2. На какие категории иностранцев распространяет свое действие Закон о внешней трудовой миграции?

Если говорить о тех иностранных гражданах, которые трудоустраиваются в Республике Беларусь и к белорусскому нанимателю, то Закон о внешней трудовой миграции распространяет свое действие на иностранных граждан, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Беларуси, т.е. вида на жительство. Те иностранцы, которые имеют вид на жительство в Беларуси, трудоустраиваются в том же порядке, что и граждане Республики Беларусь (ч. 1 ст. 2 Закона о внешней трудовой миграции).

3. Что нужно для получения вида на жительство?

Для начала для получения вида на жительство необходимо наличие по крайней мере одного из оснований, предусмотренных законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 53 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» разрешение на постоянное проживание выдается иностранцам, которые:

  • являются близкими родственниками граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
  • являются лицами, которым предоставлен статус беженца или убежище в Республике Беларусь;
  • имеют право на воссоединение семьи;
  • прожили в Республике Беларусь после получения разрешения на временное проживание в течение последних семи лет непрерывно;
  • имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации;
  • состояли ранее в гражданстве Республики Беларусь;
  • являются работниками и специалистами, в которых нуждаются организации Республики Беларусь;
  • обладают исключительными способностями и талантом или имеют выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта;
  • являются иностранными инвесторами, вложившими инвестиции в размере не менее ста пятидесяти тысяч евро в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь;
  • являются белорусами, а также лицами, идентифицирующими себя как белорусы, и их потомками (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившимися за пределами современной территории Республики Беларусь;
  • имеют право на получение разрешения на постоянное проживание по иным основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.

Далее иностранцу, получившему разрешение на постоянное проживание, выдается вид на жительство в Республике Беларусь в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь (п. 21 Положения о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2006 N 144 (далее — Положение N 144)).

На практике наиболее распространены случаи получения вида на жительство при наличии близких родственников — граждан Республики Беларусь или проживании в Беларуси в течение 7 лет непрерывно при наличии разрешения на временное проживание.

Что касается получения вида на жительство иностранными инвесторами, то помимо инвестирования не менее ста пятидесяти тысяч евро в объекты инвестиционной деятельности необходимо мотивированное ходатайство государственного органа в адрес подразделения по гражданству и миграции о выдаче вида на жительство такому инвестору (это условие вытекает из содержания п. 7 Положения N 144). Именно поэтому не каждый иностранец, который готов вложить такую сумму денег, может получить вид на жительство.

4. Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы оформить трудовые отношения с иностранцем, не имеющим вида на жительство в Республике Беларусь?

Чтобы оформить трудовые отношения с иностранцем, необходимо получить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в подразделении по гражданству и миграции и заключить трудовой договор. Это базовые условия, предусмотренные в ст. 23 Закона о внешней трудовой миграции.

Следует отметить, что в силу принципа недопустимости подмены трудовых отношений, вытекающих из трудовых договоров, обязательствами, возникающими на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством, привлечение иностранцев для работы на территории Республики Беларусь по гражданско-правовым договорам (подряда или возмездного оказания услуг) по общему правилу не допускается (абз. 7 ст. 4 Закона о внешней трудовой миграции).

5. В какой срок происходит оформление специального разрешения? Каков размер государственной пошлины?

Сроки и стоимость рассмотрения документов и оформления специального разрешения предусмотрены п. 16.7 Единого перечня административных процедур.

Так, по общему правилу оформление специального разрешения занимает 15 календарных дней от даты подачи документов. Если нанимателем является компания — резидент Парка высоких технологий, инвестор или член научно-технологической ассоциации «Инфопарк», то срок уменьшается до 7 календарных дней. Что касается стоимости, то по общему правилу взимается государственная пошлина в размере 5 базовых величин. Для инвесторов — бесплатно.

Однако если речь идет о работнике, который является гражданином Украины и который не менее года проживал на территории Донецкой или Луганской области, то согласно абз. 2 подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30.08.2014 N 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь» срок рассмотрения документов сокращен до 5 рабочих дней, а наниматели освобождены от уплаты государственной пошлины.

6. В каких случаях иностранцы освобождаются от необходимости получать специальное разрешение?

Часть 2 ст. 2 Закона о внешней трудовой миграции содержит исчерпывающий перечень случаев, когда иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание, может быть трудоустроен без оформления специального разрешения. На практике наиболее распространенными являются следующие случаи:

  • проведение монтажа оборудования или оказание услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования в течение не более 90 суток;
  • аккредитация в Республике Беларусь в качестве журналиста иностранных СМИ;
  • приглашение на срок не более 90 суток для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь;
  • прохождение производственной практики в период обучения в учреждении образования Республики Беларусь.

С 07.09.2015 вступили в силу изменения в Закон о внешней трудовой миграции, согласно которым руководители представительств иностранных организаций также могут осуществлять трудовую деятельность без оформления для них специальных разрешений (абз. 7 ч. 2 ст. 2 Закона о внешней трудовой миграции).

7. Существует мнение, что при трудоустройстве иностранцев в представительство нет необходимости получать специальные разрешения, поскольку в разрешении Министерства иностранных дел Республики Беларусь на открытие представительства указано число иностранных граждан — работников представительства. Так ли это?

Нет, это распространенное заблуждение. Не следует путать нормы, регулирующие порядок открытия и деятельности представительств иностранных организаций, и нормы миграционного законодательства.

Действительно, в разрешении Министерства иностранных дел Республики Беларусь на открытие представительства указывается число иностранных граждан — работников представительства. При этом эта цифра (не более 5 человек) является квотой.

Специальные разрешения необходимы в случае, когда планируется, что иностранец будет осуществлять трудовую деятельность у нанимателя Республики Беларусь. При этом согласно абз. 7 ст. 1 Закона о внешней трудовой миграции иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через представительство, открытое в соответствии с законодательством Республики Беларусь, признается нанимателем Республики Беларусь. Таким образом, в отношении иностранных работников представительства необходимо получать специальные разрешения. Исключение — руководитель представительства.

8. Необходимо ли получать специальное разрешение для работника-иностранца, если иностранная организация не имеет представительства в Республике Беларусь, но работник командирован сюда для выполнения обязательств этой организации по договору, заключенному с организацией Республики Беларусь?

Нет, не нужно, поскольку специальное разрешение — это документ, подтверждающий право трудящегося-иммигранта на осуществление трудовой деятельности у нанимателя Республики Беларусь, а иностранная организация, у которой в Беларуси нет представительства, открытого через Министерство иностранных дел Республики Беларусь, не признается нанимателем Республики Беларусь.

9. Может ли иностранец работать у нескольких нанимателей?

Да. При этом следует получить отдельные специальные разрешения для работы у каждого из них (ч. 2 ст. 29 Закона о внешней трудовой миграции).

10. Какие требования миграционного законодательства необходимо соблюсти при оформлении перевода иностранного работника на другую должность?

В силу того что базовыми требованиями к осуществлению трудовой деятельности иностранного гражданина в Республике Беларусь являются оформление специального разрешения и заключение трудового договора (ч. 2 ст. 23 Закона о внешней трудовой миграции), а также с учетом того факта, что в специальном разрешении указывается конкретная должность, в которой будет работать иностранный гражданин, то при переводе иностранного работника на другую должность необходимо заранее получить новое специальное разрешение на осуществление трудовой деятельности в новой должности, заключить новый трудовой договор.

11. Как правильно поступить нанимателю, если он желает установить трудящемуся-иммигранту совмещение должностей?

Действующее миграционное законодательство, на взгляд автора, не позволяет установить работнику-иностранцу совмещение должностей. И в ряде случаев на практике это становится проблемой.

Статья 67 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) под совмещением должностей понимает ситуацию, когда работник у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняет дополнительную работу по другой должности. В случае совмещения должностей отдельный трудовой договор не заключается. Однако, как уже было указано выше, заключение трудового договора с работником-иностранцем является обязательным условием осуществления трудовой деятельности иностранца в Беларуси. Более того, в специальном разрешении, полученном в отношении этого иностранца, указана конкретная должность, которую он может занимать, а выполнение трудовых обязанностей по другой должности без получения еще одного специального разрешения будет являться нарушением.

12. Какие требования предъявляются к трудовому договору, заключаемому с работником-иностранцем на территории Республики Беларусь?

Во-первых, в трудовом договоре с работником-иностранцем должны быть указаны все те же сведения и условия, которые должны быть указаны в любом трудовом договоре согласно ст. 19 ТК.

Во-вторых, указываются такие специальные положения, как:

  • порядок, условия прекращения, изменения и продления трудового договора;
  • условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания работника (ч. 1 ст. 32 Закона о внешней трудовой миграции).

Помимо этого, указывается должность в соответствии со специальным разрешением, полученным в отношении работника.

Также срок трудового договора не должен превышать срока действия специального разрешения. Именно поэтому с работниками-иностранцами чаще заключаются именно трудовые договоры, а не контракты.

Требование к языку трудового договора состоит в том, что трудовой договор заключается в письменной форме на одном из государственных языков Республики Беларусь, а также на родном или ином понятном для работника-иностранца языке (ч. 2 ст. 32 Закона о внешней трудовой миграции). На практике допускается указать в трудовом договоре положение о том, что работник владеет русским или белорусским языком, содержание и условие трудового договора ему понятны. В таком случае трудовой договор может быть составлен только на одном языке — русском или белорусском.

Также следует отметить, что трудовой договор с иностранным работником, заключенный на территории Беларуси, подлежит регистрации в подразделении по гражданству и миграции в месячный срок со дня его заключения (абз. 4 ч. 2 ст. 36 Закона о внешней трудовой миграции).