Уголовно-правовые аспекты противодействия легализации («отмыванию») денежных средств и материальных ценностей, приобретенных преступным путем

Механизмы противодействия легализации («отмыванию») денег в зарубежных странах

В современных условиях каждое государство мирового сообщества должно считать недопустимым с нравственной, этической и юридической точек зрения извлечение доходов от преступной деятельности. Всем государствам важно принять и эффективно применять законы, позволяющие выявлять и конфисковывать криминальные доходы, а также привлекать к ответственности не только лиц, непосредственно занимающихся таким видом деятельности, но и тех, кто тем или иным образом способствует извлечению или использованию криминальных средств.

Определенные шаги в рассматриваемой области уже предприняты.

В США «отмывание» денег было признано преступлением в связи с принятием еще в 1986 году Акта о контроле за «отмыванием» денег. В нем предусматривались два уголовных правонарушения:

  • «отмывание» средств, полученных от махинаций с кредитно-денежными документами;
  • совершение финансовых операций в отношении собственности, извлеченной из точно определенной незаконной деятельности.

Первая норма устанавливает ответственность за «отмывание» денег посредством финансовой операции либо перевозки, отправления или перевода кредитно-денежных документов.

При финансовой операции правонарушение имеет место в том случае, если лицо знает, что имущество, включенное в нее, представляет собой доходы от незаконной деятельности, но, несмотря на это, осуществляет операцию с намерением содействовать продолжению данного правонарушения либо, зная, что данная операция предназначена для сокрытия характера, местонахождения, источника дохода или для обхода какого-либо требования о представлении отчета о доходах, совершает операцию. При аналогичных условиях считается преступлением «отмывание» денег при перевозке кредитно-денежных документов.

Субъектом второго правонарушения считается лицо, которое преднамеренно совершает с финансовым учреждением финансовую операцию в отношении добытой преступным путем собственности, извлеченной из точно определенной незаконной деятельности, на сумму более 10 тыс.долл.

По американскому законодательству под незаконной деятельностью понимаются преступления, связанные с наркотиками, фальшивомонетничеством, контрабандой, банковскими мошенническими операциями, банковскими или почтовыми ограблениями и кражами, шпионажем и др.

Для борьбы с «отмыванием» денег еще в 1970 году Конгресс США издал закон о секретности в банковском деле. В соответствии с ним банки должны заполнять отчет о денежных операциях (ОДО) для каждой операции с наличными по сумме, превышающей 10 тыс.долл. [1, с. 79].

В начале 80-х гг. XX века «отмыватели» обходили это положение, используя курьеров, которые делали множество вкладов чуть меньше 10 тыс. долл. Теперь правительство требует от банков, чтобы они отслеживали таких курьеров. Но «отмыватели» разработали новую технологию. Розничные торговцы, у которых накапливаются большие суммы наличными, часто освобождаются от заполнения ОДО. Поэтому «отмыватели» стали создавать подставные компании.

В конце 80-х гг. XX века законы в США, направленные против «отмывания» денег, ужесточились. «Отмывание» денег было официально признано преступлением (с 1982 года число обвинений и осуждений за «отмывание» денег утроилось). От правительства стали требовать заключения соглашений с другими странами. При этом казначейство США получило право выяснять источники крупных вкладов. В частности, в 1990 году были приняты законы, усилившие наказание для банков и служащих, замешанных в «отмывании» денег. Так, правительство США может прекратить страхование депозитов таких банков, назначить опекуна, который станет руководить банком, или навсегда запретить директорам банков работать в финансовых органах. Законами 90-х гг. XX века предприняты попытки официально регламентировать и небанковские финансовые услуги [1, с. 86].

В Германии с октября 1993 г. действует закон о борьбе с «отмыванием» денег, опыт применения которого вызывает неоднозначную реакцию среди представителей кредитно-финансовой сферы этой страны.

В соответствии с указанным законом банки, сберегательные кассы должны вести учет переводов денежных средств, размер которых превышает 20 тыс. немецких марок. В год эти структуры делали до 20 млн. учетных записей, подлежащих хранению в базах данных в течение 6 лет. В итоге ежегодные затраты по реализации положений закона составили 70 млн. немецких марок. По данным экспертов, ежегодно кредитные учреждения примерно в 3 тыс. случаев заявляют о наличии подозрений в «отмывании» денег. По этим фактам в 2,7 тыс. случаев проводились проверки, результаты которых остались неизвестными.

Представители кредитной сферы настаивают на повышении порога уведомления до 30 тыс. марок, что позволило бы разгрузить делопроизводство и существенно сэкономить на расходах.

По мнению правоохранительных органов Германии, данный закон себя полностью оправдал, поскольку оказал профилактическое воздействие на «отмывателей». В частности, он облегчил процедуру предварительного ареста денежных сумм, а уведомительный порядок со стороны кредитных учреждений распространил также и на безналичные переводы.

Кроме того, указанный закон существенно расширил информирование правоохранительных органов посредством представления конкретных данных о сомнительных финансовых операциях. Закон также упорядочил деятельность обменных пунктов валюты и совершение отдельных видов договорного страхования [2, с. 25].

В Италии сенат одобрил правительственный декрет, запрещающий расчеты наличными на сумму более 20 млн. итальянских лир (около 18 тыс.долл.). По этому закону все операции на большую сумму могут теперь осуществляться только с использованием банковских чеков, необращаемых почтовых переводов или кредитных карточек. Правительство может затребовать информацию об источнике происхождения вкладов [3, с. 66].

В Великобритании, известной своими демократическими традициями и влиятельными банками, недавно принят закон, в соответствии с которым банковским служащим, не сообщившим в правоохранительные органы сведения о подозрительных перемещениях денежных средств, может быть назначено наказание в виде лишения свободы от 2 до 14 лет [4, с. 42].

В Нидерландах правительство приняло решение, обязывающее банковские учреждения информировать правоохранительные органы о поступлении на счета своих клиентов сумм свыше 12 тыс.долл. Владелец счета обязан дать разъяснения о происхождении таких сумм независимо от того, сам он сделал вклад или деньги поступили от кого-то другого [5, с. 13].

В Российской Федерации согласно Указу Президента Российской Федерации банковские и другие кредитные учреждения обязаны информировать налоговые органы о совершении физическими лицами операций в размере свыше 10 тыс.долл. Однако правоохранительные органы об этом не уведомляются и происхождение денег не устанавливается.

В настоящее время Федеральной службой безопасности (ФСБ) России и ее службой по валютному и экспортному контролю (ВЭК) осуществляется координация деятельности между Россией и Италией по борьбе с незаконными финансовыми операциями, связанными с «отмыванием» денег посредством перекачки их из Италии в Россию и наоборот. В этих целях было подписано российско-итальянское Соглашение «О сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля и в сфере выявления и предотвращения незаконных финансовых операций», ставшее важным шагом в укреплении двусторонних отношений [6, с. 102].

Данное Соглашение предоставляет возможность отслеживать все или практически все финансовые потоки между двумя странами, вести борьбу с нарушениями валютного законодательства и мафиозными группировками, специализирующимися на «отмывании» денег.

Так, например, по данным руководителя ВЭК ФСБ России, за 2008 год только по легальным экспортно-импортным операциям невозврат валюты в Россию составил порядка 10 млрд.долл. Созданная правовая база поможет правоохранительным органам вести совместные расследования утечки капиталов за границу, бороться с финансовыми преступлениями и осуществлять общие операции по очищению экономики от деятельности транснациональных преступных организаций [7, с. 57].

Таким образом, в большинстве государств мирового сообщества преступлением считается только преднамеренное «отмывание» денег, в некоторых — небрежность, которая ведет к «отмыванию». Наказанием за такого рода преступления служат большие штрафы (до 500 тыс.долл.) и / или лишение свободы до 20 лет.

Организационно-правовая система противодействия легализации преступных доходов и борьбы с «отмыванием» денег в Республике Беларусь

На сегодняшний день основными факторами, стимулирующими развитие преступности в экономической и кредитно-финансовой сферах Республики Беларусь, являются:

  1. определенная зависимость финансово-кредитной системы Республики Беларусь от аналогичных систем ведущих государств мирового сообщества;
  2. недостаточно эффективный контроль за законностью происхождения и накопления капиталов;
  3. отсутствие универсальных механизмов предотвращения «отмывания» «грязных» денег и незаконного обналичивания денежных средств;
  4. имеющиеся пробелы в налоговом, банковском, таможенном, уголовном и административном законодательствах.

Следует отметить, что недостаточно эффективное правовое регулирование правоотношений в сфере экономической деятельности предоставляет возможность преступникам вырабатывать все новые способы легализации («отмывания») материальных ценностей, приобретенных преступным путем. Одной из наиболее актуальных для Беларуси является проблема крупномасштабных противоправных сделок, связанных с контрабандой сырья и полуфабрикатов, товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения, осуществление бестоварных экспортно-импортных операций, нелегальный перевод валютных средств за рубеж, в том числе и похищенных кредитов, а также другие действия, прикрываемые легальным бизнесом.

К примеру, ОБЭП УВД и Управлением следственного комитета Министерства внутренних дел Республики Беларусь по Витебской области было установлено, что с 2007 года неработающий житель г. Витебска зарегистрировал на подставных лиц 10 финансовых компаний и открыл расчетные счета. Через банковские счета легализовывались денежные средства более 55 субъектов хозяйствования г. Витебска и 100 физических лиц. По данным УВД Витебского облисполкома, было арестовано около 115 млн.бел.руб. При обыске у подозреваемого обнаружено 5 тыс.долл. США, 2,5 тыс. евро, 25 тыс.росс.руб., 120 клише штампов и печатей предприятий России, Беларуси и Прибалтики. Возбуждено уголовное дело по ст. 235 «Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) [8].

Вместе с тем определенные шаги в решении указанных проблем уже сделаны. Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь еще в октябре 2006 г. рассмотрела вопрос о законодательной базе и специальных мерах по профилактике и предотвращению правонарушений в кредитно-финансовой сфере. Комиссия отметила, что данная сфера является одной из самых криминогенных. Все большее распространение получают [9, с. 55]:

  • хищения денежных средств из банковской системы;
  • фальшивомонетничество;
  • факты кредитования субъектов хозяйствования без проверки их экономической состоятельности, а также факты нецелевого использования кредитов;
  • сокрытие доходов от налогообложения;
  • незаконная деятельность коммерческих структур, аккумулирующих денежные средства населения с последующим их хищением;
  • факты использования при расчетах неправильно оформленных и поддельных финансовых документов.

Внедрение нажитых криминальным путем капиталов в экономику сопровождается расширением масштабов финансовых, хозяйственных и должностных уголовно наказуемых деяний [10, с. 305].

Меры по противодействию и борьбе с данными фактами нашли свое правовое закрепление в законодательстве Республики Беларусь.

Правовой основой борьбы с данным видом преступности является, прежде всего, ст. 235 УК, устанавливающая уголовную ответственность за легализацию («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, а также Закон Республики Беларусь от 19.07.2000 N 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее — Закон). Следует отметить, что область применения указанного Закона значительно шире по сравнению с действующим уголовно-правовым законом, т.к. в нем регламентированы положения, предусматривающие уголовные санкции за легализацию доходов, полученных не преступным, как это указано в ст. 235 УК, а незаконным путем [11].

Вместе с тем анализ уголовного законодательства по противодействию данному социально опасному явлению позволяет констатировать следующее.

Установление уголовной ответственности за легализацию («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, согласуется с положениями Конвенции Совета Европы от 08.11.1990 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS N 141)» (далее — Конвенция).

Предметом данного преступления являются материальные ценности, приобретенные преступным путем: денежные средства, ценные бумаги или иное имущество. Под преступным путем их приобретения следует понимать совершение какого-либо преступления, предусмотренного Особенной частью УК.

С объективной стороны данное преступление может выражаться в следующих альтернативных формах:

  1. совершение финансовых операций и других сделок с указанными материальными ценностями;
  2. использование указанных материальных ценностей для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности

В соответствии с Законом под финансовой операцией понимается сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления.

Согласно ст. 154 Гражданского кодекса Республики Беларусь сделками признаются действия граждан, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Преступление признается оконченным с момента совершения любой сделки с материальными ценностями, приобретенными преступным путем, либо использования их для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности.

Данное преступление характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Совершение указанных действий влечет уголовную ответственность по ст. 235 УК лишь в том случае, если лицо преследовало цель утаивания (сокрытия) или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав.

Субъект анализируемого преступления — любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, за исключением лиц, указанных в ч. 1 примечаний к ст. 235 УК. В соответствии с этим примечанием ответственности за легализацию («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, не подлежит исполнитель преступления, посредством которого приобретены эти ценности.

Действия организатора, подстрекателя или пособника, принимавших участие в совершении преступления, посредством которого приобретены материальные ценности, а затем совершивших действия по их легализации, подлежат квалификации по совокупности преступлений: по статье, предусматривающей ответственность за соучастие в преступлении, посредством которого приобретены материальные ценности, и ст. 235 УК.

Среди обстоятельств, отягчающих ответственность за анализируемое преступление, в ч. 2 ст. 235 УК предусмотрено совершение указанных действий повторно (см. ст. 41 УК) либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (см. ч. 4 ст. 4 УК), либо в особо крупном размере (см. примечание к гл. 25 УК), а в ч. 3 этой статьи — совершение действий, предусмотренных обеими частями указанной статьи, организованной группой (см. ст. 18 УК).

Освобождение от уголовной ответственности за легализацию («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, осуществляется при одновременном наличии двух условий, характеризующих поведение виновного после совершения преступления (деятельное раскаяние).

В соответствии с первым из этих условий лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 235 УК, должно добровольно заявить о содеянном. О добровольности заявления можно говорить в тех случаях, когда лицо по собственной инициативе обратилось к властям с сообщением о совершенной им легализации материальных ценностей, преступно добытых другим субъектом.

Второе условие освобождения от уголовной ответственности за легализацию («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, обязывает виновного к совершению действий, способствующих раскрытию преступления (предоставление властям сведений о местонахождении указанных материальных ценностей, способах их легализации, лицах, оказывавших содействие в их легализации, и т.п.).

При наличии этих условий орган уголовного преследования обязан освободить лицо, участвовавшее в легализации преступно добытого, от уголовной ответственности по ст. 235 УК.

В Республике Беларусь созданы организационные структуры, призванные оказывать противодействие легализации доходов.

Указом Президента Республики Беларусь от 11.02.1998 N 71 «Об образовании Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь» был образован Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь, к числу основных задач которого относится:

  • предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере применения законодательства о предпринимательстве и налогах;
  • взаимодействие с оперативными и следственными подразделениями правоохранительных органов республики и других государств, ведущих борьбу с преступностью в сфере экономики [12, с. 499].

Преступные доходы, в чем бы они ни выражались, а также все доходы, полученные от увеличения заведомо преступных доходов, по решению суда подлежат конфискации в доход государства. Юридические акты и действия, совершенные с нарушением установленного законодательством Республики Беларусь порядка, могут быть аннулированы органом, уполномоченным на принятие или отмену соответствующих актов и действий, или признаны незаконными судом по иску заинтересованных физических или юридических лиц, а также прокурора» [13].

Особого внимания заслуживает подписание двустороннего Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, от 12.02.1999 (далее — Соглашение).

В ст. 4 указанного Соглашения закреплены основные формы сотрудничества, которые позволяют наиболее полно осуществлять взаимодействие между государствами в области борьбы и противодействия легализации преступных доходов.

Среди них:

а) обмен информацией, которая может способствовать предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию незаконных финансовых операций, а также финансовых операций, связанных с легализацией («отмыванием») доходов, полученных незаконным путем, а именно:

  • правового характера, в частности о национальном законодательстве, направленном против незаконных финансовых операций, а также финансовых операций, связанных с легализацией («отмыванием») доходов, полученных незаконным путем;
  • о формах и методах предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия незаконных финансовых операций, а также финансовых операций, связанных с легализацией («отмыванием») доходов, полученных незаконным путем;
  • о нарушениях порядка осуществления финансовых операций и развитии форм и методов легализации («отмывания») доходов, полученных незаконным путем;
  • о финансовых операциях, связанных с получением доходов, которые, по сведениям компетентных органов, возможно, получены незаконным путем;

б) взаимодействие по вопросам проведения мероприятий, направленных на выявление незаконных (по национальному законодательству каждой Стороны) финансовых операций, а также финансовых операций, связанных с легализацией («отмыванием») доходов, полученных незаконным путем;

в) проведение совместных аналитических исследований по проблемам, затрагивающим взаимные интересы Сторон в области предупреждения и выявления незаконных финансовых операций, а также финансовых операций, связанных с легализацией («отмыванием») доходов, полученных незаконным путем;

г) оказание помощи:

  • в стажировке специалистов;
  • в создании информационных систем, обеспечивающих выполнение задач по предупреждению и выявлению незаконных финансовых операций, а также финансовых операций, связанных с легализацией («отмыванием») доходов, полученных незаконным путем;

д) иные формы сотрудничества, не противоречащие национальному законодательству каждой из Сторон.

Кроме того, в ст. 6 указанного Соглашения определено, что подписавшие его Стороны будут вести работу по унификации национального законодательства в данной области. Однако на сегодняшний день законодательные положения расходятся с действительностью.

В частности, в ст. 174 Уголовного кодекса Российской Федерации говорится о денежных средствах и ином имуществе, приобретенном незаконным путем, в то время как в УК Республики Беларусь речь идет о доходах, полученных преступным путем. Более того, после ратификации Российской Федерацией Конвенции Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении был принят проект Федерального закона Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем».

Однако намерения по унификации законодательства двух союзных государств в данной сфере пока остаются недостаточно реализованными. По-прежнему остается открытым вопрос о присоединении Беларуси к Специальной финансовой комиссии по «отмыванию» денег (FATF).

Вышерассмотренное позволяет предложить следующую организационно-правовую схему механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем (ЛПД).

Таким образом, можно констатировать, что в Республике Беларусь существует определенный организационно-правовой механизм, направленный на предупреждение и борьбу с экономическими преступлениями, а также с легализацией («отмыванием») преступных доходов. В целях повышения эффективности его функционирования необходима, на наш взгляд, дальнейшая научная проработка указанной проблемы, которую ввиду ее комплексного характера могут осуществить ученые и специалисты в области экономики, права и других смежных областях научного знания.

Для этого, по мнению доктора юридических наук И.И.Басецкого, «решением Правительства Республики Беларусь или указом Президента Республики Беларусь целесообразно утвердить соответствующую целевую программу и временный творческий коллектив».

С учетом изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Вопросы противодействия криминальным структурам, «отмывающим» деньги с помощью национальной и международной финансовых систем, находят все большее закрепление в законодательствах многих стран. Однако эффективного противодействия легализации преступных доходов как на уровне отдельного государства, так и универсального, согласованного международного сотрудничества в рассматриваемой сфере пока не наблюдается.

2. Выходом из данного положения может стать методологически правильный, научно разработанный комплекс организационно-экономических и правовых механизмов, способствующий созданию экономической стабильности в странах мирового сообщества (особенно развивающихся), росту их материально-технического потенциала и на этой основе — созданию новых нравственно-этических и, как следствие, правовых принципов функционирования экономики и кредитно-финансовых систем государств.

3. Основными проблемами в Республике Беларусь в сфере борьбы с легализацией («отмыванием») преступных доходов являются:

  • несовершенство действующего законодательства в кредитно-финансовой и налоговой сферах;
  • отсутствие практических навыков выявления и расследования преступлений данного вида;
  • недостаточное взаимодействие всех правоохранительных и иных контролирующих государственных органов;
  • недостаточно высокий профессиональный уровень работников оперативных и следственных подразделений, занимающихся раскрытием и расследованием преступлений в экономической сфере;
  • отсутствие единого подхода к квалификации рассматриваемого преступления со стороны следственных органов, прокуратуры и судов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Jack A.Blum, Michael Levi, R.T.Naylor, Phil Williams. Financial havens, banking secrecy and money laundering, United Nations office for Drug Control and Crime Prevention. — New York, 1998. — 720 р.

2. Pieth M. Die Aufspurung illegaler Gewinne, in: Kriminalpolitik 7/1994. — 33 р.

3. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions 2000/890/final: Creating a safer information society by improving the security of information infrastructures and combating computer-related crime // [Electronic resource]. — Mode of access: http://europa.eu.int/ISPO/eif/InternetPoliciesSite/ Crime/CrimeCommEN.html. — Date of access: 29.09.2007.

4. Computer-related crime. European Committee on Crime Problem. — Strasbourg: Publishing and Documentation Service, 1990. — 112 c.

5. Computer crime and Intellectual Property Section. EU and its institutions // [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.cybercrime.gov. Date of access: 14.10.2007.

6. Кальман А.Г. Экономическая преступность как криминологическое понятие // Государство и право. — 2003. — N 3. — С. 101 — 104.

7. Лукашов А.И. Субъективная сторона преступлений против порядка осуществления экономической деятельности // КонсультантПлюс: Беларусь. Раздел «Комментарии законодательства» [Электронный ресурс].

8. О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2001 N 6 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 26.07.2001, N 68, 6/297.

9. Анализ практики назначения судами Республики Беларусь уголовного наказания в 2007 году // Судовы веснiк. — 2008. — N 2. — С. 50 — 55.

10. О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 21.12.2001, N 15 // Судовы веснiк. — 2002. — N 1. — С. 15 — 19.

11. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. — 1999. — N 24, — Ст. 420.

12. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф.Ахраменка, Н.А.Бабий, А.В.Барков и др.; под общ. ред. А.В.Баркова. — Минск: Тесей, 2003. — 1200 с.

13. О борьбе с организованной преступностью: Закон Республики Беларусь от 27.06.2007 N 244-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь — 2007. — N 159. — 2/1341.