В какой форме следует обратиться лицу, уволенному по дискредитирующим обстоятельствам, претендующему на занятие руководящей должности, к руководителю организации для согласования назначения его на руководящую должность в этой организации?

Конкретных требований законодательством не установлено, однако полагаем, что наиболее приемлемой будет письменная форма.

Как в Декрете Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 N 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет), так и в Положении о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2015 N 68, форма обращения (письменная или устная) лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, претендующего на занятие руководящей должности, к руководителю организации для согласования назначения его на руководящую должность в этой организации не указана, поэтому такое обращение может быть как в письменной, так и в устной форме.

По нашему мнению, такое обращение следует делать в письменной форме, т.к. после получения письменного обращения организация должна дать ответ тоже в письменной форме.

Это подтверждается частью 1 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон N 300-З), в соответствии с которой граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений. При этом руководители организаций, индивидуальные предприниматели несут персональную ответственность за ненадлежащую работу с обращениями (пункт 3 статьи 5 Закона N 300-З).

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 300-З письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

В случае если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявители в пятидневный срок со дня продления срока рассмотрения обращений уведомляются о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.

Согласно пунктам 1 — 2 статьи 17 Закона N 300-З течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений и исчисляется в месяцах или календарных днях.

Срок рассмотрения обращений, направленных в организации для рассмотрения в соответствии с их компетенцией, исчисляется со дня регистрации обращений в этих организациях.

Срок рассмотрения обращений, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок рассмотрения обращений истекает в последний день этого месяца.

Если последний день срока рассмотрения обращений приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.

В законодательстве содержатся следующие требования к письменным ответам на письменные обращения:

  • письменные ответы на письменные обращения излагаются на языке обращения, должны быть обоснованными и мотивированными (при необходимости — со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей (часть 1 пункта 1 статьи 18 Закона N 300-З);
  • в случае если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу, в таких ответах указывается порядок их обжалования (часть 3 пункта 1 статьи 18 Закона N 300-З);
  • письменные ответы на письменные обращения подписываются руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или уполномоченными ими должностными лицами (пункт 2 статьи 18 Закона N 300-З).

Ниже приводится следующий пример заявления лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, претендующего на занятие руководящей должности, руководителю организации для согласования назначения его на руководящую должность в этой организации.

Пример заявления лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, претендующего на занятие руководящей должности, руководителю организации для согласования назначения его на руководящую должность в этой организации

ЗАЯВЛЕНИЕ

22.06.2015 N 1 Директору ООО «ЛУЧ»

Петрову Н.И.

Иванова Ивана Ивановича

ул. Гая, д. 11, кв. 5, 220068, г. Минск

В соответствии с пунктом 9 Декрета прошу согласовать назначение моей кандидатуры на должность заместителя директора общества с ограниченной ответственностью «ЛУЧ».

С 07.08.2005 по 10.02.2014 я работал в обществе с ограниченной ответственностью «Друзья» (ул. Червякова, д. 26, 220066, г. Минск) в должности заместителя директора.

10.02.2014 я был уволен из общества с ограниченной ответственностью «Друзья» по дискредитирующему основанию — неоднократное представление в уполномоченные органы неполных сведений.

Подпись И.И.Иванов

По нашему мнению, для получения характеристик указанного лица с предыдущих мест работы в таком заявлении следует указать наименования и адрес организаций за последние пять лет работы, а также причину увольнения с последнего места работы (несмотря на то обстоятельство, что такая причина увольнения должна быть указана в характеристике).