Право на труд занимает одно из важнейших мест среди конституционных прав граждан. Конституцией Республики Беларусь и законодательством о труде нашим гражданам гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, а также на получение заработной платы.
В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) под заработной платой понимается вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.
При этом заработная плата должна выплачиваться регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц (ч. 1 ст. 73 ТК).
Работникам, с которыми наниматель заключил контракт, согласно ч. 1 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет N 29) заработная плата также должна выплачиваться регулярно в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), но не реже одного раза в месяц. Следует отметить, что трудовой договор (контракт) и в этой части, и в целом не должен содержать условия, ухудшающие положение работника по сравнению с коллективным договором, имеющимся на предприятии, в организации.
Если сроки выплаты заработной платы совпадают с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями, то выплаты должны производиться накануне таких дней (ч. 3 ст. 73 ТК).
Задолженностью по выплате заработной платы признается ее невыплата в установленный коллективным и (или) трудовым договором день.
В соответствии с нормами законодательства о труде при несвоевременной выплате заработной платы она подлежит индексации (ст. 58 ТК). Основанием для этого является задержка выплаты на календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным в организации. Производить индексацию должны все организации независимо от форм собственности при наличии оснований (п. 12 и 13 Инструкции о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.05.2009 N 57).
Помимо выплаты работникам заработной платы в установленные сроки наниматель обязан обеспечивать также своевременную выплату среднего заработка за время отпуска и своевременно производить окончательный расчет в случае увольнения работника.
Так, средний заработок выплачивается не позднее чем за два дня до начала отпуска, если с работником заключен трудовой договор (ст. 176 ТК), и не позднее чем за один день — если заключен контракт (ч. 4 п. 4 Декрета N 29). Контрактом также может быть предусмотрено, что средний заработок выплачивается работнику не позднее чем за два дня до начала отпуска.
На срок выплаты среднего заработка за время отпуска влияет своевременность издания руководителем приказа или распоряжения об отпуске. Неслучайно в ч. 1 ст. 169 ТК указано, что наниматель обязан уведомить работника о времени начала отпуска не позднее чем за 15 календарных дней. В случае нарушения указанного срока и издания приказа (распоряжения) всего за несколько дней до начала отпуска или даже в день его начала средний заработок может быть выплачен работнику в день ухода в отпуск или даже во время его нахождения в отпуске (в связи с несвоевременным поступлением в бухгалтерию организации названных документов, являющихся правовым основанием для выплаты среднего заработка), что, несомненно, ущемляет трудовые права работника.
Что касается сумм окончательного расчета, то в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 77 ТК при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя (в том числе компенсация за неиспользованный трудовой отпуск), должны производиться в день увольнения. Днем увольнения считается последний день работы (ч. 6 ст. 50 ТК). Однако если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете. В случае спора о размерах выплат, причитающихся работнику при увольнении, наниматель обязан в вышеуказанные сроки выплатить не оспариваемую им сумму (ч. 1 и 2 ст. 77 ТК).
Как показывает прокурорская и судебная практика, факты нарушения законодательства о труде и трудовых прав работников со стороны руководителей различных организаций продолжают иметь место из года в год. При этом наиболее часто встречающимися нарушениями трудовых прав работников являются несвоевременная выплата заработной платы и нарушение сроков расчетов при увольнении.
В системе органов, призванных обеспечить соблюдение законности в области трудовых правоотношений, особое место занимает прокуратура.
Надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляется органами прокуратуры Республики Беларусь при осуществлении надзора за исполнением законодательства (ст. 26 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон)).
Органами прокуратуры Республики Беларусь на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на постоянной основе проводятся мониторинги и проверки предприятий всех форм собственности, в ходе которых в обязательном порядке проверяется соблюдение законодательства о труде, в том числе соблюдение сроков и порядка выплаты заработной платы. Практика осуществления прокурорского надзора свидетельствует о том, что факты несвоевременной выплаты заработной платы субъектами хозяйствования различных форм собственности довольно распространены.
Зачастую сведения о нарушении сроков выплаты заработной платы также содержатся в жалобах, с которыми в прокуратуру обращаются сами работники предприятий. В большинстве случаев факты, изложенные в обращениях граждан, подтверждаются.
Причины невыплаты или несвоевременной выплаты заработной платы могут быть разными, но чаще всего это экономические (прежде всего, отсутствие денежных средств на расчетном счете предприятия для выплаты зарплаты). Отсутствие же необходимых денежных средств зачастую связано с наличием у конкретного предприятия дебиторской задолженности, в том числе и просроченной.
В случае выявления указанных нарушений при проведении проверок или при рассмотрении обращений граждан руководителю предприятия (организации) на основании ст. 41 Закона вносится предписание, содержащее требование незамедлительного погашения задолженности по заработной плате. Об исполнении предписания безотлагательно сообщается прокурору или его заместителю.
Также виновному должностному лицу прокурором может быть вынесено официальное предупреждение о недопустимости повторного нарушения закона в сфере трудовых отношений (ст. 42 Закона).
Следует подчеркнуть, что вынесение актов прокурорского надзора не освобождает руководителей организации от персональной ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы.
Так, при наличии задолженности по выплате заработной платы в соответствии с абз. 3 ч. 1 подп. 2.5 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 N 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей коммерческих организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» руководителям организаций независимо от формы собственности не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждение по итогам работы за год.
В соответствии с ч. 5 п. 4 Декрета N 29 выплата заработной платы руководителям организаций производится не ранее ее выплаты работникам данных организаций и в соответствии с процентом (долей) заработной платы, выплаченной этим работникам.
Персональная ответственность руководителя юридического лица за своевременность выплаты работникам заработной платы предусматривается в коллективном договоре юридического лица, а также в контракте, заключаемом с руководителем органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Кроме того, в ч. 1 ст. 9.19 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее — КоАП) предусмотрена административная ответственность нанимателя за нарушение сроков выплаты заработной платы. Указанные нарушения влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин.
При установлении должностных лиц, виновных в нарушении указанных сроков, прокурор в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) вправе составить протокол по ч. 1 ст. 9.19 КоАП и привлечь виновное должностное лицо к административной ответственности. Протоколы об административном правонарушении, составленные прокурорами по ч. 1 ст. 19 КоАП в отношении юридических лиц, рассматриваются по существу судом, органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь или органами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ч. 1 ст. 3.2, ч. 1 ст. 3.7 и ч. 1 ст. 3.23 ПИКоАП).
Прокуроры активно используют предоставленные им ПИКоАП полномочия. Так, в 2015 году органами прокуратуры Минской области по выявленным нарушениям законодательства о труде в части несвоевременной выплаты заработной платы привлечено к административной ответственности 335 должностных лиц.
При этом следует иметь в виду, что наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за такое правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 7 ст. 4.8 КоАП).
Кроме того, при рассмотрении в органах прокуратуры Республики Беларусь жалоб уволенных работников им разъясняется, что в случае невыплаты по вине нанимателя в сроки, установленные ст. 77 ТК, причитающихся при увольнении сумм выплат (сумм окончательного расчета) работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день просрочки их выплаты.
Работники могут обращаться в суд в трехмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права без уплаты госпошлины. При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом (ч. 1 и 4 ст. 242 ТК).