1 (8). Ряд изменений и дополнений внесен в статью 77 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозяйственных обществах), содержащую правила приобретения акционерным обществом акций этого общества по решению самого общества.
Ранее (в редакции до 26.01.2016) часть первая статьи 77 Закона о хозяйственных обществах содержала исчерпывающий перечень случаев, когда акционерным обществом принимается решение о приобретении акций.
Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 N 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ» (далее — Закон N 308) (абзац третий пункта 57 статьи 1) данный перечень дополнен указанием и на иные случаи, предусмотренные законодательными актами.
Часть восьмая статьи 77 Закона о хозяйственных обществах, устанавливающая случаи, когда акционерное общество не вправе принимать решение о приобретении акций и приобретать акции, дополнена указанием на тот случай, если акционер, представивший предложение о продаже акций этого акционерного общества, является его единственным участником.
Безусловно, приведенное дополнение привносит определенность при возникновении вопроса о допустимости отчуждения акций обществу его единственным акционером с учетом того обстоятельства, что законодатель вводит в правовое поле конструкцию создания и деятельности хозяйственного общества с одним участником (см. п. 2, 6, 7 статьи 1 и др. Закона N 308-З).
Следует также обратить внимание на новую часть девятую, которой дополнена статья 77 Закона о хозяйственных обществах, касающаяся приобретения акционерным обществом акций этого общества по решению самого общества. Как уже отмечалось выше, по общему правилу решение о приобретении акционерным обществом акций этого общества принимается общим собранием акционеров для установленных законом целей. Между тем последствия совершения указанного рода сделок без принятия решения общим собранием акционеров предусмотрены не были.
Законом о хозяйственных обществах устанавливается, что сделки по приобретению акционерным обществом акций этого общества, совершенные без принятия соответствующего решения общего собрания акционеров, являются ничтожными.
2 (9). Новые правила закрепляются Законом N 308-З и в части выкупа акционерным обществом акций этого общества по требованию его акционеров (статья 78 Закона о хозяйственных обществах).
- Во-первых, уточняется, что правом требования выкупа своих акций обладают в том числе акционеры, не уведомленные надлежащим образом о проведении общего собрания акционеров, в случае реорганизации акционерного общества, а равно в случае совершения крупной сделки акционерного общества (в действующей редакции речь в оговоренных случаях идет об акционерах, не участвовавших в общем собрании акционеров, на котором было принято соответствующее решение).
- Во-вторых, в новой редакции изложена часть третья анализируемой статьи, согласно которой цена выкупа акционерным обществом акций этого общества по требованию его акционеров утверждается тем же общим собранием акционеров, которое принимает решение, способное повлечь за собой возникновение у акционеров права требовать выкупа акций этого общества. В случае проведения независимой оценки стоимости акций цена выкупа акций должна быть не менее стоимости акций, указанной в заключении об оценке. Независимая оценка стоимости акций должна быть проведена по требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами двух и более процентов голосующих акций акционерного общества, за счет средств этого общества либо может быть проведена по инициативе самого общества или любого акционера (акционеров) за счет собственных средств. Вопрос о цене выкупа акционерным обществом акций этого общества по требованию его акционеров должен быть включен в повестку дня, в которую включен вопрос, принятие решения по которому может повлечь за собой возникновение у акционеров права требовать выкупа акций этого общества. Как следует из приведенного текста, упорядочен порядок определения цены выкупа акций.
- В-третьих, в новой редакции части седьмой статьи 78 Закона о хозяйственных обществах закрепляется правило о праве акционерного общества распоряжаться акциями, выкупленными обществом по требованию его акционеров во всех случаях, предусмотренных указанной частью (ранее особые правила были установлены для случаев реорганизации общества).
Наконец, статья 78 Закона о хозяйственных обществах дополнена частью девятой, в соответствии с которой не вправе требовать выкупа принадлежащих им акций акционеры акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственного имущества или путем преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, государственных предприятий, государственных унитарных предприятий, более пятидесяти процентов акций которых принадлежит государству, в случае их реорганизации в форме присоединения к ним одного или нескольких юридических лиц, а также акционер, являющийся единственным участником этого акционерного общества.
3 (10). Усовершенствован механизм участия лиц в общем собрании акционеров в случаях перехода (передачи) им права на акции после даты формирования реестра акционеров. Так, согласно новой редакции части пятой статьи 81 Закона о хозяйственных обществах «изменения в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, могут вноситься только в случае восстановления нарушенных прав этих лиц, не включенных в указанный список на дату его составления, или исправления ошибок, допущенных при его составлении. В случае перехода (передачи) права на акции после даты формирования реестра акционеров, на основании которого составлялся список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и до даты проведения общего собрания акционеров к другому лицу (новому акционеру) такое лицо имеет право участвовать в данном общем собрании при предъявлении им доказательств, подтверждающих переход (передачу) права на акции. В указанных случаях не применяются требования статьи 39 настоящего Закона об извещении о проведении общего собрания участников хозяйственного общества. При обращении данного лица в акционерное общество за информацией (документами), подлежащей (подлежащими) предоставлению акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционерного общества, а также за иной информацией, содержащейся в извещении о проведении общего собрания акционеров, до его проведения акционерное общество обязано предоставить указанную информацию (указанные документы)».
4 (11). С вопросами правомерности принимаемых акционерным обществом решений напрямую связаны вопросы, касающиеся порядка голосования и принятия решений на общем собрании акционеров. В настоящее время регламентацию этих вопросов обеспечивают положения статьи 83 Закона о хозяйственных обществах.
Законом N 308-З статья 83 Закона о хозяйственных обществах дополнена новыми частями, содержащими ряд требований к бюллетеню для голосования.
Законодатель однозначно установил, что бюллетень для голосования должен содержать:
- формулировку вопроса или его порядковый номер в повестке дня собрания;
- варианты голосования по вопросу, выраженные словами «за», «против», «воздержался», или варианты голосования по каждому кандидату в органы акционерного общества;
- количество голосов, принадлежащих акционеру.
Бюллетень для голосования должен быть подписан акционером или лицом, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. При подсчете голосов по бюллетеням для голосования учитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим соблюден порядок голосования, определенный бюллетенем, и отмечен только один из возможных вариантов голосования, за исключением случая проведения кумулятивного голосования. Бюллетень для голосования признается недействительным в части тех вопросов, по которым голосующим не соблюден порядок голосования.
5 (12). Изложена в новой редакции статья 85 Закона о хозяйственных обществах, определяющая компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, в соответствии с которой к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества кроме вопросов, отнесенных частью первой статьи 50 Закона о хозяйственных обществах к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, относятся:
- определение рекомендуемого размера дивидендов и срока их выплаты;
- утверждение депозитария и условий депозитарного договора с эмитентом с учетом требований, установленных законодательством.
В случае если в акционерном обществе не предусмотрено создание совета директоров (наблюдательного совета), вопросы, отнесенные частью первой настоящей статьи к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, относятся, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, к компетенции общего собрания акционеров.
Следует отметить, что статья 50 Закона о хозяйственных обществах, к которой содержится ссылка в приведенной редакции статьи 85 Закона о хозяйственных обществах, также изложена в новой редакции <1>.
<1> В статье 50 Закона о хозяйственных обществах установлено следующее: «К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества в соответствии с настоящим Законом и уставом относятся вопросы общего руководства деятельностью хозяйственного общества, в частности:
- определение стратегии развития хозяйственного общества;
- утверждение годового финансово-хозяйственного плана хозяйственного общества, если подготовка такого плана предусмотрена уставом, и контроль за его выполнением;
- созыв общего собрания участников хозяйственного общества и решение вопросов, связанных с его подготовкой и проведением;
- принятие решения о выпуске хозяйственным обществом эмиссионных ценных бумаг, за исключением принятия решения о выпуске акций;
- утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, за исключением утверждения решения о выпуске акций;
- принятие решения о приобретении хозяйственным обществом ценных бумаг этого общества, за исключением принятия решения о приобретении акций;
- утверждение стоимости имущества хозяйственного общества в случае совершения крупной сделки и сделки, в совершении которой имеется заинтересованность аффилированных лиц, эмиссии (выдачи) ценных бумаг, а также в иных установленных законодательством или уставом хозяйственного общества случаях необходимости определения стоимости имущества хозяйственного общества, для совершения сделки с которым требуется решение общего собрания участников хозяйственного общества или совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
- использование резервных и других фондов хозяйственного общества;
- принятие решения о крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц, если решение этого вопроса отнесено уставом хозяйственного общества в соответствии с частью третьей статьи 57 и частью третьей статьи 58 настоящего Закона к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
- выбор и утверждение аудиторской организации (аудитора — индивидуального предпринимателя) и определение существенных условий договора оказания аудиторских услуг с аудиторской организацией (аудитором — индивидуальным предпринимателем), за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 86 и частью второй статьи 110 настоящего Закона;
- утверждение условий договоров с управляющей организацией (управляющим) и исполнителем оценки;
- утверждение в случаях, предусмотренных настоящим Законом, локальных нормативных правовых актов хозяйственного общества;
- решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами и уставом хозяйственного общества.
К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества не могут быть отнесены вопросы, составляющие исключительную компетенцию общего собрания его участников.
Решениями общего собрания участников хозяйственного общества могут определяться конкретные полномочия совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества в пределах его компетенции, определенной уставом хозяйственного общества.
Вопросы, отнесенные частью первой настоящей статьи к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), уставом хозяйственного общества могут быть переданы в компетенцию общего собрания участников хозяйственного общества. В случае, если в хозяйственном обществе не предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета), решение указанных вопросов, если иное не предусмотрено законодательными актами, относится к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопроса о созыве общего собрания участников хозяйственного общества и вопросов, связанных с его подготовкой и проведением, для решения которых уставом должен быть определен уполномоченный орган хозяйственного общества, а также вопросов, предусмотренных абзацами пятым и шестым части первой настоящей статьи, которые уставом хозяйственного общества могут быть переданы на решение его исполнительных органов.
Вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, не могут быть переданы на решение исполнительных органов хозяйственного общества, если иное не установлено частями первой и второй статьи 108 настоящего Закона или Президентом Республики Беларусь».
Таким образом, новый законодательный подход отвечает требованиям правовой определенности, поскольку позволяет выделить вопросы, находящиеся в компетенции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственных обществ независимо от их вида, а также определить особенности компетенции указанного органа применительно к акционерным обществам.
Кроме того, в новой редакции статьи 85 Закона о хозяйственных обществах дан ответ на вопрос, который возникает в случае, если в акционерном обществе совет директоров (наблюдательный совет) не создан.
6 (13). Законодатель, уточняя отдельные положения статьи 86 Закона о хозяйственных обществах, определяющей особенности контроля финансовой и хозяйственной деятельности акционерного общества, не ограничился корректировкой юридико-технического характера части третьей. В новой редакции излагается часть четвертая указанной статьи, которая, в свою очередь, дополняется новой частью пятой. Новый законодательный подход касается особенностей проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе в случаях, если органом управления акционерного общества, уполномоченного на то уставом, не приняты меры по проведению аудита по требованию акционеров либо данным органом не создаются надлежащие условия для его проведения.
В частности, предусматривается, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) акционерного общества, в том числе не обязанного раскрывать информацию об акционерном обществе, должен быть проведен за счет средств акционерного общества в любое время по требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами десяти или более процентов акций этого общества. В случае если органом управления акционерного общества, уполномоченным на то уставом, не приняты меры по проведению аудита по требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами десяти или более процентов акций этого общества, указанные акционеры вправе выступить заказчиками аудита. При этом выбор аудиторской организации (аудитора — индивидуального предпринимателя) и заключение договора оказания аудиторских услуг осуществляются такими акционерами самостоятельно с правом взыскания с акционерного общества расходов на проведение аудита. В этом случае акционерное общество обязано создавать аудиторской организации (аудитору — индивидуальному предпринимателю) условия для своевременного и качественного проведения аудита, в том числе предоставлять все необходимые документы.
Если уполномоченный уставом орган управления акционерного общества уклоняется от проведения аудита по требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами десяти или более процентов акций этого общества, либо не создает надлежащих условий для его проведения, аудит может быть проведен на основании решения суда по иску акционеров, требующих его проведения.
7 (14). Изменения, вносимые в статьи 87 и 88 Закона о хозяйственных обществах, касаются в основном уточнения документов акционерного общества и особенностей раскрытия информации об акционерном обществе, если соответственно акционерное общество создается единственным учредителем (состоит из одного акционера).
8 (15). Необходимо обратить внимание на статью 90-1, которой дополняется Закон о хозяйственных обществах, призванную обеспечить регламентацию вопросов, касающихся акционерного соглашения (пункт 68 статьи 1 Закона N 308-З).
Так, согласно новой статье 90-1 Закона о хозяйственных обществах «акционерным соглашением признается договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции.
Сторонами акционерного соглашения являются акционеры акционерного общества, которые обязуются осуществлять определенным образом права, удостоверенные акциями, и (или) права на акции и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав. Акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность его сторон голосовать определенным образом на общем собрании акционеров, согласовывать вариант голосования с другими акционерами, приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств, воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением акционерным обществом, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией этого общества».
Законодательно закреплено требование о том, что предметом акционерного соглашения не могут быть обязательства стороны акционерного соглашения голосовать согласно указаниям органов управления акционерного общества, в отношении которого заключено данное соглашение, а также что акционерное соглашение заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Акционерное соглашение должно быть заключено в отношении всех акций, принадлежащих стороне акционерного соглашения. Сторонами акционерного соглашения не могут быть все акционеры одновременно.
Акционерное соглашение является обязательным только для его сторон. Нарушение акционерного соглашения не может являться основанием для признания недействительными решений органов управления акционерного общества.
В статье 90-1 Закона о хозяйственных обществах установлено, что «акционерным соглашением могут предусматриваться способы обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из акционерного соглашения, и меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязательств».
Подробно регламентирован механизм уведомления акционерного общества о заключении акционерного соглашения, а также раскрытия акционерам информации о таком соглашении, сроках и способах раскрытия необходимой информации. Так, «не позднее чем за три дня до проведения общего собрания акционеров стороны обязаны уведомить акционерное общество о заключении ими акционерного соглашения (внесении в него изменений и (или) дополнений). В случае, если акционерное соглашение заключено в срок менее трех дней до даты проведения общего собрания акционеров, акционерное общество должно быть уведомлено об этом в день заключения акционерного соглашения, но до проведения общего собрания акционеров».
В свою очередь акционерное общество в порядке, предусмотренном его уставом или локальным нормативным правовым актом, должно раскрыть иным акционерам информацию о заключении акционерного соглашения, включая сведения о сторонах акционерного соглашения и количестве принадлежащих им акций, не позднее чем за три дня до проведения общего собрания акционеров. В случае если акционерное соглашение заключено в срок менее трех дней до даты проведения общего собрания акционеров, предусмотренная частью восьмой статьи 90-1 Закона о хозяйственных обществах информация о заключении акционерного соглашения должна быть раскрыта непосредственно перед началом проведения общего собрания акционеров.
Акционерное общество может раскрыть информацию о заключении акционерного соглашения для всеобщего сведения посредством ее опубликования в печатных средствах массовой информации, определенных уставом акционерного общества, и (или) размещения на сайте этого общества в глобальной компьютерной сети Интернет в порядке и объеме, определенных уставом или локальным нормативным правовым актом такого общества.
Следует также иметь в виду, что споры, вытекающие из акционерного соглашения, разрешаются в судебном порядке.
По мнению Конституционного Суда Республики Беларусь, установленное законодательное регулирование возможности заключения акционерного соглашения направлено на расширение сферы усмотрения акционеров при реализации ими своих конституционных прав (части вторая и четвертая статьи 13, часть вторая статьи 44 Конституции Республики Беларусь), усиливая при этом гарантии их реализации, позволяет в большей степени учесть интересы акционеров конкретного акционерного общества при осуществлении обществом уставной деятельности. Акционерное соглашение, как считает Конституционный Суд Республики Беларусь, направлено на обеспечение надлежащего исполнения сторонами акционерного соглашения своих обязательств и защиту прав участников такого соглашения от недобросовестных действий акционеров, нарушивших определенную соглашением договоренность. Законодательный механизм включает в том числе возможность определения в акционерном соглашении способов обеспечения исполнения вытекающих из него обязательств и мер гражданско-правовой ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение (Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 07.07.2015 N Р-993/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ»).