До начала процедуры реорганизации необходимо удостовериться, что ООО «А» не включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. Если ООО «А» включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, то принятие решения о реорганизации необходимо отложить до проведения (завершения) плановой проверки в отношении ООО «А».
В силу подп. 9.2 п. 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» реорганизация может повлечь проведение налоговым органом внеплановой проверки унитарного предприятия.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон N 2020-XII) присоединением к хозяйственному обществу признается прекращение деятельности одного или нескольких присоединяемых хозяйственных обществ и (или) одного или нескольких юридических лиц иных организационно-правовых форм с передачей прав и обязанностей последних хозяйственному обществу, к которому осуществляется присоединение.
Такая реорганизация считается состоявшейся с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ООО «А»).
Следовательно, лицо, к которому произошло присоединение (ООО «Б»), продолжает свою обычную деятельность. При этом остаются прежними его фирменное наименование, учетный номер плательщика, счет в банке, специальные разрешения (лицензии), сертификаты и т.д.
Рассмотрим подробнее основные стадии реорганизации ООО «А» в форме присоединения к ООО «Б».
Справочно. Данный алгоритм предусматривает общий порядок действий среднестатистических субъектов хозяйствования при реорганизации в форме присоединения. В определенных случаях при реорганизации субъектов хозяйствования в форме присоединения необходимо учитывать положения Закона Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Этап 1. Заключение договора о присоединении
В договоре о присоединении определяются порядок и условия присоединения, размер уставного фонда, размер долей и вкладов участников в уставный фонд после присоединения, а также порядок голосования на совместном общем собрании юридических лиц, участвующих в присоединении.
Этап 2. Утверждение договора о присоединении
Утверждение договора о присоединении происходит путем принятия соответствующего решения уполномоченным органом каждого из участвующих в присоединении юридических лиц согласно порядку, установленному уставом ООО «А» и уставом ООО «Б».
Этап 3. Уведомление заинтересованных лиц реорганизуемого лица (ООО «А»)
3.1. Уведомление работников.
При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются (ч. 3 ст. 36 ТК).
Несмотря на то что законодательство не предусматривает обязанности уведомления работников о реорганизации, во избежание возможных споров целесообразно направить каждому работнику уведомление в письменной форме, в тексте которого предусмотреть поле, где работник будет вправе собственноручно отразить свое согласие или несогласие с продолжением трудовых отношений при реорганизации.
Если должности будут сохранены и будут изменены существенные условия трудового договора (наименование, место работы, режим работ и т.д.), необходимо не позднее чем за месяц уведомить работников о предстоящих изменениях.
При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности, а равно при отказе работника от продолжения работы в связи существенным изменением условий труда трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 35 ТК.
Если в новом штатном расписании ООО «Б» должности работников не будут сохранены, то проводится сокращение работников, а значит, для предупреждения работников установлен срок не позднее чем за 2 месяца до увольнения и трудовой договор может прекращаться в соответствии с пунктом 1 статьи 42 ТК.
Из содержания ст. 42 ТК следует, что работников в таком случае необходимо увольнять по сокращению численности или штата работников с соблюдением требований, касающихся порядка и условий увольнения по данному основанию (в частности, с выплатой выходного пособия в размере не менее 3-кратного среднемесячного заработка).
3.2. Уведомление кредиторов.
Пункт 1 статьи 56 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) в целях защиты интересов кредиторов юридического лица при его реорганизации устанавливает обязанность письменно уведомить о реорганизации кредиторов такого юридического лица.
Письменное уведомление может происходить как посредством размещения печатного объявления в средстве массовой информации, так и посредством направления индивидуальных уведомлений каждому из кредиторов.
Отметим, что согласно п. 2 ст. 56 ГК кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
3.3. Уведомление государственных органов.
Согласно подп. 1.9.3 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан уведомить налоговый орган по месту постановки на учет (ИМНС) о принятии решения о реорганизации организации в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.
Аналогичная обязанность установлена в отношении органов Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) абз. 10 п. 26 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», согласно которому плательщик обязан сообщать письменно в органы Фонда по месту постановки на учет о принятых решениях о реорганизации в течение 5 рабочих дней со дня принятия таких решений.
Кроме вышеуказанного в соответствии с абз. 13 п. 298 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности», страхователь обязан своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации.
Этап 4. Издание приказа о проведении инвентаризации.
Проведение инвентаризации
После принятия решения о реорганизации юридического лица издается приказ на проведение инвентаризации.
Абзац третий части третьей статьи 12 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» предусматривает необходимость проведения инвентаризации имущества при реорганизации.
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств урегулирован Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь».
Этап 5. Составление передаточного акта ООО «А», его последующее утверждение
После проведения инвентаризации необходимо приступить к составлению передаточного акта.
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 55 ГК).
Передаточный акт должен быть утвержден участниками юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации.
В силу того, что передаточный акт составляется раньше, чем присоединяемое юридическое лицо исключается из ЕГР, деятельность присоединяемой организации не прекращается и, как результат, по имуществу и обязательствам присоединяемой организации до момента прекращения ее деятельности происходят определенные изменения.
В связи с этим на дату, предшествующую дате внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица, присоединяющаяся организация должна составить заключительную бухгалтерскую отчетность. Организация, к которой произведено присоединение, составляет вступительную бухгалтерскую отчетность путем построчного объединения числовых показателей своей отчетности и заключительной бухгалтерской отчетности присоединенной организации.
Этап 6. Проведение совместного общего собрания участников юридических лиц, участвующих в присоединении
Совместное общее собрание участников юридических лиц, участвующих в присоединении, принимает решение о внесении изменений и дополнений в устав ООО «Б», к которому осуществляется присоединение.
Порядок голосования на совместном общем собрании определяется договором о присоединении либо на этом совместном общем собрании (ч. 2 ст. 17 Закона N 2020-XII).
Этап 7. Проведение государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав ООО «Б»
Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав ООО «Б», в соответствии с п. 15 Положения о государственной регистрации, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», в регистрирующий орган представляются:
- заявление о государственной регистрации;
- изменения и (или) дополнения в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу, их электронная копия.
По желанию устав может быть представлен в новой редакции;
- оригинал свидетельства о государственной регистрации присоединенной организации в случае реорганизации организации в форме присоединения;
- платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Кроме вышеназванных документов представляются также документы, подтверждающие полномочие на подписание заявления о государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав (приказ — для руководителя, доверенность — для представителя интересов юридического лица).
С момента государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав ООО «Б», ООО «А» прекращает свое существование и исключается из ЕГР.
Этап 8. Организационные действия и процедуры, связанные с реорганизацией
8.1. Снятие с учета ООО «А» в государственных органах.
После исключения ООО «А» из ЕГР ООО «Б» необходимо направить в ИМНС, ФСЗН, РУП «Белгосстрах», органы статистики уведомления (в произвольной форме) о реорганизации ООО «А» путем присоединения к ООО «Б».
Датой снятия с учета является дата получения указанными органами соответствующего уведомления.
8.2. Уничтожение печати ООО «А».
Печати коммерческих организаций, зарегистрированных до 01.02.2009, разрешение на право изготовления которых выдавалось регистрирующими органами, сдаются для уничтожения в эти регистрирующие органы, которые в свою очередь выдают квитанции, подтверждающие факт уничтожения печати.
Перечень документов, представляемых в регистрирующие органы, и процедура получения указанной квитанции Инструкцией о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 25.09.2000 N 157, не определены.
На практике в регистрирующий орган представляются:
- заявление, подписанное руководителем коммерческой организации, с указанием причин уничтожения печати, а также данных документа, удостоверяющего личность лица, являющегося представителем субъекта (фамилия, собственное имя, отчество, серия (при наличии), номер, идентификационный номер (при наличии), наименование государственного органа, выдавшего документы, дата выдачи), и в котором проставлен оттиск уничтожаемой печати;
- уничтожаемая печать.
Коммерческие организации, зарегистрированные после 01.02.2009, уничтожают печать самостоятельно следующим образом: руководителем коммерческой организации назначается комиссия, которая уничтожает печать и составляет соответствующий акт с приложением оттисков уничтожаемой печати.
Акт об уничтожении печатей подписывается членами комиссии и утверждается руководителем коммерческой организации.
8.3. Уведомление банка.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК по передаточному акту к ООО «Б» с момента государственной регистрации изменений в устав перешли все права и обязанности ООО «А», в том числе право распоряжения расчетным счетом ООО «А».
В соответствии с абз. 6 ч. 1 п. 10 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.04.2009 N 40 «Об открытии банковских счетов» владелец счета (ООО «Б») обязан направить в банк письменное уведомление за подписью уполномоченного лица об изменении сведений, позволяющих идентифицировать владельца счета (реорганизация).
Таким образом, на основании указанного уведомления и документов о произошедшей реорганизации расчетный счет ООО «А» может быть переоформлен на ООО «Б». Решение о закрытии этого счета будет полномочно принять руководство ООО «Б» (уже как своего собственного расчетного счета).
Процедура закрытия расчетного счета в определенном банке определяется локальным нормативным актом этого банка.
Целесообразно предварительно закрыть счета ООО «А» до реорганизации, при этом денежные средства можно перечислить со счетов ООО «А» на счет ООО «Б», руководствуясь передаточным актом.
8.4. Внесение записей в трудовые книжки работников ООО «А».
В трудовые книжки работников, трудовые отношения с которыми были продолжены после реорганизации, отдельной строкой в графе 3 должна быть произведена соответствующая запись, а в графе 4 записываются номер и дата приказа, на основании которого изменения произведены (п. 34 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 09.03.1998 N 30).
Этап 9. Действия, связанные с хозяйственной деятельностью ООО «Б»
9.1. Специальные разрешения (лицензии).
При реорганизации в форме присоединения, если сведения, указанные в лицензии реорганизованного юридического лица, не изменились, это лицо вправе осуществлять деятельность на основании ранее выданных разрешений (лицензий). Если данные изменились, то реорганизованное юридическое лицо обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения в установленном порядке (п. 66 — 68, 70 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В случае присоединения лицензиата к юридическом улицу, которое аналогичной лицензии не имеет, последнее при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности присоединенного юридического лица обязано в месячный срок со дня внесения в ЕГР записи об исключении из него присоединенного юридического лица обратиться за выдачей новой лицензии в установленном порядке.
9.2. Разрешения на проведение валютных операций, связанных с движением капитала.
В случае реорганизации ООО «А» в форме присоединения к ООО «Б» ООО «Б» в течение месяца со дня внесения в ЕГР сведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица обязано подать в Национальный банк Республики Беларусь заявление с приложением необходимых документов для получения нового разрешения в установленном порядке (п. 23 Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 N 15 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, и внесении изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 8 августа 2007 г. N 159»).
9.3. Внешнеторговые операции.
В соответствии с абз. 5 подп. 1.16 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» при реорганизации резидента ООО «А» необходимо перерегистрировать сделку по внешнеторговому договору.
Для перерегистрации сделки в связи с реорганизацией резидента в банк представляются документы, подтверждающие правопреемство, а также оригинал или копия внешнеторгового договора (приложения к договору), на первых листах которых проставляются оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.
9.4. Переоформление правоустанавливающих документов на недвижимое имущество.
Государственной регистрации согласно п. 2 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 N 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» подлежат возникновение, переход, прекращение права собственности.
9.5. Инвентаризация неиспользованных бланков строгой отчетности.
Уведомление ИМНС о состоявшейся реорганизации.
Не позднее пяти рабочих дней со дня внесения записи об исключении организации из ЕГР ООО «Б» должно представить в ИМНС заявление произвольной формы о произошедшей реорганизации с указанием наименования реорганизованной организации и акт инвентаризации неиспользованных бланков с указанием типов, кодов, серий, номеров бланков и их количества.
В случае реорганизации в заявлении также указываются данные о правопреемнике (правопреемниках) организации, которому (которым) переданы бланки. ИМНС передает соответствующие изменения в электронный банк данных в порядке и сроки, установленные законодательством об административных процедурах, осуществляемых налоговыми органами.
Остатки неиспользованных бланков реорганизуемой организации подлежат дальнейшему использованию ее правопреемником (правопреемниками) (п. 19 Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 12.08.2011 N 33/77/17).
Этап 10. Действия и процедуры в сфере договорных отношений
Немаловажным является вопрос о статусе хозяйственных договоров, заключенных ООО «А».
Отметим, что действующее законодательство не требует перезаключения всех хозяйственных договоров, стороной которых является реорганизованное юридическое лицо, или внесения в них изменений, если в тексте договора не предусмотрена необходимость письменного уведомления контрагента об изменениях своих реквизитов и необходимости подписания дополнительных соглашений к договору либо если подобное требование не установлено законодательством для отдельных видов договоров.