1. Первый этап — принятие решения о продаже доли. Оформление данного решения.
Если продавец — юридическое лицо, при принятии решения необходимо выяснить следующие моменты и подготовить ряд документов:
1.1.1. Юридическое лицо — участник общества с ограниченной ответственностью (далее — общество), намеревающееся продать свою долю, должно выяснить, будет ли такая сделка по продаже доли являться крупной (ст. 58 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон)), либо выяснить, имеется ли в сделке заинтересованность аффилированных лиц (ст. 57 Закона). При положительном ответе на данные вопросы необходимо одобрить совершение сделки решением общего собрания.
1.1.2. Следует убедиться, что доля в уставном фонде общества сформирована участником-продавцом в полном объеме. Если участник не внес при учреждении общества в срок свой вклад в уставный фонд общества в размере, установленном уставом, либо внес только часть вклада, доля этого участника переходит к самому общества (ч. 2 ст. 99 Закона).
1.1.3. Статьей 98 Закона установлена обязанность для участника-продавца предложить другим участникам общества воспользоваться своим преимущественным правом приобретения доли. Исходя из анализа статьи 97, 98 Закона, а также статьи 92 Гражданского кодекса Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что в случае, если сделка по продаже доли (ее части) в уставном фонде общества совершается между участниками общества, правила о преимущественном праве покупки не применяются, в связи с чем такая сделка заключается не посредством направления оферты и ее акцепта, а посредством заключения договора купли-продажи.
1.1.4. Если в течение месяца со дня извещения (уставом может быть предусмотрен иной срок, которым надлежит руководствоваться) участники ответят отказом или не направят ответ на предложение участника-продавца, доля может быть отчуждена третьим лицам по той цене и на тех условиях, на которых она была предложена участникам общества. Еще раз следует убедиться, что устав не содержит положений, запрещающих отчуждение доли третьим лицам. Порядок осуществления преимущественного права покупки другими участниками (в том числе непропорционально размерам их долей), цена покупки (по цене предложения третьему лицу или по заранее определенной цене), возможность использования преимущественного права покупки не всей доли или не всей ее части, предлагаемых для продажи, определяются уставом общества. Требование законодательства к существенным условиям извещения ограничено только необходимостью указания цены продажи (ч. 3 ст. 98 Закона). Преимущественное право покупки прекращается:
- а) в день представления в общество письменного заявления участника об отказе от использования преимущественного права покупки (законодательство не требует нотариального заверения подлинности подписи участника на таком заявлении, однако такое требование может быть установлено уставом) либо
- б) в день истечения срока использования преимущественного права покупки.
1.1.5. Участник вправе предложить самому обществу приобрести долю после отказа от покупки остальных участников, но это уже не обязанность, а право участника-продавца. Если уставом предусмотрено преимущественное право покупки самого общества, то в уставе также должен быть установлен срок осуществления этого права обществом.
1.2. Если продавец — физическое лицо и доля является общей совместной собственностью супругов, то для физического лица кроме осуществления действий, указанных выше в подп. 1.1.2 — 1.1.4, необходимо представить письменное согласие супруга (супруги) на отчуждение доли с указанием цены продажи и иных условий продажи.
2. Второй этап — получение согласия антимонопольного комитета.
В случаях, установленных пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон N 2034-XII), хозяйствующий субъект обязан до совершения сделки обратиться в антимонопольный орган (Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь) с ходатайством о получении согласия на совершение сделки и приложить к ходатайству документы, указанные в пункте 2.6 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Перечень административных процедур). Перечень административных процедур установлен только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем обязанность получить согласие антимонопольного органа лежит как на юридических лицах, так и на физических.
Подпункт 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 N 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» при применении абзаца шестого пункта 2 статьи 12 Закона N 2034-XII о необходимости получения согласия антимонопольного органа при приобретении юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа, наделил антимонопольный орган полномочиями согласовывать только сделки по приобретению и (или) распоряжению 20 процентами и более акций (долей) в уставном фонде юридического лица на основании договора купли-продажи (договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности, договора поручения), если:
- а) балансовая стоимость активов юридического лица, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) на последнюю отчетную дату, превышает 100 тыс. базовых величин или
- б) объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам финансового года, предшествующего году приобретения, превышает 200 тыс. базовых величин.
В соответствии с абз. 13 ч. 1 п. 18 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение о регистрации), заявитель в заявлении о государственной регистрации указывает о получении им в случаях, установленных законодательными актами, согласования с антимонопольным органом. Следовательно, отсутствие согласия антимонопольного органа ведет к возможности признания недействительной регистрации (или изменения, дополнения) юридического лица со всеми вытекающими последствиями.
3. Третий этап — заключение договора купли-продажи. Частью четвертой статьи 101 Закона предусмотрена простая письменная форма для данной сделки, но стороны могут удостоверить договор нотариально.
4. Четвертый этап. Новому участнику необходимо уведомить общество о состоявшейся сделке по приобретению доли и к уведомлению приложить копию документа, являющегося правовым основанием перехода права собственности на долю (копия договора купли продажи).
5. Пятый этап. Общее собрание участников принимает решение о внесении изменений в устав в связи с изменением состава участников и оформляется протокол собрания.
6. Шестой этап. Общество обязано в двухмесячный срок внести в свой устав изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае изменения состава участников (ч. 1 п. 21 Положения о регистрации).