В соответствии с абзацем первым подп. 4.4 п. 4 Правил осуществления лизинговой деятельности, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 августа 2014 г. N 526 (далее — Правила), международный (межгосударственный) лизинг — это лизинг, при котором лизингодатель и лизингополучатель являются субъектами разных государств.
При экспортном лизинге лизингодатель и продавец (поставщик) предмета лизинга являются субъектами Республики Беларусь, а лизингополучатель — субъектом другого государства.
Транзитный лизинг согласно абзацу третьему подп. 4.4 п. 4 Правил — это международный (межгосударственный) лизинг, при котором лизингодатель, продавец (поставщик) предмета лизинга и лизингополучатель являются субъектами разных государств.
Отдельно подп. 4.5 п. 4 Правил выделяет импортный лизинг, при котором лизингодатель и лизингополучатель являются субъектами Республики Беларусь, а продавец (поставщик) предмета лизинга — субъектом другого государства. Импортный лизинг не относится к международному (межгосударственному) лизингу.
Вопросы реализации договоров международного лизинга с участием резидентов Республики Беларусь освещает Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 года. Кроме того, данная Конвенция регулирует:
- вопросы, связанные с реализацией договоров лизинга, если коммерческие предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных государствах;
- отношения, возникающие при осуществлении международного лизинга. Если сторона договора международного лизинга имеет более одного коммерческого предприятия, ее местонахождением будет считаться местонахождение коммерческого предприятия, которое имеет наиболее тесную связь с соглашением сторон и его исполнением. При этом учитываются обстоятельства, известные сторонам или подразумевающиеся ими до или в момент заключения соглашения.
Конвенция о межгосударственном лизинге 1998 года дает определения понятий, применяемых в лизинговой деятельности, закрепляет права и обязанности сторон межгосударственного лизинга, регламентирует переход рисков между сторонами и др.
Нормы названных конвенций могут применяться только к лизинговым договорам, когда их стороны являются резидентами присоединившихся государств.
Нормы модельного закона «О лизинге», принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 14 апреля 2005 года N 25-6, в соответствии со ст. 6 Соглашения о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств от 12 октября 2005 года, используются при гармонизации и унификации национального законодательства в области лизинговой деятельности.
Все вышеназванные документы являются частью гражданского законодательства Республики Беларусь и подлежат непосредственному применению на ее территории в силу положений части второй ст. 6 ГК.
Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. N 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ) регулирует вопросы предоставления рассрочки по уплате НДС при ввозе предмета лизинга на территорию Республики Беларусь.
В соответствии с частью третьей подп. 1.2 п. 1 Указа за предоставление рассрочки взимаются проценты, начисляемые на ее непогашенную сумму в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты НДС, за каждый день срока с даты начала действия рассрочки (для первого взноса ввозной таможенной пошлины, НДС) либо с даты уплаты предыдущего взноса (для второго и последующих взносов). Суммы процентов уплачиваются одновременно с платежами в счет погашения рассрочки.
Часть третья подп. 1.3 п. 1 Указа разрешает лизингодателю в течение 90 календарных дней со дня прекращения договора международного лизинга (в том числе в связи с его расторжением) заключить новый внешнеторговый договор, предусматривающий отчуждение или передачу в аренду предмета лизинга.
Исходя из части седьмой подп. 1.3 п. 1 Указа, лизингодатель по договору международного лизинга обязан обеспечить поступление каждого лизингового платежа не позднее 90 календарных дней с его даты, установленной в договоре, за исключением денежных средств, направляемых на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства и на оплату обязательств перед банками, в том числе банками — нерезидентами Республики Беларусь (кроме обязательств по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет лизингодателя в Республике Беларусь, и обязательств по договорам с банками, предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд).
Принятое в развитие положений Указа постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. N 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» в п. 1-1 определило способы неденежного прекращения обязательств по договору международного лизинга.
Так, при заключении договоров международного лизинга необходимо указать имущество, передаваемое в качестве предмета лизинга, все существенные условия в соответствии с национальным законодательством сторон договора и с учетом положений международных соглашений, применимых к таким договорам.
Определение лизинга и его предмета в законодательстве соседних стран практически не отличается. Срок действия договора финансового лизинга в Российской Федерации устанавливается договором, в Республике Беларусь и Украине он составляет не менее года, в Республике Казахстан — не менее трех лет.
Различия наблюдаются в определении субъектов лизинговой сделки. Если в Российской Федерации субъектами договора лизинга могут быть как юридические, так и физические лица, в Республике Беларусь лизингодателем может быть только юридическое лицо. Исключение — случаи, предусмотренные абзацем вторым части второй подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. N 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности», когда лизингодателем может выступать индивидуальный предприниматель, а лизингополучателем — юридические и физические лица. В соответствии с абзацем девятым ст. 2 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2000 года N 78-II «О финансовом лизинге» участники лизинговой сделки — это физические лица — индивидуальные предприниматели и юридические лица, выступающие в качестве лизингодателя и лизингополучателя, а также физические и юридические лица, выступающие в качестве продавца предмета лизинга.
Существенные условия договоров лизинга и купли-продажи имущества, передаваемого в качестве предмета лизинга, в Республике Беларусь закрепляют части первая и вторая подп. 1.8 п. 1 вышеназванного Указа. К существенным условиям договора лизинга в Российской Федерации и Республике Казахстан также относится описание предмета лизинга — данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю. Если таких данных в договоре нет, в силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» условие о предмете лизинга считается несогласованным, а сам договор — незаключенным. Исходя из толкования п. 4 ст. 15 данного Закона при реализации лизинговой сделки дата договора лизинга должна предшествовать дате договора купли-продажи имущества, передаваемого в качестве предмета лизинга, т.к. именно договор лизинга обязывает лизингодателя заключить договор купли-продажи имущества для дальнейшей передачи его лизингополучателю.
При заключении договоров лизинга с резидентами Российской Федерации целесообразно указать реальную выкупную цену лизингового имущества, которая также является существенным условием договора лизинга. Эта мера позволит минимизировать негативные последствия в случае судебных споров с лизингополучателями.
В последние годы иногда российские арбитражные суды после досрочного прекращения договора лизинга в связи с неисполнением лизингополучателем договорных обязательств и изъятия предмета лизинга обязывали лизингодателя вернуть лизингополучателю выплаченную последним в процессе исполнения договора лизинга сумму возмещения инвестиционных затрат в части стоимости предмета лизинга, рассматривая получение таких платежей как незаконное обогащение. Если в договоре указывалась незначительная выкупная цена предмета лизинга, суды интерпретировали ее как постепенный выкуп предмета лизинга.
В большинстве случаев российские суды рассматривают лизинг как смешанный договор аренды и купли-продажи и часто отказываются признавать приоритет арендной составляющей лизинговых отношений.
В основе такой судебной практики лежит различное понимание судами правовой природы лизинга и отсутствие ее четкой классификации: ГК России применяет арендный подход, тогда как Федеральный закон от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» — скорее посреднический, позволяющий трактовать договор лизинга в большей мере как договор купли-продажи в рассрочку в силу инвестиционного характера лизинга.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 14 марта 2014 г. рассмотрел проект постановления «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга», который закрепляет сальдовую методику определения последствий расторжения договора лизинга и изъятия имущества. Данное постановление предполагается распространить на все виды лизинга, включая те, в которых выкупная цена является символической и входит в лизинговые платежи. Кроме того, допускается автоматический переход права собственности к лизингополучателю после внесения всех договорных платежей, что позволит лизингополучателям выводить предмет лизинга из конкурсной массы при банкротстве лизингодателя.
При заключении договоров лизинга с резидентами Российской Федерации следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации налог на движимое и недвижимое имущество, которое подлежит учету на балансе в качестве объекта основных средств, в том числе имущество, переданное во временное владение и пользование, платит сторона, у которой на балансе находится предмет лизинга независимо от принадлежности права собственности.
Важно также при заключении договоров международного лизинга правильно классифицировать предмет лизинга по признаку отнесения к движимому имуществу или транспортному средству. От этого зависит, какая сторона договора будет уплачивать НДС на доход лизингодателя. Если предмет лизинга — транспортное средство, то НДС уплачивается в стране лизингодателя, если движимое имущество — в стране лизингополучателя.
При реализации договоров международного лизинга транспортных средств следует учитывать, что в Российской Федерации утвержденное приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 от 23 июня 2005 г. Положение о паспорте транспортного средства и паспортах шасси транспортных средств позволяет регистрировать транспортное средство на лизингополучателя.
Оформление транспортных средств в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с утвержденными приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 декабря 2014 г. N 862 Правилами государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства. Исходя из п. 40 данных Правил транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом и переданные им на основании договора лизинга или сублизинга физическому или юридическому лицу во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем.
В зарубежной практике и практике белорусских лизинговых операторов наибольшее распространение получили две основные схемы реализации сделки международного лизинга: договор международного лизинга может заключаться непосредственно с лизингополучателем (лизингодателем) — нерезидентом либо через партнерскую лизинговую компанию в стране реализации сделки.