Договоры аренды оборудования и транспортных средств: заключаем и оформляем правильно (часть 2)

2. Помещение товаров, ввозимых на основании договоров аренды из третьих стран, под таможенные процедуры.

В связи с тем что в настоящее время на законодательном уровне отсутствует взаимосвязь между заключаемым договором и таможенной процедурой, арендатор вправе поместить арендуемые товары под любую таможенную процедуру (если отсутствуют ограничения на помещение товаров, установленные законодательством). В то же время таможенным законодательством предусмотрена одна из таможенных процедур, предусматривающая временное нахождение товаров на таможенной территории Таможенного союза, которая наиболее часто используется арендаторами, — это таможенная процедура временного ввоза (допуска).

В соответствии со ст. 277 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) под временным ввозом (допуском) понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

В связи с этим могут возникать следующие вопросы:

1) можно ли товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), не вывозить за пределы Республики Беларусь, а поместить их до истечения сроков рассматриваемой таможенной процедуры под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?

Это возможно и предусмотрено ст. 284 ТмК ТС.

Заявлять эту процедуру возможно при условии идентификации товаров;

2) для чего производится идентификация товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)?

Идентификация осуществляется в целях обеспечения соответствия ввезенных товаров и тех товаров, которые будут в последующем декларироваться при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска).

Согласно ст. 109 ТмК ТС идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами. Практически же идентификация осуществляется путем указания в декларации на товары марки и модели станков, конструкций, транспортных средств и т.д., производителя, года их выпуска, номеров номерных агрегатов (заводской номер станка, номер кузова (шасси) и т.д.), цвета. При необходимости к декларации на товары прилагаются цветные фотографии.

Кроме того, законодательством Таможенного союза установлены ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами. В соответствии со ст. 279 ТмК ТС товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации). В отношении указанных товаров допускается совершать операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), а также техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации. Также допускается проведение испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов либо использование их в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов.

Пример. Белорусская организация (г. Могилев) ввезла на территорию Республики Беларусь на основании договора аренды бульдозер и поместила его под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). В настоящее время организация намерена сдать бульдозер в субаренду другому белорусскому строительному предприятию. Что для этого необходимо?

В соответствии со статьей 279 ТмК ТС временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта. Допускается передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу:

  • в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза, — без разрешения таможенного органа;
  • в иных случаях — с разрешения таможенного органа.

Таким образом, передача организацией бульдозера в субаренду строительному предприятию допускается при условии получения разрешения таможенного органа.

Для получения разрешения таможенного органа на передачу временно ввезенного товара организация обязана подать в таможенный орган, в котором производилось помещение бульдозера под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), письменное заявление с указанием в нем причины передачи бульдозера другому лицу (т.е. заключения договора аренды) и сведения об этом лице.

Статьей 280 ТмК ТС определено, что срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза. Для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза Комиссией Таможенного союза могут устанавливаться более короткие или более продолжительные сроки.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» утвержден Перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза.

На практике может возникнуть следующий вопрос. Организация ввезла оборудование на основании заключенного договора аренды и поместила его под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. До истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) организация не поместила товар под иную таможенную процедуру и не продлила срок временного ввоза. Можно ли продлить срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) после того, как истек срок ее действия?

Согласно ст. 277 ТмК ТС временный ввоз (допуск) — это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Следовательно, по истечении установленного срока временного ввоза действие таможенной процедуры временного ввоза прекращается (то есть данная процедура больше не действует). Соответственно ст. 283 ТмК ТС в связи с этим предусмотрена необходимость уплаты таможенных платежей.

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И.Даля (http://slovar-dalja.ru/about/) под словом «продлить» понимается продлить что или чем, продолжить, протянуть в пространстве, а более во времени.

Исходя из вышеизложенного продлить срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) после того, как истек срок действия данной процедуры, не представляется возможным. Это обусловлено тем, что по истечении установленного срока временного ввоза действие данной таможенной процедуры прекращается. В свою очередь, продление срока предполагало бы, что таможенная процедура действовала и в период времени с момента окончания срока временного ввоза до принятия соответствующего решения таможенным органом. Однако по факту это не соответствовало бы действительности.

В соответствии со ст. 282 ТмК ТС помещение товаров под рассматриваемую таможенную процедуру осуществляется с полным освобождением от ввозных таможенных пошлин, налогов (если это предусмотрено международными договорами или решениями Комиссии Таможенного союза) либо с частичным освобождением от указанных платежей (в иных случаях).

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» и включает:

  • контейнеры и иную многооборотную тару;
  • товары, временно ввозимые в целях оказания содействия внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству;
  • товары, временно ввозимые для целей применения в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;
  • товары, ввозимые для оказания международной помощи;
  • иные товары.

При частичном освобождении согласно ч. 2 п. 3 ст. 282 ТмК ТС производится уплата ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза в размере 3% от суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Справочно. В соответствии со ст. 283 ТмК ТС ввозные таможенные пошлины, налоги при периодической уплате подлежат внесению в бюджет до выпуска товаров (при уплате первой части суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащей уплате) и до начала периода, за который производится уплата ввозных таможенных пошлин, налогов. Согласно п. 4 ст. 282 ТмК ТС при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 (три) месяца.

Иными словами, действующее законодательство позволяет уплачивать платежи чаще, чем раз в 3 месяца (например, ежемесячно, раз в 2 месяца) но не допускает уплату платежей в более длительный период (например, раз в 4 месяца).

Рассмотрим практический пример.

Коммерческая организация поместила под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) оборудование с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. В январе 2014 г. оборудование было похищено неизвестными лицами. В настоящее время таможенные органы требуют от организации уплаты таможенных платежей, ввозных таможенных пошлин, налогов в размерах, как если бы товар был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Насколько это законно?

Подпунктом 2 пункта 4 статьи 283 ТмК ТС установлено, что сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным или частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, считается при утрате временно ввезенных товаров в период срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, — день утраты товаров, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Современный экономический словарь (Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. — М.: ИНФРА-М, 2006) под обстоятельствами непреодолимой силы понимает чрезвычайные, непреодолимые, не зависящие от воли и действий участников экономического соглашения обстоятельства, в связи с которыми участники оказываются неспособными выполнить принятые ими обязательства. К форс-мажорным обстоятельствам относят пожары, землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия. Возникновение форс-мажорных обстоятельств освобождает участника, исполнителя договора от ответственности за выполнение принятых им обязательств. Таким образом, хищение не рассматривается в качестве обстоятельств непреодолимой силы.

Согласно п. 5 ст. 283 ТмК ТС ввозные таможенные пошлины, налоги в рассматриваемом случае подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации действия таможенного органа правомерны.

При отсутствии в достаточном количестве денежных средств или при сезонной работе техники, помещенной под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) предприниматели имеют право приостановить действие данной процедуры. В частности, в соответствии с п. 2 ст. 281 ТмК ТС до истечения срока временного ввоза действие этой таможенной процедуры может быть приостановлено в случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада либо иную таможенную процедуру.

Справочно. Приостановление и возобновление действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) установлены Порядком приостановления и возобновления действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории в случае помещения продуктов переработки под таможенные процедуры таможенного склада или временного ввоза (допуска) и Порядком приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада или специальную таможенную процедуру, утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур».

Для приостановления действия процедуры декларант представляет в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров:

  • заявление о приостановлении таможенной процедуры временного ввоза (допуска);
  • таможенную декларацию, в соответствии с которой временно ввезенные товары помещены под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада или под специальную таможенную процедуру с целью такого приостановления.

Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) приостанавливается помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории только для целей совершения операций по их ремонту и (или) техническому обслуживанию, за исключением капитального ремонта и модернизации.

Заявление подается в произвольной письменной форме и должно содержать:

  • наименование товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза. В случае приостановления действия таможенной процедуры в отношении части товаров, заявленных в одной таможенной декларации, указываются сведения о таких товарах;
  • обоснование необходимости такого приостановления;
  • срок приостановления.

Заявление заверяется подписью руководителя (либо лица его замещающего) и печатью декларанта, если декларант должен иметь печать.

Приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) приостанавливает течение срока временного ввоза товаров и уплату таможенных пошлин, налогов, установленных пунктом 3 статьи 282 ТмК ТС, за этот период.

Срок временного ввоза товаров приостанавливается со дня выпуска временно ввезенных товаров в соответствии с таможенными процедурами переработки на таможенной территории, таможенного склада или специальной таможенной процедурой на срок помещения таких товаров под указанные таможенные процедуры. В случае продления срока переработки товаров на таможенной территории или срока хранения товаров на таможенном складе декларант обязан уведомить таможенный орган о таком продлении.

Для возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) декларант подает в таможенный орган заявление о возобновлении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), а также таможенный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в соответствии с пунктом 3 статьи 182 ТмК ТС.

Если в течение срока приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) декларант не подал заявление о возобновлении действия указанной таможенной процедуры, то со дня, следующего за днем истечения срока приостановления, действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) возобновляется, а таможенные процедуры таможенного склада или переработки на таможенной территории считаются завершенными.

В соответствии с п. 1 ст. 281 ТмК ТС действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта либо под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Очевидно, что в случае уплаты периодических платежей экономически выгодно поместить товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В этом случае суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченные в рамках таможенной процедуры временного ввоза (допуска), учитываются при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. То есть согласно п. 2 ст. 284 ТмК ТС уплате подлежит только разница между исчисленными суммами таможенных пошлин, налогов и ранее уплаченными.

Также следует отметить, что согласно п. 1 ст. 284 ТмК ТС при помещении временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ставки ввозных таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемые в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, определяются на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Таким образом, колебания курсов валют, а также изменение ставок ввозных таможенных пошлин не влияют на платежи, которые будут уплачиваться впоследствии при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.