Должностное лицо как субъект хищения (часть 2)

Лицо, уполномоченное на совершение юридически значимых действий.

В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 N 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424 — 428 УК)» (далее — постановление) указано, что «лицами, уполномоченными в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, являются работники, совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица».

Данная формулировка Верховного Суда Республики Беларусь базируется на Заключении Конституционного Суда Республики Беларусь от 12.11.2001 N З-129/2001 «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий» (далее — Заключение). В Заключении применительно к понятию юридически значимых действий также указывается, что «юридически значимыми признаются такие действия, в результате совершения которых наступают или могут наступить правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений».

Применительно к данному понятию, предусмотренному в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее — УК), юридически значимые действия — это действия лиц, уполномоченных в установленном порядке на их совершение. Наличие данного признака предполагает, что лицо занимает постоянно или временно в организации, учреждении, на предприятии определенную должность (выполняет определенную работу) и уже в силу этого может в определенных случаях совершать юридически значимые действия либо привлекается к выполнению своих обязанностей по специальному полномочию.

Таким образом, лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, по смыслу уголовного закона — это лица, постоянно или временно занимающие в организациях (независимо от форм собственности) должности либо выполняющие возложенные на них обязанности по специальному полномочию и совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица <1>.

<1> В Заключении относительно фигуры преподавателя как должностного лица Конституционный Суд Республики Беларусь отметил: «Выставление преподавателями оценок на курсовых экзаменах, а также положительная или отрицательная оценка знаний обучаемых при принятии у них зачета, что фиксируется в официальных документах (экзаменационные ведомости, зачетные книжки и т.п.), в одних случаях являются прямым и непосредственным основанием наступления юридически значимых последствий, то есть возникновения, изменения или прекращения правоотношений (например, предоставление права на получение учебной стипендии). В других случаях такие действия являются одним из необходимых (обязательных) элементов основания наступления указанных последствий, то есть влияют на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в совокупности с другими обстоятельствами как часть единого целого (студент подлежит отчислению из вуза при наличии академической задолженности либо при несдаче во время сессии экзаменов по трем и более дисциплинам). От выставленных на экзаменах или зачетах оценок знаний студентов или учащихся зависит решение вопросов о дальнейшем обучении их в соответствующем учебном заведении, о предоставлении им права на получение учебной стипендии, диплома с отличием, который является основанием для увеличения заработной платы выпускникам некоторых вузов при поступлении на работу, о сокращении платы за обучение в негосударственных учебных заведениях и др. Изложенное свидетельствует, что преподаватели высших или средних специальных учебных заведений, уполномоченные в установленном порядке на принятие у обучаемых экзаменов или зачетов, являются субъектами юридически значимых действий и в связи с осуществлением указанных полномочий подпадают под признаки должностного лица, предусмотренные в пункте 3 части 4 статьи 4 УК».

А.И.Лукашов в обосновании позиции Конституционного Суда Республики Беларусь указывает: «Действия лица являются юридически значимыми, когда они независимо от действий иных субъектов права влекут возникновение, изменение или прекращение правовых отношений между другими субъектами права. В этом случае такие действия лица являются юридическим фактом, с наличием которого связывается поведение других субъектов права. Другими словами, такие действия являются правовым основанием для наступления в случаях, предусмотренных законодательством, правовых последствий в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений между другими субъектами права.

В отношениях между такими субъектами права, возникшими (изменившимися, прекратившимися) на основании юридически значимого действия, лицо, совершившее эти юридически значимые действия, участия не принимает. В отдельных случаях не исключается, что совершение лицом юридически значимого действия может являться юридическим фактом лишь в совокупности с юридически значимыми действиями других лиц. Данное обстоятельство, на наш взгляд, не меняет правовой природы действия лица, его совершающего. Будучи частью целого, элементом системы действий, образующих юридический факт, действие такого лица сохраняет качества юридического факта, качества юридически значимого действия. К примеру, наличие у молодого специалиста диплома с отличием в случаях, указанных в законодательстве, является основанием для выплаты ему соответствующей надбавки к заработной плате. Выставление преподавателем во время курсовых экзаменов хорошей оценки, которая превышает лимит хороших оценок, дающих право на получение диплома с отличием, является юридически значимым действием, которое играет роль юридического факта в совокупности с юридически значимыми действиями других преподавателей, также выставивших этому лицу хорошие, а не отличные оценки» <2>.

<2> См.: Лукашов, А.И. Проблемы уголовной ответственности должностных лиц / А.И.Лукашов // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012; Лукашов, А. Понятие должностного лица в уголовном праве: проблема применения судами и пути ее решения / А.Лукашов // БНПИ. — 2001. — N 44.

Тем не менее многие белорусские правоведы не приемлют такое разъяснение и считают его крайне широким. Они полагают, что под должностным лицом по признаку лица, уполномоченного на совершение юридически значимых действий, должно пониматься лицо, которое: а) официально уполномочено, т.е. наделено организацией (независимо от формы собственности) правом, осуществлять действия, обладающие свойством юридического факта; б) его действия непосредственно порождают, изменяют или прекращают правоотношения; в) возникающие правоотношения имеют публично-правовой характер, затрагивают права и обязанности третьих физических или юридических лиц <3>. Иначе говоря, уполномоченными на совершение юридически значимых действий являются лица, уполномоченные в установленном порядке юридическими лицами на выдачу официальных документов, принятие решений или совершение иных юридически значимых действий, в результате которых прямо и непосредственно наступают юридически значимые последствия публично-правового характера в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица. В менее пространной форме относимые к данной категории должностные лица могут быть определены как лица, официально уполномоченные на совершение юридически значимых действий, которые прямо и непосредственно влекут последствия публично-правового характера <4>.

<3> См.: Барков, А. Трактовка должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий / А.Барков // Юстиция Беларуси. — 2008. — N 8. — С. 31.

<4> См.: Бабий, Н.А. Квалификация взяточничества: научное исследование белорусского и российского опыта / Н.А.Бабий. — Минск, 2011. — С. 196; Лобырев, В.А. Субъект должностных преступлений (уголовно-правовой и криминологический аспекты): автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / В.А.Лобырев. — Ростов на/Д, 2005. — С. 23 — 24.

Как полагает А.В.Барков, должностными лицами данной категории могут быть лица, для которых выполнение публично-правовых (юридически значимых) действий является непосредственной профессиональной обязанностью (государственные или частные нотариусы), либо лица, выполняющие юридически значимые действия наряду с иными профессиональными обязанностями. Деятельность медицинских работников, преподавателей учебных заведений или иных специалистов приобретает управленческий (должностной) характер, когда на них в установленном порядке возлагается выполнение юридически значимых действий (например, деятельность хирурга в связи с участием в составе призывной комиссии, доцента при включении его в состав государственной экзаменационной комиссии). Здесь важен публично-правовой характер самих действий, влекущих указанные последствия <5>.

<5> См.: Барков, А.В. Понятие должностного лица и судебная практика по уголовным делам / А.В.Барков // Судебная практика в контексте принципов права и законности: сб. науч. тр. / редкол.: В.М.Хомич (гл. ред.) [и др.]. — Минск, 2006. — С. 96 — 97.

Итак, юридически значимые действия представляют собой сознательную целенаправленную деятельность должностных лиц, в результате которой участники правоотношения приобретают или теряют субъективные права и юридические обязанности, что влияет на их правовой статус. Следовательно, динамическим аспектом влияния юридически значимых действий должностных лиц является преобразование волевых общественных отношений, возникающих на основе норм права, а статическим аспектом — «изменение юридически закрепленного положения личности в обществе, то есть соответственно правоотношений и правовых статусов физических и юридических лиц» <6>.

<6> Бугаевская, Н.В. Должностное лицо как субъект преступления: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Н.В.Бугаевская. — Рязань, 2003. — С. 17.

Тем не менее понятие юридически значимых действий не может истолковываться безгранично, потому как и того же старосту студенческой группы при получении им шоколадок за непроставление пропусков в студенческом журнале можно признать должностным лицом, т.к. в возможной перспективе студента могут отчислить из вуза за неуважительные пропуски занятий. Неопределенность признаков юридически значимых действий фактически может привести к тому, что любое лицо можно будет признать должностным, т.к. в такой сфере деятельности человека, которая урегулирована нормами права, любое действие может повлечь возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Прав в этом отношении А.В.Шнитенков, указывающий, что «совершение юридически значимых действий является самостоятельным признаком должностного лица, поскольку характеризует деятельность любого служащего… следовательно, он не позволяет отграничить управленца от рядового служащего, а, наоборот, в равной мере характеризует деятельность и того, и другого» <7>.

<7> См.: Шнитенков, А.В. Ответственность за преступления против интересов службы: автореф. … дис. д-ра юрид. наук: 12.00.08 / А.В.Шнитенков. — Омск, 2006. — С. 10, 19.

Лица, уполномоченные на совершение юридически значимых действий, должны в полной мере соответствовать общим признакам субъекта преступления против интересов службы: они должны быть в связи с занимаемым ими в юридическом лице служебным положением или по его специальному полномочию наделены в установленном законом порядке правом управлять действиями физических или юридических лиц, т.е. являться официально уполномоченными субъектами управленческой (руководящей) деятельности <8>. Управленческими (распорядительными) же следует считать действия (функции), связанные с правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения. Однако особенность таких работников заключается в том, что в их деятельности следует различать выполнение управленческих и других (чисто профессиональных или технических) функций.

<8> См.: Бабий, Н.А. Квалификация взяточничества: научное исследование белорусского и российского опыта / Н.А.Бабий. — Минск, 2011. — С. 262.

Важно также обратить внимание, что рассматриваемые выше лица могут занимать в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо могут быть уполномочены в установленном порядке на совершение юридически значимых действий постоянно или временно либо по специальному полномочию.

Как указал Пленум Верховного Суда Республики Беларусь «под специальными полномочиями надо понимать функции, которыми наделено лицо в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом» <9> (п. 9 постановления).

<9> Мы не разделяем точку зрения, что основанием для наделения лица специальным полномочием может явиться и устное распоряжение руководителя, обладающего соответствующими полномочиями, поскольку такие полномочия должны быть надлежащим образом и с соблюдением установленного порядка юридически оформлены (постановлением, приказом, распоряжением, доверенностью и т.п.). Иная позиция по этому вопросу у Н.Егоровой. См.: Егорова, Н. Юридические основания осуществления управленческих функций специальным субъектом преступления / Н.Егорова // Уголовное право. — 2005. — N 5. — С. 16 — 19.

Полномочия могут предоставляться на время или для выполнения конкретного задания. В принципе функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно (как возмездно, так и безвозмездно), а также могут совмещаться с основной работой. При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Субъект преступления, действующий по специальному полномочию, характеризуется тем, что он не замещает должность, соответствующую исполняемым обязанностям, поскольку специальное полномочие на осуществление управленческих функций, которые не входят в круг прямых служебных обязанностей, предоставляется лицу без назначения его на определенную должность для выполнения неких полномочий должностного лица. Тем не менее возможны и случаи выполнения субъектом разовых отдельных поручений должностного характера (например, поручение принять участие в проверке, работе той или иной комиссии), в процессе и в связи с выполнением которых он рассматривается как должностное лицо <10>.

<10> См.: Волженкин, Б.В. Служебные преступления / Б.В.Волженкин. — М., 2000. — С. 114; Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Украины от 5 апреля 2001 года / под ред. Н.И.Мельника, Н.И.Хавронюка. — Киев, 2002. — С. 986.

Должностное лицо иностранного государства или международной организации.

Под должностными лицами иностранного государства или международной организации следует понимать должностных лиц иностранных государств, членов иностранных публичных собраний, должностных лиц международных организаций, членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов.

Должностными лицами не являются: а) индивидуальные и иные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую и хозяйственную деятельность без образования юридического лица <11>; б) граждане, уполномоченные другими гражданами на представление их интересов, независимо от формы поручения; в) работники, которые могут повлиять на принятие решения должностными лицами, но не обладающие правами самостоятельно принимать управленческие решения (консультанты, референты, помощники, эксперты и т.п.); г) должностные лица в связи с выполнением ими профессиональных функций, не связанных с должностными полномочиями (заведующий клиникой в связи с лечением больного); д) лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции во время отбывания наказания в виде лишения свободы <12>.

<11> Считается, что субъектами должностных преступлений не могут являться лица, выполняющие служебные обязанности в порядке индивидуального предпринимательства (т.е. работающие не в рамках определенного коллектива, вне какой-либо организации). Тем не менее некоторые авторы полагают, что если гражданин на условиях трудового договора нанимает работников для содействия ему в осуществлении предпринимательской деятельности, то он будет являться должностным лицом. Указывается, что при таких обстоятельствах он получает организационно-распорядительные полномочия по отношению к наемным работникам (право ставить перед ними определенные задачи, устанавливать размер заработной платы, распорядок рабочего дня, применять дисциплинарные взыскания и т.д.). См.: Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Украины от 5 апреля 2001 года / под ред. Н.И.Мельника, Н.И.Хавронюка. — Киев, 2002. — С. 987; Лукашов, А. Понятие должностного лица в уголовном праве: проблема применения судами и пути ее решения / А.Лукашов // БНПИ. — 2001. — N 44. Однако такое толкование должностного лица видится крайне расширительным, по нему вряд ли можно будет вычленить характерные признаки этого определения.

<12> См.: Бабий, Н.А. Квалификация взяточничества: научное исследование белорусского и российского опыта / Н.А.Бабий. — Минск, 2011. — С. 197 — 198.

В завершение отметим, что существующая трактовка понятия должностного лица практически стирает грани между должностными и недолжностными лицами (в судебно-следственной практике работник, наделенный материальной ответственностью, почти всегда признается должностным лицом) и совершенно не учитывает те изменения, которые сегодня произошли в сфере политики и экономики. Между тем переход к рыночным отношениям социально-экономической направленности, разнообразие форм собственности и имущественных отношений требуют иного подхода к определению субъекта должностных преступлений. Дело в том, что в условиях рыночных отношений меняется содержание компетенции должностного лица по управлению и распоряжению имуществом, следовательно, меняется и характер противоправных действий, составляющих суть злоупотребления служебными полномочиями.

Изучение уголовных дел о хищениях путем злоупотребления служебными полномочиями наглядно демонстрирует тот факт, что многие работники правоохранительных органов не всегда устанавливают порядок оформления должностных полномочий, их характер и объем, а также то, были ли они использованы при совершении хищения <13>. Отсутствие четкого представления о содержании понятий административно-хозяйственных и организационно-распорядительных обязанностей, юридически значимых действий приводит к тому, что на практике должностными лицами признаются лица, выполняющие профессиональные или технические обязанности. Между тем включение в число должностных лиц тех, которые выполняют профессиональные функции, безмерно расширяет круг субъектов должностных преступлений (должностными лицами можно признавать не только учителей, врачей, но и — формально — сторожей, водителей, рабочих и т.п.). Если считать, что должностное лицо обладает определенными правами, то тогда к числу должностных лиц можно относить фактически всех людей.

<13> К такому выводу пришел также В.М.Веремеенко. См.: Веремеенко, В.М. Уголовная ответственность за хищение путем злоупотребления служебными полномочиями: совершенствование законодательства и практики его применения: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / В.М.Веремеенко. — Минск, 2011. — С. 11 — 13.

Также необходимо учесть, что в процессе своего труда служащий, как правило, каких-либо благ и продуктов материального характера не создает. Результатом его деятельности выступает реализация возложенных на него функций: технических, экономических, научных, бытовых, социально-культурных, производственных и др. Важно выявить эти функции и связать их с родом деятельности лица, которого мы именуем должностным. Выполнение же лицом производственно-профессиональных или технических функций не может автоматически свидетельствовать о том, что это лицо осуществляет административно-хозяйственные, организационно-правовые обязанности или юридически значимые действия и на этом основании является должностным лицом. Если же в процессе выполнения производственно-профессиональных или технических функций допускаются различные нарушения и в результате этого совершается завладение чужим имуществом, то такого рода ситуации еще не свидетельствуют о том, что лицо совершило хищение путем злоупотребления служебными полномочиями.